Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 375
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
229
Часть IV. Маркетинг по шагам
По каждой из них можно взять две идентичные пасты по цене одной, но вторая — детская (размер порции меньше). Работало отлично. Пробовали раздавать листовки «скидка по чеку из торгового центра», но они пошли хуже.
Уменьшили производственные потери и опти- мизировали процессы, в частности заказали обору- дование под себя. Особенно «порадовал» ковшичек, которым дозировался соус. По рецепту, например,
40 миллилитров, а у него объем был 50. Потери — около 15 тысяч рублей в месяц.
Запустили программу лояльности для обедаю- щих — десятый обед бесплатно (по факту — восьмой, при вступлении сразу же били две дырки в карто- чке, чтобы было какое-то стартовое накопление).
Как видите, это рыбалка, а не охота: вы готови- тесь и ждете, а не бегаете за клиентом. Улучшение продукта, работа с меню, процессами — и немного активности вокруг с доставкой (на аутсорсе) и раски- дыванием бумажек по ближайшим бизнес-центрам.
Следующий логический шаг — скидки определен- ным компаниям. Выходите на эйчара, говорите: мол, дорогой красный банк, у вас тут огромный офис, мы вашим даем скидку 10% по пропуску. Сообщите им, пожалуйста. И кадровик рассылает по всему офису это важное сообщение, плюс прикладывает меню
(и получает +10 к карме от своих сотрудников).
Сайт мы на той стадии так и не сделали, кстати.
230
Бизнес на свои
Еще про свою рекламу прекрасно рассказала
YaZaregalasya*, сделавшая доставку суши.
— «Инстаграм», где описывать, что готовим
и как, различные фотоприколы.
— Странички в «ВК» и «ОК» («ОК» не скиды-
вайте со счетов — там огромная целевая
аудитория).
— «Фейсбук».
— Платные посты в городских группах или
призы в конкурсах в этих группах.
— Собственные конкурсы репостов.
— Реклама на транспорте (если есть мони-
торы, так как плакаты толком не рабо-
тают).
— Билборд на перекрестке, где машины сто-
ят более 30 секунд.
— Рассылка по почтовым ящикам с газетой
(разбить на районы).
— Создание собственной базы для СМС-опо-
вещений путем продажи бонусных карт
(если получают карту бесплатно — ее
не берегут, а у вас расходы).
— Ну и, конечно, радио. Это длительная рек-
ламная кампания, рассчитанная меся-
ца на три. Должен быть ролик громким
* Пост в сообществе «Бизнес» на «Пикабу»: https://pikabu.
ru/story/razbor_nekotoryikh_oshibok_v_biznese_na_primere_
moey_dostavki_sushi_5132888.
231
Часть IV. Маркетинг по шагам
и емким. Вбираете в грудь воздух и кричите
тете Вале на башенный кран. Например:
«ВА-А-АЛЯ-Я-Я, доставка суши по городу
и в офисы. Тел. 00-00-00». Громко. Емко.
Не наш пример: история с ящиками для мыла и открытками
Skolovart* в 2013 году заработал на Новый год, не особо отрывая задницу от стула. За два года до это- го он увидел на сайтах с купонами чудо-акцию —
«Письмо от Деда Мороза», на которую граждане на- купили аж под тысячу купонов. Подсчитав чужие деньги, он решил повторить банкет, но уже с собой в главной роли. Сделал простейший сайт, нарисо- вал три письма, начал раскидывать информацию купонным сайтам. Один согласился. В ноябре и де- кабре оставалось только печатать письма с имена- ми детей и отправлять их. Выручка составила ме- нее 150 тысяч рублей.
На следующий год сайт стал лучше (15 тысяч рублей затрат + 200 долларов за модуль приема за- казов), дальше — 20 тысяч заказов за месяц.
* Пост в сообществе «Бизнес» на «Пикабу»: https://pikabu.
r u /stor y/ kak _ ya_sdelal_ 2 _0 0 0_0 0 0_r ubley _za_mesyats_
otpravlyaya_pisma_detyam_ot_deda_moroza_4817774.
