ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 915
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
и чрезмерная самоуверенность. Из частных и научных наблюдений широко известно, дети с повышенной самооценкой всегда положительно отзываются о себе и своей деятельности и достаточно критично относятся к тому, что делают другие,
занижая их достоинства [10; 63].
Такие дети могут проявлять грубость, агрессивность, упрямство, поэтому попытки коррекции завышенной самооценки часто приводят к неудачам. Сохранение завышенной самооценки связано и с тем, что на фоне частых неудач ребенка в одной деятельности, завышаются его частичные и небольшие заслуги в другой, что обеспечивает ему временный успех и
поддерживает его самоуверенность.
Несмотря на наличие ярких негативных проявлений завышенной самооценки, большинство зарубежных исследователей (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.) пришли в своих работах к выводу, что именно высокая самооценка является положительным явлением для развития личности человека. Опираясь на данное утверждение, многие психологи и психотерапевты XX века прибегали в своей деятельности к методикам
повышения самооценки, считая ее панацей при любых отклонениях [61].
Существуют, однако, и такие исследования, которые рассматривают обратную зависимость: саморазвитию личности способствует низкая самооценка. Подтверждением служат следующие факты: у детей с низким уровнем самооценки более реалистическое представление о себе и окружающих людях, они легче воспринимают критику и негативные отзывы о себе, более тщательно анализируют свои личностные качества и чувства и
предпринимают больше ориентировочных действий при решении проблем,
что позволяет им достигать наилучших результатов [19].
Но необходимо помнить, что между низкой (положительной) самооценкой и ее заниженным уровнем есть различия. Дети с заниженной самооценкой склонны к повышенной самокритичности, неуверенности в себе, сосредоточению на своих слабостях и недостатках, что не является
тенденцией личностного самопознания. Эти дети очень ранимы, тревожны и застенчивы, поэтому уровень их социальной компетентности снижен. Они часто отказываются от ответственной работы и испытывают трудности в достижении поставленной цели. Все эти данные указывают на несостоятельность детей с заниженной самооценкой и в учебной
деятельности и в жизни [6; 26; 59].
Изучая работы Л.В. Бороздиной и К.Р. Сидорова можно также определить, что неадекватная самооценка отражается не только на учебной
деятельности ребенка, но и на его внутрисемейных отношениях.
Дети с завышенной самооценкой получают меньше наказаний от родителей и больше похвалы, они привлекают к себе практически все родительское внимание и часто являются инициаторами принятия важных решений семьи даже в младшем школьном возрасте. Дети с заниженной самооценкой становятся хорошими исполнителями простых домашних поручений, но при появлении новых обязанностей могут создавать конфликтные ситуации и противоречить родителям. Они пользуются большой свободой
в семье, которая чаще всего становится результатом
бесконтрольности равнодушия родителей к детям [7; 55].
Исходя из данных положений, любое проявление неадекватной самооценки является негативным для ребенка, поэтому педагогу-психологу важно качественно различать виды самооценки, отдавая предпочтение адекватной самооценке. Для более качественного понимания описанной классификации, предлагаем визуализировать ее следующим образом: (рис.2):
Рис. 2. Виды самооценки.
Формируясь в процессе жизнедеятельности личности, самооценка выполняет важные функции в ее развитии, выступая регулятором различных видов деятельности, поведения человека и его взаимоотношений с
окружающими людьми.
Т.В. Корнилова помимо регулятивной функции выделяет также:
изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
вопросе я разобрался не до конца);
дальнейшем, я обязательно должен изучить, повторить) [28].
Соответственно, главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции и самостоятельной экспертизе собственной деятельности. Основными средствами и приемами в таком случае становятся: самонаблюдение, самоанализ и самоотчет.
Самонаблюдение – это наблюдение человека
над своими поступками,
поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями [64].
Важно обратить внимание на то, что самонаблюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание, а должно служить развитию
процессов самосовершенствования личности, поэтому нужно анализировать
не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение.
Самоанализ предполагает изучение материала, получаемого в результате самонаблюдения, и реализуется в различных видах деятельности людей и в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой человека анализировать свои определенные поступки, то это повышает систематичность и целенаправленность самоанализа. При этом важно учитывать опасность односторонности выводов самоанализа, возможность субъективизма в интерпретации
человеком своих поступков, поведения, достижений и неудач. [26].
На основе логического самоанализа зарождается и формируется самоотчет, как констатация самому себе особенностей процесса и результатов собственной деятельности. Самоотчет может осуществляться в форме устной
речи и специальных дневников [39].
Правильное использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок
других, от сопоставления мнений о себе окружающих людей.
Самоконтроль – это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности – непременное условие
осуществления самоконтроля [46].
Разделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.
Резюмируя анализ феномена самооценки, можно сделать вывод, что неотъемлемой частью самосознания и показателем достаточного высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей и способностей. Основными источниками формирования
самооценки являются внутренние и внешние детерминанты. Основными видами считаются адекватная и неадекватная самооценка, причем последняя подразделяется на завышенную и заниженную и так или иначе негативно влияет на самопознание и самоотношение. Однако важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Умение человека оценить свои силы и возможности и соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды имеет огромное значение в формировании самосознания, Я-концепции и личности в целом.
