Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 469
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческое право как отрасль права
2. Предмет, метод и принципы коммерческого права
1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом
2. Соотношение коммерческого и торгового права
1. Периодическая классификация коммерческого права
2. Современный этап развития мирового торгового права
2. Правовое обеспечение развития товарного рынка
1. Правовое регулирование ценообразования
1. Деятельность оптовых ярмарок
1. Правовое регулирование торгов
2. Признание торгов недействительными
2. Объекты торгов на фондовых биржах
1. Характеристика прав потребителей
2. Содержание прав потребителей
2. Недобросовестная конкуренция
фрахтования. Плата, которую отправитель обязан уплатить перевозчику груза, получила название «фрахт». Существуют следующие особенности уплаты фрахта при морской перевозке грузов (ст. 164 КТМ РФ):
размер фрахта устанавливается соглашением сторон;
при отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза;
171
в случае, если груз погружен на судно в большем количестве, чем предусмотрено договором морской перевозки груза, размер фрахта соответственно увеличивается;
в случае если вместо предусмотренного договором морской перевозки груза на судно погружен другой груз, размер фрахта за перевозку которого больше, чем предусмотренный договором морской перевозки груза, фрахт уплачивается за перевозку действительно погруженного груза;
за груз, утраченный при его перевозке, фрахт не взимается, а если он был уплачен заранее, то возвращается;
за груз, погибший или поврежденный вследствие его естественных свойств или зависящих от отправителя обстоятельств, фрахт уплачивается полностью. Чартер — договор между владельцем транспортного средства
и нанимателем (фрахтователем) об аренде транспортного средства или его части на определенный срок или рейс. Чартер должен соответствовать следующим требованиям:
он должен быть подписан перевозчиком и фрахтователем или их представителями;
содержать наименование сторон договора;
содержать название судна;
содержать указание на род и вид груза;
содержать указание на размер фрахта;
содержать наименование места погрузки груза;
содержать наименование места назначения или направления судна;
по соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Существуют основные условия подачи и погрузки судна:
судно должно быть подано в мореходном состоянии;
оно должно быть подано строго в указанный во фрахте или чартере порт;
судно должно быть подано в строго оговоренное во фрахте или чартере время;
груз должен быть надлежащим образом упакован и маркирован и полностью подготовлен к погрузке;
судно должно быть подано на такую пристань, которая оснащена всем необходимым для погрузки и на которой отсутствуют преграды, препятствующие погрузке;
172
если зафрахтовано все судно, то отправитель груза имеет право требовать удаления постороннего груза, находящегося на судне;
провозить груз на палубе можно только с разрешения грузоотправителя.
С момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи на перевозчика возлагаются обязанности:
обеспечить сохранность груза в пути следования;
обеспечить выгрузку груза;
обеспечить транспортировку груза в соответствии с его особенностями.
Срок и маршрут транспортировки груза устанавливаются соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения груз должен быть доставлен в срок, который разумно требовать от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств и обычного маршрута.
Опасным грузом называется такой груз, который:
легко воспламеняется;
является взрывчатым веществом;
был сдан под неправильным наименованием, и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах.
В случае невозможности судна войти в порт назначения и осуществить выгрузку груза в результате форс-мажора (война, стихийные бедствия, забастовки, и др.), перевозчик обязан:
направить отправителю срочное сообщение о наличии указанных обстоятельств и запросить у отправителя разрешение осуществить выгрузку в другом порту;
при получении соответствующего указания осуществить выгрузка в том порту и в таком порядке, который укажет отправитель.
При отсутствии такого распоряжения в течение 3-х дней с момента отправки уведомления перевозчиком капитан судна имеет право отгрузить груз в ближайшем порту и сообщить об этом отправителю (или фрахтователю), либо управомоченному распоряжаться грузом лицу; капитан судна вправе поступить так, если полученное им распоряжение нельзя выполнить без причинения ущерба владельцам других находящихся на судне грузов.
