ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 837
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
самооценки. К ним относятся: меры, направленные на повышение заниженной самооценки; меры, направленные на снижение завышенной самооценки подростков; и меры, направленные на поддержание адекватного
уровня самооценки.
Для поддержания адекватного уровня самооценки необходимо [42]:
возможностям.
поступки и переживания.
рефлексию
самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
несколько ситуаций, и он должен соотнести со своим поведением:
твой друг оказался в конце списка. Он очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?
опоздал
на неё. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?
Для снижения неадекватно завышенной самооценки можно
использовать предыдущие меры, а также [21]:
решать за него все проблемы, однако и не перегружать его.
мешают ему развиваться и которые он не замечает самостоятельно.
для объединения усилий и возможности оценки коллективного результата и собственного вклада.
спокойно воспринимать критику в свой адрес и уважать чувства других людей и их желания.
Особого внимания, со стороны педагогов, заслуживает заниженная
самооценка. Для повышения заниженной самооценки подростков можно использовать такие действия, как [15]:
негативные переживания и страхи в слова.
принижая свои достоинства.
самооценки. Если регулярно читать книги или слушать программы,
позитивные по своей природе, подросток будет приобретать качества от них.
себе людьми, готовыми его поддержать.
приносить пользу людям.
для их реализации, организовать условия для творческого саморазвития.
совет, попросить помощи.
Следовательно, можно сделать вывод, что оптимизация самооценки
подростков в образовательной организации – это процесс регуляции неадекватной самооценки с помощью различных методов и средств образовательного процесса, т.е. оптимизация будет реализовываться через систему способов, закономерностей и принципов образовательного процесса и носить характер конкретных мер. К основным средствам оптимизации подростков относят сотрудничество подростков в совместной деятельности, социально-психологический тренинг, средства индивидуальных воздействий, практические упражнения и игры, рефлексивные техники, метод создания воспитывающих ситуаций, в частности создание ситуации успеха. Направлениями оптимизации самооценки подростков являются меры по снижению и повышению неадекватной самооценки и меры по сохранения и
развитию адекватной самооценки.
Самооценка – это компонент самосознания, позволяющий индивиду критически оценить то, чем он обладает, с позиции системы ценностей. Основными уровнями самооценки считаются адекватная высокая и средняя
самооценка, и неадекватная завышенная или заниженная самооценка.
Умение человека оценить свои силы и возможности и соотнести их с
внешними условиями имеет огромное значение в формировании навыков построения взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.
Основные факторы формирования самооценки в подростковом возрасте: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, специфика организации учебной деятельности в школе и педагогическая оценка, а также стиль воспитания и ценности семьи. Для младшего подростка нормой является завышенная самооценка, однако к концу подросткового возраста она постепенно снижается.
Оптимизация самооценки подростков в образовательной организации – это процесс регуляции неадекватной самооценки с помощью различных методов и средств образовательного процесса, т.е. оптимизация будет реализовываться через систему способов, закономерностей и принципов
образовательного процесса и носить характер конкретных мер.
К основным средствам оптимизации подростков относят сотрудничество подростков в совместной деятельности, социально- психологический тренинг, средства индивидуальных
уровня самооценки.
Для поддержания адекватного уровня самооценки необходимо [42]:
-
Ставить перед подростком такие задачи, которые соответствуют его
возможностям.
-
Подбирать адекватные виды похвалы и наказания. -
Поддерживать инициативу подростка. -
Демонстрировать пример адекватной реакции на успех и неудачи. -
Использовать доверительные беседы с подростком, анализируя его
поступки и переживания.
-
Постоянно задавать вопросы, направленные на самопознание и
рефлексию
-
Не сравнивать подростка с другими детьми. Лучше сравнить его с
самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
-
Использовать практические упражнения и игры, направленные на развитие самооценки. Например, игра «Ситуации», где описывается
несколько ситуаций, и он должен соотнести со своим поведением:
-
Ты принимал участие в спортивных соревнованиях и победил, а
твой друг оказался в конце списка. Он очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?
