ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 916
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
данных мы использовали альтернативны метод исследования – опрос, который проводился по опроснику самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, т.е. мы можем определить не только уровень самооценки, но и ее
результат – самоотношение.
По данному опроснику «сырые» баллы исследования по каждой шкале переводились в накопленные частоты и определялась выраженность каждого
признака самоотношения и его интегральная характеристика.
Таким образом, в экспериментальной группе выявлено 14 подростков с заниженной самооценкой, и по 6 респондентов – со средней и завышенной. В контрольной группе – 13 детей имеют заниженную самооценку, 8 – среднюю и 6 – завышенную. Данные обеих групп соответствуют друг другу. Для понимания сделанного вывода данные по каждой шкале отображены на диаграмме (рис.9).
Рис.9. Уровень самоотношения по методике В.В. Столина и С.Р.
Пантелеева
Исходя из представленных данных, к наиболее проблемным зонам развития самооценки подростков можно отнести самоуважение, самопринятие и самоинтерес. Также можно отметить, что преобладающим уровнем самоотношения по всем шкалам опросника является не выраженность признака, что указывает на низкий уровень самооценки подростков как основной и требует разработки и реализации мер по ее
развитию и коррекции, т.е. оптимизации.
Подтверждением аналогичности данных каждой группы является их
обработка с помощью методов математической статистики
по критерию Манна-Уитни, которые представлены в Приложении 5.
Анализ статистических данных доказывает, что все показатели практически равны при статистической значимости р = 1 по интегральной
шкале, самоуважению, отношению других и самопринятию; р = 0,8 по самообвинению; р = 0,2 по аутосимпатии, саморуководству и самоинтересу; р
= 0,1 по ожидаемому отношению от других, самоуверенности и самопониманию. Явных различий между показателями не обнаружено, что позволяет нам сделать вывод о равноценности по опроснику экспериментальной и контрольной групп и считать стартовые условия для
разработки программы по оптимизации самооценки подростков равными.
Соответственно, по результатам проведенных методик исследования самооценки подростков можно выделить следующие положения: у подростков наблюдается преобладание низкого уровня самооценки или склонность к занижению своих достоинств, в частности, по актуальным для них позициям – внешности, авторитету у сверстников, характеру, где наблюдаются более низкие показатели. Проблемными зонами оптимизации самооценки подростков являются самоуважение, самопринятие и самоинтерес. У подростков с неадекватной самооценкой наблюдаются такие особенности поведения, как враждебность, подозрительность, обидчивость, замкнутость, уступчивость, т.е. социально нежелательные характеристики. У подростков с адекватной самооценкой в качестве особенностей выступают: ответственность, сострадание, доброжелательность,
активность,
отзывчивость и бескорыстность, т.е. социально одобряемые качества.
Для подтверждения данных, полученных при диагностике самооценки подростков, и получения экспертной оценки – мнения родителей по оптимизации данного компонента, нами проведен блиц-опрос, состоящий из
5 вопросов [37]:
самооценки подростков?
адекватная самооценка?
самооценки подростков?
В качестве респондентов выступали родители и родственники обучающихся 6-х классов. Всего в опросе приняли участие 39 человек. По результатам опроса выявлены следующие показатели.
На первый вопрос респонденты дали такие ответы:
Графическое отображение данных количественных показателей выборов родителей представлено в
диаграмме (рис. 4).
Рис. 4. Данные по первому вопросу блиц-опроса Соответственно, в качестве основных специалистов, реализующих
развитие адекватной самооценки, выбраны педагоги, психологи и школа. Полученные данные указывают на понимание родителями важности проблемы самооценки, однако в большинстве случаев перекладывают
ответственность на образовательную организацию, что требует от школы особого внимания к данному вопросу, разработки качественной программы, просвещения и развития родительской компетентности в области
оптимизации самооценки подростков в условиях семьи.
На второй вопрос респонденты ответили следующим образом: 7 человек считают, что у их детей завышенная самооценка, 11 – что адекватная и 21 – заниженная. Процентное соотношение данных также отображено на диаграмме (рис.5).
Рис. 5. Данные по второму вопросу блиц-опроса Представленные данные свидетельствуют о преобладании заниженной
самооценки среди подростков, определяют уровень самооценки подростков родителями и дают понимание не только о наличие проблемы, но и
оценивании родителями детей.
