Файл: 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии в современных условиях.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 293
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Виды и методы финансового планирования
Структура финансового плана организации
Анализ и оценка эффективности системы финансового планирования в ООО «А ГРУПП»
Анализ финансового состояния ООО «А ГРУПП»
Анализ существующей системы финансового планирования ООО «А ГРУПП»
Направления совершенствования системы финансового планирования в ООО «А ГРУПП»
Разработка мероприятий по внедрению бюджетирования
Оценка эффективности бюджетных технологий в системе финансового планирования
, но и снизу).
Рисунок 19 - Недостатки традиционного подхода к бюджетированию
В современное время есть значимые течения, которые направлены на ликвидацию проблем, возникших в традиционном способе финансового планирования. Эти течения являются стратегическим бюджетированием, «улучшенное бюджетирование», «расширенное бюджетирование» и подход к планированию «вне бюджета».
Последователи первых трех течений не отвергают само бюджетирование, но используют современные подходы к нему.
Мероприятия по совершенствованию планирования в ООО «А ГРУПП» в рамках концепции расширенного бюджетирования, представлены на рисунке 20.
Рисунок 20 - Направления совершенствования процесса финансового
планирования для ООО «А ГРУПП»
Последователи «продвинутого бюджетирования» не считают полный переход от традиционного к продвинутому бюджетированию нецелесообразным.
Следовательно, направление «расширенного или улучшенного бюджетирования» ориентировано на совершенствование бюджетов в среднесрочном периоде с одновременным сохранением качества процесса планирования и снижению затрат и ресурсов.
Отлаженный процесс бюджетирования позволяет руководителю компании постоянно быть в курсе ситуации в любом подразделении, что дает адекватную оценку финансовой ситуации в целом по компании. Посредством применения бюджетирования руководитель может эффективно управлять большим бизнесом, даже если компания осуществляет свою деятельность по разным направлениям.
Прежде чем говорить о совершенствовании бюджетировании в анализируемой компании, нужно провести всесторонний анализ существующей системы. Такой анализ поможет выявить проблемы бюджетирования в ООО «А ГРУПП».
Проведем анализ следующих показателей и процессов:
Рассмотрим систему бюджетирования ООО «А ГРУПП» соотнося с каждым из данных критериев.
1) Расходы в процессе проведения бюджетирования.
Основной статьей затрат является рабочее время в ООО «А ГРУПП» на составление и корректировку бюджетов. Вся работа проводится в программе Excel. Оперативность формирования бюджетов очень низкая. Предприятие не тратит финансовые ресурсы на информационные системы.
Годовой бюджет формируется в течение полугода. Объединение всех бюджетов представляет собой значимый момент при проведении расчетов всех затрат всего процесса финансового планирования и бюджетирования.
Корректировка происходит четыре раза в год.
Следовательно, основной задачей решения этой проблемы является сокращение рабочего времени, затраченное на формирование бюджета и корректировку.
первая рекомендация по совершенствованию системы бюджетирования – это уменьшение количества корректировок Производственных программ. Вместо 4 корректировок – проводить 2, привязанные к общим корректировкам бюджета.
В настоящий момент корректировки производственных программ (программа РЭН и пр.) проходят в форме:
прогноз исполнения от 01.04; прогноз исполнения от 01.07; прогноз исполнения от 01.10; прогноз исполнения от 01.12.
Здесь присутствует проблема излишней и всё увеличивающейся централизации планирования и управления экономикой компании. Результатом такого способа планирования и управления является существенное снижение качества принимаемых управленческих решений. Данное негативное обстоятельство пытаются компенсировать при помощи имплементации завышенных требований к сбору данных управленческого учета и бюджетирования.
Таким образом, предлагается проводить корректировку производственных программ только на 01.07 и 01.10, то есть только в периоды общих корректировок бюджета.
2) Проведение контроля со стороны управляющих менеджеров.
Руководители должны постоянно проводить контроль над исполнением бюджета. Сравнивать фактические и плановые результаты, проводить мероприятия в случае несовпадения. Как было сказано ранее, в ООО «А ГРУПП» существует проблема с контролем. Фактические и плановые показатели не совпадают, поэтому присутствует нецелевое расходование бюджетных денег.
