Файл: Программа оптимизации самооценки подростков 64.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 915

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и чрезмерная самоуверенность. Из частных и научных наблюдений широко известно, дети с повышенной самооценкой всегда положительно отзываются о себе и своей деятельности и достаточно критично относятся к тому, что делают другие,

занижая их достоинства [10; 63].

Такие дети могут проявлять грубость, агрессивность, упрямство, поэтому попытки коррекции завышенной самооценки часто приводят к неудачам. Сохранение завышенной самооценки связано и с тем, что на фоне частых неудач ребенка в одной деятельности, завышаются его частичные и небольшие заслуги в другой, что обеспечивает ему временный успех и

поддерживает его самоуверенность.

Несмотря на наличие ярких негативных проявлений завышенной самооценки, большинство зарубежных исследователей (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.) пришли в своих работах к выводу, что именно высокая самооценка является положительным явлением для развития личности человека. Опираясь на данное утверждение, многие психологи и психотерапевты XX века прибегали в своей деятельности к методикам

повышения самооценки, считая ее панацей при любых отклонениях [61].

Существуют, однако, и такие исследования, которые рассматривают обратную зависимость: саморазвитию личности способствует низкая самооценка. Подтверждением служат следующие факты: у детей с низким уровнем самооценки более реалистическое представление о себе и окружающих людях, они легче воспринимают критику и негативные отзывы о себе, более тщательно анализируют свои личностные качества и чувства и
предпринимают больше ориентировочных действий при решении проблем,

что позволяет им достигать наилучших результатов [19].

Но необходимо помнить, что между низкой (положительной) самооценкой и ее заниженным уровнем есть различия. Дети с заниженной самооценкой склонны к повышенной самокритичности, неуверенности в себе, сосредоточению на своих слабостях и недостатках, что не является

тенденцией личностного самопознания. Эти дети очень ранимы, тревожны и застенчивы, поэтому уровень их социальной компетентности снижен. Они часто отказываются от ответственной работы и испытывают трудности в достижении поставленной цели. Все эти данные указывают на несостоятельность детей с заниженной самооценкой и в учебной

деятельности и в жизни [6; 26; 59].

Изучая работы Л.В. Бороздиной и К.Р. Сидорова можно также определить, что неадекватная самооценка отражается не только на учебной

деятельности ребенка, но и на его внутрисемейных отношениях.

Дети с завышенной самооценкой получают меньше наказаний от родителей и больше похвалы, они привлекают к себе практически все родительское внимание и часто являются инициаторами принятия важных решений семьи даже в младшем школьном возрасте. Дети с заниженной самооценкой становятся хорошими исполнителями простых домашних поручений, но при появлении новых обязанностей могут создавать конфликтные ситуации и противоречить родителям. Они пользуются большой свободой

в семье, которая чаще всего становится результатом

бесконтрольности равнодушия родителей к детям [7; 55].

Исходя из данных положений, любое проявление неадекватной самооценки является негативным для ребенка, поэтому педагогу-психологу важно качественно различать виды самооценки, отдавая предпочтение адекватной самооценке. Для более качественного понимания описанной классификации, предлагаем визуализировать ее следующим образом: (рис.2):



Рис. 2. Виды самооценки.
Формируясь в процессе жизнедеятельности личности, самооценка выполняет важные функции в ее развитии, выступая регулятором различных видов деятельности, поведения человека и его взаимоотношений с

окружающими людьми.

Т.В. Корнилова помимо регулятивной функции выделяет также:

  • констатирующую оценка на основе самоконтроля (что из

изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

  • мобилизационно-побудительную (мне многое удалось, но в этом

вопросе я разобрался не до конца);

  • проектировочную (чтобы не испытывать затруднений в

дальнейшем, я обязательно должен изучить, повторить) [28].

Соответственно, главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции и самостоятельной экспертизе собственной деятельности. Основными средствами и приемами в таком случае становятся: самонаблюдение, самоанализ и самоотчет.

Самонаблюдение это наблюдение человека
над своими поступками,

поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями [64].

Важно обратить внимание на то, что самонаблюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание, а должно служить развитию

процессов самосовершенствования личности, поэтому нужно анализировать

не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение.

Самоанализ предполагает изучение материала, получаемого в результате самонаблюдения, и реализуется в различных видах деятельности людей и в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой человека анализировать свои определенные поступки, то это повышает систематичность и целенаправленность самоанализа. При этом важно учитывать опасность односторонности выводов самоанализа, возможность субъективизма в интерпретации

человеком своих поступков, поведения, достижений и неудач. [26].

На основе логического самоанализа зарождается и формируется самоотчет, как констатация самому себе особенностей процесса и результатов собственной деятельности. Самоотчет может осуществляться в форме устной

речи и специальных дневников [39].

Правильное использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок

других, от сопоставления мнений о себе окружающих людей.


Самоконтроль – это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности непременное условие

осуществления самоконтроля [46].

Разделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.

Резюмируя анализ феномена самооценки, можно сделать вывод, что неотъемлемой частью самосознания и показателем достаточного высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей и способностей. Основными источниками формирования

самооценки являются внутренние и внешние детерминанты. Основными видами считаются адекватная и неадекватная самооценка, причем последняя подразделяется на завышенную и заниженную и так или иначе негативно влияет на самопознание и самоотношение. Однако важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Умение человека оценить свои силы и возможности и соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды имеет огромное значение в формировании самосознания, Я-концепции и личности в целом.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28