ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 912
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
в форме оценки
выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее
устойчивого самоотношения [21].
Данная методика выбрана для подтверждения данных, полученных по предыдущим методикам, так как они аналогичны друг другу. Также данный опросник позволяет уточнить не только уровень самооценки, но и сформированное на ее основе представление о себе, тем самым позволяя
определить методы и средства по оптимизации самооценки подростков.
На основании анализа представленных методик можно сделать вывод, что диагностика самооценки подростка является необходимым и самостоятельным компонентом психолого-педагогической деятельности. При организации и проведении диагностики важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их состояние и настроение в данный момент. Важным условием диагностики является интерпретация данных на
основании нескольких методик.
Исследование проводилось в 6-х классах МКОУ «СОШ №29» г. Ревды. В качестве респондентов выступали 53 подростка 12 – 13 лет. Для повышения качества проводимого исследования и подтверждения гипотезы общее количество респондентов было поделено на контрольную и экспериментальную группы по классам. Таким образом, в экспериментальной
группе приняли участие 26 подростков, а в контрольной –
27 подростков. Вследствие неравного деления респондентов, все данные переведены в процентное соотношение, тем самым исключая неточность
полученных результатов.
Для исследования самооценки подростков нами были использованы методика Дембо-Рубинштейна, «Самооценка личности» О.И. Моткова и опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева. Основной интерес для изучения представлял уровень самооценки, поэтому дополнительные
результаты по уровню притязаний и уровню составляющих самооценки не учтены и не представлены в данной работе. Полученные «сырые» баллы обработаны в Excel и отображены в таблицах с учетом примененных формул
и обобщенных показателей (Приложение 4).
По результатам методики Дембо-Рубинштейн выявлено, что среди испытуемых экспериментальной группы 6 человек имеют заниженную самооценку, что составляет 23% от общего количества респондентов, 20 человек имеют адекватную самооценку – это 77%, подростков с завышенной самооценкой в группе не выявлено. В контрольной группе подростки с завышенной самооценкой также отсутствуют, с заниженной самооценкой – 7 человек (26%), и норма самооценки наблюдается у 20 человек (74%). Соответственно, преобладающим уровнем самооценки в каждой группе является адекватная, средняя самооценка, однако количество подростков с заниженной самооценкой тоже велико, что требует психолого-
педагогического вмешательства.
Помимо общего уровня самооценки
методика позволяет выявить уровень самооценки по определенным характеристикам личности, составляющим сущность самооценки – это характер, ум, способности, авторитет, внешность, уверенность в себе. Так, в экспериментальной группе наибольшее количество респондентов с низким уровнем самооценки наблюдается по характеру и авторитетности (по 42%); в контрольной группе по характеру (37%) и внешности (41%). Наибольшее количество респондентов с высоким уровнем и в экспериментальной, и в контрольной группе приходится на способности. Указанные по характеристикам данные соответствуют возрастным особенностям подростков, их отношению к внешности и авторитету у сверстников вследствие гормональной
перестройки и новообразования подросткового периода.
Все перечисленные данные по каждому показателю самооценки можно представить в процентном соотношении на диаграмме (рис.6).
Рис. 6. Уровни самооценки подростков по методике Дембо-Рубинштейн
Исходя из диаграммы, видно, что практически все показатели экспериментальной и контрольной групп аналогичны. Однако для доказательства данного предположения «сырые» данные, полученные по методике Дембо-Рубинштейн, обработаны с помощью методов математической статистики, в частности критерия Манна-Уитни. Данный критерий предназначен для выявления различий в уровне исследуемого признака на двух
выборках испытуемых. Результаты представлены в табличном варианте в Приложении 5.
Анализируя статистические данные, можно указать на то, что все показатели достоверны на уровне статистической значимости, равной р=1. Сравнивая показатели по каждой шкале и среднему баллу, различий между группами не выявлено, что позволяет нам считать стартовые условия для разработки программы по оптимизации самооценки по данной диагностике
равными.
