Файл: Актуальные направления развития банковского сектора России в условиях цифровизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 549

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Заключение

квалификационной работы магистра Новикова Никиты Вячеславовича

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Банковский сектор и его регулирование в современной России

1.2. Оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора РФ

1.3 Факторы, влияющие на цифровую трансформацию банковского сектора

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

Применение регуляторных технологий (RegTech) в банковской деятельности

Риски внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность

3 ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Предложения по трансформации банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

https://www.cfainstitute.org/-/media/documents/article/rf- brief/rfbr-v3-n4-1.ashx (дата обращения: 08.02.2020).

банка, в первую очередь для молодого поколения. Это абсолютный минимум, с которым всем банкам приходится считаться. Эксперты и аналитики едины во мнении, что банки, не имеющие надежного мобильного приложения, являются аутсайдерами. В скором времени такое мнение будет формироваться в отношении множества новых и только еще появляющихся технологий, принимая во внимание, как активно банки стремятся идти в ногу с технологическими компаниями типа «Apple», которая в этом месяце представила сервис «Apple Pay Cash», позволяющий пользователям отправлять и получать денежные средства через систему мобильных платежей «Apple Pay».

В перспективных направлениях на банковскую сферу будут преимущественно влиять 5 технологий, представленных на Рисунке 17.

Банки использовали интерфейсы прикладного программирования в течение многих лет, но API программные посредники, обеспечивающие подключение и работу приложений, в том числе мобильных, с серверными офисными системами – будут все чаще использоваться для оказания новых услуг.













Рисунок 17 - Перспективные направления цифровых технологий в банковском секторе [40]

  • первое: банки будут расширять сервисы с внешними API.

Как отмечает портал
«The Financial Brand», интерфейсы API

«предоставляют возможности для реализации инновационных контекстуальных решений, которые имели бы мало шансов без банковского обслуживания в открытом формате». По данным консалтинговой компании IDC, к концу 2018 года 50% мировых банков 1 и 2 уровня будут предлагать не менее пяти внешних API. Банки все чаще сотрудничают с финансово-технологическими компаниями посредством открытых API.

Частично это будет связано с требованиями регулирующих органов.

«Новые нормативные акты, регулирующие деятельность банков, например, PSD2, обязывающие банки предоставлять доступ к клиентским данным, также способствуют сотрудничеству, особенно посредством API, которые как раз и используются для предоставления доступа к таким данным, – отмечают специалисты консалтинговой компании «Capgemini» в отчете, посвященном тенденциям в банковской отрасли в 2018 году.

Банки все еще стремятся контролировать цифровой опыт клиентов, особенно в рамках защиты своих брендов. Однако для его контроля кредитным организациям потребуется открыть доступ к своим серверам посредством API;

  • второе: мобильный банкинг станет менее проблемным.

Мобильный банкинг уже нельзя отнести к принципиально новым технологиям, но он станет проще в использовании и предоставит пользователям больше функциональных возможностей. Потребители все чаще будут предпочитать мобильный банкинг стандартному банковскому обслуживанию по мере того, как их цифровой, пользовательский и клиентский опыт становится более

совершенным и информационно-обеспеченным.

  • третье: искусственный интеллект усовершенствует клиентский опыт.

Искусственный интеллект (далее - ИИ) поможет банкам автоматизировать процессы и повысить качество обслуживания клиентов.

  • четвертое: биометрические системы повысят уровень безопасности.

Безопасность всегда была для банков поводом для беспокойства, и в 2018 году ничего существенно не изменится. Банки будут искать способы добавить новые уровни безопасности в свои сервисы. IDC прогнозирует, что в 2018 году расходы на внедрение методов аутентификации следующего поколения вырастут на 20%.

  • пятое: интернет вещей будет использоваться в малом масштабе.