Таким образом, на фирме следует организовать строгий контроль над исполнением бюджета и целевым использованием бюджетных средств. Оперативный контроль следует производить ежедневно, чтоб не было отклонений по факту.
Схема взаимодействия для проведения оперативного контроля представлена на рисунке 21.
Структурное подразделение
Планово-экономический отдел
подготовка
заявки на оплату Бухгалтерия
Проверка заявок
согласно Финансовый
на соответствие запланированном Проверка отдел
у бюджету бюджетов, правильности
проставление Проверка, не
оформления
номера статьи документов превышает ли
или иного сумма выплат по
контрагентов,
индефикатора соответствие статье расходов
расходов по текущему
бюджета договорам, наличиезадолжен платежу с учетом
ности с учетом ранее
совершенных
платежей
Рисунок 21 – Схема взаимодействия для проведения оперативного контроля
Необходимо ввести правило, чтобы сотрудники финансового отдела не принимали к оплате счета, если на них отсутствует виза сотрудника ПЭО и не проставлена классификация расходов.
В ООО «А ГРУПП» бюджеты составляются на год, квартал и месяц. Также бюджет составляется на среднесрочную перспективу (на 3 года). На долгосрочную перспективу планов не составляют. Горизонты планирования регламентированы, принятыми уставами ООО «А ГРУПП».
Таким образом, можно сделать вывод, что горизонты планирования не нуждаются в совершенствовании.
Невозможно обеспечить постоянный мониторинг бюджетных процессов только с помощью контрольных мер. Полное значение контроля исполнения бюджета даст работникам мотивацию для выполнения запланированных показателей.
Система мотивации должна быть четкой и понятной, чтобы специалисты могли сами посчитать размер своей заработной платы для достижения плановых показателей.
Система мотивации должна быть внедрена одновременно с процессом планирования. Должностные лица, ответственные за планирование, должны быть мотивированы на разработку бюджетов, максимально приближенных к реальности.
Система премирования не должна побуждать сотрудников к преднамеренному занижению плановых показателей с целью их превышения и получения повышенного вознаграждения.
Каждый сотрудник предприятия ООО «А ГРУПП» должен быть заинтересован в повышении эффективности.
Сейчас в ООО «А ГРУПП» действует система премий, которая предполагает премию в случае совпадения фактических и плановых показателей, при этом отклонение может составить до 2% в любую сторону.
Автор советует ввести дополнительную премию, если затраты по факту окажутся ниже более, чем на 10%. Но при этом объем и качество не должны пострадать. Размер премии можно установить до 80% от среднемесячного оклада работника. Это значительно сэкономит бюджетные средства и проблема нецелевого расходования бюджетных средств будет решена.
Информационная прозрачность подразумевают открытость и достоверность информации для всех сотрудников. От этого зависит качество работы и результаты деятельности. В ООО «А ГРУПП» регламентом уставлено, что все сотрудники могут получить полную и достоверную информацию о процессе бюджетирования.
Таким образом, информационная прозрачность соответствует нормам и не требует совершенствования.
Поэтому в компании следует провести автоматизацию, т.е. внедрение информационных технологий. Специальные программы для введения учетов, составления бюджетов и принятия управленческих решений значительно сэкономит не только рабочее время, но и человеческие ресурсы. Также количество ошибок будет сокращено.
Также в качестве рекомендаций для совершенствования системы финансового планирования на предприятии ООО «А ГРУПП» можно предложить составление правильного положения о бюджетировании предприятия.
Положение о бюджетировании ООО «А ГРУПП» должно включать следующие пункты.
Бюджет предприятия - план доходов и расходов предприятия, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью предприятия, устанавливаемый на один год.
Рисунок 19 - Недостатки традиционного подхода к бюджетированию
В современное время есть значимые течения, которые направлены на ликвидацию проблем, возникших в традиционном способе финансового планирования. Эти течения являются стратегическим бюджетированием, «улучшенное бюджетирование», «расширенное бюджетирование» и подход к планированию «вне бюджета».
Последователи первых трех течений не отвергают само бюджетирование, но используют современные подходы к нему.
Мероприятия по совершенствованию планирования в ООО «А ГРУПП» в рамках концепции расширенного бюджетирования, представлены на рисунке 20.
