Файл: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 816
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, но вход в комнату традиционно китайским - ширма не позволяла войти прямо; это связано с представлением, что черт идет напрямик; а по нашим представлениям черт хитер, и ему ничего не стоит обойти любую перегородку. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин ему дарит этот предмет - того требует вежливость. Мать меня учила, что в гостях нельзя ничего оставлять на тарелке.
В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается - нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен, и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы».
Задания к тексту:
Задание 2. Постройте диалоги с собеседниками, наделёнными различными социальными ролями, в рамках нескольких этикетных ситуаций (обращение, приветствие, поздравление, просьба и т. п.), для каждого вида общения постарайтесь использовать особые речевые средства.
Задание 3. Объясните, какие нормы речевого этикета нарушает реакция собеседника, указанная в примерах, и почему. Обратите особое внимание на диалоги, в которых нарушен принцип последовательности речевого общения.
Задание 4. Чтобы расположить к себе собеседника нужно чаще произносить его имя. Что лучше всего сделать, чтобы хорошо запомнить имя (имя-отчество) нового знакомого:
а) дать себе установку на запоминание;
б) мысленно «проговорить» имя;
в) найти повод сразу повторить имя вслух;
г) ассоциировать с именем известного вам человека?
Задание 5. Какое приветствие более приятно собеседнику:
а) «Здравствуйте!»; б) «Доброе утро!»; в) «Здравствуйте, Иван Петрович!»; г) «Доброе утро, Иван Петрович!»? Назовите ещё несколько причин вашего выбора.
Задание 6. Комплимент — наиболее универсальный способ расположить к себе собеседника, если, конечно, он уместен и правильно построен. Среди приведённых ниже комплиментов выделите удачные и те, которые могут привести к результату, противоположному ожиданиям. Обоснуйте свой выбор.
Задание 7. Проанализируйте, какие языковые средства использованы в следующих формах выражения просьбы. Какая форма является, по вашему мнению, наиболее вежливой?
Задание 8. Желание окончить разговор может появиться у собеседников не одновременно. Как прекратить беседу наиболее тактичным способом? Распределите приведённые ниже варианты возможного прерывания разговора в порядке возрастания их тактичности:
Придумайте ещё несколько способов закончить разговор, не обидев собеседника.
Задание 9. В организацию, где вы работаете, позвонили и высказали претензии. Выберите наиболее уместную форму ответа; распределите остальные в порядке убывания их соответствия деловой этике. Объясните свою позицию.
Задание 10. Вы хотите что-либо посоветовать своему деловому партнёру. Какая из формулировок совета недопустима с точки зрения делового этикета? Почему?
Контрольные вопросы
Глоссарий
Этикетные нормы - это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.
Проделки - поступок предосудительного или шутливого порядка.
Христианство - религия, в основе которой лежит культ Иисуса Христа.
Ширма - Комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей
Монастырь - религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав.
Устав - свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо.
НЕДЕЛЯ 14
Тема: Деловая переписка по электронной почте.
План:
Вступать в письменную личную и деловую коммуникацию: здороваться, обращаться, благодарить, отвечать на благодарность, поздравлять, просить, прощаться.
Этикетные речевые модели (Добрый день, уважаемый/ая, с надеждой на сотрудничество, заранее благодарю, всего доброго)
Деловая переписка по электронной почте.
Теоретическая справка
Общая структура текста деловых писем: основные правила оформления.
3 обязательных элемента:
Перед написанием письма четко определите цели: предложение сотрудничества, изложение претензий, приглашение на какое-то мероприятие и т.п. В тексте не должно быть ничего другого, лишнего, что не относится к вашему делу.
Рекомендуется придерживаться важного правила: одно письмо – одна конкретная цель. Допускается затрагивание нескольких тем или вопросов только в том случае, если они тесно взаимосвязаны. В противном случае не поленитесь написать несколько писем, по разным темам.
Язык, стиль и этикет оформления деловых писем.
Главным требованием к содержанию писем является краткость и емкость. Не перенасыщайте текст ненужной информацией, лишними речевыми оборотами, не «лейте воду». Для делового человека важна суть дела, а не красивые фразы. Мало кому нравится тратить свое ценное рабочее время на чтение длинных, на несколько страниц, писем, и искать среди сотен фраз главное. Идеальным вариантом можно считать объем текста размером в одну страницу.
Не включайте в текст сложные, непонятные, узкоспециальные, иностранные слова и фразы. Сами предложения также не растягивайте. Они должны быть краткими, четкими, точно передавать мысль, идею автора.
Переписка должна вестись в официально-деловом стиле. Разрешается и даже рекомендуется использовать стандартные фразы, но не стоит перегружать или письмо. Ведь «живой» стиль будет восприниматься легче и лояльнее.
Отдавайте большее предпочтение глаголам, меньшее – прилагательным. Фразы должны быть краткими и четкими, а не «заковыристыми» и без двойного толкования. Адресат должен сразу понять то, что вы пытаетесь ему объяснить. Перед отправкой не забудьте перечитать текст и проверить его на наличие ошибок.
