ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 918
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
средств. Обязательным условием реализации программы является комплексность, цельность, регулярность и систематичность проведения мероприятий, ее составляющих.
Центральным фактором психического развития подростков является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, самооценки. По мнению В.В. Столина, самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности подростка, поэтому
при любых отклонениях ее необходимо оптимизировать.
Пояснительная записка
Самооценка – это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.
Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка подростка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение, успеваемость и сферу взаимоотношений. Данные многих исследований (Р. Бернс, Е. Божович) говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой.
Следовательно, педагогам необходимо развивать самопознание подростка и способность успешно реализовать себя в поведении, повышать представления о собственной ценности и уверенность в собственных силах, что позволит ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия.
Методологической основой программы послужили методические рекомендации авторов: Н.В. Бордовская «Современные образовательные технологии», Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками», Т.К. Молчанова «Составление образовательных программ», Е.А. Осипова
Основные
направления деятельности педагога-психолога» [5; 35; 43].
Цель: оптимизация неадекватной самооценки подростков. Задачи:
и сверстников.
детей подросткового возраста;
необходимых материалов, освещение целей и задач программы).
программы, постановка новых задач) [41].
Аудитория: возраст 12-13 лет, 26 человек. Программа рассчитана на 30 академических часов:
Сроки реализации программы: 3 месяца (февраль, март, апрель). Предполагаемые результаты программы:
форм деятельности (наличие у подростка увлечения, хобби);
Программа включает следующие блоки: работа с подростками, работа с родителями и методическая деятельность.
Работа с подростками (табл.1) – это комплекс различных мероприятий,
направленный на оптимизацию самооценки подростков и состоящий из различных игр и упражнений, которые можно использовать в учебной деятельности и как самостоятельный компонент воспитательного характера. Данные игры и упражнения направлены на установление контакта с подростком, раскрытие его внутреннего мира, выявление причин неадекватной самооценки, формирование положительного представления о
себе. Подробное содержание занятий указано в Приложении 5.
Работа с подростками
Таблица 1
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 28
Программа оптимизации самооценки подростков
Центральным фактором психического развития подростков является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, самооценки. По мнению В.В. Столина, самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности подростка, поэтому
при любых отклонениях ее необходимо оптимизировать.
Пояснительная записка
Самооценка – это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.
Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка подростка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение, успеваемость и сферу взаимоотношений. Данные многих исследований (Р. Бернс, Е. Божович) говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой.
Следовательно, педагогам необходимо развивать самопознание подростка и способность успешно реализовать себя в поведении, повышать представления о собственной ценности и уверенность в собственных силах, что позволит ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия.
Методологической основой программы послужили методические рекомендации авторов: Н.В. Бордовская «Современные образовательные технологии», Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками», Т.К. Молчанова «Составление образовательных программ», Е.А. Осипова
Основные
направления деятельности педагога-психолога» [5; 35; 43].
Цель: оптимизация неадекватной самооценки подростков. Задачи:
-
Развивать лидерские качества у подростков. -
Развивать навыки рефлексии своей деятельности и результатов. -
Обучать адекватным эмоциональным реакциям в отношении себя
и сверстников.
-
Обучать способам самовыражения через творчество. -
Формировать представление о феномене самооценки. -
Формировать позитивное отношение к негативным ситуациям. -
Формировать стремление к самопознанию и саморазвитию. Принципы составления и релизации программы [43]:
-
принцип системности задач; -
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
детей подросткового возраста;
-
принцип комплексного психологического воздействия. -
принцип нормативности развития; -
принцип системности развития психической деятельности; -
принцип диагностики и коррекции. Этапы реализации программы [5; 44]:
-
Подготовительный этап (сбор данных, диагностика). -
Организационный (разработка мероприятий, подготовка
необходимых материалов, освещение целей и задач программы).
-
Основной этап (организация деятельности подростков). -
Заключительный (проведение повторной диагностики). -
Рефлексивный (оценка полученных результатов и эффективности
программы, постановка новых задач) [41].
Аудитория: возраст 12-13 лет, 26 человек. Программа рассчитана на 30 академических часов:
-
20 аудиторных занятий по 60 минут, проводятся 2 раза в неделю; -
10 – домашних заданий.
Сроки реализации программы: 3 месяца (февраль, март, апрель). Предполагаемые результаты программы:
-
адекватный уровень самооценки подростков; -
сформированность представления о самооценке; -
возможность выражения себя с помощью творчества и различных
форм деятельности (наличие у подростка увлечения, хобби);
-
наличие стремления к самопознанию и саморазвитию.
Программа включает следующие блоки: работа с подростками, работа с родителями и методическая деятельность.
