Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 470

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Коммерческое право как отрасль права

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом

2. Соотношение коммерческого и торгового права

1. Периодическая классификация коммерческого права

2. Современный этап развития мирового торгового права

1. Коммерческие организации

2. Некоммерческие организации

1. Понятие товара

2. Виды товаров

1. Товарооборот

2. Товары, изъятые из оборота

1. Структура товарного рынка

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Правовое регулирование ценообразования

2. Виды цен

1. Деятельность оптовых ярмарок

2. Выставки

1. Правовое регулирование торгов

2. Субъекты торгов

1. Проведение торгов

2. Признание торгов недействительными

1. Биржевая торговля

2. Виды бирж

1. Фондовые биржи

2. Объекты торгов на фондовых биржах

1. Характеристика прав потребителей

2. Содержание прав потребителей

1. Понятие конкуренции

2. Недобросовестная конкуренция

1. Договор купли-продажи

2. Виды договоров купли-продажи

1. Дилерский договор

2. Дистрибьюторский договор

1. Платежное поручение

2. Платежное требование

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, не зарегистрирован­ный в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет права на ссылку в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может приме­нить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

ЛЕКЦИЯ № 10. Торгово-промышленная палата

Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) — негосударствен­ная, некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. ТПП может зани­маться предпринимательской деятельностью лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется (п. 1, 2 ст. 1 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ»). Основная цель ТПП — содействие развитию современной промышленности, финансовой и торговой инфра­структуры. Торгово-промышленная палата оказывает помощь российским предпринимателям как в России, так и за границей.

Для реализации своих уставных целей ТПП:

  1. оказывает информационные услуги;

  2. ведет реестр надежных и ненадежных партнеров;

  3. занимается официальными переводами документации при осуществлении внешнеторговой деятельности;

  4. оказывает поддержку в сертификации;

  5. проводит экспертизу технической документации, договоров;

  6. может заниматься оценочной деятельностью;

  7. фиксирует торговые обычаи и свидетельствует в суде;

  8. свидетельствуюе обстоятельства форс-мажора в соответ­ствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров РФ, а также торговые и портовые обычаи, приня­тые в РФ;

  9. выдает сертификаты происхождения товаров при их вывозе в государства — страны СНГ;

10)оценивает и разрабатывает законы и нормативные акты, затрагивающие интересы предпринимателей; 11)может проводить экспертизу товара и приемку товара; 12)выдает разрешения на открытие в РФ представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также

29

иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с кото­рыми заинтересованы члены ТПП;

13)осуществляет сотрудничество с международными Торгово-промышленными палатами, представляет интересы своих членов в Международной торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности, Меж­дународном бюро выставок, Международной организации труда, а также в других международных организациях в части, связанной с предпринимательской деятельностью; 14)формирует третейские суды, (Международный коммерче­ский арбитражный суд при ТПП, Морскую арбитражную ко­миссию), утверждает их регламенты;


15)выполняет иные функции в соответствии с законодатель­ством.

ЛЕКЦИЯ № 11. Объекты коммерческого права

Объектами торгового права являются те ценности, по поводу ко­торых возникают отношения, регулируемые коммерческим правом:

  1. товары;

  2. товарораспорядительные документы;

  3. средства индивидуализации товаров (товарный знак, наи­менование места происхождения товара). Объектами коммерческого права являются не все товары,

а лишь те, которые могут быть продвинуты от производителя к потребителю, т. е. такие товары, которые участвуют в торговом обороте. Мировой практикой ряд товаров не включается в число объектов коммерческого (торгового) права в связи со спецификой их транспортировки или же отсутствием возможности транспор­тировки такого товара:

  1. электроэнергия;

  2. тепло;

  3. вода;

  4. недвижимое имущество и др.

Порядок оборота вышеперечисленных товаров остался за пре­делами регулирования торговых кодексов ведущих мировых дер­жав. Эти товары исключены их предмета регулирования ведущих международных документов в области торгового права.

В РФ ряд товаров изъят из торгового оборота и не является объектами торгового (коммерческого) права:

  1. космическое оборудование;

  2. военная техника;

  3. яды;

  4. лекарственные средства и др.

