Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 447
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческое право как отрасль права
2. Предмет, метод и принципы коммерческого права
1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом
2. Соотношение коммерческого и торгового права
1. Периодическая классификация коммерческого права
2. Современный этап развития мирового торгового права
2. Правовое обеспечение развития товарного рынка
1. Правовое регулирование ценообразования
1. Деятельность оптовых ярмарок
1. Правовое регулирование торгов
2. Признание торгов недействительными
2. Объекты торгов на фондовых биржах
1. Характеристика прав потребителей
2. Содержание прав потребителей
2. Недобросовестная конкуренция
1. Структура товарного рынка
Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка являются:
изготовители товара;
оптовые торговые и иные посреднические организации;
организации розничной торговли;
потребители.
Изготовитель товара — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Торговля представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (продавец) обязуется передать другой стороне (покупателю) вещь (товар), а покупатель обязуется уплатить за нее определенную сумму (цену).
Оптовая торговля представляет собой торговлю товарами для последующей их перепродажи или профессионального использования. Стороны оптовой торговли называются контрагентами.
Виды оптовой торговли:
по месту исполнения — в местах оптовых продаж, в торговом заведении;
по времени передачи товара — по предварительным заказам, с немедленной передачей товара;
по сроку оплаты товара — с предварительной оплатой, с оплатой в кредит, в рассрочку;
по обязанности доставки товара — с доставкой, без доставки. Розничная торговля — это торговля товарами и оказание услуг
покупателям, осуществляемые для личного, семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
49
Сторонами розничной торговли являются продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой гражданин. Предметом розничной торговли являются вещи, не изъятые из гражданского оборота.
Виды розничной торговли:
продажа товара с условием принятия товара покупателем в определенный срок; Продавец не имеет права реализовать товар другому лицу в срок, определенный договором;
продажа товара по образцам. Договор заключается на основании ознакомления с товаром покупателя или по каталогу или по описанию;
продажа товаров с использованием автоматов. Владелец автомата обязан довести до покупателя информацию о продавце, продукции и действиях, которые необходимо совершить для получения товара путем помещения на автомате информации или иным способом;
продажа товара с условием доставки. При заключении договора продавец обязуется доставить товар в указанное место и передать указанному лицу. Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или
приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
2. Правовое обеспечение развития товарного рынка
В настоящее время продолжается разработка нормативных документов, изменений в законы и иные нормативно правовые акты. Так, в 2006 г. приняты новые законодательные акты, которые тем или иным образом касаются развития товарного рынка в России:
ФЗ «О рекламе»;
ФЗ «О защите конкуренции»;
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ);
Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ);
ГК РФ. Часть четвертая (вступает в силу с 1 января 2008 г.). Продолжается процесс совершенствования технического
регулирования в РФ. Пик принятия основных законов по развитию товарного рынка пришелся на 2002—2004 гг.
50
ЛЕКЦИЯ № 19. Правовое регулирование ценообразования. Виды цен
1. Правовое регулирование ценообразования
Цена — одна из ключевых характеристик товара. Цена — количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Прежде всего, цена — это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар. Но в данном случае это цена покупателя или цена спроса. Спрос — это товары, которые покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них. Для продавца цена — количество денежных единиц, за которое он согласен продать тот же товар. И это цена продавца, т. е. цена предложения. Предложение — это товары, которые продавец считает для себя выгодным предложить на рынке при определенном уровне цен на них. Таким образом, цена товара — это результат согласования цены продавца и цены покупателя. Цена — историческая категория, возникшая в процессе обмена товарами.
Существует так называемый затратный способ установления цены на товар. Он формирует цену товара с позиций производителя и продавца. Этот способ строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец, реализуя товар по определенной цене, должны не только возмещать издержки, но и получать дополнительный доход в виде прибыли. Соответственно, формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет вид:
Ц = С + Пр
где Ц — цена товара;
С — себестоимость товара (издержки производства);
Пр — прибыль, получаемая производителем (продавцом).