Типичные этикетные ситуации.
Рассмотрим некоторые из типичных этикетных ситуаций.
Придя на деловую встречу или в гости, не нужно стараться здороваться с каждым из присутствующих за руку. Здороваться нужно обязательно с организаторами, руководителями и их хозяевами. Скажите: «Здравствуйте» или «Приятно познакомиться». Произнося это, протяните руку для рукопожатия.
Представляя людей, называйте имя и фамилию. Употребляйте слова господин, госпожа, мистер, миссис, доктор и т.д. в официальных ситуациях или при разнице в возрасте или положении. Улыбайтесь и говорите отчётливо.
В процедуре представления учитывайте возраст, пол, иерархию. Младшего представляют старшему. Исторически сложилось, что мужчину представляют женщине.
Основы служебного этикета.
Упражнения и задания
Задание 1. Работа с текстом.
Деловая переписка по электронной почте.
Когда мы начинаем говорить о деловой переписке, следует обращать внимание на факт, что в последнее время она все больше переходит в электронный формат. Ведь сегодня скорость общения – один из неотъемлемых атрибутов успешного сотрудничества.
В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается - нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен, и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы».
Задания к тексту:
-
Прочитайте текст. Озаглавьте текст. -
Составьте вопросный план. -
Произведите синтаксический разбор последнего абзаца. -
Разыграйте ситуации, используя речевые этикетные формулы.
Задание 2. Постройте диалоги с собеседниками, наделёнными различными социальными ролями, в рамках нескольких этикетных ситуаций (обращение, приветствие, поздравление, просьба и т. п.), для каждого вида общения постарайтесь использовать особые речевые средства.
Задание 3. Объясните, какие нормы речевого этикета нарушает реакция собеседника, указанная в примерах, и почему. Обратите особое внимание на диалоги, в которых нарушен принцип последовательности речевого общения.
-
Простите, у Вас нет часов? — Есть. -
Доброе утро, мама! — Где ты был?! -
Здравствуйте! — А, это Вы, срочно зайдите к директору. -
Вы не подскажете, как пройти на улицу Рождественскую? — Нет. -
Извините, я нечаянно толкнул Вас. — Вечно с утра настроение испортят!
Задание 4. Чтобы расположить к себе собеседника нужно чаще произносить его имя. Что лучше всего сделать, чтобы хорошо запомнить имя (имя-отчество) нового знакомого:
а) дать себе установку на запоминание;
б) мысленно «проговорить» имя;
в) найти повод сразу повторить имя вслух;
г) ассоциировать с именем известного вам человека?
Задание 5. Какое приветствие более приятно собеседнику:
а) «Здравствуйте!»; б) «Доброе утро!»; в) «Здравствуйте, Иван Петрович!»; г) «Доброе утро, Иван Петрович!»? Назовите ещё несколько причин вашего выбора.
Задание 6. Комплимент — наиболее универсальный способ расположить к себе собеседника, если, конечно, он уместен и правильно построен. Среди приведённых ниже комплиментов выделите удачные и те, которые могут привести к результату, противоположному ожиданиям. Обоснуйте свой выбор.
-
Ты сегодня выглядишь гораздо лучше, чем обычно. -
Это платье отлично скрывает недостатки твоей фигуры. -
Как Вы похудели! -
Вы всегда так элегантны! -
Неужели это Ваша дочь? Вы скорее похожи на сестёр. -
Вы выглядите гораздо моложе своих лет.
Задание 7. Проанализируйте, какие языковые средства использованы в следующих формах выражения просьбы. Какая форма является, по вашему мнению, наиболее вежливой?
-
Не могли бы Вы закрыть дверь? -
Будьте добры, закройте дверь. -
Закройте, пожалуйста, дверь.
Задание 8. Желание окончить разговор может появиться у собеседников не одновременно. Как прекратить беседу наиболее тактичным способом? Распределите приведённые ниже варианты возможного прерывания разговора в порядке возрастания их тактичности:
-
Ну, всё, закончим этот разговор. -
Спасибо за беседу, было очень интересно с Вами поговорить. Всего Вам доброго! -
Давайте продолжим этот разговор в следующий раз, когда у нас будет больше времени. Оказывается, уже половина пятого! Извините, но мне нужно спешить на важную встречу!
Придумайте ещё несколько способов закончить разговор, не обидев собеседника.
Задание 9. В организацию, где вы работаете, позвонили и высказали претензии. Выберите наиболее уместную форму ответа; распределите остальные в порядке убывания их соответствия деловой этике. Объясните свою позицию.
-
Нет, вы не правы. -
Оставьте, пожалуйста, номер Вашего телефона. Мы разберёмся и перезвоним Вам. -
Я сейчас приглашу коллегу, который занимается этим вопросом. -
Это не моя вина.
Задание 10. Вы хотите что-либо посоветовать своему деловому партнёру. Какая из формулировок совета недопустима с точки зрения делового этикета? Почему?