Для подтверждения и уточнения полученных результатов по уровню самооценки также проведена методика самооценки личности О.И. Моткова, содержащая более дифференцированную шкалу диагностики компонентов самооценки. «Сырые» баллы по данной методике также обработаны в Excel. Анализируя их можно выделить респондентов с низкой, средней, высокой и даже псевдовысокой самооценкой. В нашем исследовании в экспериментальной группе выявлено 18 подростков с низкой самооценкой (69%), 7 – со средней ( 27%) и 1 – с высокой (4%). В контрольной группе подростков с низкой самооценкой – 17 (63%), со средней – 8 (30%), с высокой
Рис. 7. Уровни самооценки подростков по методике О.И. Моткова Помимо общих показателей нами выявлен средний балл по каждому
оцененному фактору
личности: нравственности, воли, самостоятельности, креативности, гармоничности и экстраверсии. И в экспериментальной, и в контрольной группе средний балл равен двум, что также указывает на низкую самооценку всех указанных факторов. Остальные данные приведены в процентном соотношении на диаграмме (рис.8).
Рис. 8. Оценка факторов личности по методике О.И. Моткова
На диаграмме видно, что практически все показатели экспериментальной и контрольной группы идентичны друг другу, что указывает на репрезентативность выборки респондентов. Доказательством выдвинутого тезиса также являются результаты математической статистики
по критерию Манна-Уитни, которые представлены в Приложении 5.
Анализ статистических данных доказывает, что все показатели практически равны при статистической значимости р = 0,1 по шкалам – нравственность, воля, самостоятельность; и р = 0,3 по креативности, гармоничности, экстраверсии и сумме баллов. Единственным явным различием являются показатели шкалы «Самостоятельность», где Т = -3,9, но при сравнении суммы баллов по всем шкалам данные различия нивелируются, что также позволяет нам сделать вывод о равноценности
экспериментальной и контрольной групп по методике О.И. Моткова.
Однако обе представленные методики являются аналогичными по
схеме проведения и использованию для диагностики списка личностных качеств, поэтому для достоверности изучаемого явления и подтверждения
выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее
устойчивого самоотношения [21].
Данная методика выбрана для подтверждения данных, полученных по предыдущим методикам, так как они аналогичны друг другу. Также данный опросник позволяет уточнить не только уровень самооценки, но и сформированное на ее основе представление о себе, тем самым позволяя
определить методы и средства по оптимизации самооценки подростков.
На основании анализа представленных методик можно сделать вывод, что диагностика самооценки подростка является необходимым и самостоятельным компонентом психолого-педагогической деятельности. При организации и проведении диагностики важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их состояние и настроение в данный момент. Важным условием диагностики является интерпретация данных на
основании нескольких методик.
Исследование проводилось в 6-х классах МКОУ «СОШ №29» г. Ревды. В качестве респондентов выступали 53 подростка 12 – 13 лет. Для повышения качества проводимого исследования и подтверждения гипотезы общее количество респондентов было поделено на контрольную и экспериментальную группы по классам. Таким образом, в экспериментальной
группе приняли участие 26 подростков, а в контрольной –
27 подростков. Вследствие неравного деления респондентов, все данные переведены в процентное соотношение, тем самым исключая неточность
полученных результатов.
Для исследования самооценки подростков нами были использованы методика Дембо-Рубинштейна, «Самооценка личности» О.И. Моткова и опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева. Основной интерес для изучения представлял уровень самооценки, поэтому дополнительные
результаты по уровню притязаний и уровню составляющих самооценки не учтены и не представлены в данной работе. Полученные «сырые» баллы обработаны в Excel и отображены в таблицах с учетом примененных формул
и обобщенных показателей (Приложение 4).
По результатам методики Дембо-Рубинштейн выявлено, что среди испытуемых экспериментальной группы 6 человек имеют заниженную самооценку, что составляет 23% от общего количества респондентов, 20 человек имеют адекватную самооценку – это 77%, подростков с завышенной самооценкой в группе не выявлено. В контрольной группе подростки с завышенной самооценкой также отсутствуют, с заниженной самооценкой – 7 человек (26%), и норма самооценки наблюдается у 20 человек (74%). Соответственно, преобладающим уровнем самооценки в каждой группе является адекватная, средняя самооценка, однако количество подростков с заниженной самооценкой тоже велико, что требует психолого-
педагогического вмешательства.