Товарораспорядительные документы наряду с товарами яв­ляются объектами коммерческого права. Владельцы товарорас­порядительного документа имеют право на товар, указанный в данном документе. Продажа товарораспорядительных докумен-

31

тов влечет переход прав на эти товары. К товарораспорядительным документам относятся:

  1. складские свидетельства;

  2. коносамент;

  3. накладные на перевозку грузов.

Средства индивидуализации товаров:

  1. товарный знак;

  2. знак обслуживания;

  3. наименование места происхождения товара. Товарный знак — обозначение, благодаря которому товары

одних хозяйствующих субъектов отличаются от однородных това­ров других хозяйствующих субъектов.

Знак обслуживания — обозначение, благодаря которому услуги одних юридических либо физических лиц отличаются от одно­родных услуг других юридических или физических лиц.

Наименование места происхождения товара — указание в назва­нии товара того места его производства, которое позволяет отли­чить данный товар от других товаров.


Товарный знак и знак обслуживания регистрируются в Па­тентном ведомстве на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

ЛЕКЦИЯ № 12. Понятие товара. Виды товаров


1. Понятие товара

Товар — это продукт труда, удовлетворяющий потребность человека посредством купли-продажи. Данное определение товара рассмотрено с экономической точки зрения. В ГК РФ с понятием товара отождествляется понятие «вещь». ГОСТ РФ «Товары: термины и определение» определяет товар как любую вещь, неограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи. В соответствии с типовым законом ЮНСИТРАЛ товар — это предметы любого вида и описания, в том числе сырье, изделия, предметы оборудования в твердом, жидком, ином состоянии, а также электрическая энергия и услуги, сопутствую­щие поставкам товара, если их стоимость не превышает стоимо­сти самих товаров. Для коммерческого права товары — это дви­жимые вещи, находящиеся в торговом обороте, имеющие стоимостную оценку и выступающие предметом договора купли-продажи, где сторонами являются лица, осуществляющие пред­принимательскую деятельность. Существуют товары особого рода:

  1. потребительские;

  2. электроэнергия.

У потребительских товаров особые возможности обмена, ремонта, возврата.

Электроэнергия обладает рядом специфических свойств:

  1. ее невозможно зрительно обнаружить;

  2. ее невозможно накапливать и хранить;

  3. процесс ее производства связан с транспортировкой и потреб­лением;

  4. при передаче потребителю не может быть возвращена;

  5. не может быть предметом виндикационного иска.

33

2. Виды товаров

Все товары делятся на три группы:

  1. идентичные;

  2. взаимозаменяемые;

  3. однородные.

Идентичными признаются товары, которые имеют одинако­вые характеризующие их признаки: физические характеристики, качество товаров, репутацию на рынке, страну происхождения, производителей. Некоторые незначительные различия в характе­ристиках товара могут не учитываться.

Однородные товары, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции: качество, репутация на рынке, страна происхождения, наличие товарного знака.

Взаимозаменяемые товары сходны с однородными, могут быть сравнимы по их функциональному значению, применению, тех­ническим характеристикам и цене с другими товарами таким образом, что покупатель их заменяет или готов заменить в про­цессе потребления.


ЛЕКЦИЯ № 13. Товарооборот. Товары, изъятые из оборота

1. Товарооборот

Различают три вида оборотоспособности товаров:

  1. товары полностью оборотоспособные;

  2. товары с ограниченной оборотоспособностью;

  3. товары, изъятые из оборота.

Полностью оборотоспособные товары могут свободно отчуж­даться и переходить от одного лица к другому любым способом.

Товары, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо нахождение которых в торговом оборо­те допускается по специальному разрешению, определяются в порядке, установленном законом. Такие товары являются огра­ниченными в торговом обороте объектами. Оборотоспособность ограниченных в обороте товаров можно классифицировать на:

  1. ограниченные в торговом обороте товары по предмету — оружие, ядовитые вещества, драгоценные металлы;

  2. ограниченные в торговом обороте по субъекту — по прода­же лекарственных средств (право продажи имеют только лица, получившие в установленном порядке лицензию, и лица, имеющие фармацевтическое образование), спиртные и табач­ные изделия;

  3. ограниченные в торговом обороте по месту торговли.