Файл: Актуальные направления развития банковского сектора России в условиях цифровизации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 549
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
квалификационной работы магистра Новикова Никиты Вячеславовича
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Банковский сектор и его регулирование в современной России
1.2. Оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора РФ
1.3 Факторы, влияющие на цифровую трансформацию банковского сектора
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Применение регуляторных технологий (RegTech) в банковской деятельности
Риски внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность
3 ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
банка, в первую очередь для молодого поколения. Это абсолютный минимум, с которым всем банкам приходится считаться. Эксперты и аналитики едины во мнении, что банки, не имеющие надежного мобильного приложения, являются аутсайдерами. В скором времени такое мнение будет формироваться в отношении множества новых и только еще появляющихся технологий, принимая во внимание, как активно банки стремятся идти в ногу с технологическими компаниями типа «Apple», которая в этом месяце представила сервис «Apple Pay Cash», позволяющий пользователям отправлять и получать денежные средства через систему мобильных платежей «Apple Pay».
В перспективных направлениях на банковскую сферу будут преимущественно влиять 5 технологий, представленных на Рисунке 17.
Банки использовали интерфейсы прикладного программирования в течение многих лет, но API – программные посредники, обеспечивающие подключение и работу приложений, в том числе мобильных, с серверными офисными системами – будут все чаще использоваться для оказания новых услуг.
Рисунок 17 - Перспективные направления цифровых технологий в банковском секторе [40]
Как отмечает портал
«The Financial Brand», интерфейсы API
«предоставляют возможности для реализации инновационных контекстуальных решений, которые имели бы мало шансов без банковского обслуживания в открытом формате». По данным консалтинговой компании IDC, к концу 2018 года 50% мировых банков 1 и 2 уровня будут предлагать не менее пяти внешних API. Банки все чаще сотрудничают с финансово-технологическими компаниями посредством открытых API.
Частично это будет связано с требованиями регулирующих органов.
«Новые нормативные акты, регулирующие деятельность банков, например, PSD2, обязывающие банки предоставлять доступ к клиентским данным, также способствуют сотрудничеству, особенно посредством API, которые как раз и используются для предоставления доступа к таким данным, – отмечают специалисты консалтинговой компании «Capgemini» в отчете, посвященном тенденциям в банковской отрасли в 2018 году.
Банки все еще стремятся контролировать цифровой опыт клиентов, особенно в рамках защиты своих брендов. Однако для его контроля кредитным организациям потребуется открыть доступ к своим серверам посредством API;
Мобильный банкинг уже нельзя отнести к принципиально новым технологиям, но он станет проще в использовании и предоставит пользователям больше функциональных возможностей. Потребители все чаще будут предпочитать мобильный банкинг стандартному банковскому обслуживанию по мере того, как их цифровой, пользовательский и клиентский опыт становится более
совершенным и информационно-обеспеченным.
Искусственный интеллект (далее - ИИ) поможет банкам автоматизировать процессы и повысить качество обслуживания клиентов.
Безопасность всегда была для банков поводом для беспокойства, и в 2018 году ничего существенно не изменится. Банки будут искать способы добавить новые уровни безопасности в свои сервисы. IDC прогнозирует, что в 2018 году расходы на внедрение методов аутентификации следующего поколения вырастут на 20%.
В 2018 году банки, как и раньше, без особого интереса будут присматриваться к Интернету вещей (далее – ИВ). В рамках Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018-2020 гг. Банк России ставит перед собой следующие цели:
Платформы и ИТ-решения, являющиеся элементами финансовой инфраструктуры, будут реализовываться участниками финансового рынка совместно с Банком России в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Можно сделать вывод, что роли участников будут определены отдельно для каждого из проектов/программ в зависимости от состава проектных задач. Банк России будет осуществлять координацию работы участников, а также обеспечивать синхронизацию проектных решений и гармонизацию стандартов взаимодействия элементов инфраструктуры.
Таблица 7 - Перспективы цифровизации банковского сектора [35]
Таким образом, цифровизация банковского сектора оказывает влияние на все параметры и направления работы кредитных учреждений - от скорости проведения операций до изменения политики территориального развития.
В перспективных направлениях на банковскую сферу будут преимущественно влиять 5 технологий, представленных на Рисунке 17.
Банки использовали интерфейсы прикладного программирования в течение многих лет, но API – программные посредники, обеспечивающие подключение и работу приложений, в том числе мобильных, с серверными офисными системами – будут все чаще использоваться для оказания новых услуг.
Рисунок 17 - Перспективные направления цифровых технологий в банковском секторе [40]
-
первое: банки будут расширять сервисы с внешними API.
Как отмечает портал
«The Financial Brand», интерфейсы API
«предоставляют возможности для реализации инновационных контекстуальных решений, которые имели бы мало шансов без банковского обслуживания в открытом формате». По данным консалтинговой компании IDC, к концу 2018 года 50% мировых банков 1 и 2 уровня будут предлагать не менее пяти внешних API. Банки все чаще сотрудничают с финансово-технологическими компаниями посредством открытых API.
Частично это будет связано с требованиями регулирующих органов.
