Файл: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 816

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, но вход в комнату традиционно китайским - ширма не позволяла войти прямо; это связано с представлением, что черт идет напрямик; а по нашим представлениям черт хитер, и ему ничего не стоит обойти любую перегородку. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин ему дарит этот предмет - того требует вежливость. Мать меня учила, что в гостях нельзя ничего оставлять на тарелке.

В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается - нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен, и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы».

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст. Озаглавьте текст.

  2. Составьте вопросный план.

  3. Произведите синтаксический разбор последнего абзаца.

  4. Разыграйте ситуации, используя речевые этикетные формулы.

Задание 2. Постройте диалоги с собеседниками, наделёнными различными социальными ролями, в рамках нескольких этикетных ситуаций (обращение, приветствие, поздравление, просьба и т. п.), для каждого вида общения постарайтесь использовать особые речевые средства.

Задание 3. Объясните, какие нормы речевого этикета нарушает реакция собеседника, указанная в примерах, и почему. Обратите особое внимание на диалоги, в которых нарушен принцип последовательности речевого общения.

  • Простите, у Вас нет часов? — Есть.

  • Доброе утро, мама! — Где ты был?!

  • Здравствуйте! — А, это Вы, срочно зайдите к директору.

  • Вы не подскажете, как пройти на улицу Рождественскую? — Нет.

  • Извините, я нечаянно толкнул Вас. — Вечно с утра настроение испортят!

Задание 4. Чтобы расположить к себе собеседника нужно чаще произносить его имя. Что лучше всего сделать, чтобы хорошо запомнить имя (имя-отчество) нового знакомого:

а) дать себе установку на запоминание;

б) мысленно «проговорить» имя;

в) найти повод сразу повторить имя вслух;

г) ассоциировать с именем известного вам человека?

Задание 5. Какое приветствие более приятно собеседнику:

а) «Здравствуйте!»; б) «Доброе утро!»; в) «Здравствуйте, Иван Петрович!»; г) «Доброе утро, Иван Петрович!»? Назовите ещё несколько причин вашего выбора.

Задание 6. Комплимент — наиболее универсальный способ расположить к себе собеседника, если, конечно, он уместен и правильно построен. Среди приведённых ниже комплиментов выделите удачные и те, которые могут привести к результату, противоположному ожиданиям. Обоснуйте свой выбор.


  • Ты сегодня выглядишь гораздо лучше, чем обычно.

  • Это платье отлично скрывает недостатки твоей фигуры.

  • Как Вы похудели!

  • Вы всегда так элегантны!

  • Неужели это Ваша дочь? Вы скорее похожи на сестёр.

  • Вы выглядите гораздо моложе своих лет.

Задание 7. Проанализируйте, какие языковые средства использованы в следующих формах выражения просьбы. Какая форма является, по вашему мнению, наиболее вежливой?

  • Не могли бы Вы закрыть дверь?

  • Будьте добры, закройте дверь.

  • Закройте, пожалуйста, дверь.

Задание 8. Желание окончить разговор может появиться у собеседников не одновременно. Как прекратить беседу наиболее тактичным способом? Распределите приведённые ниже варианты возможного прерывания разговора в порядке возрастания их тактичности:

  • Ну, всё, закончим этот разговор.

  • Спасибо за беседу, было очень интересно с Вами поговорить. Всего Вам доброго!

  • Давайте продолжим этот разговор в следующий раз, когда у нас будет больше времени. Оказывается, уже половина пятого! Извините, но мне нужно спешить на важную встречу!

Придумайте ещё несколько способов закончить разговор, не обидев собеседника.

Задание 9. В организацию, где вы работаете, позвонили и высказали претензии. Выберите наиболее уместную форму ответа; распределите остальные в порядке убывания их соответствия деловой этике. Объясните свою позицию.

  • Нет, вы не правы.

  • Оставьте, пожалуйста, номер Вашего телефона. Мы разберёмся и перезвоним Вам.

  • Я сейчас приглашу коллегу, который занимается этим вопросом.

  • Это не моя вина.

Задание 10. Вы хотите что-либо посоветовать своему деловому партнёру. Какая из формулировок совета недопустима с точки зрения делового этикета? Почему?

  • Для Вас имеет смысл…

  • Лучше всего Вам было бы…

  • Вы должны…

  • Мы бы посоветовали Вам…

Контрольные вопросы

  1. Что такое этикет?

  2. Перечислите формулы речевого этикета.

  3. Чему должна соответствовать этикетная формула?

  4. Перечислите этикетные формулы в телефонном деловом разговоре.

Глоссарий

Этикетные нормы - это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.