232
Бизнес на свои
Я бы не успел даже обработать такое коли-
чество заказов, не говоря уже о том, чтобы их
напечатать и упаковать. Жена увольняется
с работы, чтобы помогать мне. Мы в спешке
набираем еще 4 человек для работы в две смены
днем и ночью …
Заказы
Цена
Результат
Заказы
20 000 100 рублей
2 000 000 рублей
Купонатор
50%
–1 000 000 рублей
Затраты (полная реали- зация заказа, включая бланк, конверт, печать, затраты на принтер, аренду помещения, зарплаты сотрудников)
20 000 75%
–750 000 рублей
Итог
250 000 рублей
Как видите, он, скорее всего, кое-что забыл, но даже с учетом 15% налога и еще ряда косвенных затрат ситуация смотрится вполне позитивно. Око- ло 200–250 тысяч. Естественно, имея такой прото- тип, стоило расширяться и продолжать. Однако набежало много новых желающих, и купонаторы изменили условия на 70/30 в свою пользу вместо
50/50. А так экономика уже не сходилась. Это рынок продажи, а не производителя: производить может любой. Skolovart написал всей своей базе, но пов- торное письмо заказали немногие, и на следующий год заработать получилось только 30 тысяч рублей.
Падение цен вызвало массу негатива от конку- рентов, но в итоге в бизнес это не превратилось.
233
Часть IV. Маркетинг по шагам
Вторая история — теперь от Gorgig* — похожа осо- бенностью рынка. Он случайно увидел, как мылова- ры кладут свое изготовленное кустарным способом
(«хендмейд») мыло в деревянные ящики. И узнал, что такие ящики стоят 100 рублей. Пришел домой, собрал из реек такой же — получилось примерно
24 рубля с учетом покупки инструментов и времени
(14 часов) на тираж 500 штук. Решил поставить цену
50 рублей. Привлечение — через объявления по тар- гетингу «ВКонтакте», нацеленному на мыловаров
(отбор, похоже, шел по группам). Еще рубль на ящик.
500 ящиков ушли за неделю, и за эту же неделю об- разовалось предзаказов еще на 3500 штук. Одному мыловару нужно было 20 единиц в среднем.
За месяц заработал сотню чистыми. Я уже раз-
мечтался, что буду королем деревянных ящиков
для мыла. И думал: уволюсь с работы, так как в час
могу в легкую заработать 900 рублей чистыми.
Тем более отец как раз покупал себе лесопильный
станок и я прикидывал, что себестоимость у меня
упадет еще на 30% и я буду в шоколаде… Через пол-
года эти ящики колотили кому не лень, цена упала
уже до 30–40 рублей за ящик. Потом через год, как
это бывает, спрос упал, а цена выросла.
* https://pikabu.ru/story/derev yannyie_ yashchiki_ _ili_100_
tyisrub_za_odin_mesyats_5193110.
234
Бизнес на свои
Так что эти ящики и сейчас кто-то колотит. В дан- ной ситуации узким местом был не канал, а емкость рынка как таковая: ограниченное число мыловаров и их желание паковать свои творения именно в та- кие штуки. Но этот проект мог бы стать полноцен- ным бизнесом на кучу разных упаковок — если бы нашего героя не захватил следующий проект.
Магазин Мосигры в регионе
Если в Москве мы начинали с контекстной рекламы и сделали ее первым основным каналом (вторым стали бесплатные игротеки, где можно было по- играть во всё-всё-всё), то в небольших городах все не так. Самым сложным было научить настольным играм тех, кто о таком виде развлечения слышал очень мало. Ну, разве что о шахматах. Сформиро- вался примерно такой алгоритм.
1. Чем открывать свой магазин с управлением из Москвы (столичного центра), лучше всего найти франчайзи-партнера. Чаще всего это человек, кото- рый отлично знает особенности города и обладает всеми нужными связями — или способен устано- вить необходимые контакты. Главная проблема розничных сетей России — огромный размер стра- ны: например, от нашего офиса до магазина в Юж- но-Сахалинске 9315 километров. В итоге нужно или
235
Часть IV. Маркетинг по шагам
очень тщательно проверять работу управляющего
(то есть часто ездить, что сложно) — или франчай- зи-партнер будет делать все хорошо сам, посколь- ку это его деньги. В итоге модель франчайзинга очень разгрузила нашу управленческую цепочку.
