Файл: Актуальные направления развития банковского сектора России в условиях цифровизации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 543
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
квалификационной работы магистра Новикова Никиты Вячеславовича
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Банковский сектор и его регулирование в современной России
1.2. Оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора РФ
1.3 Факторы, влияющие на цифровую трансформацию банковского сектора
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Применение регуляторных технологий (RegTech) в банковской деятельности
Риски внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность
3 ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
По мнению регулятора, данные технологии дадут возможность снизить регуляторную нагрузку на поднадзорные организации, повысить эффективность внутренних процессов, включая качество и своевременность проводимого внутреннего контроля [50].
Как отражено в таблице 10, в настоящее время основными саптех- проектами, развиваемыми Банком России в целях совершенствования
банковского регулирования, являются [60]: система надзорного стресс- тестирования банковского сектора, валидация и надзор за применением моделей оценки кредитного риска для банков, перешедших на подход на основе внутренних рейтингов, оценка розничных кредитных рисков, анализ взаимосвязанности юридических лиц, внедрение системы мониторинга и анализа операционных рисков банков, создание единого реестра залогов, совершенствование мониторинга операций клиентов на предмет выявления недобросовестных практик, подготовка предложений по автоматизированной оценке и анализу портфелей ценных бумаг, система внешнего аудита информационной безопасности, стресс-тестирования (киберучения).
Таблица 10 – Основные саптех-инициативы Банка России, направленные на совершенствование банковского регулирования13
Наименование проекта | Этапы реализации |
Внедрение системы мониторинга и анализа операционных рисков банков | Разработаны требования к перекрестным проверкам отчетности кредитных организаций с внутренними и внешними источниками |
Разработаны требования к проведению сравнительного анализа уровня операционного риска кредитных организаций с типичным профилем операционного риска | |
Создание единого реестра залогов | Создан реестр предметов залога, принятых кредитными организациями в качестве обеспечения по ссудам (реестр залогов), содержащий сведения о количественных и качественных характеристиках заложенного имущества, что позволит определять факт его обременения |
Совершенствование мониторинга операций клиентов на предмет выявления недобросовестных практик | Определены направления совершенствования мониторинга операций клиентов на предмет выявления недобросовестных практик, включая критерии манипулирования рынком и неправомерного использования инсайдерской торговли, контроля заключенных сделок в финансовых организациях |
Подготовка предложений по автоматизированной оценке и анализу портфелей ценных бумаг | Определены основные направления, разработаны бизнес- процессы в части автоматизации оценки и анализа портфеля ценных бумаг, в том числе разработано приложение |
Стресс-тестирования | Разработана концепция практики проведения стресс- тестирований в финансовых организациях, в том числе методология и сценарии проведения стресс- тестирований финансовых организаций по вопросам информационной безопасности |
Обеспечена возможность проведения комплексной оценки киберустойчивости кредитно-финансовой сферы |
13 Составлено автором по: [48, 51, 60]
Вместе с тем, как отмечено в параграфе 3.1, одна из ключевых областей применения саптеха в практике зарубежных органов банковского регулирования заключается в реформировании подходов к работе с поступающей от банков отчетностью.
В частности, Банку России представляется целесообразным рассмотреть возможность внедрения следующих механизмов, направленных на сокращение регуляторной нагрузки на банки путем отказа от шаблонных отчетов:
-
внедрение подхода «ввода данных», когда банки автоматически формируют статистические данные в стандартном и детализированном формате в соответствии с регуляторными требованиями и отправляют их напрямую в центральную базу данных регулятора. Агрегирование не выполняется до составления отчетов, что снижает банковские комплаенс затраты банков и помогает избежать ошибок или потерь во время их сбора (агрегации); -
внедрение метода извлечения данных, когда необработанные (нестандартизированные) статистические данные с помощью автоматизированных процессов, запускаемых и контролируемых регулирующим органом, поступают непосредственно из операционных систем банковских учреждений в адрес регулятора и позднее стандартизируются самим регулятором с использованием саптех-решений; -
внедрение доступа в режиме реального времени, когда регулятор может извлекать оперативные данные по своему усмотрению (а не в заранее определенные отчетные периоды) путем прямого доступа к операционным системам банковских учреждений, что фактически подразумевает мониторинг транзакций в режиме реального времени.
