Файл: Актуальные направления развития банковского сектора России в условиях цифровизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 556

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Заключение

квалификационной работы магистра Новикова Никиты Вячеславовича

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Банковский сектор и его регулирование в современной России

1.2. Оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора РФ

1.3 Факторы, влияющие на цифровую трансформацию банковского сектора

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

Применение регуляторных технологий (RegTech) в банковской деятельности

Риски внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность

3 ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Предложения по трансформации банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

https://www.cfainstitute.org/-/media/documents/article/rf- brief/rfbr-v3-n4-1.ashx (дата обращения: 08.02.2020).

надежной, а также сопряженной с высокими рисками мошенничества [22; 64].

  1. Система быстрых платежей. Процессы трансформации банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий затронули и сферу платежей как одну из наиболее динамично развивающихся областей финтеха. Так, Указанием Банка России от 29.10.2018 № 4949-У были внесены изменения в Положение Банка России от 06.07.2017 595-П «О платежной системе Банка

России», обеспечившие реализацию проекта по созданию Системы быстрых платежей (СБП) [9].

Данный механизм, являющийся аналогом «быстрой платежной системы» (от англ. Faster Payment System) в Гонконге, позволяет физическим лицам мгновенно и круглосуточно переводить деньги по номеру мобильного телефона получателю в другом банке (операции С2С), а также оплачивать товары (работы, услуги) с использованием QR-кодов (операции С2В).

По состоянию на 01.05.2020 к СБП подключено свыше 40 банков (в том числе все 11 системно значимых банков), через которые в 2019 году проведено 6,8 млн операций на сумму 59,7 млрд рублей.

Целесообразно выделить ряд недостатков в отношении Системы быстрых платежей:

  • возможна активизация «карточных» мошенников, так как для них открывается возможность определения связки телефонного номера и некоторых персональных данных владельца;

  • в ряде банков получателю средств не ясно, кто является отправителем средств, при этом отказаться от получения платежа невозможно;

  • возможны сбои в результате некорректной настройки клиентов по номерам телефонов (привязка счетов к телефонам бывших владельцев).

Несмотря на активную работу Банка России по
совершенствованию банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий, в отечественной нормативной базе по-прежнему существует множество проблем, связанных с отсутствием должного правового обеспечения новых технологических процессов банковской сферы, как отмечено в таблице 11.

Таблица 11 - Основные проблемы механизмов трансформации банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий, применяемых Банком России15


Механизм трансформации банковского регулирования

Влияние на нормативно- правовую базу банковского регулирования


Проблемы

1

2

3


Создание Департамента финансовых технологий



Внесены изменения в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О

Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)»


Создание данного подразделения не решает вопрос необходимости осуществления межведомственного взаимодействия. Более быстрая и координированная разработка нормативно-правовых положений, которые бы обеспечили адекватное регулирование сферы цифровых технологий возможно только с привлечением всех заинтересованных ведомств



«Регулятивная» песочница


Внесены изменения в Инструкцию Банка России от 30 мая 2014 года 153-И, Положение Банка России от 28.06.2017 590-П. Принят

Федеральный закон от 31.07.2020 259-ФЗ «О

цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»



За 2018-2019 гг. от банков поступило свыше 60 заявок на участие, из которых только 3 завершились принятием законодательных изменений Большинство банков заявляют о невозможности принять участие в работе «песочницы» из-за необходимости значительных инвестиций. Основной интерес к механизму проявляют несколько крупнейших госбанков



Использование саптеха (SupTech)


Разработан и утвержден Банком России План мероприятий («дорожная карта») в сфере SupTech и RegTech

Банк России не применяет саптех для целей реформирования подходов в работе с банковской отчетностью. В зарубежной практике использования саптеха данная область является основной, будучи направленной на снижение регуляторной нагрузки


Маркетплейс

Принят Федеральный закон от 20.07.2020

211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы»


Создание маркетплейса может спровоцировать дальнейшей отток клиентов из небольших региональных банков в более крупные в результате неравной ценовой конкуренции







15 Составлено автором по: [9, 22, 56, 64].

Продолжение таблицы 11


1

2

3


Биометрическая удаленная идентификация

Внесены изменения в закон

«О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 395-1

Согласно результатам ряда исследований, технология удаленной идентификации была признана недостаточно надежной, а также сопряженной с высокими рисками мошенничества







Возможна активизация «карточных







мошенников», так как для них открывается







возможность определения связки



Система быстрых платежей

Внесены изменения в Положение Банка России

«О платежной системе Банка России» от 06.07.2017 595-П

телефонного номера и некоторых персональных данных владельца. Кроме того, в ряде банков получателю средств не ясно, кто является отправителем средств, при этом отказаться от получения платежа

невозможно. Возможны сбои в результате







некорректной настройки клиентов по







номерам телефонов (привязка счетов к







телефонам бывших владельцев)


С точки зрения автора, следует поддержать мнение Г.Ф. Ручкиной о том,

«что российское законодательство имеет слабое превентивное воздействие на генезис банковских инноваций. В национальном праве отсутствует система регулирования процесса создания и внедрения новых банковских технологий» [30]. Кроме того, если традиционные банковские продукты имеют достаточно полную регламентацию, то инновации зачастую не имеют четкого законодательного регулирования, относясь к договорным конструкциям, определяемым как «иные сделки».

Следует также согласиться с Д.Г. Алексеевой, которая утверждает, что действующее законодательство, регулирующее банковскую деятельность, зачастую не только не помогает снизить или исключить правовой риск, но и в связи с недостаточностью и явной противоречивостью многих принимаемых нормативных актов в значительной мере затрудняет решение этой задачи [27]. Из таблицы 12 видно, что основными проблемами существующей нормативно- правовой базы банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий являются:

  1. Существенные дефекты регулирования, которые обнаруживаются в сфере дистанционного банковского обслуживания. Необеспеченность

техническими средствами безопасности и правовая незащищенность касаются в первую очередь клиентов, использующих цифровой банкинг.

Таблица 12 - Предложения по совершенствованию банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий16

Предложение

Нормативно-правовой акт, в который предлагается внести изменения

Внедрение правовых положений, регулирующих сферу дистанционного

банковского обслуживания

Главы 1 и 4 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Установление дифференцированного режима лицензирования банков, использующих инновационные бизнес- модели

Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 года

№ 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»

Закрепление обязанностей банка предоставлять клиенту перед заключением договора полную и подробную информацию о новом

продукте или инновационной технологии


Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Установление границ юридической ответственности для организаций, не являющихся участниками банковского сектора, но при этом играющих ключевую роль в функционировании всей системы цифрового банкинга, а также отвечающих за наиболее уязвимые точки цифровой

инфраструктуры


Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а при заведомом причинении ущерба в крупном и особо крупном размере - Уголовный кодекс Российской Федерации

Внедрение правовых положений, позволяющих клиентам банков востребовать средства, потерянные в результате хищения с использованием цифровых технологий, а также получать компенсацию в случае программных сбоев и утечки конфиденциальной информации и сведений, содержащих персональные данные


Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а при заведомом причинении ущерба в крупном и особо крупном размере -

Уголовный кодекс Российской Федерации