Проделки - поступок предосудительного или шутливого порядка.

Христианство - религия, в основе которой лежит культ Иисуса Христа.

Ширма - Комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей

Монастырь - религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав.

Устав - свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо.

НЕДЕЛЯ 14


Тема: Деловая переписка по электронной почте.

План:

  1. Изучение теоретического материала:

Вступать в письменную личную и деловую коммуникацию: здороваться, обращаться, благодарить, отвечать на благодарность, поздравлять, просить, прощаться.

Этикетные речевые модели (Добрый день, уважаемый/ая, с надеждой на сотрудничество, заранее благодарю, всего доброго)

Деловая переписка по электронной почте.

  1. Выполнение грамматических заданий

  2. Ответы на контрольные вопросы

  3. Работа с глоссарием

Теоретическая справка

Общая структура текста деловых писем: основные правила оформления.

3 обязательных элемента:

  • вступление, где кратко описываются причины и цель написания письма;

  • содержательная часть, в которой подано описание ситуации, варианты ее решения, выводы и рекомендации;

  • заключительная часть, где подводятся итоги и четкое описание действий, которые ожидаются от адресата.

Перед написанием письма четко определите цели: предложение сотрудничества, изложение претензий, приглашение на какое-то мероприятие и т.п. В тексте не должно быть ничего другого, лишнего, что не относится к вашему делу.

Рекомендуется придерживаться важного правила: одно письмо – одна конкретная цель. Допускается затрагивание нескольких тем или вопросов только в том случае, если они тесно взаимосвязаны. В противном случае не поленитесь написать несколько писем, по разным темам.

Язык, стиль и этикет оформления деловых писем.

Главным требованием к содержанию писем является краткость и емкость. Не перенасыщайте текст ненужной информацией, лишними речевыми оборотами, не «лейте воду». Для делового человека важна суть дела, а не красивые фразы. Мало кому нравится тратить свое ценное рабочее время на чтение длинных, на несколько страниц, писем, и искать среди сотен фраз главное. Идеальным вариантом можно считать объем текста размером в одну страницу.

Не включайте в текст сложные, непонятные, узкоспециальные, иностранные слова и фразы. Сами предложения также не растягивайте. Они должны быть краткими, четкими, точно передавать мысль, идею автора.


Переписка должна вестись в официально-деловом стиле. Разрешается и даже рекомендуется использовать стандартные фразы, но не стоит перегружать или письмо. Ведь «живой» стиль будет восприниматься легче и лояльнее.

Отдавайте большее предпочтение глаголам, меньшее – прилагательным. Фразы должны быть краткими и четкими, а не «заковыристыми» и без двойного толкования. Адресат должен сразу понять то, что вы пытаетесь ему объяснить. Перед отправкой не забудьте перечитать текст и проверить его на наличие ошибок.

Типичные этикетные ситуации.

Рассмотрим некоторые из типичных этикетных ситуаций.

Придя на деловую встречу или в гости, не нужно стараться здороваться с каждым из присутствующих за руку. Здороваться нужно обязательно с организаторами, руководителями и их хозяевами. Скажите: «Здравствуйте» или «Приятно познакомиться». Произнося это, протяните руку для рукопожатия.

Представляя людей, называйте имя и фамилию. Употребляйте слова господин, госпожа, мистер, миссис, доктор и т.д. в официальных ситуациях или при разнице в возрасте или положении. Улыбайтесь и говорите отчётливо.

В процедуре представления учитывайте возраст, пол, иерархию. Младшего представляют старшему. Исторически сложилось, что мужчину представляют женщине.

Основы служебного этикета.

  • В деловых отношениях недопустимо сквернословие, крики и другие проявления несдержанности.

  • Не входите в чужой кабинет без доклада. Предварительно позвоните.

  • Оставляйте своё плохое настроение за дверью. Не срывайте его на других. Не давите на окружающих.

  • Не берите взаймы денег, оборудование или канцелярские принадлежности на рабочем месте.

  • Никогда не жалуйтесь на свои проблемы, на других людей или задержку продвижения по службе так, чтобы вас слышали посторонние.

  • Не смешивайте свою частную и деловую жизнь.

  • Храните в тайне секреты, как профессиональные, так и личные.

  • Не сплетничайте.

  • Не ешьте за рабочим столом.

Упражнения и задания

Задание 1. Работа с текстом.

Деловая переписка по электронной почте.

Когда мы начинаем говорить о деловой переписке, следует обращать внимание на факт, что в последнее время она все больше переходит в электронный формат. Ведь сегодня скорость общения – один из неотъемлемых атрибутов успешного сотрудничества.