-
Маркетплейс. В декабре 2017 года Банк России запустил проект системы маркетплейс, в рамках которой создается площадка для реализации банковских услуг и продуктов, которая позволит физическим лицам получить доступ к сервисам различных банков через «единое окно» [55]. Как отмечает
Банк России, его роль в данном проекте направлена на способствование созданию благоприятной регуляторной среды.
Согласно рисунку 37, с точки зрения инфраструктуры маркетплейса ее основными участниками будут являться:
-
электронныеплатформы - площадки, на которых -
взаимодействуют финансовые организации и клиенты для заключения сделок; -
поставщики финансовых продуктов и услуг (банки, страховые компании, управляющие компании ПИФ, эмитенты корпоративных и государственных облигаций); -
регистратор финансовых транзакций, осуществляющий ведение реестра хранения юридически значимой информации по совершенным на платформах сделкам; -
витрины-агрегаторы, представляющие собой интернет-ресурсы и мобильные приложения, дающие клиенту возможность выбора финансового продукта посредством систематизации и визуализации его характеристик; -
боты, представляющие собой автоматизированных консультантов по финансовым продуктам.
Рисунок 21 - Инфраструктура маркетплейса Банка России14
14 Составлено автором по: [56]
В настоящее время в Государственную думу внесен законопроект, который окажет влияние на нормативно-правовую базу банковского регулирования. В
частности, таковым является проект федерального закона «О совершении сделок с использованием электронной платформы» [53].
Вместе с тем, по оценке экспертов, реализация маркетплейса приведет к усилению оттока клиентов из небольших региональных банков в крупные. В частности, по мнению рейтингового агентства «Эксперт РА», на горизонте ближайших пяти - десяти лет ведущие игроки банковского рынка будут трансформироваться в экосистемы. Поскольку создание экосистемы доступно только крупнейшим банкам, остальные могут организовать партнерскую экосистему с различными компаниями из сферы потребительских товаров и услуг для рекламы и продвижения своих продуктов. Как утверждают эксперты, банки, которые не успеют вовремя перестроить бизнес, будут вынуждены уйти с рынка [56].
Целесообразно согласиться с данной оценкой, поскольку планируемое создание Банком России маркетплейса может спровоцировать дальнейшей отток клиентов из небольших региональных банков в более крупные в результате неравной ценовой конкуренции.
-
Механизм биометрической удаленной идентификации. Указанный механизм запущен Банком России с июня 2018 года и позволяет физическим лицам получать финансовые услуги дистанционно в разных банках, подтвердив свою личность с помощью биометрических персональных данных (изображение лица и голос).
Создание механизма удаленной идентификации привело к значительным изменениям в нормативно-правовой базе банковского регулирования. В частности, 31 декабря 2017 года был подписан Федеральный закон № 482-ФЗ, внесший изменения в закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990
№ 395-1 в части
обеспечения возможностей проведения удаленной идентификации между банками и физическими лицами.
Дополнительно была сформирована технологическая инфраструктура, в
том числе Единая биометрическая система, которая совместно с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) обеспечивает достоверную идентификацию пользователей. Так, согласно годовому отчету Банка России за 2019 год, количество пользователей Единой биометрической системы возросло с 2,3 тысячи до 110 тысяч человек [50].
После проведения удаленной идентификации физические лица имеют возможность дистанционного открытия счета, получения кредита и осуществления денежных переводов, в том числе с использованием мобильных приложений.
Трансформация банковского регулирования в части развития механизмов удаленной идентификации продолжается и на сегодняшний день. В частности, находится на рассмотрении Государственной думы проект федерального закона, предусматривающий:
-
обязанность для банков с универсальной лицензией обеспечить возможность дистанционного открытия счета и получения кредита после прохождения удаленной идентификации; -
расширение возможности использования Единой биометрической системы для оказания любых финансовых и нефинансовых услуг; -
требования по информационной безопасности для собственных биометрических систем банков и иных организаций; -
право для банков с базовой лицензией в части сбора биометрических данных.
Вместе с тем, согласно результатам нескольких российских исследований, технология удаленной идентификации была признана недостаточно