Для определения цены товара можно использовать уравнение Ирвинга Фишера:
М ґ О = Т ґ Ц
51
Следовательно:
Ц = М ґ О / Т
Ц — цена единицы товара;
М — масса денег в обращении;
О — скорость обращения, т. е. количество оборотов, которое
совершает за год денежная единица;
Т — количество проданного и купленного товара.
Свободное ценообразование является одной из характеристик рынка, но государство оставляет за собой механизмы регулирования цен на товары:
установление налогов, акцизов, пошлин;
установление цены на товары естественных монополий (транспортировка нефти и газа, электросвязь, услуги порта, почты, теплосетей и т. д.);
установление предельной надбавки на лекарства определенного перечня;
государственные товарные интервенции. Государство из своих резервов либо продает, либо производит закупки по определенной цене на определенные товары;
налоговый контроль за определенными сделками. Проверяют цену товара при заключении бартерных сделок, при сделках между взаимозависимыми лицами, при отклонении цены товара более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, которые применяются налогоплательщиками по однородным товарам в рубежах непродолжительного периода времени, при заключении внешнеторговых сделок.
2. Виды цен
Цены можно классифицировать:
1)по предназначению товара:
а)оптовые;
б)розничные;
2)по способу образования:
а)договорная;
б) свободная. Оптовая цена — цена продажи изготовителем оптовым поку пателям. Она складывается из себестоимости и прибыли, а также возможных скидок и наценок в пользу сбытовой организации.
52
Розничная цена — цена, по которой товар продается населению в розницу. Она складывается из оптовой цены товара и наценки розничных продавцов. Договорная цена устанавливается соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора возможно в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Если в возмездном договоре цена не установлена и не может быть определена исходя из условий договора, то исполнение договора должно обеспечиваться ценой, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Свободная цена устанавливается продавцом с учетом конъюнктуры спроса и предложения на рынке идентичных товаров.
ЛЕКЦИЯ № 20. Деятельность оптовых ярмарок. Выставки
1. Деятельность оптовых ярмарок
Оптовая ярмарка — самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех производителей-продавцов и покупателей. Ярмарка организуется в установленном месте и на определенный срок с целью заключения договоров купли-продажи по выставляемым образцам и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
В настоящее время правовой статус ярмарок и процедура их проведения не урегулированы отдельным законом. Традиционно ярмарки организуются следующим образом:
центральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ создают ярмарочный комитет;
в ярмарочный комитет входят представители органов управления промышленности и торговли;
комитет формирует руководящие и иные органы ярмарки — дирекцию, арбитраж, отделы;
4) дирекция решает вопросы непосредственной организации и управления деятельностью ярмарки, определяет сроки про ведения ярмарки, устанавливает для участников сумму взно сов, решает вопросы размещения участников, разрабатывает график мероприятий, анонсирует проведение ярмарки в СМИ. После всего этого в течение определенного срока в определен ном месте проводится работа ярмарки, в ходе которой устанавли ваются прямые связи между продавцами и покупателями, а также посредническими организациями, в сжатые сроки устанавли ваются многочисленные договорно-хозяйственные связи, реша ются вопросы сбыта и снабжения, осуществляется купля-прода жа товара, демонстрируются образцы большого количества товаров самых разных отраслей экономики.
54
Задачами оптовых ярмарок являются:
усиление влияния торговли на формирование планов производства товаров;
воздействие на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров;
внедрение в производство новых изделий;
снабжение розничной торговли товарами в соответствии с заказами торговых организаций и с учетом покупательского спроса.
Признаки оптовых ярмарок:
эпизодический характер;
предварительно установленные сроки проведения ярмарок;
определенное место проведения ярмарки;
ведение торговли в форме гласного публичного торга;
торговля товарами осуществляется по образцам, стандартам, сертификатам, каталогам и описаниям.