Файл: ПринципыРэй ДалиоДоставляя счастье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 369

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Делегирование
Поначалу ставьте себя в такие ситуации, где ваши навыки максимально полезны. Потому что ком- пания будет держаться на вас. Именно поэтому в первые два-три года придется вкалывать, как на руднике. Потом, при масштабировании, старай- тесь создавать такие условия, чтобы даже клини- ческие лучезарные идиоты не смогли накосячить.
По крайней мере, достаточно сильно.

50
Бизнес на свои
И надо понимать, что есть ситуации, которы- ми легко управлять и где ваша голова определяет прибыль. Например, переговоры. И есть другие, которыми управлять сложно, там всё решают ввод- ная и поставленный процесс. Например, если вы возьмете плохое помещение для магазина, голова не поможет. У вас просто не будет клиентов. И в та- кой ситуации от ваших навыков мало что зависит.
Замыкать все на себя, как мы уже убедились, нера- ционально по экономическим причинам. Но по вре- мени тоже: держать всех за шиворот — рук не хватит, надо кому-то доверять.
Ключевое бревно
У тех, кто сплавляет лес по рекам, иногда образу- ются заторы. Это когда бревна перепутываются, образуют своего рода запруду и блокируют реку.
В этот момент можно разбирать всё медленно и долго, а можно сыграть в поиски самого злобно- го и подлого бревна. Зовут специального человека, он очень пристально смотрит на бревна и вычис- ляет гада. Бревно выдергивают, и все постепенно нормализуется. Так вот, лучше выдернуть одно бревно, пользуясь знаниями, чем перебирать пол- запруды.
Следовательно, если делать сильный шаг, то там, где отдача будет максимальной. Например, бес- полезно менять корзину сайта, если на нем всего

51
Часть I. Готовимся открывать дело, но пока сидим на диване
100 человек за день. Нужно искать новые источники трафика. Не стоит пытаться обучать человека, кото- рый явно не подходит вашей команде по духу. Луч- ше искать нового. Не нужно вкладывать море сил и денег в то, что слабо влияет на текущий процесс.
Каждый раз нужно находить «бутылочное гор- лышко», или узкое место, изменение в котором бу- дет максимально сказываться на результате. Это касается не только воронки продаж*, но и всех про- цессов в компании.
Иногда бывает полезно самому паковать товар на складе — и вы этим реально помогаете бизнесу.
Но куда чаще достаточно включить голову и поп- робовать поискать место, где можно выиграть не 1–2%, а сразу 20%.
Управление бизнесом — тяжелая работа. Она состоит из постоянного поиска «бутылочных гор- лышек» и кучи всего, чтобы их расширить. Так вот, лучше работать там, где это приносит результат, а не глубокое моральное удовлетворение от того, что вы устали и вспотели.
* Воронка продаж — принцип распределения клиентов по стадиям процесса продаж, график в виде переверну- той пирамиды, включает следующие этапы процесса про- даж: холодный контакт, заинтересованность, убеждение, покупка. Помогает планировать количество контактов на каждом этапе процесса и необходимый объем рекла- мы. Прим. ред.


52
Бизнес на свои
Почему бизнес на услугах легче разваливается
Когда у вас есть что-то физическое, вы продаете его. Когда бизнес основан на услугах, продавать остается только время своей команды. С наценкой.
В случае с товаром очень сложно, например, упе- реться в одного спеца. А этот самый спец вдруг на- чинает понимать, что не хочет работать «на дядю», и желает основать свой бизнес. Вполне возможно, что это чувство вам тоже очень знакомо.
Поэтому районная парикмахерская крайне редко вырастает в большой бизнес (хотя есть примеры, где бизнес-модель важнее конкретных людей). Реклам- ные агентства делятся со скоростью бактерий в чаш- ке Петри: как только кто-то начинает шарить в теме, старается сделать свое. Автосервисы и прочие ре- монты трагически переживают уход главного масте- ра раз в три года, хотя, конечно, опять же, есть при- меры, где стандарты и модель превалируют. Даже в продаже реагентов — и там мы видели пример, как учредители ездили друг к другу в гости с битами.
Если единственный актив бизнеса — это умение оказывать услугу, ключевой сотрудник рано или поздно открывает свое дело, такое же. Парикма- хер делает свою точку (он же все уже знает, и толь- ко страх перед бухгалтерией и другими «сложны- ми» вещами его удерживает) — и уводит половину

