Файл: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 814

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 4. Определите вид плеоназма. Предложите правку.

1) Нет ничего плохого в том, что мы будем совместно координировать наши действия. 2) Пожилые люди благодарны спонсорам, благодаря которым были красиво накрыты столы и приготовлены подарки. 3) С другой стороны, сколько у девчонок-мотоциклисток проблем с их железными конями! 4) Задержан участник незаконного бандформирования. 5) Почти ежемесячно имело место запаздывание с представлением отчета. 6) Уходящий 2010 год был богат на удачи. Очень хочется думать, что 2011 год будет еще удачней. 7) Он не заставляет звезд скакать через скакалку. 8) В Европу пришли интенсивные продолжительные тропические ливни. 9) Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих. 10) При поступлении новой информации мы вас будем информировать.

Задание 5. Проанализируйте высказывания: определите тип ошибки с точки зрения адресата, исправьте погрешность.

Вариант 1.

1) Футбол — спорт, требующий немалого труда, решимости и, конечно же, выносливости. Спортсмены полностью отдают себя футболу, дабы достичь высот своим стремлением и усердствованием. 2) В их квартире проживал армян. 3) Я извиняюсь перед ихними мамами. 4) Мой собеседник продолжил свой рассказ, теребив в руках носовой платок. 5) Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно. 6) Театру даден высочайшим мэрским решением особняк. 7) Кто виноватый, кто правый — разберемся. 8) Введение другой валюты вместо рубля пагубно для обоих стран. 9) Обнародована петиция, подписанная свыше 27 миллиона граждан. 10) 343 объектов отремонтировано в Екатеринбурге к саммиту ШОС.

Вариант 2.

1) Я ощущу это, когда сам переживу нечто подобное. 2) Зрители сдали свои польта в гардероб. 3) Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторш. 4) Со временем девочка превратилась в самую красивейшую женщину. 5) В хозяйстве регулярно снимают неплохой урожай помидор. 6) Из соседнего цеха доносятся звуки, постепенно нарастающиеся и превращающиеся в невыносимый шум. 7) Гартунг уверен, что будто результаты выборов еще можно переиграть. 8) В течение полтора суток город опустел. 9) Эта история может стать самым наисмотрибельным телесериалом.

Задание 6. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

  1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

  2. У него сразу вспотели ладони рук.

  3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

  4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

  5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.

  6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

  7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

  8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

  9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

  10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.



Задание 7. Составьте предложения с приведенными ниже словами.

1) Одевать — надевать. 2) Сходный — идентичный. 3) Поражаться — удивляться. 4) Ценить — дорожить. 5) Начать — приступить. Упражнение 14. Вставьте пропущенные буквы. 1) Он не умел писать стих… 2) Она не могла вспомнить эт… случ… 3) Я не боюсь Лиди… Петровн… 4) Нельзя не признать его талант… 5) Мо… расположени… получить не надейся.

Задание 8. Выберите варианты, соответствующие нормам литературного языка.

1) Ряд новых законопроектов (отклонен, отклонено) Думой на этой неделе. 2) Большая часть газет и журналов (относится, относятся) к демократической прессе. 3) Двадцать один солдат (погиб, погибли) при штурме села. 4) На это предложение РАО ЕЭС (ответил, ответила, ответило) отказом. 5) Множество примет (указывает, указывают) на изменение погоды. 6) Ряд деятелей культуры (оказало, оказали) поддержку нынешнему президенту. 7) Этим летом на гастроли в наш город (приезжало, приезжали) два театра. 8) Мария Арбатова — (одна, один) из (участниц, участников) женского движения. 9) У нас на связи (был, была) наш корреспондент Елена Ищеева.
Задание 9. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

  1. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

  2. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

  3. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.

  4. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.

  5. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

  6. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

  7. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

  8. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

  9. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

  10. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.

Задание 10. Прочитайте текст.

