Файл: Программа оптимизации самооценки подростков 64.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 918

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
средств. Обязательным условием реализации программы является комплексность, цельность, регулярность и систематичность проведения мероприятий, ее составляющих.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28

Программа оптимизации самооценки подростков



Центральным фактором психического развития подростков является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, самооценки. По мнению В.В. Столина, самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности подростка, поэтому

при любых отклонениях ее необходимо оптимизировать.

Пояснительная записка

Самооценка – это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка подростка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение, успеваемость и сферу взаимоотношений. Данные многих исследований (Р. Бернс, Е. Божович) говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой.

Следовательно, педагогам необходимо развивать самопознание подростка и способность успешно реализовать себя в поведении, повышать представления о собственной ценности и уверенность в собственных силах, что позволит ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия.

Методологической основой программы послужили методические рекомендации авторов: Н.В. Бордовская «Современные образовательные технологии», Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками», Т.К. Молчанова «Составление образовательных программ», Е.А. Осипова

Основные

направления деятельности педагога-психолога» [5; 35; 43].

Цель: оптимизация неадекватной самооценки подростков. Задачи:

  1. Развивать лидерские качества у подростков.

  2. Развивать навыки рефлексии своей деятельности и результатов.

  3. Обучать адекватным эмоциональным реакциям в отношении себя

и сверстников.

  1. Обучать способам самовыражения через творчество.

  2. Формировать представление о феномене самооценки.

  3. Формировать позитивное отношение к негативным ситуациям.

  4. Формировать стремление к самопознанию и саморазвитию. Принципы составления и релизации программы [43]:

  • принцип системности задач;

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей

детей подросткового возраста;

  • принцип комплексного психологического воздействия.

  • принцип нормативности развития;

  • принцип системности развития психической деятельности;

  • принцип диагностики и коррекции. Этапы реализации программы [5; 44]:

  1. Подготовительный этап (сбор данных, диагностика).

  2. Организационный (разработка мероприятий, подготовка

необходимых материалов, освещение целей и задач программы).

  1. Основной этап (организация деятельности подростков).

  2. Заключительный (проведение повторной диагностики).

  3. Рефлексивный (оценка полученных результатов и эффективности

программы, постановка новых задач) [41].

Аудитория: возраст 12-13 лет, 26 человек. Программа рассчитана на 30 академических часов:

  • 20 аудиторных занятий по 60 минут, проводятся 2 раза в неделю;

  • 10 домашних заданий.


Сроки реализации программы: 3 месяца (февраль, март, апрель). Предполагаемые результаты программы:

  1. адекватный уровень самооценки подростков;

  2. сформированность представления о самооценке;

  3. возможность выражения себя с помощью творчества и различных

форм деятельности (наличие у подростка увлечения, хобби);

  1. наличие стремления к самопознанию и саморазвитию.

Программа включает следующие блоки: работа с подростками, работа с родителями и методическая деятельность.

Работа с подростками (табл.1) это комплекс различных мероприятий,

направленный на оптимизацию самооценки подростков и состоящий из различных игр и упражнений, которые можно использовать в учебной деятельности и как самостоятельный компонент воспитательного характера. Данные игры и упражнения направлены на установление контакта с подростком, раскрытие его внутреннего мира, выявление причин неадекватной самооценки, формирование положительного представления о

себе. Подробное содержание занятий указано в Приложении 5.


Работа с подростками

Таблица 1


Мероприятие

Содержание

Сроки

Ответственные

Первичная

диагностика самооценки

Цель: определение уровня самооценки

подростков, особенностей ее проявления и сформированного на ее основе

Февраль

Педагог- психолог

подростков

представления о себе.







Занятие №1. Давайте познакомимся.

Цель: установление доброжелательного контакта с участниками и между ними, знакомство с целями работы, выработка

правил работы в группе.

Февраль

Педагог- психолог

Занятие №2.

«Здравствуйте, это я».

