ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 919
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
Психологические особенности самооценки в подростковом
возрасте
В каждом возрастном периоде самооценка человека претерпевает различные преобразования, в зависимости от внутренних и внешних факторов, которые на нее влияют. Качественные изменения самооценки
можно наблюдать и в подростковом возрасте.
Подростковый возраст – это период развития ребенка с 11 до 15 лет, который начинается с перестройки организма ребенка – полового созревания. Границы этого периода достаточно неопределенны: одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому
подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом [12].
Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Так, С. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества, он описывает его содержание как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности.
Как С. Холла, так и 3. Фрейда в подходе к отрочеству принято считать сторонниками биологического универсализма: кризис подросткового возраста они считали явлением неизбежным и универсальным из-за его
биологической предопределенности, связанной с половым созреванием [2].
В противовес биологическому универсализму в 20-30-е гг. XX в. стало набирать силу социогенетическое направление, толковавшее природу возраста со стороны социальных
условий, обучения, воспитания. Это направление было подкреплено исследованиями М. Мид. Она обнаружила существование гармоничного, бесконфликтного перехода от детства к взрослости и подробно описала условия жизни, особенности воспитания,
обряды инициации и отношения детей с окружающими [18].
А.В. Коротун поставил отрочество в контекст социальной психологии: подросток оказывается между социальными группами детей и взрослых, что
порождает особую подростковую субкультуру [29].
Л. С. Выготский, в свою очередь, центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими. Специфическая социальная активность подростка состоит в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и образцов поведения взрослых, что определяет новые сферы его интересов. Также Л. С. Выготский указал еще на два новообразования подросткового
возраста – развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания [14].
Обобщенно можно выделить следующие зоны и основные задачи
развития подростков:
-
Пубертатное развитие (от 9-11 до 18 лет). -
Когнитивное развитие (от 11-12 до 16 лет). -
Преобразования социализации (от 12-13 до 18-19 лет). Отрочество также характеризуется важными изменениями в социальных связях, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и
получения определенного статуса.
-
Становление идентичности (от 13-14 до 20-21 года). В течение всего
подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития: осознание временной протяженности собственного «Я» включающей прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов; осуществление
системы выборов, которые обеспечивают цельность личности [62].
Важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению Б.Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. В подростковом возрасте активно вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется
своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному,
построению поведения человека [4; 23; 45].
Е.О. Смирнова, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся
самооценке [51].
Самооценка – это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев и строить свое поведение в соответствии с социальными нормами. Она проявляется с раннего возраста и преобразуется до конца жизни, имея исключительные особенности в каждом возрастном периоде [38].
На основании имеющихся в литературе данных можно выделить несколько параметров для сравнения самооценки: основные источники или факторы формирования самооценки, ее содержание, уровень развития и соотношение компонентов, преобладающие виды, устойчивость и
самостоятельность.
На формирование самооценки подростков влияет множество факторов. По мнению таких ученых, как Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.А. Визинская, А.Е. Ерофеев, Ю.М. Забродин, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, И.А. Мусина, одной из детерминант самооценки может стать социально-психологическое
положение подростка в системе межличностных отношений [4; 25; 58].
Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки справедлива и для самооценки подростков. Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя,
одноклассники, близкие друзья – родительская поддержка и отношение
одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка [2].
И.Ю. Кулагина также подчеркивала, что в этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и наконец личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира. Соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе сверстников, становится определяющим фактором в его социальном
признании, положении в группе [31].
Самооценка тесно связана и с социальным статусом подростка в группе. Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его социальный статус в группе, и наоборот. Важно, чтобы самооценка
нашла опору в социуме, а иначе это может привести к асоциальному
поведению и негативным последствиям. Установлено, что у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка.
Если же рассматривать влияние всех субъектов