Файл: Актуальные направления развития банковского сектора России в условиях цифровизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 554

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Заключение

квалификационной работы магистра Новикова Никиты Вячеславовича

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Банковский сектор и его регулирование в современной России

1.2. Оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора РФ

1.3 Факторы, влияющие на цифровую трансформацию банковского сектора

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

Применение регуляторных технологий (RegTech) в банковской деятельности

Риски внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность

3 ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Предложения по трансформации банковского регулирования в условиях развития цифровых технологий в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

https://www.cfainstitute.org/-/media/documents/article/rf- brief/rfbr-v3-n4-1.ashx (дата обращения: 08.02.2020).



Ключевым фактором успеха в настоящее время, помимо построения эффективной управленческой и операционной модели, основанной на горизонтальной культуре бизнеса, является применение принципиально новой ИТ-платформы на самых передовых информационных технологиях - банковской платформы развития, базовой системы разработки и учета продуктов, обслуживания клиентов. Проекты создания и внедрения таких платформ, которые идут на смену традиционным АБС, уже ведутся в крупнейших банках в России и в мире.

Компания «ФлексСофт» занимается проектированием и внедрением автоматизированных банковских систем с 1991 года. Результатом масштабных исследований и практической работы является создание банковской платформы

развития нового поколения - «Платформы FXL», которая уже имеет успешный опыт внедрения в крупных и средних банках с распределенной структурой. При создании новой платформы им удалось совместить две, несовместимые между собой вещи: гибкость и высокую производительность. Высокая производительность и горизонтальная масштабируемость «Платформы FXL», подтвержденные независимым нагрузочным тестированием, соответствуют, а в ряде случаев и превышают целевые показатели крупнейших финансовых институтов России. Система может обрабатывать объемы в десятки миллиардов транзакций в день.

Для средних банков, при обработке меньших объемов в десятки и сотни тысяч операций, преимуществом системы является гарантия более высокой производительности при той же мощности оборудования в отличие от традиционных АБС. Например, значительное сокращение времени ежедневных
процедур обслуживания операционного дня.

Архитектура и логика работы системы максимально отражают бизнес- модель современного универсального банка и включают в себя гибкие инструменты настройки сложных продуктов и операционной модели - развития и поддержки текущего операционного производства банка. Уникальные инновационные разработки, применённые при построении архитектуры

«Платформы FXL», позволяют разворачивать систему как в качестве единого модульного приложения, так и в виде набора независимых микросервисов, взаимодействующих по единым правилам и стандартам, заложенным архитектурой платформы. Используя возможности «Платформы FXL», специалисты банка могут легко сформировать собственный микросервис, расширить или раздробить его на более мелкие, применяя любые технологии в соответствии с потребностями бизнеса.

Поскольку полная перестройка ИТ-архитектуры - это долгий, сложный и дорогой проект, можно установить новую платформу рядом с существующим ИТ-ландшафтом, доверив ей задачи клиентоориентированной работы с новыми банковскими продуктами. Это позволит, не прерывая работу банка, запускать в

ускоренные сроки новые продукты и новые бизнес-направления с возможностью мгновенного их тиражирования по всем структурным единицам банка с учетом региональных или иных особенностей.

Бизнес-выгоды от внедрения:

  • во-первых - скорость и легкость создания новых продуктов, возможность гибко подстраиваться под изменения рынка и потребности каждого клиента, привлечение новых клиентов за счет уникальных условий, снижение стоимости запуска продуктов;

  • во-вторых - высочайшая скорость обработки операций и доступность системы в любое время, отсутствие временных простоев, вызванных необходимостью проведения регламентных процедур, таких как завершение операционного дня, снижение себестоимости проведения транзакций.


Преимущества на рынке получат те, кто первым перестоится и адаптируется к новым условиям ведения бизнеса.

Применение в экономической деятельности инновационных способов управления социально-экономическими процессами с применением информационных технологий, методов анализа «больших данных» и построением долгосрочных вариативных прогнозов становится задачей стратегической важности в контексте обеспечения национальной безопасности Российского государства.

Цифровизация, самым тесным образом, связана с финансовыми отношениями.