Цель: раскрытие внутреннего мира подростка, сплочение группы,

формирование знаний о самооценке.

Февраль

Педагог- психолог

Занятие №3.

«Волшебная лавка».

Цель: выявление причин заниженной самооценки, подготовка подростка к

групповой работе, коррекции.

Февраль

Педагог- психолог

Занятие №4.

«Пустыня».

Цель: сплочение группы, осознание своей значимости в группе и ее влияние

на общее решение.

Февраль

Педагог- психолог

Занятие №5.

«Сказка о незнакомце (ке)».

Цель: выявление внутренних конфликтов, знакомство со способами

самопознания и самораскрытия, развитие навыков взаимодействия

Февраль

Педагог- психолог

Занятие №6.

«Три слова».

Цель: развитие навыков самопознания и

саморазвития, формирование положительного представления о себе

Март

Педагог- психолог

Занятие №7. Я

это ты, ты это я!

Цель: формирование позитивного отношения к себе и другому, формирование ощущения значимости

собственных слов и жестов

Март

Педагог- психолог

Занятие №8. Моя самооценка.

Цель: формирование представления об адекватной самооценке, формирование позитивного отношения к себе и другому, формирование ощущения

значимости собственных слов и жестов

Март

Педагог- психолог

Занятие №9. Доверься мне.

Цель: формирование позитивного

отношения, опыта доверия, знакомство с новыми способами самовыражения

Март

Педагог- психолог

Занятие №10. Трудности.

Цель: формирование навыка разрешения проблем, знакомство со способами делового взаимодействия, развитие

уверенности в своих возможностях

Март

Педагог- психолог

Занятие №11. Я на море.

Цель: повышение уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения,

развитие опыта доверия

Март

Педагог- психолог

Занятие №12. Люблю – не люблю.

Цель: формирование навыка самовыражения, формирование позитивного отношения к себе, развитие

навыков коммуникации

Март

Педагог- психолог

Занятие №13. Мое будущее.

Цель: формирование навыков активной жизненной позиции, развитие уверенности в себе, навыка осознания

своих чувств

Март

Педагог- психолог

Занятие №14. Жизненные

ситуации.

Цель: показать возможные решения проблем, развитие уверенности в себе,

навыка осознания своих чувств

Апрель

Педагог- психолог

Занятие №15.

Цель: закрепление позитивного

Апрель

Педагог-


Мы вместе!

отношения к себе, снятие напряжения, повышение уверенности в себе, развитие невербальных навыков

общения




психолог

Занятие №16. Дневник саморазвития.

Цель: развитие навыков самопознания и самоконтроля, закрепление способов повышения самооценки, формирование

стремления к познанию своего внутреннего мира

Апрель

Педагог- психолог

Занятие №17. Какой я?

Формирование представлений о способах оценки самооценки,

формирование стремления к познанию своего внутреннего мира

Апрель

Педагог- психолог

Занятие №18.

Я люблю себя!

Цель: закрепление состояния адекватной

самооценки, обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов.

Апрель

Педагог-

психолог

Повторная диагностика самооценки подростков

Цель: определение уровня самооценки подростков, особенностей ее проявления и сформированного на ее основе представления о себе, сравнение

результатов, выявление изменений.

Апрель

Педагог- психолог

Домашнее задание

Ведение еженедельного личного дневника по 5 параметрам: цели на неделю, важные события, чувства, эмоции и настроения в течение недели,

полученные результаты, выводы.

Февраль- апрель

Педагог- психолог

Индивидуальн ая работа

Беседы, консультации подростка, помощь в решении проблем, связанных

с самооценкой и ее проявлением

По необходи

мости

Педагог- психолог

Кружки, секции,

факультативы

Создание сети дополнительного образования в школе для реализации

подростка через творчество

Регулярно

Педагог дополнительно

го образования

Работа в классе

Создание ситуации успеха для подростков с заниженной самооценкой,

включение рефлексивного этапа в урок




Классный руководитель