-
Папа принёс 3 яблока: тебе и брату. Как будешь делить? Почему? -
Ребята во дворе играют в увлекательную игру, а ты немного
опоздал
на неё. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?
Для снижения неадекватно завышенной самооценки можно
использовать предыдущие меры, а также [21]:
-
Не ограждать подростка от ежедневных дел и обязанностей, не
решать за него все проблемы, однако и не перегружать его.
-
Обратить внимание на недостатки, проступки подростка, которые
мешают ему развиваться и которые он не замечает самостоятельно.
-
Использовать ситуации совместной деятельности, работы в группе
для объединения усилий и возможности оценки коллективного результата и собственного вклада.
-
Не завышать оценки, объяснять причину выбора отметки. -
Научить подростка прислушиваться к мнению окружающих,
спокойно воспринимать критику в свой адрес и уважать чувства других людей и их желания.
Особого внимания, со стороны педагогов, заслуживает заниженная
самооценка. Для повышения заниженной самооценки подростков можно использовать такие действия, как [15]:
-
Дать возможность подростку выговориться и тем самым превратить
негативные переживания и страхи в слова.
-
Смоделировать выход из сложных ситуаций. -
Научить подростка принимать комплименты и поздравления, не
принижая свои достоинства.
-
Обучить подростка аффирмациям (установкам). -
Использовать семинары, книги, фильмы, посвященные повышению
самооценки. Если регулярно читать книги или слушать программы,
позитивные по своей природе, подросток будет приобретать качества от них.
-
Организовать общение подростка с позитивными и уверенными в
себе людьми, готовыми его поддержать.
-
Составить с подростком список его прошлых достижений. -
Составить с подростком список его положительных качеств. -
Научить подростка делиться своими позитивными впечатлениями и
приносить пользу людям.
-
Организовать для подростка ситуацию успеха. -
Вместе с подростком составить список желаний и увлечений и план
для их реализации, организовать условия для творческого саморазвития.
-
Относиться к подростку, как равному, например, спросить у него
совет, попросить помощи.
Следовательно, можно сделать вывод, что оптимизация самооценки
подростков в образовательной организации – это процесс регуляции неадекватной самооценки с помощью различных методов и средств образовательного процесса, т.е. оптимизация будет реализовываться через систему способов, закономерностей и принципов образовательного процесса и носить характер конкретных мер. К основным средствам оптимизации подростков относят сотрудничество подростков в совместной деятельности, социально-психологический тренинг, средства индивидуальных воздействий, практические упражнения и игры, рефлексивные техники, метод создания воспитывающих ситуаций, в частности создание ситуации успеха. Направлениями оптимизации самооценки подростков являются меры по снижению и повышению неадекватной самооценки и меры по сохранения и
развитию адекватной самооценки.
Общие выводы по главе 1:
Самооценка – это компонент самосознания, позволяющий индивиду критически оценить то, чем он обладает, с позиции системы ценностей. Основными уровнями самооценки считаются адекватная высокая и средняя
самооценка, и неадекватная завышенная или заниженная самооценка.
Умение человека оценить свои силы и возможности и соотнести их с
внешними условиями имеет огромное значение в формировании навыков построения взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.
Основные факторы формирования самооценки в подростковом возрасте: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, специфика организации учебной деятельности в школе и педагогическая оценка, а также стиль воспитания и ценности семьи. Для младшего подростка нормой является завышенная самооценка, однако к концу подросткового возраста она постепенно снижается.
Оптимизация самооценки подростков в образовательной организации – это процесс регуляции неадекватной самооценки с помощью различных методов и средств образовательного процесса, т.е. оптимизация будет реализовываться через систему способов, закономерностей и принципов
образовательного процесса и носить характер конкретных мер.
К основным средствам оптимизации подростков относят сотрудничество подростков в совместной деятельности, социально- психологический тренинг, средства индивидуальных