На третий вопрос ответов «Да» – 24 (62%), «нет» – 15 (38%), что означает наличие проблемы оптимизации самооценки подростков в данной образовательной организации, обозначения социального запроса родителей на проведение мероприятий по ее оптимизации и отсутствие взаимодействия
педагогов с семьей по данной проблеме.
Четвертый вопрос содержит положительных ответов – 17 (44%), отрицательных
– 22 (56%), что свидетельствует о низком уровне и нерегулярном характере проведения мероприятий по оптимизации самооценки подростков. Также на третий вопрос родители уточняли, какие
именно мероприятия проводятся в школе по данному направлению. Среди ответов наблюдались следующие варианты: классные часы, праздники, индивидуальные беседы. Представленные ответы подразумевают неосведомленность родителей о работе по оптимизации самооценки подростков, поэтому необходимо психолого-педагогическое просвещение
педагогов, проведение курсов повышения квалификации.
И наконец, на пятый вопрос о видах деятельности по оптимизации самооценки подростков родители выделили следующие мероприятия: тренинги и практикумы, личные дневники, памятки и мастер-классы для родителей, проведение диагностики самооценки подростка, похвала. Более всего выборов пришлось на тренинги (27 человек – 69%) и проведение
диагностического среза (19 – 49%).
Проведенный опрос способствовал изучению существующих условий и обозначению явных проблем: недостаточное владение педагогами методами и средствами оптимизации самооценки, дефицит используемых форм, методов и средств, отсутствие просвещения родителей по данному вопросу,
нерегулярный характер реализации данного направления.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии проблемы развития самооценки в подростковом возрасте и необходимости ее оптимизации в условиях МКОУ «СОШ №29» с применением традиционных и инновационных
результат – самоотношение.
По данному опроснику «сырые» баллы исследования по каждой шкале переводились в накопленные частоты и определялась выраженность каждого
признака самоотношения и его интегральная характеристика.
Таким образом, в экспериментальной группе выявлено 14 подростков с заниженной самооценкой, и по 6 респондентов – со средней и завышенной. В контрольной группе – 13 детей имеют заниженную самооценку, 8 – среднюю и 6 – завышенную. Данные обеих групп соответствуют друг другу. Для понимания сделанного вывода данные по каждой шкале отображены на диаграмме (рис.9).
Рис.9. Уровень самоотношения по методике В.В. Столина и С.Р.
Пантелеева
Исходя из представленных данных, к наиболее проблемным зонам развития самооценки подростков можно отнести самоуважение, самопринятие и самоинтерес. Также можно отметить, что преобладающим уровнем самоотношения по всем шкалам опросника является не выраженность признака, что указывает на низкий уровень самооценки подростков как основной и требует разработки и реализации мер по ее
развитию и коррекции, т.е. оптимизации.
Подтверждением аналогичности данных каждой группы является их
обработка с помощью методов математической статистики
по критерию Манна-Уитни, которые представлены в Приложении 5.
Анализ статистических данных доказывает, что все показатели практически равны при статистической значимости р = 1 по интегральной
шкале, самоуважению, отношению других и самопринятию; р = 0,8 по самообвинению; р = 0,2 по аутосимпатии, саморуководству и самоинтересу; р
= 0,1 по ожидаемому отношению от других, самоуверенности и самопониманию. Явных различий между показателями не обнаружено, что позволяет нам сделать вывод о равноценности по опроснику экспериментальной и контрольной групп и считать стартовые условия для
разработки программы по оптимизации самооценки подростков равными.
Соответственно, по результатам проведенных методик исследования самооценки подростков можно выделить следующие положения: у подростков наблюдается преобладание низкого уровня самооценки или склонность к занижению своих достоинств, в частности, по актуальным для них позициям – внешности, авторитету у сверстников, характеру, где наблюдаются более низкие показатели. Проблемными зонами оптимизации самооценки подростков являются самоуважение, самопринятие и самоинтерес. У подростков с неадекватной самооценкой наблюдаются такие особенности поведения, как враждебность, подозрительность, обидчивость, замкнутость, уступчивость, т.е. социально нежелательные характеристики. У подростков с адекватной самооценкой в качестве особенностей выступают: ответственность, сострадание, доброжелательность,
активность,
отзывчивость и бескорыстность, т.е. социально одобряемые качества.