Работа с подростками (табл.1) – это комплекс различных мероприятий,
направленный на оптимизацию самооценки подростков и состоящий из различных игр и упражнений, которые можно использовать в учебной деятельности и как самостоятельный компонент воспитательного характера. Данные игры и упражнения направлены на установление контакта с подростком, раскрытие его внутреннего мира, выявление причин неадекватной самооценки, формирование положительного представления о
себе. Подробное содержание занятий указано в Приложении 5.
Работа с подростками
Таблица 1
Мероприятие | Содержание | Сроки | Ответственные |
Первичная диагностика самооценки | Цель: определение уровня самооценки подростков, особенностей ее проявления и сформированного на ее основе | Февраль | Педагог- психолог |
подростков | представления о себе. | | |
Занятие №1. Давайте познакомимся. | Цель: установление доброжелательного контакта с участниками и между ними, знакомство с целями работы, выработка правил работы в группе. | Февраль | Педагог- психолог |
Занятие №2. «Здравствуйте, это я». | Цель: раскрытие внутреннего мира подростка, сплочение группы, формирование знаний о самооценке. | Февраль | Педагог- психолог |
Занятие №3. «Волшебная лавка». | Цель: выявление причин заниженной самооценки, подготовка подростка к групповой работе, коррекции. | Февраль | Педагог- психолог |
Занятие №4. «Пустыня». | Цель: сплочение группы, осознание своей значимости в группе и ее влияние на общее решение. | Февраль | Педагог- психолог |
Занятие №5. «Сказка о незнакомце (ке)». | Цель: выявление внутренних конфликтов, знакомство со способами самопознания и самораскрытия, развитие навыков взаимодействия | Февраль | Педагог- психолог |
Занятие №6. «Три слова». | Цель: развитие навыков самопознания и саморазвития, формирование положительного представления о себе | Март | Педагог- психолог |
Занятие №7. Я – это ты, ты – это я! | Цель: формирование позитивного отношения к себе и другому, формирование ощущения значимости собственных слов и жестов | Март | Педагог- психолог |
Занятие №8. Моя самооценка. | Цель: формирование представления об адекватной самооценке, формирование позитивного отношения к себе и другому, формирование ощущения значимости собственных слов и жестов | Март | Педагог- психолог |
Занятие №9. Доверься мне. | Цель: формирование позитивного отношения, опыта доверия, знакомство с новыми способами самовыражения | Март | Педагог- психолог |
Занятие №10. Трудности. | Цель: формирование навыка разрешения проблем, знакомство со способами делового взаимодействия, развитие уверенности в своих возможностях | Март | Педагог- психолог |
Занятие №11. Я на море. | Цель: повышение уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения, развитие опыта доверия | Март | Педагог- психолог |
Занятие №12. Люблю – не люблю. | Цель: формирование навыка самовыражения, формирование позитивного отношения к себе, развитие навыков коммуникации | Март | Педагог- психолог |
Занятие №13. Мое будущее. | Цель: формирование навыков активной жизненной позиции, развитие уверенности в себе, навыка осознания своих чувств | Март | Педагог- психолог |
Занятие №14. Жизненные ситуации. | Цель: показать возможные решения проблем, развитие уверенности в себе, навыка осознания своих чувств | Апрель | Педагог- психолог |
Занятие №15. | Цель: закрепление позитивного | Апрель | Педагог- |
Мы – вместе! | отношения к себе, снятие напряжения, повышение уверенности в себе, развитие невербальных навыков общения | | психолог |
Занятие №16. Дневник саморазвития. | Цель: развитие навыков самопознания и самоконтроля, закрепление способов повышения самооценки, формирование стремления к познанию своего внутреннего мира | Апрель | Педагог- психолог |
Занятие №17. Какой я? | Формирование представлений о способах оценки самооценки, формирование стремления к познанию своего внутреннего мира | Апрель | Педагог- психолог |
Занятие №18. Я люблю себя! | Цель: закрепление состояния адекватной самооценки, обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов. | Апрель | Педагог- психолог |
Повторная диагностика самооценки подростков | Цель: определение уровня самооценки подростков, особенностей ее проявления и сформированного на ее основе представления о себе, сравнение результатов, выявление изменений. | Апрель | Педагог- психолог |
Домашнее задание | Ведение еженедельного личного дневника по 5 параметрам: цели на неделю, важные события, чувства, эмоции и настроения в течение недели, полученные результаты, выводы. | Февраль- апрель | Педагог- психолог |
Индивидуальн ая работа | Беседы, консультации подростка, помощь в решении проблем, связанных с самооценкой и ее проявлением | По необходи мости | Педагог- психолог |
Кружки, секции, факультативы | Создание сети дополнительного образования в школе для реализации подростка через творчество | Регулярно | Педагог дополнительно го образования |
Работа в классе | Создание ситуации успеха для подростков с заниженной самооценкой, включение рефлексивного этапа в урок | | Классный руководитель |