Файл: Актуальные направления развития банковского сектора России в условиях цифровизации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 556
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
квалификационной работы магистра Новикова Никиты Вячеславовича
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Банковский сектор и его регулирование в современной России
1.2. Оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора РФ
1.3 Факторы, влияющие на цифровую трансформацию банковского сектора
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Применение регуляторных технологий (RegTech) в банковской деятельности
Риски внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность
3 ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
надежной, а также сопряженной с высокими рисками мошенничества [22; 64].
России», обеспечившие реализацию проекта по созданию Системы быстрых платежей (СБП) [9].
Данный механизм, являющийся аналогом «быстрой платежной системы» (от англ. Faster Payment System) в Гонконге, позволяет физическим лицам мгновенно и круглосуточно переводить деньги по номеру мобильного телефона получателю в другом банке (операции С2С), а также оплачивать товары (работы, услуги) с использованием QR-кодов (операции С2В).
По состоянию на 01.05.2020 к СБП подключено свыше 40 банков (в том числе все 11 системно значимых банков), через которые в 2019 году проведено 6,8 млн операций на сумму 59,7 млрд рублей.
Целесообразно выделить ряд недостатков в отношении Системы быстрых платежей:
Несмотря на активную работу Банка России по
совершенствованию банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий, в отечественной нормативной базе по-прежнему существует множество проблем, связанных с отсутствием должного правового обеспечения новых технологических процессов банковской сферы, как отмечено в таблице 11.
Таблица 11 - Основные проблемы механизмов трансформации банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий, применяемых Банком России15
15 Составлено автором по: [9, 22, 56, 64].
Продолжение таблицы 11
С точки зрения автора, следует поддержать мнение Г.Ф. Ручкиной о том,
«что российское законодательство имеет слабое превентивное воздействие на генезис банковских инноваций. В национальном праве отсутствует система регулирования процесса создания и внедрения новых банковских технологий» [30]. Кроме того, если традиционные банковские продукты имеют достаточно полную регламентацию, то инновации зачастую не имеют четкого законодательного регулирования, относясь к договорным конструкциям, определяемым как «иные сделки».
Следует также согласиться с Д.Г. Алексеевой, которая утверждает, что действующее законодательство, регулирующее банковскую деятельность, зачастую не только не помогает снизить или исключить правовой риск, но и в связи с недостаточностью и явной противоречивостью многих принимаемых нормативных актов в значительной мере затрудняет решение этой задачи [27]. Из таблицы 12 видно, что основными проблемами существующей нормативно- правовой базы банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий являются:
техническими средствами безопасности и правовая незащищенность касаются в первую очередь клиентов, использующих цифровой банкинг.
Таблица 12 - Предложения по совершенствованию банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий16
-
Система быстрых платежей. Процессы трансформации банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий затронули и сферу платежей как одну из наиболее динамично развивающихся областей финтеха. Так, Указанием Банка России от 29.10.2018 № 4949-У были внесены изменения в Положение Банка России от 06.07.2017 № 595-П «О платежной системе Банка
России», обеспечившие реализацию проекта по созданию Системы быстрых платежей (СБП) [9].
Данный механизм, являющийся аналогом «быстрой платежной системы» (от англ. Faster Payment System) в Гонконге, позволяет физическим лицам мгновенно и круглосуточно переводить деньги по номеру мобильного телефона получателю в другом банке (операции С2С), а также оплачивать товары (работы, услуги) с использованием QR-кодов (операции С2В).
По состоянию на 01.05.2020 к СБП подключено свыше 40 банков (в том числе все 11 системно значимых банков), через которые в 2019 году проведено 6,8 млн операций на сумму 59,7 млрд рублей.
Целесообразно выделить ряд недостатков в отношении Системы быстрых платежей:
-
возможна активизация «карточных» мошенников, так как для них открывается возможность определения связки телефонного номера и некоторых персональных данных владельца; -
в ряде банков получателю средств не ясно, кто является отправителем средств, при этом отказаться от получения платежа невозможно; -
возможны сбои в результате некорректной настройки клиентов по номерам телефонов (привязка счетов к телефонам бывших владельцев).
Несмотря на активную работу Банка России по
совершенствованию банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий, в отечественной нормативной базе по-прежнему существует множество проблем, связанных с отсутствием должного правового обеспечения новых технологических процессов банковской сферы, как отмечено в таблице 11.