53
Часть I. Готовимся открывать дело, но пока сидим на диване
клиентов. Основной исполнитель по проекту в рек- ламном агентстве забирает с десяток брендов и сва- ливает в свое. И так далее. Например, ивент-агент- ства (свадьбы, корпоративы, пресс-конференции и т. п.) нередко делятся раз в два-три года. Почему?
Все потому же: главное — умение все организовать.
Его можно набрать за год, как и познакомиться со всеми нужными людьми. И еще набить шишек бесплатно, чтобы потом не повторять ошибок уже в своей компании за свои деньги.
Выживают компании, у которых есть то, что
создает так называемую «концепцию ежа», то
есть порог входа в рынок. Например, в случае мероприятий это может быть свое оборудование
(и весомая доля заработка пойдет уже на его арен- де), своя крутая площадка (сложно предлагать ме- роприятия на ней же, работая в другой компании) либо свой источник клиентов (круто быть ивент- агентством телеканала).
Физический товар сразу дает большое преиму- щество хотя бы потому, что его нужно достать и в него надо вложиться.
«Концепцией ежа» может быть что-то с боль- шими капитальными расходами на закупку обо- рудования (то есть физический товар или вообще станки), либо недвижимость, либо грамотно вы- строенные договорные отношения, либо интел- лектуальная собственность (патенты, например).


54
Бизнес на свои
В ряде случаев — даже схема организации работы, то есть бизнес-процессы: если вы видите сеть бизне- са на услугах, это, скорее всего, именно тот случай.
Потому что попробуй повтори работу с поставщи- ками, все договоры, обучение, сервис и налаженные рекламные контакты, и бренд, и стандарты, и пра- вила, знания и навыки команды руководителей.
И масштаб. И вообще много чего. Легко торговать мороженым на пляже, тяжелее — настольными иг- рами и еще сложнее — производить процессоры.
Цена на продукт чаще всего не может быть пре- имуществом. Ее-то повторить крайне легко.
Услуги тяжело масштабировать (но возможно).
Бизнес на товаре — легче, нужно меньше навыков.
Начал торговать помидорами на рынке, пошло — нанял продавца вместо себя, потом открыл вторую точку, поставил еще огурцы и черешню, открыл третью, договорился об особых поставках с овоще- базой, купил свою машину для перевозок, органи- зовал сеть, нашел большую теплицу… И понеслось.
Бизнес — это нечто масштабируемое и то, что мо- жет прожить без вашего прямого участия достаточно долго. С другой стороны, часто мы видим, как че- ловек, строящий бизнес на услугах, вместо него по- лучает самозанятость. Это почти как работа на себя за зарплату. Только вместо «дяди» — требовательный клиент. Примером самозанятости может быть семей- ный бизнес, каких большинство в Европе. Например,

55
Часть I. Готовимся открывать дело, но пока сидим на диване
мясная лавка, где хозяин стоит за прилавком и об- служивает посетителей, которых знает с детских лет.
Или вот пара владеет отелем, при этом жена сама го- товит завтраки гостям, а муж ведет бухгалтерию. Это не хорошо и не плохо. Это просто другое. Мы же под бизнесом понимаем дальше то, что может работать без рук собственника на штурвале. Самозанятость хороша, и очень многие идут по этому пути. Просто там сориентироваться легче, и наш опыт вам почти не понадобится. Там все практически интуитивно.
И если план — не самозанятость, а именно биз- нес, сразу стоит думать о том, как его потом разви- вать. Или же начать делать как получается, а затем, по мере созревания процессов, оно само придет.
А еще бизнес, завязанный на что-то конкретное, материальное, скорее всего, будет тяжелее мгно- венно продолбать.
«Отожмут» ли мой бизнес?
Многих от того, чтобы делать что-то свое, оста- навливает история про 90-е и криминал. Мол, ус- пешный бизнес «отжимают». Да, действительно, при определенных условиях вы столкнетесь с бес- пределом. Самый яркий пример — если у вас про- стая товарная модель «купи-продай», ваш арен- додатель может внезапно решить заняться тем

же на «прикормленном» вами месте. Прогонит вас и откроет свой магазин, например. Как защититься?
Юридически — почти никак. Остается либо иметь много магазинов, либо такую концепцию, чтобы он не смог ее повторить. Известный бренд точно закроет вопрос либо у вас будет какое-то ноу-хау, которое не повторит новичок на рынке. Например, бесполезно замещать точку продажи пирожных: может оказаться, что ваша кухня на другом конце города, а без нее экономика не складывается.
Второй вопрос — придет ли «крыша» устраивать вам рэкет? Нет. Не придет. «Братва» приходит к тем, кто играет втемную. А вас шантажировать нечем — по крайней мере, на второй год вы будете точно все платить и отчитываться. Тогда прицепиться будет особо не к чему. Но на всякий случай старайтесь быть открытым и рассказывать о себе и своем деле. Напри- мер, ведение блога — это не только реклама, но и воз- можность связаться с журналистами города при экстренной необходимости и правовом беспределе.
Пока вы маленький и белый, бояться нечего, вы никому не интересны. Как только вы становитесь крупнее, вы уже интереснее, но и обзаводитесь связями и защитой. Решайте проблемы по мере поступления — ведь шансов зарабатывать столько, что кому-то будет завидно, у вас не так уж и много.
И думать надо об этом, а не о том, что будет, когда вы все же заработаете.