Рисунок 20 - Направления совершенствования процесса финансового
планирования для ООО «А ГРУПП»
Последователи «продвинутого бюджетирования» не считают полный переход от традиционного к продвинутому бюджетированию нецелесообразным.
Следовательно, направление «расширенного или улучшенного бюджетирования» ориентировано на совершенствование бюджетов в среднесрочном периоде с одновременным сохранением качества процесса планирования и снижению затрат и ресурсов.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Разработка мероприятий по внедрению бюджетирования
Отлаженный процесс бюджетирования позволяет руководителю компании постоянно быть в курсе ситуации в любом подразделении, что дает адекватную оценку финансовой ситуации в целом по компании. Посредством применения бюджетирования руководитель может эффективно управлять большим бизнесом, даже если компания осуществляет свою деятельность по разным направлениям.
Прежде чем говорить о совершенствовании бюджетировании в анализируемой компании, нужно провести всесторонний анализ существующей системы. Такой анализ поможет выявить проблемы бюджетирования в ООО «А ГРУПП».
Проведем анализ следующих показателей и процессов:
-
расходы в процессе проведения бюджетирования; -
проведение контроля со стороны управляющих менеджеров; -
горизонт планирования; -
система мотивации работников; -
прозрачность информации; -
интегрированность бюджетирования с информационными технологиями.
Рассмотрим систему бюджетирования ООО «А ГРУПП» соотнося с каждым из данных критериев.
1) Расходы в процессе проведения бюджетирования.
Основной статьей затрат является рабочее время в ООО «А ГРУПП» на составление и корректировку бюджетов. Вся работа проводится в программе Excel. Оперативность формирования бюджетов очень низкая. Предприятие не тратит финансовые ресурсы на информационные системы.
Годовой бюджет формируется в течение полугода. Объединение всех бюджетов представляет собой значимый момент при проведении расчетов всех затрат всего процесса финансового планирования и бюджетирования.
Корректировка происходит четыре раза в год.
Следовательно, основной задачей решения этой проблемы является сокращение рабочего времени, затраченное на формирование бюджета и корректировку.
первая рекомендация по совершенствованию системы бюджетирования – это уменьшение количества корректировок Производственных программ. Вместо 4 корректировок – проводить 2, привязанные к общим корректировкам бюджета.
В настоящий момент корректировки производственных программ (программа РЭН и пр.) проходят в форме:
прогноз исполнения от 01.04; прогноз исполнения от 01.07; прогноз исполнения от 01.10; прогноз исполнения от 01.12.
Здесь присутствует проблема излишней и всё увеличивающейся централизации планирования и управления экономикой компании. Результатом такого способа планирования и управления является существенное снижение качества принимаемых управленческих решений. Данное негативное обстоятельство пытаются компенсировать при помощи имплементации завышенных требований к сбору данных управленческого учета и бюджетирования.
Таким образом, предлагается проводить корректировку производственных программ только на 01.07 и 01.10, то есть только в периоды общих корректировок бюджета.
2) Проведение контроля со стороны управляющих менеджеров.
Руководители должны постоянно проводить контроль над исполнением бюджета. Сравнивать фактические и плановые результаты, проводить мероприятия в случае несовпадения. Как было сказано ранее, в ООО «А ГРУПП» существует проблема с контролем. Фактические и плановые показатели не совпадают, поэтому присутствует нецелевое расходование бюджетных денег.
Таким образом, на фирме следует организовать строгий контроль над исполнением бюджета и целевым использованием бюджетных средств. Оперативный контроль следует производить ежедневно, чтоб не было отклонений по факту.
Схема взаимодействия для проведения оперативного контроля представлена на рисунке 21.
Структурное подразделение
Планово-экономический отдел
подготовка
заявки на оплату Бухгалтерия
Проверка заявок
согласно Финансовый
на соответствие запланированном Проверка отдел
у бюджету бюджетов, правильности
проставление Проверка, не
оформления
номера статьи документов превышает ли
или иного сумма выплат по
контрагентов,
индефикатора соответствие статье расходов
расходов по текущему
бюджета договорам, наличиезадолжен платежу с учетом
ности с учетом ранее
совершенных
платежей
Рисунок 21 – Схема взаимодействия для проведения оперативного контроля
Необходимо ввести правило, чтобы сотрудники финансового отдела не принимали к оплате счета, если на них отсутствует виза сотрудника ПЭО и не проставлена классификация расходов.
