Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 444

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Коммерческое право как отрасль права

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом

2. Соотношение коммерческого и торгового права

1. Периодическая классификация коммерческого права

2. Современный этап развития мирового торгового права

1. Коммерческие организации

2. Некоммерческие организации

1. Понятие товара

2. Виды товаров

1. Товарооборот

2. Товары, изъятые из оборота

1. Структура товарного рынка

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Правовое регулирование ценообразования

2. Виды цен

1. Деятельность оптовых ярмарок

2. Выставки

1. Правовое регулирование торгов

2. Субъекты торгов

1. Проведение торгов

2. Признание торгов недействительными

1. Биржевая торговля

2. Виды бирж

1. Фондовые биржи

2. Объекты торгов на фондовых биржах

1. Характеристика прав потребителей

2. Содержание прав потребителей

1. Понятие конкуренции

2. Недобросовестная конкуренция

1. Договор купли-продажи

2. Виды договоров купли-продажи

1. Дилерский договор

2. Дистрибьюторский договор

1. Платежное поручение

2. Платежное требование

Дилеры — юридические лица, осуществляющие посредничест­во на бирже от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи товара. В деятельности дилера преобладает не столько посредническая, сколько самостоятельная торговля. Доходы дилера складываются не за счет вознаграждения, а за счет разницы между продажной и покупной ценой товара. Дилер объявляет существенные условия договора купли-продажи цен­ных бумаг; в число существенных условий входит и цена догово­ра, минимальное и максимальное количество покупаемых или продаваемых ценных бумаг. Дилер заключает договор на сущест­венных условиях, предложенных его клиентом, если в объявле­нии отсутствуют указания на иные существенные условия. Если дилер уклоняется от заключения договора, к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора или о возмещении причиненных клиенту убытков.

ЛЕКЦИЯ № 32. Характеристика и содержание прав потребителей


1. Характеристика прав потребителей

Важнейшим условием эффективного функционирования тор­гового рынка является гарантирование прав наименее защищен­ного субъекта — потребителя. Потребитель — гражданин, имею­щий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятель­ности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).

Результатом торговой революции 60-х гг. XX в. стало усиление защиты прав потребителей, в том числе законодательной и судеб­ной защиты. Усиление защиты прав потребителей привело:

  1. к слому диктата производителей;

  2. к ослаблению монополизма и развитию конкуренции;

  3. к развитию производства;

  4. к улучшению качества товаров;

  5. к увеличению объема продаж.

Основными правами потребителей в РФ являются:

  1. право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей;

  2. право потребителя на безопасность товара (работы, услу­ги);

  3. право потребителя на информацию об изготовителе и о то­варах;

  4. право на качество товара (работы, услуги);

  5. право на судебную защиту;

  6. право на компенсацию морального вреда;

  7. право на безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

85

  1. право на соразмерное уменьшение покупной цены при продаже ему товара ненадлежащего качества;

  2. право на замен на товар аналогичной марки (модели, арти­кула);

10)право на замену на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; 11)право на расторжение договора купли-продажи и другие права.

Условия договора, ущемляющие права потребителя по срав­нению с правилами, установленными законами или иным право­выми актами в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Условиями договора, ущемляющими права потребителей, являются:

  1. установление нормы, ограничивающей права потребителя;

  2. обусловливание приобретения одних товаров обязатель­ным приобретением других товаров. В этом случае, убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров, возмещаются продавцом в пол­ном объеме;

  3. выполнение продавцом без согласия потребителя допол­нительных работ, услуг за плату. Потребитель вправе отказать­ся от оплаты таких работ, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата упла­ченной суммы. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права


потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (продавцом) в полном объеме.

Основным нормативным документом, регулирующим отно­шения в сфере защиты прав потребителей, является Закон РФ «О защите прав потребителей».

2. Содержание прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав

потребителей обеспечивается посредством включения соответ­ствующих требований в государственные образовательные стан­дарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

86

Право на безопасность товаров (работ, услуг) заключается в том, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю, если изготовитель не установил на товар срок службы, или в тече­ние установленного срока службы либо срока годности товара. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблю­дать специальные правила, изготовитель обязан указать эти пра­вила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потреби­телей.

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, про­давце), режиме его работы и реализуемых им товаров (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (название) своей организации, ее место нахождение (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указан­ную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, про­давец) — индивидуальный предприниматель — должен предста­вить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильно­го выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязатель­ном порядке должна содержать:


  1. обозначения стандартов, обязательным требованиям кото­рых должны соответствовать товары (работы, услуги);

  2. сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания — сведения о составе, о весе и объеме, о калорийности продуктов пита­ния, о содержании в них вредных для здоровья веществ в срав­нении с обязательными требованиями стандартов, а также

87

противопоказания для применения при отдельных видах забо­леваний;

  1. цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

  2. гарантийный срок, если он установлен;

  3. правила и условия эффективного и безопасного использо­вания товаров;

  4. срок службы или срок годности товаров (работ);

  5. место нахождение, фирменное наименование изготовите­ля и место нахождение организации, уполномоченной изго­товителем (продавцом) на принятие претензий от потребите­лей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

  6. информацию об обязательном подтверждении соответ­ствия товаров;

  7. информацию о правилах продажи товаров; 10)указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).

Право потребителя на качество приобретаемого товара заключает­ся в следующем:

  1. продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий обязательным требованиям, если законами предусмотрены такие требования к качеству товаров;

  2. продавец обязан передать потребителю товар, качество

которого соответствует договору.

Защита прав потребителей осуществляется судом. Иски предъяв­ляются в суд по месту жительства истца или по месту причинения вреда. Освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав:

  1. потребители;

  2. группы потребителей;

  3. неопределенный круг потребителей. Освобождаются от уплаты государственной пошлины по

искам, предъявляемым в интересах потребителя:

  1. федеральный антимонопольный орган;

  2. федеральные органы исполнительной власти (их террито­риальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

  3. органы местного самоуправления;

  4. общественные объединения потребителей.


88

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие на­рушения изготовителем (продавцом) или организацией, выпол­няющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осущест­вляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

ЛЕКЦИЯ № 33. Права потребителей при приобретении товаров

При покупке товаров несоответствующего качества потребитель по своему выбору имеет право на:

  1. безвозмездное устранение недостатков товара или возме­щение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  2. соразмерное уменьшение покупной цены;

  3. замену на товар аналогичной марки (модели, артикула);

  4. замену на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  5. расторжение договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков,

причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец (изготовитель) или выполняющая функ­ции продавца (изготовителя) на основании договора с ним орга­низация обязаны принять товар ненадлежащего качества у потре­бителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества това­ра. Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продав­ца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, на который не установлен гаран­тийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения