ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 840
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
тренинге является ее эмоциональная насыщенность.
-
Встречная активность участников. Активность участников и их добровольность являются необходимым условием проведения тренинга. Если участники действительно активны, то из самой обычной ситуации они могут
извлечь много полезной информации.
-
«Колесо» тренинга. Тренинг, как и любое взаимодействие между людьми, состоит из трех элементов: тренер, участники и программа. В каждой ситуации есть желания тренера, реакции участников и программа
тренинга. Все эти элементы должны быть сбалансированны и
соответствовать данной конкретной группе [30; 36].
Каждое занятие тренинга включает четыре этапа:
-
Создание единого психологического пространства, а также обратной
связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).
-
Проведение дискуссий, игры или интервьюирования для создания
ситуаций рефлексии.
-
Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками,
умениями, а также достижение развивающих или коррекционных целей.
-
Релаксационные восстановительные упражнения для снятия
психологической напряженности и подведение итогов занятия [35].
Соответственно, благодаря своей практической направленности и одновременным решением нескольких образовательных и воспитательных задач, социально-психологический тренинг является основным инструментом работы по оптимизации самооценки и имеет ярко выраженный
результативный эффект.
В качестве средства оптимизации самооценки также используется сотрудничество подростков в образовательной деятельности. Данный метод
подробно описан в исследованиях А.А. Деркач, в которых в качестве совместных форм работы она выделяет обсуждение способов решения учебных задач, взаимопроверку, взаимоконтроль, составление заданий друг для друга. Автор предполагает, что совместная работа помогает подросткам лучше узнать и объективнее оценить своего партнера, вызывает у него
большую критичность в отношении к самому себе [16].
В работах Т.В. Галкиной, использующей описанный метод совместной деятельности, указана необходимость включения в нее регулярного замера самооценки с помощью методик ранжирования, самооценочных шкал и анкетирования, которые носят не только диагностический, но и развивающий характер, направленный на повышение рефлексии, познание самого себя и
обоснованность такой самооценки [15].
В качестве средства оптимизации самооценки можно указать индивидуальной воздействие, представленное и описанное Т.В. Корниловой и Е.А. Осиповой. Ими разработана и реализована программа формирования
самооценки в ходе образовательного процесса у отдельных учащихся. Детей, которые участвовали в эксперименте, активно привлекали к участию в коллективных обсуждениях, помогали им формулировать и отстаивать свое мнение; на уроках чаще спрашивали, оценивали их ответы развернуто, диференцированно и доброжелательно. Через три месяца у подростков был снят механизм торможения активности: на уроках и в личных контактах они чаще стали задавать вопросы, выяснять непонятное, дополнять ответы одноклассников. Среднее количество активных высказываний детей на уроках увеличилось почти вдвое. Соответственно, можно утверждать
, что направленное воздействие на самооценку отдельных подростков в образовательном процессе ведет к запланированным сдвигам в ее формировании: она становится дифференцированнее, реалистичнее и обоснованное. При этом изменения в самооценке происходят наряду с ростом успешности их учебной деятельности, что подчеркивает усиление ее
регулятивных функций [27; 44].
Оптимизацию самооценки подростков также можно осуществлять также средствами специальной организации общения с ними взрослых. Например, Л.Н. Крылова указывает, что разные типы общения взрослого с подростком неодинаково воздействуют на самооценку ребенка, на структурирование ее содержания. Особую роль в становлении самооценки подростка играет «деловое» общение с ним взрослого, в процессе которого идет содержательный анализ его деятельности и результата, подчеркиваются достижения и недостатки его работы, намечаются пути их преодоления. Самооценка подростков при таком методе становится более содержательной,
конкретной и рефлексивно-критичной [33].
И, наконец, важное место среди средств оптимизации самооценки подростков занимает метод создания воспитывающих ситуаций, которые носят объективный характер и раскрывают реальную обстановку в системе взаимоотношений подростков. Существует множество вариантов воспитывающих ситуаций в образовательной среде, результат разрешения которых зависит от педагогического мастерства, опыта педагога, его знания
индивидуальных особенностей обучающихся. Однако, чтобы создаваемая ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для ее субъектов.
Воспитывающую ситуацию составляют не сами по себе обстоятельства, а лишь те, которые включены в конкретные дела. При этом в процессе подготовки и проведения одного коллективного дела может быть создано
много разнообразных ситуаций для различных категорий подростков [24].
Метод воспитывающих ситуаций широко использовался педагогами в практике развития и формирования самооценки, вследствие чего выделяют
авторские технологии данного метода работы, например [5; 17; 47]:
-
ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко); -
ситуация свободного выбора (О.С. Богданова, Л.П. Катаева); -
ситуация эмоционального или интеллектуального заражения
(А.Н. Лутошкин);
-
соревновательная ситуация (А.Н. Лутошкин; -
ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс); -
ситуация творчества (В.А. Караковсвий); -
ситуация успеха (В.А. Караковский, О.С. Газман, А.С. Белкин).
В первую очередь, рассмотрим ситуацию авансирования доверием. Она может использоваться тогда, когда подросток совершил какое-либо неверное действие, и в этом случае педагог с помощью данной ситуации корректирует это действие, поведение в целом. У подростка появляются мысли о его нужности, полезности для общего дела, он проникается чувством уважения к самому себе. Таким образом данная ситуация стимулирует возникновение положительных чувств и положительных качеств личности. Подобные ситуации и откровенные разговоры с педагогом, направленные на развитие познавательного интереса и чувства долга, помогают оценить свои поступки
адекватно и в дальнейшем поступать правильно. Ситуацию авансированного доверия можно применять и по отношению к неуверенным подросткам с заниженной самооценкой, когда педагог называет их достоинства, которые помогут справиться с поручением. Авансирование, проведенное публично, в присутствии всего коллектива, мобилизует активность подростка, прикладывает максимум усилий для достижения результата, чтобы оправдать
данную ему характеристику и тем самым повысить свою самооценку [32].
Следующий вид воспитывающих ситуаций – ситуация свободного выбора, когда педагог ставит подростка перед необходимостью совершить нравственный поступок: пересмотреть свои взгляды, переосмыслить их, либо не совершить такого поступка и остаться на своей позиции. Чтобы ситуация стимулировала его к выбору правильного действия, подросток должен внутренне быть готовым к выбору, данный метод можно использовать только в конкретный момент и с определенными участниками. В поисках выхода из созданной ситуации подросток пересматривает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями и учится оценивать не только
обстоятельства, но и свои чувства и переживания по этому поводу.
Для того чтобы подростки не были равнодушными свидетелями тех или иных явлений и поступков, требующих нравственной оценки, создаются ситуации сопереживания. В их основе лежит эффект «эмоционального заряжения», под воздействием которого интенсивнее развиваются нравственные чувства детей, формируется их нравственный опыт. Ситуации сопереживания возникают при чтении художественной литературы, при просмотре фильмов и спектаклей. Они встречаются в повседневной жизни