Для подтверждения данных, полученных при диагностике самооценки подростков, и получения экспертной оценки – мнения родителей по оптимизации данного компонента, нами проведен блиц-опрос, состоящий из
5 вопросов [37]:
-
Как вы думаете, кто должен заниматься развитием адекватной
самооценки подростков?
-
По вашему мнению, у вашего ребенка завышенная, заниженная или
адекватная самооценка?
-
Как вы думаете, в вашей школе существует проблема неадекватной
самооценки подростков?
-
В вашей школе проводятся мероприятия или занятия по развитию и коррекции самооценки подростков? Если да, то какие? -
Каких видов деятельности или мероприятий по развитию и коррекции самооценки подростков не хватает в вашей школе?
В качестве респондентов выступали родители и родственники обучающихся 6-х классов. Всего в опросе приняли участие 39 человек. По результатам опроса выявлены следующие показатели.
На первый вопрос респонденты дали такие ответы:
-
«педагоги» – 28 человек, что составляет 71%; -
«психологи» – 21 человек, т.е. 54% -
«родители» – 13 человек, т.е. 33%; -
«школа» – 25 человек, т.е. – 64%; -
«другие специалисты» – 2 человека, т.е. – 5%.
Графическое отображение данных количественных показателей выборов родителей представлено в
диаграмме (рис. 4).
Рис. 4. Данные по первому вопросу блиц-опроса Соответственно, в качестве основных специалистов, реализующих
развитие адекватной самооценки, выбраны педагоги, психологи и школа. Полученные данные указывают на понимание родителями важности проблемы самооценки, однако в большинстве случаев перекладывают
ответственность на образовательную организацию, что требует от школы особого внимания к данному вопросу, разработки качественной программы, просвещения и развития родительской компетентности в области
оптимизации самооценки подростков в условиях семьи.
На второй вопрос респонденты ответили следующим образом: 7 человек считают, что у их детей завышенная самооценка, 11 – что адекватная и 21 – заниженная. Процентное соотношение данных также отображено на диаграмме (рис.5).
Рис. 5. Данные по второму вопросу блиц-опроса Представленные данные свидетельствуют о преобладании заниженной
самооценки среди подростков, определяют уровень самооценки подростков родителями и дают понимание не только о наличие проблемы, но и
оценивании родителями детей.
На третий вопрос ответов «Да» – 24 (62%), «нет» – 15 (38%), что означает наличие проблемы оптимизации самооценки подростков в данной образовательной организации, обозначения социального запроса родителей на проведение мероприятий по ее оптимизации и отсутствие взаимодействия
педагогов с семьей по данной проблеме.
Четвертый вопрос содержит положительных ответов – 17 (44%), отрицательных
– 22 (56%), что свидетельствует о низком уровне и нерегулярном характере проведения мероприятий по оптимизации самооценки подростков. Также на третий вопрос родители уточняли, какие
именно мероприятия проводятся в школе по данному направлению. Среди ответов наблюдались следующие варианты: классные часы, праздники, индивидуальные беседы. Представленные ответы подразумевают неосведомленность родителей о работе по оптимизации самооценки подростков, поэтому необходимо психолого-педагогическое просвещение
педагогов, проведение курсов повышения квалификации.
И наконец, на пятый вопрос о видах деятельности по оптимизации самооценки подростков родители выделили следующие мероприятия: тренинги и практикумы, личные дневники, памятки и мастер-классы для родителей, проведение диагностики самооценки подростка, похвала. Более всего выборов пришлось на тренинги (27 человек – 69%) и проведение
диагностического среза (19 – 49%).
Проведенный опрос способствовал изучению существующих условий и обозначению явных проблем: недостаточное владение педагогами методами и средствами оптимизации самооценки, дефицит используемых форм, методов и средств, отсутствие просвещения родителей по данному вопросу,
нерегулярный характер реализации данного направления.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии проблемы развития самооценки в подростковом возрасте и необходимости ее оптимизации в условиях МКОУ «СОШ №29» с применением традиционных и инновационных