173
Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах (ст. 117 КВВТ РФ:
за утрату груза — в размере стоимости утраченного груза;
за повреждение груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость;
в случае утраты груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимость груза;
за перевозку груза с объявленной ценностью с отправителя или получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется договором морской перевозки груза;
перевозчик возвращает полученный им фрахт, если он не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза. Перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение
принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие (ст. 166 КТМ РФ):
непреодолимой силы;
опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;
любых мер по спасению людей или разумных мер по спасению имущества на море;
пожара, возникшего не по вине перевозчика;
действий и распоряжений соответствующих властей;
военных действий и народных волнений;
действия или бездействия отправителя или получателя;
скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;
незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;
10)недостаточности или неясности марок; 11)забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично; 12)иных обстоятельств, возникших не вине перевозчика, его работников или агентов.
Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его
174
заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие не зависящих от сторон обстоятельств:
судно погибнет или будет насильственно захвачено;
судно будет признано непригодным к плаванию;
погибнет груз, индивидуально определенный;
погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки.
ЛЕКЦИЯ № 57. Перевозка грузов железнодорожным транспортом
Перевозка грузов по железным дорогам — один из самых распространенных видов перевозок в РФ. Железнодорожные перевозки осуществляются в соответствии с заявками на перевозку грузов, которые предоставляются грузоотправителями в управление железных дорог.
Грузоотправители и железная дорога при регулярном осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. В договорах об организации перевозок определяются:
объемы перевозок;
сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок;
порядок расчетов;
иные условия организации перевозок. В соответствии с договорами железнодорожной перевозки
грузов, железные дороги обязуются в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, грузоотправители обязуются предъявить их для перевозок.
При подготовке к принятию груза железная дорога обязана подать к погрузке вагоны в следующем состоянии:
исправные;
очищенные внутри и снаружи;
в необходимых случаях промытые и продезинфицированные;
годные для перевозки конкретных грузов;
контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных.
Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодное для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние груза при погрузке, выгрузке и в пути
176
следования; особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров (ст. 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»)) для перевозки конкретных грузов определяется грузоотправителями.
О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуществляемую грузоотправителями, работники железнодорожных станций уведомляют грузоотправителей не позднее, чем за 2 ч до подачи вагонов, контейнеров под погрузку. Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретных грузов, и железная дорога обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров ис-правные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры (ст. 20 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»).
Грузоотправитель обязан:
1)подготовить грузы для перевозок так, чтобы обеспечить безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контей неров;
2) представить на каждую отправку груза транспортную железнодорожную накладную и другие документы. Загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбиро ваны железными дорогами, если грузы погружены железными дорогами, или грузоотправителями, если грузы погружены грузо отправителями. Крытые вагоны, контейнеры при перевозках в них грузов для личных нужд должны быть опломбированы железными дорогами или транспортно-экспедиторскими орга низациями по усмотрению и за счет грузоотправителей (ст. 28 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»).
При прибытии груза к месту назначения установлены правила выдачи груза грузополучателю:
1) железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 ч дня, следующего за днем прибытия грузов (ст. 34 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»); груз выдается на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей (ст. 35 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»);
177
подпись грузополучателя в дорожной ведомости является непосредственным подтверждением выдачи груза;
в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей железная дорога вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузоотправителя, который обязан в течение 4 суток после получения такого уведомления распорядиться грузом (ст. 35 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»);
если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей и грузоотправитель не распорядится грузом, железная дорога имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удерживаемый груз, за исключением груза, изъятого из оборота, и груза, реализация которого запрещена (ст. 35 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»);
после выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты при-с-пособления для крепления, за исключением несъемных, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние (ст. 44 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»). Грузоперевозчик несет ответственность за несохранность
груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые грузоперевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 95 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»). Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
в случае повреждения груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости;
в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа (ст. 96 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»).