Файл: Актуальные направления развития банковского сектора России в условиях цифровизации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 558
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
квалификационной работы магистра Новикова Никиты Вячеславовича
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Банковский сектор и его регулирование в современной России
1.2. Оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора РФ
1.3 Факторы, влияющие на цифровую трансформацию банковского сектора
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Применение регуляторных технологий (RegTech) в банковской деятельности
Риски внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность
3 ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
На сегодняшний день нормы, регулирующие дистанционные банковские технологии, носят разрозненный характер и представлены в нормативных правовых актах различного уровня. Вместе с тем, как отметил в своем исследовании Е.Л. Венгеровский, наличие большого количества нормативных правовых актов, регулирующих дистанционное банковское обслуживание,
16 Составлено автором по: [23, 29, 8].
приводит к противоречиям в действующем законодательстве, а следовательно, к проблемам обеспечения безопасности, защиты интересов клиентов банка и самих кредитных организаций [23]. Кроме того, что немаловажно, действующее законодательство не содержит самого понятия дистанционного банковского обслуживания.
Так, в основополагающем законе системы банковского регулирования - Федеральном законе от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» - не содержится упоминания о дистанционном банковском обслуживании. Как отмечает С.В. Козлов, данный закон не предназначен для полноценного регулирования дистанционного банковского обслуживания, а направлен на достижение иных правовых целей [29]. Вместе с тем, целесообразно внести изменения в указанный нормативный правовой акт, дополнив главу 4 «Межбанковские отношения и обслуживание клиентов» статьей «Дистанционное банковское обслуживание», где возможно закрепить основные принципы предоставления услуг дистанционного банковского обслуживания. Целесообразно также дополнить статью 1 «Основные понятия» легальными определениями понятия «дистанционное
банковское обслуживание», а также «интернет-банкинг» и/или «цифровой банкинг».
-
Отсутствие правовых механизмов, позволяющих клиентам банка востребовать средства, потерянные в результате хищения с использованием цифровых технологий, а также получать компенсацию в случае программных сбоев и утечки конфиденциальной информации и сведений, содержащих персональные данные. -
Отсутствие законодательно закрепленной обязанности банка предоставлять клиенту перед заключением договора полную и подробную информацию о новом продукте или инновационной технологии, особенно в части, связанной с рисками при их потреблении или использовании.
Во многом это связано с тем, что в России защита прав потребителей цифровых финансовых услуг не урегулирована должным образом на законодательном уровне. В широком смысле для защиты клиентов цифрового
банкинга применимы общие положения, распространяющиеся на потребителей традиционных банковских услуг.
-
Установление границ юридической ответственности для организаций, не являющихся участниками банковского сектора, но при
этом играющих ключевую роль в функционировании всей системы цифрового банкинга, а также отвечающих за наиболее уязвимые точки цифровой инфраструктуры.
Такими субъектами являются различные интернет-провайдеры и технологические компании. В связи с этим представляется целесообразным установить границы ответственности для третьих лиц, которые взаимодействуют с банками в процессе организации цифрового банкинга. Меры ответственности
также должны быть предусмотрены за преднамеренную или непреднамеренную утечку информации, повлекшую раскрытие конфиденциальных или персональных данных.
Указанные меры ответственности могли бы быть реализованы в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, а при заведомом причинении ущерба в крупном и особо крупном размере - в Уголовном кодексе Российской Федерации. Данные меры помогли бы уменьшить количество технических сбоев в различных цифровых системах, а также защитить банки при дистанционном обслуживании.
-
Довольно жесткий режим лицензирования с ограниченным количеством лицензий, направленный на регулирование видов учреждений, а не видов деятельности. В частности, представляется актуальным и возможным для заимствования опыт Китая, где национальный орган банковского регулирования использует подход микрорегулирования, предлагая значительное количество различных видов банковских лицензий в зависимости от осуществляемой деятельности.
Целесообразно внести изменения в Инструкцию Банка России от 2 апреля 2010 года № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на
осуществление банковских операций», предусмотрев возможность, согласно рисунку 38 [8]:
-
выдачи временного индивидуального разрешения банкам, использующим инновационные бизнес-модели, и временного индивидуального регулирования их деятельности. За это время регулятор может определить, каким должно быть регулирование таких игроков; -
выдачи комбинированных лицензий на базе существующих требований для разных видов деятельности: банков, некредитных финансовых организаций, страховых компаний, платежных систем и других; -
выдачи специальной финтех-лицензии с минимальным набором требований. Данное решение может быть временным на период выработки полноценных мер по регулированию инновационных бизнес-моделей.
Предложения по дифференциации режима лицензирования банков, использующих инновационные бизнес модели
Выдача временного индивидуального разрешения банкам и временное индивидуальное регулирование их деятельности
Выдача комбинированных лицензий на базе существующих требований для разных видов деятельности
Выдача специальной лицензии с минимальным набором требований
Рисунок 22 - Предложения по дифференциации режима лицензирования банков, использующих инновационные бизнес-модели17
В заключение, целесообразно также выделить ряд рекомендаций для Банка России по дальнейшему развитию использования таких механизмов, как саптех и регулятивная «песочница».
На рисунке 22 представлены направленные на сокращение регуляторной нагрузки на банки путем отказа от шаблонных отчетов механизмы, возможность внедрения которых представляется, на взгляд автора, целесообразной в
17 Составлено автором по: [8].
отношении дальнейшего развития использования саптеха:
-
внедрение подхода «ввода данных», когда банки автоматически формируют статистические данные в стандартном и детализированном формате в соответствии с регуляторными требованиями и отправляют их напрямую в центральную базу данных регулятора. Агрегирование не выполняется до составления отчетов, что снижает комплаенс-затраты банков и помогает избежать ошибок или потерь во время их сбора (агрегации); -
внедрение метода извлечения данных, когда необработанные (нестандартизированные) статистические данные с помощью автоматизированных процессов, запускаемых и контролируемых регулирующим органом, поступают непосредственно из операционных систем банковских учреждений в адрес регулятора и позднее стандартизируются самим регулятором с использованием саптех-решений; -
внедрение доступа в режиме реального времени, когда регулятор может извлекать оперативные данные по своему усмотрению (а не в заранее определенные отчетные периоды) путем прямого доступа к операционным системам банковских учреждений, что фактически подразумевает мониторинг транзакций в режиме реального времени.
Рекомендации Банку России по использованию саптеха при работе с банковской отчетностью
Внедрение подхода «вводаданных» – банки автоматически формируют статистические данные в стандартном и детализированном формате в соответствии с регуляторными требованиями и отправляют их напрямую в центральную
Внедрение метода извлеченияданных – необработанные (нестрандартизированные) статистические данные с помощью автоматизированных процессов, запускаемых и контролируемых регулирующим органом поступают непосредственно из операционных систем банковских учреждений в адрес регулятора
Внедрение доступа в режимереального времени– регулятор может извлекать оперативные данные по своему усмотрению путем прямого доступа к операционным системам банковских учреждений
Рисунок 23 - Рекомендации Банку России по использованию саптеха18
18 Составлено автором по: [68, 69].
В отношении дальнейшего развития регулятивной «песочницы» представляется целесообразным расширить круг участников тестирования инновационных банковских продуктов и услуг за счет банков, которые имеют технологические наработки, но неспособны полностью финансировать внедрение инноваций. Для таких случаев возможно осуществлять содействие регулятора, заключающееся либо в привлечении финансирования сторонних организаций, заинтересованных в развитии определенных технологий, либо в предоставлении льготных условий кредитования.