Файл: Актуальные направления развития банковского сектора России в условиях цифровизации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 525
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
квалификационной работы магистра Новикова Никиты Вячеславовича
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Банковский сектор и его регулирование в современной России
1.2. Оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора РФ
1.3 Факторы, влияющие на цифровую трансформацию банковского сектора
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Применение регуляторных технологий (RegTech) в банковской деятельности
Риски внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность
3 ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Предложения по трансформации банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий в России
На сегодняшний день правовой основой развития финансовых технологий и цифровизации банковского сектора в России служат Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Указом Правительства Российской Федерации в июле 2017 года, а также Цифровая повестка ЕАЭС (принята Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017
№ 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года») [11; 193].
Логическим развитием указанных стратегических документов применительно к российскому банковскому сектору стала разработка и принятие Банком России «Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов» [59]. Как отмечает регулятор, в настоящее время в банковском секторе страны наблюдается ряд тенденций, которые формируют предпосылки для стимулирования и развития финансовых технологий, а именно:
-
низкая маржинальность банковских услуг; -
трансформация участниками банковского сектора своих бизнес- моделей и стремление к созданию экосистем; -
повышение уровня проникновения банковских услуг за счет их цифровизации; -
утрата банками монополии на оказание традиционных (платежных и иных) услуг, а также приобретение нефинансовыми организациями значительной роли на финансовом рынке; -
стремление банков к партнерству со стартапами и технологическими компаниями.
Более того, применение
цифровых технологий в банковском секторе сопряжено с возникновением целого ряда новых угроз и рисков, требующих
оперативного и своевременного мониторинга, оценки и разработки мер по их минимизации.
Все вышеперечисленное не только оказывает значительное влияние на банки, модернизируя традиционные направления оказания банковских услуг, но и требует своевременного регуляторного ответа, который, с одной стороны, поддержал бы стабильность финансовой системы и защитил бы права потребителей, а с другой - содействовал бы развитию и внедрению банковских инноваций.
Согласно рисунку 18, важной отличительной особенностью российского финтех-сектора является его концентрация в банковской системе, где сами банки являются активными провайдерами цифровых технологий. Это значительно отличается от зарубежной практики, где индустрия финтеха в основном представлена стартапами и иными компаниями, не входящими в существующий регуляторный периметр.
В своем исследовании «Итоги десятилетия 2008-2017 годов в российском банковском секторе: тенденции и факторы» эксперты Банка России обозначили, что у регулятора «есть понимание, что регулирование не должно блокировать реализацию позитивных возможностей внедрения финтеха» [54]. Как позже отметила председатель Банка России Э.С. Набиуллина, выступая в октябре 2019 года на форуме Finopolis, «в России масштаб финансовых технологий такой, что уже нужно масштабное регулирование» [61]. Это подтверждают и выводы коллектива исследователей Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации. В своей работе «Направления развития финтеха в России» авторы отмечают, что в условиях развития цифровых технологий необходима более динамичная государственная политика и финтех может стать хорошим «полигоном» для поиска новых форм регулирования [22].
Финтех-сектор
Россия
Концентрация финтеха в банковском секторе, банки – основные драйверы внедрения цифровых технологий
Зарубежныестраны
Финтех – отрасль, в большинстве случаев представленная стартапами и иными компаниями, не входящими в существующий регуляторный периметр
Рисунок 18 - Отличия российского финтех-сектора от зарубежных стран10
-
Создание Департамента финансовых технологий. В 2016 году в структуре Центрального банка Российской Федерации было создано новое подразделение - Департамент финансовых технологий, задачей которого стало обеспечение анализа и развития финансовых технологий, координация реализации «Основных направлений развития финансовых технологий», а также деятельность регулятивной «песочницы» Банка России [51]. Согласно информации регулятора, к основным направлениям деятельности созданного подразделения относятся выработка правового регулирования в области финтеха, развитие цифровых технологий на финансовом рынке, обеспечение безопасности и устойчивости при применении финансовых технологий.
Несмотря на важность создания единого подразделения, ответственного за финтех, более значимым с точки зрения привлечения всех заинтересованных лиц стало бы создание межведомственного консультативного органа.
Вопросы трансформации банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий зачастую затрагивают области ответственности целого ряда ведомств. Более быстрая и координированная разработка нормативно-
правовых положений, которые бы обеспечили адекватное регулирование сферы цифровых технологий, возможно только с привлечением всех заинтересованных ведомств.
10 Составлено автором по: [54, 22].
В связи с этим представляется целесообразным поддержать мнение авторов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, предложивших в качестве возможного решения адаптировать опыт Индии и Японии, в которых при банковских регуляторах были созданы межведомственные комитеты, ответственные за выработку единой государственной политики в сфере цифровых технологий [22].
-
Регулятивная «песочница». Следуя опыту зарубежных органов банковского регулирования, Банк России разработал и в апреле 2018 года запустил регулятивную «песочницу» [62].
Рисунок 19 - Рекомендуемые направления для пилотирования в рамках регуляторной «песочницы» Банка России11
Согласно рисунку 19, данный механизм регулирования, разработка и реализация которого осуществляются в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 21.10.2017 № Пр-2132, позволяет проводить апробацию инновационных финансовых продуктов, услуг и сервисов в изолированной среде и в условиях отсутствия их правового регулирования [10].
11 Составлено автором по: [62].
Как отмечает регулятор, в случае успешного завершения пилотирования Банк России инициирует подготовку законодательных изменений, направленных на снятие барьеров для внедрения инноваций, что отражено на рисунке 20.
Рисунок 20 - Этапы «пилотирования» в регулятивной песочнице Банка России [62]
Кроме
того, регулятивная площадка позволяет:
-
осуществлять быструю проверку гипотез о положительных эффектах для банковского сектора и потребителей банковских услуг в результате внедрения инновационных технологий и сервисов; -
проводить анализ рисков и формировать модели угроз, которые могут возникать при их использовании; -
формировать предложения по корректировке действующего законодательства в части изменения подходов и механизмов регулирования.
В феврале 2019 года директор Департамента финансовых технологий Банка России Иван Зимин отметил, что в регулятивной «песочнице» прорабатывается 15 проектов, а общее количество заявок составило более 20 [63]. Вместе с тем за все время ее функционирования Банк России сообщил всего о шести проектах, успешно прошедших тестирование, из которых только три привнесли изменения в нормативно-правовую базу банковского регулирования. Первым продуктом, полностью прошедшим пилотирование в рамках регулятивной площадки, стал сервис, позволяющий дистанционно управлять полномочиями по счетам корпоративных клиентов на совершение операций в
банках [63]. Как отмечает Банк России, до разработки данной инновации банки для учета полномочий на совершение операций по счетам в своих офисах использовали бумажные карточки с образцами подписей и оттиска печати, для оформления которых клиенту было необходимо прийти