В 2018 году банки, как и раньше, без особого интереса будут присматриваться к Интернету вещей (далее ИВ). В рамках Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018-2020 гг. Банк России ставит перед собой следующие цели:

  1. содействие развитию конкуренции на финансовом рынке;

  2. повышение доступности, качества и ассортимента финансовых услуг;

  3. снижение рисков и издержек в финансовой сфере;

  4. повышение уровня конкурентоспособности российских технологий. В соответствии с поставленными целями, а также текущими экономическими и технологическими трендами определены ключевые направления и задачи Банка России в области развития финансовых технологий:

  • первое: правовое регулирование;

  • второе: развитие цифровых технологий на финансовом рынке, в т.ч. исследование, анализ и разработка предложений по применению финансовых технологий, включая: RegTech, SupTech, Big Data и Smart Data, мобильные технологии, искусственный интеллект, роботизация и машинное обучение, биометрия, технология распределенных реестров, открытые интерфейсы (Open API), создание и развитие финансовой инфраструктуры;

  • третье: переход на электронное взаимодействие:


  1. расширение доступа финансовых организаций к государственным информационным ресурсам,

  2. электронный документооборот между Банком России, участниками финансового рынка, физическими и юридическими лицами,

  3. расширение использования простой и усиленной квалифицированных электронных подписей;

  • четвертое: создание регулятивной площадки Банка России;

  • пятое: обеспечение безопасности и устойчивости при применении финансовых технологий;

  • шестое: развитие кадров в сфере финансовых технологий.

Платформы и ИТ-решения, являющиеся элементами финансовой инфраструктуры, будут реализовываться участниками финансового рынка совместно с Банком России в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Можно сделать вывод, что роли участников будут определены отдельно для каждого из проектов/программ в зависимости от состава проектных задач. Банк России будет осуществлять координацию работы участников, а также обеспечивать синхронизацию проектных решений и гармонизацию стандартов взаимодействия элементов инфраструктуры.


Направление

Характеристика


Цифровизация отношений «Банк–Клиент»

  • оформлять все договоры в электронном виде;

  • решать корпоративные вопросы в виртуальном пространстве;

  • заверять документы электронными подписями и не тратить время на посещение банковских офисов.


Данное направление, позволит банку развиваться, не расширяя штат сотрудников банка.


Перспективы «оцифрованных» отношений «Банк– Клиент»

  • создание общего реестра, в который банки будут вносить информацию о себе и о клиентах;

  • возможность узнать цену активов клиентов;

  • возможность проверить, не заложено ли имущество, передаваемое в залог, в другом банке;

  • снижение рисков при сотрудничестве с определенным кругом лиц;

  • уменьшение расходов на проверку информации о клиенте;

  • отсутствие дублированных записей в учете финансовых организаций;

  • регистрация всех сделок в реестре и упрощение работы с ними.


Данное направление, позволит банку и его клиентам, после цифровизации отношений, исключит возможность участия в сомнительных незаконных сделках.


Внедрить голосовые и текстовые технологии для более удобного взаимодействия клиентов с банком

Данное направление позволит розничным клиентам, на созданном чате, на сайте, получать неперсонализированные консультации по продуктам банка

Создать новые сервисы самообслуживания

- в схеме голосового меню (IVR- система предварительно записанных голосовых сообщений) контактного центра банка создать новые сервисы самообслуживания, которые помогут клиенту получать необходимую информацию быстрее, чем у оператора.
Данное направление позволит клиентам банка ознакомиться с информацией о балансе и истории операций по дебетовым картам, заблокировать карту, а также разблокировать мобильный банк


Запустить режим IP-звонка (телефонная связь по каналам Интернета)

- предоставить клиентам возможность звонить в контактный центр Сбербанка через Интернет, запустив режим IP-звонка (телефонная связь по каналам Интернета)
Данное направление позволит клиентам экономить средства при звонке в контактный центр. Особенно актуален этот сервис для клиентов, находящихся в роуминге

Повысить отказоустойчивость ИТ-систем

Данное направление позволит снизить простои автоматизированной системы банка




Таблица 7 - Перспективы цифровизации банковского сектора [35]

Таким образом, цифровизация банковского сектора оказывает влияние на все параметры и направления работы кредитных учреждений - от скорости проведения операций до изменения политики территориального развития.
    1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15