Для самого франчайзи магазин с настолками — это продажа штук, которые не имеют срока годности, не портятся, которыми очень легко торговать, в ко- торых уверены продавцы и которые почти не во- руют (потому что коробки большие и их тяжело перепродать, а воруют обычно что-то мелкое и до- рогое). Плюс есть ощущение, что делаешь хорошее, доброе дело, а не куришку с бухашкой продаешь.
В общем, концентрат счастья.
2. Итак, человек с горящими глазами найден.
Дальше нужно открыть маленький магазин, при- мерно 15–20 квадратных метров. На улице важна возможность разместить яркую вывеску. Появле- ние нового магазина, да еще и московской сети, в любом небольшом городе — это новость. Поэто- му вывеска, по сути, работает как рекламный щит, и очень важно уделять ей максимум внимания.
3. Затем начинаются наши BTL-мероприя- тия — игротеки. Мы договариваемся с кафе, при- возим туда пару ящиков настолок, аниматоров и играем бесплатно со всеми желающими. Игро- теки анонсируются как развлекательное событие во всех городских социальных медиа (бесплатное
236
Бизнес на свои
развлечение — это же очень круто), плюс на первую надо позвать всех своих друзей. Приходит 60–90 че- ловек, а дальше рассказы об этом расползаются по городу. В идеале, если будут лидеры мнений или локальные знаменитости, — дело пойдет лучше .
4. Настольные игры хороши тем, что продают себя сами. Если играла компания из семи чело- век и им понравилось, то трое в течение недели захотят себе такую же штуку. Таким образом, чем больше мы бесплатно играем, тем больше продаж.
А чем больше продаж, тем — внезапно! — больше продаж.
5. Примерно через год маленький магазин ста- новится тесноват. Если количество населения и география города позволяют, открывается вторая точка (чаще всего в центральном торговом центре).
Если нет, магазин обычно переезжает на чуть бо- лее выгодную позицию и становится больше.
Собственно, таким нехитрым способом мы и стали первыми в рознице по настольным играм в России.
Карта коммуникаций
Мосигры в целом
Первое, что мы сделали, — это захватили всю воз- можную емкость рынка по контекстной рекламе
237
Часть IV. Маркетинг по шагам
и поисковому продвижению. «Всю возможную» — это не выжигание поляны сверхвысокими ставка- ми, а использование оптимальной по цене страте- гии. Тем самым мы переключили примерно 30% интернет-спроса на себя.
Затем начали масштабную программу игротек.
Выглядят они так: либо это кафе, которое анонси- рует праздник игр (на место приезжает пара ани- маторов с ящиками настолок и бесплатно со всеми играет), либо игровые зоны на всех крупных фести- валях вроде «Нашествия», «Усадьбы Jazz», «Дикой мяты» и т. д. Везде, где много позитивных людей, есть мы. Каждая игротека дает новых клиентов и учит новых людей настолкам.
Некоторые наши производители пассивно ожи- дали, другие в это время активно использовали блогерский ресурс и знаменитостей. Нам пока было рано — собственная торговая марка еще не была достаточно представлена.
Третий важный шаг, который был сделан с са- мого начала, — максимально полезный сайт. Все правила ко всем играм, хорошие описания, куча фотографий с разных ракурсов, открытые коробки, игровые ситуации на фото, интервью с авторами, видеотрейлеры к хитовым товарам, в общем, куча всего.
Вот так выглядит запуск новой игры для россий- ского рынка.