-
Горизонты планирования.
В ООО «А ГРУПП» бюджеты составляются на год, квартал и месяц. Также бюджет составляется на среднесрочную перспективу (на 3 года). На долгосрочную перспективу планов не составляют. Горизонты планирования регламентированы, принятыми уставами ООО «А ГРУПП».
Таким образом, можно сделать вывод, что горизонты планирования не нуждаются в совершенствовании.
-
Система мотивации работников.
Невозможно обеспечить постоянный мониторинг бюджетных процессов только с помощью контрольных мер. Полное значение контроля исполнения бюджета даст работникам мотивацию для выполнения запланированных показателей.
Система мотивации должна быть четкой и понятной, чтобы специалисты могли сами посчитать размер своей заработной платы для достижения плановых показателей.
Система мотивации должна быть внедрена одновременно с процессом планирования. Должностные лица, ответственные за планирование, должны быть мотивированы на разработку бюджетов, максимально приближенных к реальности.
Система премирования не должна побуждать сотрудников к преднамеренному занижению плановых показателей с целью их превышения и получения повышенного вознаграждения.
Каждый сотрудник предприятия ООО «А ГРУПП» должен быть заинтересован в повышении эффективности.
Сейчас в ООО «А ГРУПП» действует система премий, которая предполагает премию в случае совпадения фактических и плановых показателей, при этом отклонение может составить до 2% в любую сторону.
Автор советует ввести дополнительную премию, если затраты по факту окажутся ниже более, чем на 10%. Но при этом объем и качество не должны пострадать. Размер премии можно установить до 80% от среднемесячного оклада работника. Это значительно сэкономит бюджетные средства и проблема нецелевого расходования бюджетных средств будет решена.
-
Прозрачность информации.
Информационная прозрачность подразумевают открытость и достоверность информации для всех сотрудников. От этого зависит качество работы и результаты деятельности. В ООО «А ГРУПП» регламентом уставлено, что все сотрудники могут получить полную и достоверную информацию о процессе бюджетирования.
Таким образом, информационная прозрачность соответствует нормам и не требует совершенствования.
-
Интегрированность бюджетирования и информационных технологий. Как говорилось ранее, в ООО «А ГРУПП» бюджетирование не автоматизировано. Что приводит к значительным затратам рабочего времени и человеческих ресурсов.
Поэтому в компании следует провести автоматизацию, т.е. внедрение информационных технологий. Специальные программы для введения учетов, составления бюджетов и принятия управленческих решений значительно сэкономит не только рабочее время, но и человеческие ресурсы. Также количество ошибок будет сокращено.
Также в качестве рекомендаций для совершенствования системы финансового планирования на предприятии ООО «А ГРУПП» можно предложить составление правильного положения о бюджетировании предприятия.
Положение о бюджетировании ООО «А ГРУПП» должно включать следующие пункты.
-
Назначение данного Положения. Настоящее Положение определяет порядок, цели и задачи организации бюджетного управления, а также перечень бюджетов и участников бюджетного процесса. Положение предназначено для руководителей и специалистов, участвующих в процедуре бюджетного управления. Положение утверждается директором ООО «А ГРУПП» и с момента утверждения является обязательным для исполнения всеми подразделениями и должностными лицами, вовлеченными в бюджетный процесс. -
Правоотношения, регулируемые данным Положением. Настоящее Положение регулирует бюджетные правоотношения, которые возникают между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления, рассмотрения, утверждения и контроля за исполнением годового бюджета ООО «А ГРУПП» -
Правовые основы осуществления бюджетных правоотношений в ООО «А ГРУПП». Бюджетные правоотношения осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Уставом ООО «А ГРУПП», а также настоящим Положением. -
Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении. В настоящем Положении применяются понятия и термины в значениях, определенных настоящим Положением о бюджетировании.
Бюджет предприятия - план доходов и расходов предприятия, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью предприятия, устанавливаемый на один год.