Часть II
Прототип

58
Бизнес на свои
На самом деле это практика. Вот теперь нужно встать с дивана и потратить примерно 50 тысяч рублей на получение информации. Вероятность ус- пеха все еще мала, но можно повысить шансы, про- ведя несколько опытов. А для них нужны приборы и материалы. Постарайтесь выделить ключевые гипотезы для успеха своего проекта и проверить их настолько дешево, насколько возможно. Вас ин- тересует не конкретный коммерческий результат, а в принципе тот факт, что ваше дело кому-то нуж- но. И вообще способно работать.
Пора двигаться. Начнем считать!
История одного из наших проектов выглядит так: появилось неистребимое желание запустить биз- нес. Нашли идею, начали ее мучить, разрабатывать логотип, тексты, названия, прочую канитель. Тогда казалось, что это самое главное — а все остальное приложится, если бизнес оригинальный. И вот мы с этой оригинальной идеей напросились на встре- чу с реальным бизнесменом. Он хмыкнул, попро- сил иссякнуть, а потом открыл Excel — и начал за- давать нам вопросы и заполнять таблицу. Старший товарищ предложил взять и просчитать все, чтобы понять, имеет ли бизнес право на жизнь. И сколько получится зарабатывать, если все сойдется.
И этим он открыл нам глаза, потому что по- явился четкий численный показатель. И это все


59
Часть II. Прототип
поменяло. Да, вычисления были приблизительные, да, на неполных данных, но все сходилось до по- рядка. И стало понятно, чтó нужно, чтобы это взле- тело. Магия математики!
Сейчас мы займемся именно этой магией. Кон- кретно — будем считать финмодель. Это вообще
ваш основной инструмент и оценки бизнеса,
и управления проектом.
Есть отдельные люди, которых бесит сам вид таб- лиц в Excel, и они пропускают этот этап. Так делать нельзя. Например, диалог с одной нашей прекрасной подругой выглядел так: мы спрашивали, узнавала ли она, во сколько может обойтись аренда ее будущей ювелирной мастерской, и считала ли, сколько, соот- ветственно, украшений она должна продавать. А она очаровательно махала рукой и говорила про то, что здесь главное — начать. А там разберемся. Потому что такова мечта, и все равно она это будет делать.
Так нельзя. Надо считать. Мастерская открылась и разорилась.
Давайте начнем пока на уровне ликбеза. Возьмем наш магазин настольных игр на «Павелецкой». За- дача такая: понять, стоит ли открывать точку, если аренда этого помещения в этом здании обходит- ся в гипотетические 115 тысяч рублей в месяц. Это много или мало? Пока мы не знаем, но можем паль- цем к носу прикинуть. По примеру других наших магазинов мы уже знаем, сколько и чего в нем будет продаваться, поэтому у нас есть почти уникальный случай — полные данные. Это пока первый уровень.

60
Бизнес на свои
Итак, смотрите: магия.
— Предположим, что продаваться будет при- мерно на 800 тысяч рублей.
— Закупочная цена — 50% от розничной, то есть останется 400 тысяч, потому что первые
400 тысяч мы отложим на восполнение ассор- тимента. Логично не уменьшать запас товара в магазине.
— Нам нужно 4 продавца, это 40 тысяч руб- лей в месяц на каждого (помним про налоги и отчисления, это не сумма на руки), то есть
160 тысяч.
— И реклама — скажем, 50 тысяч на щит сна ружи.
— И еще электричество, интернет, уборка, ло- гистика, дератизация, пожарная сигнали- зация и все остальное — допустим, 20 тысяч в месяц.
— Бухгалтер, реклама в интернете, дизайнер, печать листовок и прочее — все это есть в офи- се, поэтому просто считаем, что мы платим
50 тысяч за фрилансеров и бухгалтера на уда- ленке.
Получается пока очень просто.
Приход
Расход
Остаток
+ 800 000 про- дажи товара
400 000 закупка товара
400 000 4 × 40 000 = 160 000 зарплаты
240 000 50 000 наружная реклама
190 000 20 000 электричество, интернет и т. п.
170 000 50 000 бухгалтер, интернет-магазин и т. п.
150 000