занижая их достоинства [10; 63].
Такие дети могут проявлять грубость, агрессивность, упрямство, поэтому попытки коррекции завышенной самооценки часто приводят к неудачам. Сохранение завышенной самооценки связано и с тем, что на фоне частых неудач ребенка в одной деятельности, завышаются его частичные и небольшие заслуги в другой, что обеспечивает ему временный успех и
поддерживает его самоуверенность.
Несмотря на наличие ярких негативных проявлений завышенной самооценки, большинство зарубежных исследователей (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.) пришли в своих работах к выводу, что именно высокая самооценка является положительным явлением для развития личности человека. Опираясь на данное утверждение, многие психологи и психотерапевты XX века прибегали в своей деятельности к методикам
повышения самооценки, считая ее панацей при любых отклонениях [61].
Существуют, однако, и такие исследования, которые рассматривают обратную зависимость: саморазвитию личности способствует низкая самооценка. Подтверждением служат следующие факты: у детей с низким уровнем самооценки более реалистическое представление о себе и окружающих людях, они легче воспринимают критику и негативные отзывы о себе, более тщательно анализируют свои личностные качества и чувства и
предпринимают больше ориентировочных действий при решении проблем,
что позволяет им достигать наилучших результатов [19].
Но необходимо помнить, что между низкой (положительной) самооценкой и ее заниженным уровнем есть различия. Дети с заниженной самооценкой склонны к повышенной самокритичности, неуверенности в себе, сосредоточению на своих слабостях и недостатках, что не является
тенденцией личностного самопознания. Эти дети очень ранимы, тревожны и застенчивы, поэтому уровень их социальной компетентности снижен. Они часто отказываются от ответственной работы и испытывают трудности в достижении поставленной цели. Все эти данные указывают на несостоятельность детей с заниженной самооценкой и в учебной
деятельности и в жизни [6; 26; 59].
Изучая работы Л.В. Бороздиной и К.Р. Сидорова можно также определить, что неадекватная самооценка отражается не только на учебной
деятельности ребенка, но и на его внутрисемейных отношениях.
Дети с завышенной самооценкой получают меньше наказаний от родителей и больше похвалы, они привлекают к себе практически все родительское внимание и часто являются инициаторами принятия важных решений семьи даже в младшем школьном возрасте. Дети с заниженной самооценкой становятся хорошими исполнителями простых домашних поручений, но при появлении новых обязанностей могут создавать конфликтные ситуации и противоречить родителям. Они пользуются большой свободой
в семье, которая чаще всего становится результатом
бесконтрольности равнодушия родителей к детям [7; 55].
Исходя из данных положений, любое проявление неадекватной самооценки является негативным для ребенка, поэтому педагогу-психологу важно качественно различать виды самооценки, отдавая предпочтение адекватной самооценке. Для более качественного понимания описанной классификации, предлагаем визуализировать ее следующим образом: (рис.2):
Рис. 2. Виды самооценки.
Формируясь в процессе жизнедеятельности личности, самооценка выполняет важные функции в ее развитии, выступая регулятором различных видов деятельности, поведения человека и его взаимоотношений с
окружающими людьми.
Т.В. Корнилова помимо регулятивной функции выделяет также:
-
констатирующую – оценка на основе самоконтроля (что из
изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
-
мобилизационно-побудительную (мне многое удалось, но в этом
вопросе я разобрался не до конца);
-
проектировочную (чтобы не испытывать затруднений в
дальнейшем, я обязательно должен изучить, повторить) [28].
Соответственно, главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции и самостоятельной экспертизе собственной деятельности. Основными средствами и приемами в таком случае становятся: самонаблюдение, самоанализ и самоотчет.
Самонаблюдение – это наблюдение человека
над своими поступками,
поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями [64].
Важно обратить внимание на то, что самонаблюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание, а должно служить развитию
процессов самосовершенствования личности, поэтому нужно анализировать
не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение.
Самоанализ предполагает изучение материала, получаемого в результате самонаблюдения, и реализуется в различных видах деятельности людей и в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой человека анализировать свои определенные поступки, то это повышает систематичность и целенаправленность самоанализа. При этом важно учитывать опасность односторонности выводов самоанализа, возможность субъективизма в интерпретации
человеком своих поступков, поведения, достижений и неудач. [26].
На основе логического самоанализа зарождается и формируется самоотчет, как констатация самому себе особенностей процесса и результатов собственной деятельности. Самоотчет может осуществляться в форме устной
речи и специальных дневников [39].
Правильное использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок
других, от сопоставления мнений о себе окружающих людей.
Самоконтроль – это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности – непременное условие
осуществления самоконтроля [46].
Разделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.
Резюмируя анализ феномена самооценки, можно сделать вывод, что неотъемлемой частью самосознания и показателем достаточного высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей и способностей. Основными источниками формирования
самооценки являются внутренние и внешние детерминанты. Основными видами считаются адекватная и неадекватная самооценка, причем последняя подразделяется на завышенную и заниженную и так или иначе негативно влияет на самопознание и самоотношение. Однако важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Умение человека оценить свои силы и возможности и соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды имеет огромное значение в формировании самосознания, Я-концепции и личности в целом.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 28