Файл: Актуальные направления развития банковского сектора России в условиях цифровизации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 554
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
квалификационной работы магистра Новикова Никиты Вячеславовича
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Банковский сектор и его регулирование в современной России
1.2. Оценка уровня цифровой трансформации банковского сектора РФ
1.3 Факторы, влияющие на цифровую трансформацию банковского сектора
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Применение регуляторных технологий (RegTech) в банковской деятельности
Риски внедрения цифровых технологий в банковскую деятельность
3 ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ключевым фактором успеха в настоящее время, помимо построения эффективной управленческой и операционной модели, основанной на горизонтальной культуре бизнеса, является применение принципиально новой ИТ-платформы на самых передовых информационных технологиях - банковской платформы развития, базовой системы разработки и учета продуктов, обслуживания клиентов. Проекты создания и внедрения таких платформ, которые идут на смену традиционным АБС, уже ведутся в крупнейших банках в России и в мире.
Компания «ФлексСофт» занимается проектированием и внедрением автоматизированных банковских систем с 1991 года. Результатом масштабных исследований и практической работы является создание банковской платформы
развития нового поколения - «Платформы FXL», которая уже имеет успешный опыт внедрения в крупных и средних банках с распределенной структурой. При создании новой платформы им удалось совместить две, несовместимые между собой вещи: гибкость и высокую производительность. Высокая производительность и горизонтальная масштабируемость «Платформы FXL», подтвержденные независимым нагрузочным тестированием, соответствуют, а в ряде случаев и превышают целевые показатели крупнейших финансовых институтов России. Система может обрабатывать объемы в десятки миллиардов транзакций в день.
Для средних банков, при обработке меньших объемов в десятки и сотни тысяч операций, преимуществом системы является гарантия более высокой производительности при той же мощности оборудования в отличие от традиционных АБС. Например, значительное сокращение времени ежедневных
процедур обслуживания операционного дня.
Архитектура и логика работы системы максимально отражают бизнес- модель современного универсального банка и включают в себя гибкие инструменты настройки сложных продуктов и операционной модели - развития и поддержки текущего операционного производства банка. Уникальные инновационные разработки, применённые при построении архитектуры
«Платформы FXL», позволяют разворачивать систему как в качестве единого модульного приложения, так и в виде набора независимых микросервисов, взаимодействующих по единым правилам и стандартам, заложенным архитектурой платформы. Используя возможности «Платформы FXL», специалисты банка могут легко сформировать собственный микросервис, расширить или раздробить его на более мелкие, применяя любые технологии в соответствии с потребностями бизнеса.
Поскольку полная перестройка ИТ-архитектуры - это долгий, сложный и дорогой проект, можно установить новую платформу рядом с существующим ИТ-ландшафтом, доверив ей задачи клиентоориентированной работы с новыми банковскими продуктами. Это позволит, не прерывая работу банка, запускать в
ускоренные сроки новые продукты и новые бизнес-направления с возможностью мгновенного их тиражирования по всем структурным единицам банка с учетом региональных или иных особенностей.
Бизнес-выгоды от внедрения:
-
во-первых - скорость и легкость создания новых продуктов, возможность гибко подстраиваться под изменения рынка и потребности каждого клиента, привлечение новых клиентов за счет уникальных условий, снижение стоимости запуска продуктов; -
во-вторых - высочайшая скорость обработки операций и доступность системы в любое время, отсутствие временных простоев, вызванных необходимостью проведения регламентных процедур, таких как завершение операционного дня, снижение себестоимости проведения транзакций.
Преимущества на рынке получат те, кто первым перестоится и адаптируется к новым условиям ведения бизнеса.
Применение в экономической деятельности инновационных способов управления социально-экономическими процессами с применением информационных технологий, методов анализа «больших данных» и построением долгосрочных вариативных прогнозов становится задачей стратегической важности в контексте обеспечения национальной безопасности Российского государства.
Цифровизация, самым тесным образом, связана с финансовыми отношениями.
Согласно распределительной концепции финансовой науки, финансы - это
«денежные распределительные отношения по поводу формирования и использования денежных доходов, поступлений и накоплений организаций, государства (муниципальных образований)» и др..