Помимо общего уровня самооценки
методика позволяет выявить уровень самооценки по определенным характеристикам личности, составляющим сущность самооценки – это характер, ум, способности, авторитет, внешность, уверенность в себе. Так, в экспериментальной группе наибольшее количество респондентов с низким уровнем самооценки наблюдается по характеру и авторитетности (по 42%); в контрольной группе по характеру (37%) и внешности (41%). Наибольшее количество респондентов с высоким уровнем и в экспериментальной, и в контрольной группе приходится на способности. Указанные по характеристикам данные соответствуют возрастным особенностям подростков, их отношению к внешности и авторитету у сверстников вследствие гормональной
перестройки и новообразования подросткового периода.
Все перечисленные данные по каждому показателю самооценки можно представить в процентном соотношении на диаграмме (рис.6).
Рис. 6. Уровни самооценки подростков по методике Дембо-Рубинштейн
Исходя из диаграммы, видно, что практически все показатели экспериментальной и контрольной групп аналогичны. Однако для доказательства данного предположения «сырые» данные, полученные по методике Дембо-Рубинштейн, обработаны с помощью методов математической статистики, в частности критерия Манна-Уитни. Данный критерий предназначен для выявления различий в уровне исследуемого признака на двух
выборках испытуемых. Результаты представлены в табличном варианте в Приложении 5.
Анализируя статистические данные, можно указать на то, что все показатели достоверны на уровне статистической значимости, равной р=1. Сравнивая показатели по каждой шкале и среднему баллу, различий между группами не выявлено, что позволяет нам считать стартовые условия для разработки программы по оптимизации самооценки по данной диагностике
равными.
Для подтверждения и уточнения полученных результатов по уровню самооценки также проведена методика самооценки личности О.И. Моткова, содержащая более дифференцированную шкалу диагностики компонентов самооценки. «Сырые» баллы по данной методике также обработаны в Excel. Анализируя их можно выделить респондентов с низкой, средней, высокой и даже псевдовысокой самооценкой. В нашем исследовании в экспериментальной группе выявлено 18 подростков с низкой самооценкой (69%), 7 – со средней ( 27%) и 1 – с высокой (4%). В контрольной группе подростков с низкой самооценкой – 17 (63%), со средней – 8 (30%), с высокой
-
2 (7%). Респондентов с псевдовысокой самооценкой ни в одной группе не обнаружено. Таким образом, по данной методике преобладает низкая самооценка в каждой группе респондентов. Для наглядного представления и сравнительного анализа указанных данных процентное соотношение показателей отражено на диаграмме (рис.7).
Рис. 7. Уровни самооценки подростков по методике О.И. Моткова Помимо общих показателей нами выявлен средний балл по каждому
оцененному фактору
личности: нравственности, воли, самостоятельности, креативности, гармоничности и экстраверсии. И в экспериментальной, и в контрольной группе средний балл равен двум, что также указывает на низкую самооценку всех указанных факторов. Остальные данные приведены в процентном соотношении на диаграмме (рис.8).
Рис. 8. Оценка факторов личности по методике О.И. Моткова
На диаграмме видно, что практически все показатели экспериментальной и контрольной группы идентичны друг другу, что указывает на репрезентативность выборки респондентов. Доказательством выдвинутого тезиса также являются результаты математической статистики
по критерию Манна-Уитни, которые представлены в Приложении 5.
Анализ статистических данных доказывает, что все показатели практически равны при статистической значимости р = 0,1 по шкалам – нравственность, воля, самостоятельность; и р = 0,3 по креативности, гармоничности, экстраверсии и сумме баллов. Единственным явным различием являются показатели шкалы «Самостоятельность», где Т = -3,9, но при сравнении суммы баллов по всем шкалам данные различия нивелируются, что также позволяет нам сделать вывод о равноценности
экспериментальной и контрольной групп по методике О.И. Моткова.
Однако обе представленные методики являются аналогичными по
схеме проведения и использованию для диагностики списка личностных качеств, поэтому для достоверности изучаемого явления и подтверждения