Таблица 11 - Основные проблемы механизмов трансформации банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий, применяемых Банком России15
Механизм трансформации банковского регулирования | Влияние на нормативно- правовую базу банковского регулирования | Проблемы |
1 | 2 | 3 |
Создание Департамента финансовых технологий | Внесены изменения в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» | Создание данного подразделения не решает вопрос необходимости осуществления межведомственного взаимодействия. Более быстрая и координированная разработка нормативно-правовых положений, которые бы обеспечили адекватное регулирование сферы цифровых технологий возможно только с привлечением всех заинтересованных ведомств |
«Регулятивная» песочница | Внесены изменения в Инструкцию Банка России от 30 мая 2014 года № 153-И, Положение Банка России от 28.06.2017 № 590-П. Принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» | За 2018-2019 гг. от банков поступило свыше 60 заявок на участие, из которых только 3 завершились принятием законодательных изменений Большинство банков заявляют о невозможности принять участие в работе «песочницы» из-за необходимости значительных инвестиций. Основной интерес к механизму проявляют несколько крупнейших госбанков |
Использование саптеха (SupTech) | Разработан и утвержден Банком России План мероприятий («дорожная карта») в сфере SupTech и RegTech | Банк России не применяет саптех для целей реформирования подходов в работе с банковской отчетностью. В зарубежной практике использования саптеха данная область является основной, будучи направленной на снижение регуляторной нагрузки |
Маркетплейс | Принят Федеральный закон от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» | Создание маркетплейса может спровоцировать дальнейшей отток клиентов из небольших региональных банков в более крупные в результате неравной ценовой конкуренции |
15 Составлено автором по: [9, 22, 56, 64].
Продолжение таблицы 11
1 | 2 | 3 |
Биометрическая удаленная идентификация | Внесены изменения в закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 | Согласно результатам ряда исследований, технология удаленной идентификации была признана недостаточно надежной, а также сопряженной с высокими рисками мошенничества |
| | Возможна активизация «карточных |
| | мошенников», так как для них открывается |
| | возможность определения связки |
Система быстрых платежей | Внесены изменения в Положение Банка России «О платежной системе Банка России» от 06.07.2017 № 595-П | телефонного номера и некоторых персональных данных владельца. Кроме того, в ряде банков получателю средств не ясно, кто является отправителем средств, при этом отказаться от получения платежа невозможно. Возможны сбои в результате |
| | некорректной настройки клиентов по |
| | номерам телефонов (привязка счетов к |
| | телефонам бывших владельцев) |
С точки зрения автора, следует поддержать мнение Г.Ф. Ручкиной о том,
«что российское законодательство имеет слабое превентивное воздействие на генезис банковских инноваций. В национальном праве отсутствует система регулирования процесса создания и внедрения новых банковских технологий» [30]. Кроме того, если традиционные банковские продукты имеют достаточно полную регламентацию, то инновации зачастую не имеют четкого законодательного регулирования, относясь к договорным конструкциям, определяемым как «иные сделки».
Следует также согласиться с Д.Г. Алексеевой, которая утверждает, что действующее законодательство, регулирующее банковскую деятельность, зачастую не только не помогает снизить или исключить правовой риск, но и в связи с недостаточностью и явной противоречивостью многих принимаемых нормативных актов в значительной мере затрудняет решение этой задачи [27]. Из таблицы 12 видно, что основными проблемами существующей нормативно- правовой базы банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий являются:
-
Существенные дефекты регулирования, которые обнаруживаются в сфере дистанционного банковского обслуживания. Необеспеченность
техническими средствами безопасности и правовая незащищенность касаются в первую очередь клиентов, использующих цифровой банкинг.
Таблица 12 - Предложения по совершенствованию банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий16
Предложение | Нормативно-правовой акт, в который предлагается внести изменения |
Внедрение правовых положений, регулирующих сферу дистанционного банковского обслуживания | Главы 1 и 4 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» |
Установление дифференцированного режима лицензирования банков, использующих инновационные бизнес- модели | Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 года № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» |
Закрепление обязанностей банка предоставлять клиенту перед заключением договора полную и подробную информацию о новом продукте или инновационной технологии | Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» |
Установление границ юридической ответственности для организаций, не являющихся участниками банковского сектора, но при этом играющих ключевую роль в функционировании всей системы цифрового банкинга, а также отвечающих за наиболее уязвимые точки цифровой инфраструктуры | Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а при заведомом причинении ущерба в крупном и особо крупном размере - Уголовный кодекс Российской Федерации |
Внедрение правовых положений, позволяющих клиентам банков востребовать средства, потерянные в результате хищения с использованием цифровых технологий, а также получать компенсацию в случае программных сбоев и утечки конфиденциальной информации и сведений, содержащих персональные данные | Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а при заведомом причинении ущерба в крупном и особо крупном размере - Уголовный кодекс Российской Федерации |