«Новые нормативные акты, регулирующие деятельность банков, например, PSD2, обязывающие банки предоставлять доступ к клиентским данным, также способствуют сотрудничеству, особенно посредством API, которые как раз и используются для предоставления доступа к таким данным, – отмечают специалисты консалтинговой компании «Capgemini» в отчете, посвященном тенденциям в банковской отрасли в 2018 году.
Банки все еще стремятся контролировать цифровой опыт клиентов, особенно в рамках защиты своих брендов. Однако для его контроля кредитным организациям потребуется открыть доступ к своим серверам посредством API;
-
второе: мобильный банкинг станет менее проблемным.
Мобильный банкинг уже нельзя отнести к принципиально новым технологиям, но он станет проще в использовании и предоставит пользователям больше функциональных возможностей. Потребители все чаще будут предпочитать мобильный банкинг стандартному банковскому обслуживанию по мере того, как их цифровой, пользовательский и клиентский опыт становится более
совершенным и информационно-обеспеченным.
-
третье: искусственный интеллект усовершенствует клиентский опыт.
Искусственный интеллект (далее - ИИ) поможет банкам автоматизировать процессы и повысить качество обслуживания клиентов.
-
четвертое: биометрические системы повысят уровень безопасности.
Безопасность всегда была для банков поводом для беспокойства, и в 2018 году ничего существенно не изменится. Банки будут искать способы добавить новые уровни безопасности в свои сервисы. IDC прогнозирует, что в 2018 году расходы на внедрение методов аутентификации следующего поколения вырастут на 20%.
-
пятое: интернет вещей будет использоваться в малом масштабе.
В 2018 году банки, как и раньше, без особого интереса будут присматриваться к Интернету вещей (далее – ИВ). В рамках Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018-2020 гг. Банк России ставит перед собой следующие цели:
-
содействие развитию конкуренции на финансовом рынке; -
повышение доступности, качества и ассортимента финансовых услуг; -
снижение рисков и издержек в финансовой сфере; -
повышение уровня конкурентоспособности российских технологий. В соответствии с поставленными целями, а также текущими экономическими и технологическими трендами определены ключевые направления и задачи Банка России в области развития финансовых технологий:
-
первое: правовое регулирование; -
второе: развитие цифровых технологий на финансовом рынке, в т.ч. исследование, анализ и разработка предложений по применению финансовых технологий, включая: RegTech, SupTech, Big Data и Smart Data, мобильные технологии, искусственный интеллект, роботизация и машинное обучение, биометрия, технология распределенных реестров, открытые интерфейсы (Open API), создание и развитие финансовой инфраструктуры; -
третье: переход на электронное взаимодействие:
-
расширение доступа финансовых организаций к государственным информационным ресурсам, -
электронный документооборот между Банком России, участниками финансового рынка, физическими и юридическими лицами, -
расширение использования простой и усиленной квалифицированных электронных подписей;
-
четвертое: создание регулятивной площадки Банка России; -
пятое: обеспечение безопасности и устойчивости при применении финансовых технологий; -
шестое: развитие кадров в сфере финансовых технологий.
Платформы и ИТ-решения, являющиеся элементами финансовой инфраструктуры, будут реализовываться участниками финансового рынка совместно с Банком России в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Можно сделать вывод, что роли участников будут определены отдельно для каждого из проектов/программ в зависимости от состава проектных задач. Банк России будет осуществлять координацию работы участников, а также обеспечивать синхронизацию проектных решений и гармонизацию стандартов взаимодействия элементов инфраструктуры.
Направление | Характеристика |
Цифровизация отношений «Банк–Клиент» |
Данное направление, позволит банку развиваться, не расширяя штат сотрудников банка. |
Перспективы «оцифрованных» отношений «Банк– Клиент» |
Данное направление, позволит банку и его клиентам, после цифровизации отношений, исключит возможность участия в сомнительных незаконных сделках. |
Внедрить голосовые и текстовые технологии для более удобного взаимодействия клиентов с банком | Данное направление позволит розничным клиентам, на созданном чате, на сайте, получать неперсонализированные консультации по продуктам банка |
Создать новые сервисы самообслуживания | - в схеме голосового меню (IVR- система предварительно записанных голосовых сообщений) контактного центра банка создать новые сервисы самообслуживания, которые помогут клиенту получать необходимую информацию быстрее, чем у оператора. Данное направление позволит клиентам банка ознакомиться с информацией о балансе и истории операций по дебетовым картам, заблокировать карту, а также разблокировать мобильный банк |
Запустить режим IP-звонка (телефонная связь по каналам Интернета) | - предоставить клиентам возможность звонить в контактный центр Сбербанка через Интернет, запустив режим IP-звонка (телефонная связь по каналам Интернета) Данное направление позволит клиентам экономить средства при звонке в контактный центр. Особенно актуален этот сервис для клиентов, находящихся в роуминге |
Повысить отказоустойчивость ИТ-систем | Данное направление позволит снизить простои автоматизированной системы банка |
Таблица 7 - Перспективы цифровизации банковского сектора [35]
Таким образом, цифровизация банковского сектора оказывает влияние на все параметры и направления работы кредитных учреждений - от скорости проведения операций до изменения политики территориального развития.
- 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 15