238
Бизнес на свои
Сайт mosigra.ru
— Новость-анонс о поступлении
— Описание игры
— Видеоролики-тизеры для хитов
— Видеоправила для хитов
— Видео игрового процесса для хитов
— Съемка товара покомпонентно
— Описание игры с рекомендациями
— Размещение правил
BTL
— Размещение товаров в игротечной базе
— Проведение мероприятий с играми
— Размещение хитов на маркетах
— Мини-турниры на постоянных площадках
— Презентация игры продавцам
— Презентация игры партнерам и сетям
E-commerce
— Поисковая оптимизация страниц
— Нацеливание контекстной рекламы
— Ремаркетинг
— Рассылка по клиентской базе
— Нативная реклама*
* Нативная, или естественная, реклама примечательна тем, что воспринимается как часть «обстановки» (сайта, офлайн- площадки) и поэтому не вызывает отторжения у ауди- тории. Один из самых известных видов — адверториал
239
Часть IV. Маркетинг по шагам
— Пресс-релизы и СМИ
— Работа с блогерами и инфлюенсерами*
— Собственная газета Мосигры
— Анонсы и конкурсы в соцсетях
— Спецпроекты
В основе работы магазина — понимание, что
любой покупатель — это друг и с ним нельзя де-
лать ничего такого, что вы не сделали бы с дру-
гом. Основа маркетинга розницы — приятные
красивые магазины с очень крутыми продавца-
ми, максимально широкий ассортимент и хоро-
шие сопутствующие товары.
Клиентская база по активным покупателям ко- пится в email-рассылку (выпуск раз в неделю сразу по всем плюс сегменты, в каждой рассылке — секрет- ная скидка на игру недели и короткая история о ка- ких-то событиях), в небольших городах — в группы
«ВКонтакте». Сделали блог на «Хабрахабре» с по- крытием поста около 64 тысяч человек в среднем
(итого около 200 больших постов). В первые годы
(рекламная статья, по форме напоминающая обычную).
Прим. ред.
* Инфлюенсеры — люди, зарабатывающие в соцсетях, иногда путем продвижения организаций или конкрет- ных брендов. К ним относятся лидеры мнений, пользо- ватели с большим числом контактов, «первооткрывате- ли» (старающиеся быть в курсе новинок и раньше других распространять информацию о них). Прим. ред.
240
Бизнес на свои
получили кучу публикаций в СМИ, потом продол- жили работать в этом направлении. Сосредоточи- лись на вертикальной интеграции и собственном производстве, научились запускать на полную эф- фект обратной петли — когда мы точно знаем бла- годаря рознице, что именно нужно людям, и можем это делать. Начали продвигаться на западные рын- ки, имеем пару очень хороших мировых лицензий.
В каждой части — море работы и море вещей к улучшению. Но общая стратегия, думаем, по нятна.
Ну и, конечно, мы регулярно хулиганим. Вот пару лет назад на первое апреля выкупили целую полосу газеты объявлений в Троицке и забили ее трешем. Вообще-то просто хотелось это сделать, но вторичная волна в интернете с тем, как так сде- лать, была очень и очень интересна: суммарный охват составил около 2 миллионов человек.
241
Часть IV. Маркетинг по шагам
Не наш пример: комиссионный магазин
Dioxyde11* владел сетью комиссионных магази- нов. Он начал с нескольких точек у метро, где выкупались разные странные вещи, имеющи- еся в домах у граждан. Потом они прямо там продавались подороже, а на вырученные деньги открывались новые точки. Параллельно шла за- купка интересных вещей с интернет-площадок и доставание их другими методами (поиск спи- саний и т. д.). Очевидно, тут нужен опыт в поиске источников товара, но с этим все было в порядке.
Предполагалось, что, когда сеть вырастет доста- точно, можно будет вертикально уйти в оптовую торговлю, прокат больших вещей типа мотоцик- лов и фотоаппаратов, а горизонтально — расши- риться в регионы, где до сих пор действуют «сти- хийные» рынки.
Тут и выделились категории продуктов.
1. Товары категории А — это то, что лежит мень- ше недели и по чему возврат не больше 3%.
2. Категория B — 14 дней и возврат около 1%
(чаще обмен на другой такой же).
* Пост в сообществе «Бизнес» на Пикабу: https://pikabu.r u /
s t o r y / o t k r y i t i e _ k o m i s s i o n n o g o _ m a g a z i n a _ s _ n u l y a _
chast_i_4837354
/.