Файл: Менеджмент человеческих ресурсов» (на примере ЗАО «ОСК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Социально-психологические методы менеджмента основаны на использовании социального механизма менеджмента (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе персоналом.

Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые воздействуют на личность конкретного человека./29/

Методы можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции менеджмента: методы нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа и учета. Более подробная классификация данных методов по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с человеческими ресурсами. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала, деловой оценки персонала, социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала, мотивации трудовой деятельности персонала, организации системы обучения персонала, управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью персонала, организации труда персонала, менеджмента деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала и его высвобождения. /22/

1.3. Система управления человеческими ресурсами

Система управления человеческими ресурсами предприятия – система, в которой реализуются функции менеджмента человеческими ресурсами.

Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.

Состав подсистем системы управления человеческими ресурсами предприятия представлен на рисунке 1.


Система управления персоналом

Подсистема линейного руководства

Планирование и маркетинг персонала

Управление предприятием в целом

Управление наймом и учетом персонала

Управление отдельными функциональными и производственными подразделениями предприятия

Управление трудовыми отношениями

Управление развитием персонала

Управление мотивацией и стимулированием труда персонала

Информационное обеспечение системы управления персоналом

Развитие оргструктуры управления

Обеспечение нормальных условий труда

Управление социальным развитием

Правовое обеспечение системы управления персоналом

Рис. 1. Состав подсистем системы управления

персоналом предприятия

Подсистема линейного руководства осуществляет управление предприятия в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель предприятия, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.

Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления человеческими ресурсами, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организация кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими предприятие кадрами.

Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала, перемещений отбора и приема персонала, организацию собеседования, оценку, учет приема, поощрений, и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, документационное обеспечение системы управления человеческими ресурсами.

Подсистема управления трудовыми отношениями проводит: анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений.

Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетки, охраны труда и окружающей среды, военизированной охраны предприятия и отдельных должностных лиц.


Подсистема управления развитием персонала осуществляет: обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом.

Подсистема управления мотивацией поведения персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка форм морального поощрения персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы менеджмента человеческими ресурсами.

Подсистема управления социальным развитием осуществляет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление социальными конфликтами и стрессами, организацию социального страхования.

Подсистема развития организационной структуры менеджмента выполняет такие функции, как анализ сложившейся структуры менеджмента, проектирование новой структуры управления, разработка штатного расписания, формирование новой структуры менеджмента, разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.

Подсистема правового обеспечения системы управления человеческими ресурсами осуществляет: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование документов по управлению человеческими ресурсами, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам.

Подсистема информационного обеспечения системы управления человеческими ресурсами выполняет следующие функции: ведение учета и статистики персонала, информационное и техническое обеспечение системы менеджмента человеческими ресурсами, обеспечение персонала научно-технической информацией, организация работы органов массовой информации предприятия, проведение патентно-лицензионной деятельности. /25/

В зависимости от размеров предприятия состав подразделений будет меняться: в мелких предприятиях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем. На рисунке 2 приведена схема современной организационной структуры системы менеджмента человеческими ресурсами крупного предприятия. /26/


В настоящее время резко возрос профессиональный уровень специалистов кадровых служб. В их составе психологи, специалисты по управлению, методам обучения (педагоги) и трудовым отношениям, подготовка которых в широких масштабах ведется в университетах. Из 100 специалистов в среднем 12 — специалисты по тренингу, повышению квалификации и социальному развитию, 37 по работе с кадрами и 38 являются руководителями общего профиля по работе с человеческими ресурсами.

Рис. 2. Схема современной организационной структуры

Директор предприятия

Зам. Директора по управлению персоналом - директор по кадрам

Отдел стратегии персонала

Зам. директора по маркетингу и развитию

Отдел анализа персонала

Отдел развития персонала

Библиотека

Отдел маркетинга персонала

Музей

Отдел найма и учета персонала

Зам. Директора по мотивации персонала

Отдел организации производства и управления

Отдел организации труда и заработной платы

Отдел морального стимулирования

Отдел социальной защиты

Цех социальной защиты

Зам. директора по работе с трудовым коллективом

Лаборатория социологических исследований

Отдел по работе с профсоюзами и общественными организациями

Пресс-секретарь

Пресс-центр

Редакция газеты

Административно-хозяйственный отдел

АСУ «Персонал»

Юридическое бюро

Служба безопасности

системы управления персоналом предприятием

Обобщение опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель системы управления человеческими ресурсами: обеспечение предприятия кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие. /11/

Укрупненное дерево целей системы управления человеческими ресурсами предприятия представлено на рисунке 3.

Обеспечение предприятия кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие

Разработка стратегии управления персоналом с учетом применения новых технологий

Прогнозирование и перспективное планирование кадров

Построение мотивационного механизма управления, системы социального обеспечения

Анализ требований новых технологий к специалистам, рабочим местам


Разработка перечня новых специальностей, должностей

Анализ динамики развития персонала

Анализ индивидуальных планов развития персонала

Планирование персонала и его карьера

Анализ трудовых процессов

Анализ качества жизни

Планирование социального развития

1-й уровень - главная цель

Цели 2-го уровня

Цели 3-го уровня

Рис. 3. Укрупненное дерево целей системы управления

персоналом предприятия

В соответствии с этими целями формируется система управления человеческими ресурсами предприятия. В качестве базы для ее построения используются закономерности, принципы и методы, разработанные наукой и апробированные практикой. /29/

2. Анализ системы управления человеческими ресурсами ЗАО «ОСК»

2.1. Характеристика деятельности предприятия

Объектом исследования в работе выступает ЗАО «Омская строительная компания», далее ЗАО «ОСК».

ЗАО «ОСК» - крупное коммерческое предприятие, работающее в сфере строительства и ремонтных услуг Омской области. Строительство, ремонт и реконструкции зданий или ремонта офисов выполняются профессиональными рабочими, а также квалифицированными и инициативными инженерно-технические работниками. ЗАО «ОСК» осуществляет все этапы строительного и ремонтного процесса: архитектурное решение, материалы, технологии. ЗАО «ОСК» основано в 2000 году. ЗАО «ОСК» действует на основании устава.

Место нахождения предприятия: 644010, г.Омск, ул.Пушкина,63. корп.А.

На сегодняшний день предприятие ЗАО «ОСК» имеет все необходимые лицензии, разрешения и сертификаты для осуществления своей производственной деятельности.

Высокое качество выполняемых работ по ремонту и высококачественной отделке обеспечивается многолетней практикой и обширным списком законченных проектов, таких как рестораны «У Швейка», «Голландская чашка», «Альпийская кружка», «BASE»…

ЗАО «ОСК» предъявляет индивидуальный подход к каждому клиенту, в зависимости от его требований к строительству, отделке и ремонту офиса или ремонту нежилого помещения.