Весь Интернет, по сути, состоит из информации. Стоит попасть туда, и… чего там только нет! Библиотеки и архивы, телеконференции и электронные газеты, новейшие разработки в области науки и советы народной медицины, фотографии и картинные галереи, музыка и анекдоты, редкие факты и информационный мусор... Все, что можно себе вообразить, непременно есть в Паутине. Откуда же все это там берется? Конечно, из разных компьютеров, подключенных к Интернету, и свойства этой информации зависят и от того, из чьего компьютера она попадает в сеть Интернет. Если это компьютерный центр Карагандинского технического университета, то на его сайте (представительство в Интернете) будет информация о научной работе сотрудников университета, его библиотеке, его жизни. Если это компьютер пресс-службы Белого Дома, то на сайте будут освещены события из жизни президента США и его окружения. Ну и так далее – до бесконечности. Естественно, что вся эта информация в Интернете может быть разного качества и разного предназначения.



Ответьте на вопросы:

  1. Откуда появляется информация в Интернете?

  2. В чем преимущества современной сети Интернет?

  3. Какие слова выражают смысловую нагрузку текста?

  4. Как можно озаглавить текст? Объясните выбор заголовка.


Глоссарий

Диалектизмы - особенности произношения и словоупотребления, свойственные местным говорам, ограниченному числу людей, объединённых территориально (сигать — прыгать, лабаз — двор, кочет — петух; лопотина — одежда, пехло — лопата для чистки снега).

Жаргонизмы (арготизмы, сленг) - условный язык (слова и обороты), искусственно создаваемый и применяемый в узких социальных группах людей, сообществах для замкнутого общения, речевого обособления от остальной части общества. Жаргонная речь конспиративна, зашифрована, непонятна для непосвящённых: Крышевать, откинуться, наезжать, зависнуть, шпора, предки, тормоз, мыло.

Просторечие - совокупность особенностей речи, свойственной «главным образом городскому населению, не овладевшему литературными нормами, но тяготевшему к ним»: кепчуп, стаканЫ, позвОнит, красивЕе, рубель, волосья, чё, они хочут, он хотит.

Профессионализмы - неофициальные наименования предметов и процессов из области какой-либо профессии, выступающие обычно как просторечные эквиваленты соответствующих по значению терминов, распространённые в устной речи представителей той или иной профессиональной группы и понятные только им: баранка (руль), петля (фигура высшего пилотажа), гусак (водопроводный кран), хакер, смайлики, клава, катАлог, Алкоголь, осУжденный.

Варваризмы - иноязычные слова или выражения, становящиеся модными, но не освоенные литературным языком, не зафиксированные русскими словарями, часто сохраняющие свой иноземный облик, таким образом, остающиеся инородными включениями; принадлежат иной культуре и остаются недоступными людям, не знающим языка-источника, нарушают чистоту русской речи: baby (англ. — «маленький ребенок»), уикенд (англ. — «конец недели»), a la… (франц. — «на манер»), а capella (итал.) — а`капелла («без аккомпанемента»), из английского: Вау!, о`кей, happy end, ваучер (в США — «талон, на который дают бесплатные обеды нищим людям») и др.

Бесфункциональная лексика (слова-паразиты) - слова или словосочетания, вводимые в речь без какой-либо смысловой нагрузки, лишь для заполнения пауз при затруднённости выбора слов или в качестве своеобразных словесных «прокладок»: как бы, значит, ну, э-э-э, типа, в общем, вот, так сказать, знаешь, понимаешь, прикинь, в принципе и др.


Вульгаризмы- бранные слова и выражения, находящиеся за пределами литературного языка, грубо, вульгарно обозначающие какой-то круг явлений, предметов, оскорбляющие и унижающие окружающих: — Заткнись! Нет ни фига денег!

Успешности общения способствует речь, свободная от засоряющих её элементов, чуждых русскому литературному языку.