-
Для Вас имеет смысл… -
Лучше всего Вам было бы… -
Вы должны… -
Мы бы посоветовали Вам…
Контрольные вопросы
-
Что такое этикет? -
Перечислите формулы речевого этикета. -
Чему должна соответствовать этикетная формула? -
Перечислите этикетные формулы в телефонном деловом разговоре.
Глоссарий
Этикетные нормы - это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.
Проделки - поступок предосудительного или шутливого порядка.
Христианство - религия, в основе которой лежит культ Иисуса Христа.
Ширма - Комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей
Монастырь - религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав.
Устав - свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо.
НЕДЕЛЯ 14
Тема: Деловая переписка по электронной почте.
План:
-
Изучение теоретического материала:
Вступать в письменную личную и деловую коммуникацию: здороваться, обращаться, благодарить, отвечать на благодарность, поздравлять, просить, прощаться.
Этикетные речевые модели (Добрый день, уважаемый/ая, с надеждой на сотрудничество, заранее благодарю, всего доброго)
Деловая переписка по электронной почте.
-
Выполнение грамматических заданий -
Ответы на контрольные вопросы -
Работа с глоссарием
Теоретическая справка
Общая структура текста деловых писем: основные правила оформления.
3 обязательных элемента:
-
вступление, где кратко описываются причины и цель написания письма; -
содержательная часть, в которой подано описание ситуации, варианты ее решения, выводы и рекомендации; -
заключительная часть, где подводятся итоги и четкое описание действий, которые ожидаются от адресата.
Перед написанием письма четко определите цели: предложение сотрудничества, изложение претензий, приглашение на какое-то мероприятие и т.п. В тексте не должно быть ничего другого, лишнего, что не относится к вашему делу.
Рекомендуется придерживаться важного правила: одно письмо – одна конкретная цель. Допускается затрагивание нескольких тем или вопросов только в том случае, если они тесно взаимосвязаны. В противном случае не поленитесь написать несколько писем, по разным темам.
Язык, стиль и этикет оформления деловых писем.
Главным требованием к содержанию писем является краткость и емкость. Не перенасыщайте текст ненужной информацией, лишними речевыми оборотами, не «лейте воду». Для делового человека важна суть дела, а не красивые фразы. Мало кому нравится тратить свое ценное рабочее время на чтение длинных, на несколько страниц, писем, и искать среди сотен фраз главное. Идеальным вариантом можно считать объем текста размером в одну страницу.
Не включайте в текст сложные, непонятные, узкоспециальные, иностранные слова и фразы. Сами предложения также не растягивайте. Они должны быть краткими, четкими, точно передавать мысль, идею автора.
Переписка должна вестись в официально-деловом стиле. Разрешается и даже рекомендуется использовать стандартные фразы, но не стоит перегружать или письмо. Ведь «живой» стиль будет восприниматься легче и лояльнее.
Отдавайте большее предпочтение глаголам, меньшее – прилагательным. Фразы должны быть краткими и четкими, а не «заковыристыми» и без двойного толкования. Адресат должен сразу понять то, что вы пытаетесь ему объяснить. Перед отправкой не забудьте перечитать текст и проверить его на наличие ошибок.
Типичные этикетные ситуации.
Рассмотрим некоторые из типичных этикетных ситуаций.
Придя на деловую встречу или в гости, не нужно стараться здороваться с каждым из присутствующих за руку. Здороваться нужно обязательно с организаторами, руководителями и их хозяевами. Скажите: «Здравствуйте» или «Приятно познакомиться». Произнося это, протяните руку для рукопожатия.
Представляя людей, называйте имя и фамилию. Употребляйте слова господин, госпожа, мистер, миссис, доктор и т.д. в официальных ситуациях или при разнице в возрасте или положении. Улыбайтесь и говорите отчётливо.
В процедуре представления учитывайте возраст, пол, иерархию. Младшего представляют старшему. Исторически сложилось, что мужчину представляют женщине.
Основы служебного этикета.
-
В деловых отношениях недопустимо сквернословие, крики и другие проявления несдержанности. -
Не входите в чужой кабинет без доклада. Предварительно позвоните. -
Оставляйте своё плохое настроение за дверью. Не срывайте его на других. Не давите на окружающих. -
Не берите взаймы денег, оборудование или канцелярские принадлежности на рабочем месте. -
Никогда не жалуйтесь на свои проблемы, на других людей или задержку продвижения по службе так, чтобы вас слышали посторонние. -
Не смешивайте свою частную и деловую жизнь. -
Храните в тайне секреты, как профессиональные, так и личные. -
Не сплетничайте. -
Не ешьте за рабочим столом.
Упражнения и задания
Задание 1. Работа с текстом.
Деловая переписка по электронной почте.
Когда мы начинаем говорить о деловой переписке, следует обращать внимание на факт, что в последнее время она все больше переходит в электронный формат. Ведь сегодня скорость общения – один из неотъемлемых атрибутов успешного сотрудничества.