Согласно распределительной концепции финансовой науки, финансы - это

«денежные распределительные отношения по поводу формирования и использования денежных доходов, поступлений и накоплений организаций, государства (муниципальных образований)» и др..

В общем виде под цифровой экономикой понимается система экономических отношений, которые базируются на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Однако постепенно формируется осознание того, что цифровая экономика - это не только развитие

и внедрение различного рода новшеств и инноваций, которым по праву должно принадлежать приоритетное место в современном обществе, но и целенаправленная работа всех экономических субъектов, для достижения конечной цели - повышения качества жизни населения, обеспечения жизнедеятельности домохозяйств на уровне научно обоснованных социальных норм и стандартов.

Развитие банковской системы напрямую зависит от мировых экономически условий.

В связи с проведенными
исследованиями состояния банковской сферы России на Рисунке 1 отражена информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций России, которые действуют по состоянию на 01.01.2018 года.





Рисунок 1 – Кредитные организации, имеющие право осуществлять банковские операции, ед [16, с.82]

Таким образом, 92,15% или 517 организаций, имеющих право осуществлять банковские операции - это банки. Общее количество зарегистрированных банков на 01.01.2018 года составляет 561 организация. Операции по привлечению вкладов имеют право осуществлять 468 учреждений, по проведению операций с драгметаллами - 149 учреждений.

На территории России функционирует 890 филиалов действующих кредитных организаций, в том числе ПАО «Сбербанк» 93 филиала и 65 филиалов иностранных банков.

На Рисунке 2 представлена динамика количества зарегистрированных действующих Кредитных организаций (далее - КО) за 2015 -2018 годы.





Рисунок 2 –Действующие кредитные организации, ед. [16, с.83]

Таким образом, за период 2015-2018 гг. количество действующих кредитных организаций в России существенно сократилось с 834 до 561 организацию, имеющих лицензию на привлечении вкладов - с 690 до 468 организацией и имеющих право на операции с драгметаллами - с 203 до 149 организаций. Данное сокращение обусловлено влиянием кризиса 2015 года и применением Центральным банком жесткой политики
по регулирования деятельности банков и небанковских кредитных организаций. Согласно оценке экспертов Deloitte Digital, Россия вошла в пятерку стран лидеров цифрового банкинга в регионе Европа, Ближний Восток и Африка. В рамках исследования EMEA Digital Banking Maturity 2018 было рассмотрено 38 стран и охвачено 238 банков и десять финтех-компаний.

В современных условиях развития экономики Центральный банк России уделяет особое внимание развитию цифровому банкингу и диджитализации отрасли как основе конкурентного преимущества. Общую оценку

эффективности Интернет банкинга эксперты определяли по школе от 0 до 100 баллов. Также была проведена оценка функциональных возможностей, которая коррелируется от 0 и до 10 баллов, а также удобство использования интернет банкинга по шкале от 1 до 5 баллов.

В табл. 2 отражен рейтинг эффективности ТОП-20 интернет-банков России по наличию различных функций и удобств интерфейса для клиентов.

Таблица 2 Рейтинг эффективности ТОП-20 интернет-банков, баллы [16, с.84]



Наименование банка

Общая оценка эффектив- ности


Оценка функциональных возможностей

Оценка удобства пользования

Бинбанк

77,8

7,8

4,1

Тинькофф Банк

77,4

8,2

3,9

Промсвязьбанк

73,5

7,9

3,7

Альфа-Банк

66,3

7,2

3,4

ВТБ

65,5

6,6

3,6

Сбербанк России

64,3

6,1

3,7

Банк Уралсиб

64,0

6,3

3,6

Почта Банк

63,0

7,2

3,1

Райффайзенбанк

62,5

6,0

3,6

Совкомбанк

61,8

6,8

3,2

МКБ

61,5

6,3

3,4

Запсибкомбанк

61,3

6,7

3,2

Банк Траст

60,2

6,7

3,1

Банк Русский Стандарт

59,1

6,3

3,2

БКС

58,6

6,2

3,2

ВТБ24

58,5

5,7

3,4

Ренессанс Кредит

58,4

5,4

3,5

Банк Санкт-Петербург

58,2

6,9

2,8

Банк Открытие

57,6

6,0

3,2

Банк Восточный / Банк Абсолют

57,3

5,0

3,3