НЕДЕЛЯ 13

Тема: Переговоры по телефону

План:

  1. Изучение теоретического материала:

Вступать в коммуникацию в соответствии с основными требованиями к телефонному разговору: краткость выражения мысли, информативность, вежливость, четкое произношение слов.

Речевые этикетные формулы в деловом телефонном разговоре, просьба, извинение, благодарность, пожелания, ответ на просьбу, благодарность, извинения, ответные пожелания.

  1. Выполнение грамматических заданий

  2. Ответы на контрольные вопросы

  3. Работа с глоссарием

Теоретическая справка

Слово этикет (от французского étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе.

Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Формулы речевого этикета – типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации (приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, утешение, сочувствие, знакомство, просьба и др.) с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.

Этикетная формула должна соответствовать речевой ситуации. Обстановка общения (официальная/неофициальная), адресат (его социальный статус, личные заслуги, возраст, пол, степень знакомства) являются очень значимыми при выборе этикетных формул. 

В деловом общении чаще всего используются универсальные формулы приветствия: «Здравствуйте!», «Добрый день», «Добрый вечер». Но, кроме перечисленных, в торжественной обстановке используются стилистически повышенные приветствия: «Приветствую Вас!», «Рад Вас видеть!», «Позвольте поприветствовать Вас!», «Разрешите Вас приветствовать!», - которые чаще всего произносятся с улыбкой.

Этикетные формы общения занимают в телефонном деловом разговоре довольно большое место. Кроме обязательной этикетной рамки, представления абонентов, к этикетным ритуалам относятся:

  • просьбы, вызванные самыми различными причинами:

  • фразы благодарности: благодарят за звонок, за ценную информацию, за участие, за совет и т.п.

  • извинения: извиняются за несанкционированный звонок, за звонок в нерабочее время, за поздний звонок, за прерывание разговора по каким-то причинам, за неверное соединение и т.п.

  • пожелания в конце беседы, как правило, это стандартные фразы:

  • ответы на просьбы;

  • ответы на извинения;

  • ответные пожелания.


Стандартные этикетные формулы в телефонном деловом разговоре.

Выражение просьбы: Вы не могли бы позвонить попозже? Вы не могли бы говорить погромче? Повторите, пожалуйста, еще раз эту информацию. Передайте, пожалуйста, Николаю Николаевичу, что звонили из «Трансавто» по вопросу текущих платежей. Вам не трудно позвонить мне завтра после обеда?

Выражение благодарности: Благодарю вас за предложение, мы обязательно рассмотрим его в  ближайшее время и позвоним вам. Спасибо вам за участие, мы с благодарностью принимаем вашу помощь;

Выражение извинения: Извините, я ошибся. Извините за поздний звонок. Извините за затянувшийся разговор.

Пожелания в конце беседы: Всего доброго! Всего хорошего! Позвольте пожелать вам удачи! Удачи вам! Успешной поездки! Разрешите пожелать осуществления всех ваших планов!

Ответы на просьбы: Хорошо, передам; Да, пожалуйста; Пожалуйста; Нет, не трудно. Ответы на слова благодарности: Не стоит благодарности! Ну что вы! Это моя обязанность; Мне приятно это было сделать для вас.

Ответы на извинения: Ничего страшного; Не беспокойтесь по этому поводу; Все в порядке.

Ответные пожелания: И вам всего доброго! До встречи! До свидания; И вам всех благ.

Упражнения и задания

Задание 1. Работа с текстом

Этикетные нормы поведения носят национальный характер. И. Эренбург в книге «Люди, годы, жизнь» пишет об этом: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынужден пожать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам или москвичам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку.

Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник», без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае - белый. Когда китаец видит впервые, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже ее целует, это кажется ему чрезвычайно бесстыдным. В Японии нельзя войти в дом, не сняв обуви; в ресторанах на полу сидят мужчины в европейских костюмах и в носках.

В пекинской гостинице мебель была европейской