Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 455

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Коммерческое право как отрасль права

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом

2. Соотношение коммерческого и торгового права

1. Периодическая классификация коммерческого права

2. Современный этап развития мирового торгового права

1. Коммерческие организации

2. Некоммерческие организации

1. Понятие товара

2. Виды товаров

1. Товарооборот

2. Товары, изъятые из оборота

1. Структура товарного рынка

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Правовое регулирование ценообразования

2. Виды цен

1. Деятельность оптовых ярмарок

2. Выставки

1. Правовое регулирование торгов

2. Субъекты торгов

1. Проведение торгов

2. Признание торгов недействительными

1. Биржевая торговля

2. Виды бирж

1. Фондовые биржи

2. Объекты торгов на фондовых биржах

1. Характеристика прав потребителей

2. Содержание прав потребителей

1. Понятие конкуренции

2. Недобросовестная конкуренция

1. Договор купли-продажи

2. Виды договоров купли-продажи

1. Дилерский договор

2. Дистрибьюторский договор

1. Платежное поручение

2. Платежное требование

1. Понятие конкуренции

Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исклю­чается или ограничивается возможность каждого из них в одно­стороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите кон­куренции»). Под хозяйствующим субъектом понимаются индиви­дуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Конкуренция стимулирует производство таких товаров, кото­рые больше всего нужны потребителю. Сейчас в России все меньше и меньше в крупных городах остается дешевых продо­вольственных товаров, сокращается количество маленьких мага­зинов, ларьков. Это происходит по понятным причинам: борьба с некачественной продукцией, борьба за эстетический облик российских городов.

Совершенная конкуренция имеет место лишь при полиполии, т. е. когда на рынке много продавцов и много покупателей. Тогда рынок открыт для каждого, рекламная кампания является не обя­зательной, так как на продажу предлагаются однородные товары, отсутствуют какие-либо предпочтения. Цена товара на таком рынке — заданная величина, продавец же решает лишь, какое количество товара нужно продать по данной цене.

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе и такими мерами, как:

  1. предупреждение и пресечение монополистической дея­тельности и недобросовестной конкуренции;

  2. предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполни-

106

тельной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществ­ляющими функции указанных органов органами или органи­зациями, а также государственными внебюджетными фонда­ми, Центробанком РФ.

Целью ФЗ «О защите конкуренции» является соблюдение положений Конституции РФ, таких как: обеспечение единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товар­ных рынков.

Защита конкуренции в РФ, связана с предупреждением и пре­сечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, распространяется на отношения, в которых участ­вуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы госу­дарственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправ­ления, государственные внебюджетные фонды, Центробанк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предпринимате­ли; а также на соглашения между российскими и (или) иностран­ными лицами и организациями, достигнутые за пределами терри­тории РФ, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:


  1. соглашения достигнуты в отношении находящихся на тер­ритории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов, прав в отношении российских ком­мерческих организаций;

  2. соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в РФ.


2. Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция — любые действия, направлен­ные на приобретение преимуществ в предпринимательской дея­тельности. Эти действия осуществляются хозяйствующими субъектами и противоречат положениям действующего законода­тельства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядоч­ности и разумности, справедливости, а также могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — кон­курентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

107

Признаки недобросовестной конкуренции:

  1. может осуществляться только активными действиями, т.е. бездействие исключает недобросовестную конкуренцию;

  2. целью данных действий является получение преимуществ;

  3. в результате этих действий могут быть причинены убытки или нанесен ущерб деловой репутации конкурентов;

  4. указанные действия будут считаться правонарушением, если они не только нарушают действующее законодательство, но и обычаи делового оборота, требования добропорядочно­сти, разумности и справедливости.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

  1. распространение ложных, неточных или искаженных све­дений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

  2. введение в заблуждение относительно характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

  3. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом произ­водимых или реализуемых им товаров с товарами, производи­мыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъек­тами;

  4. продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллек­туальной деятельности и приравненные к ним средств инди­видуализации юридического лица, средства индивидуализа­ции продукции, работ, услуг;

  5. незаконное получение, использование, разглашение ин­формации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции»). Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная

с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства инди­видуализации продукции, работ или услуг. Решение антимоно­польного органа о нарушении данного положения в отношении приобретения и использования исключительного права на товар­ный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственно­сти для признания недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку.


108

ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйст­вующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положе­нием, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монопо­листической деятельностью.

Доминирующее положение на рынке — положение хозяйствую­щего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйст­вующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решаю­щее воздействие на общие условия обращения товара на соответ­ствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъек­там (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Доминирующее поло­жение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если:

  1. доля его на рынке определенного товара превышает 50%, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

  2. доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяй­ствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);

  3. совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъек­тов, доля каждого из которых больше долей других хозяй­ствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите кон­куренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйст-вующих субъектов менее чем 8%);

109

4) в течение длительного периода времени относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или под­ вержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов за­ труднен;

5) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъ­ ектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответст­ вующее такому росту снижение спроса на этот товар, информа­ ция о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопре­ деленному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Не может быть признано доминирующим положение хозяйст­ вующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.


Опасность доминирующего положения на рынке для торгов­ли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимоно­польный орган при нарушении антимонопольного законода­тельства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего домини­рующее положение хозяйствующего субъекта, результатом кото­рых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»):

  1. установление, поддержание монопольно высокой или мо­нопольно низкой цены товара;

  2. изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

  3. навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

  4. не обоснованные экономически или технологически сок­ращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами,

110

нормативными правовыми актами Президента РФ, Прави­тельства РФ, уполномоченных федеральных органов испол­нительной власти или судебными актами;

  1. экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных феде­ральных органов исполнительной власти или судебными актами;

  2. экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

  3. установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

  4. создание дискриминационных условий;

  5. создание препятствий доступу на товарный рынок или вы­ходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; 10)нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.