В общем виде под цифровой экономикой понимается система экономических отношений, которые базируются на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Однако постепенно формируется осознание того, что цифровая экономика - это не только развитие
и внедрение различного рода новшеств и инноваций, которым по праву должно принадлежать приоритетное место в современном обществе, но и целенаправленная работа всех экономических субъектов, для достижения конечной цели - повышения качества жизни населения, обеспечения жизнедеятельности домохозяйств на уровне научно обоснованных социальных норм и стандартов.
Развитие банковской системы напрямую зависит от мировых экономически условий.
В связи с проведенными
исследованиями состояния банковской сферы России на Рисунке 1 отражена информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций России, которые действуют по состоянию на 01.01.2018 года.
Рисунок 1 – Кредитные организации, имеющие право осуществлять банковские операции, ед [16, с.82]
Таким образом, 92,15% или 517 организаций, имеющих право осуществлять банковские операции - это банки. Общее количество зарегистрированных банков на 01.01.2018 года составляет 561 организация. Операции по привлечению вкладов имеют право осуществлять 468 учреждений, по проведению операций с драгметаллами - 149 учреждений.
На территории России функционирует 890 филиалов действующих кредитных организаций, в том числе ПАО «Сбербанк» 93 филиала и 65 филиалов иностранных банков.
На Рисунке 2 представлена динамика количества зарегистрированных действующих Кредитных организаций (далее - КО) за 2015 -2018 годы.
Рисунок 2 –Действующие кредитные организации, ед. [16, с.83]
Таким образом, за период 2015-2018 гг. количество действующих кредитных организаций в России существенно сократилось с 834 до 561 организацию, имеющих лицензию на привлечении вкладов - с 690 до 468 организацией и имеющих право на операции с драгметаллами - с 203 до 149 организаций. Данное сокращение обусловлено влиянием кризиса 2015 года и применением Центральным банком жесткой политики
по регулирования деятельности банков и небанковских кредитных организаций. Согласно оценке экспертов Deloitte Digital, Россия вошла в пятерку стран лидеров цифрового банкинга в регионе Европа, Ближний Восток и Африка. В рамках исследования EMEA Digital Banking Maturity 2018 было рассмотрено 38 стран и охвачено 238 банков и десять финтех-компаний.
В современных условиях развития экономики Центральный банк России уделяет особое внимание развитию цифровому банкингу и диджитализации отрасли как основе конкурентного преимущества. Общую оценку
эффективности Интернет банкинга эксперты определяли по школе от 0 до 100 баллов. Также была проведена оценка функциональных возможностей, которая коррелируется от 0 и до 10 баллов, а также удобство использования интернет банкинга по шкале от 1 до 5 баллов.
В табл. 2 отражен рейтинг эффективности ТОП-20 интернет-банков России по наличию различных функций и удобств интерфейса для клиентов.
Таблица 2 – Рейтинг эффективности ТОП-20 интернет-банков, баллы [16, с.84]
Наименование банка | Общая оценка эффектив- ности | Оценка функциональных возможностей | Оценка удобства пользования |
Бинбанк | 77,8 | 7,8 | 4,1 |
Тинькофф Банк | 77,4 | 8,2 | 3,9 |
Промсвязьбанк | 73,5 | 7,9 | 3,7 |
Альфа-Банк | 66,3 | 7,2 | 3,4 |
ВТБ | 65,5 | 6,6 | 3,6 |
Сбербанк России | 64,3 | 6,1 | 3,7 |
Банк Уралсиб | 64,0 | 6,3 | 3,6 |
Почта Банк | 63,0 | 7,2 | 3,1 |
Райффайзенбанк | 62,5 | 6,0 | 3,6 |
Совкомбанк | 61,8 | 6,8 | 3,2 |
МКБ | 61,5 | 6,3 | 3,4 |
Запсибкомбанк | 61,3 | 6,7 | 3,2 |
Банк Траст | 60,2 | 6,7 | 3,1 |
Банк Русский Стандарт | 59,1 | 6,3 | 3,2 |
БКС | 58,6 | 6,2 | 3,2 |
ВТБ24 | 58,5 | 5,7 | 3,4 |
Ренессанс Кредит | 58,4 | 5,4 | 3,5 |
Банк Санкт-Петербург | 58,2 | 6,9 | 2,8 |
Банк Открытие | 57,6 | 6,0 | 3,2 |
Банк Восточный / Банк Абсолют | 57,3 | 5,0 | 3,3 |