Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 447

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Коммерческое право как отрасль права

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом

2. Соотношение коммерческого и торгового права

1. Периодическая классификация коммерческого права

2. Современный этап развития мирового торгового права

1. Коммерческие организации

2. Некоммерческие организации

1. Понятие товара

2. Виды товаров

1. Товарооборот

2. Товары, изъятые из оборота

1. Структура товарного рынка

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Правовое регулирование ценообразования

2. Виды цен

1. Деятельность оптовых ярмарок

2. Выставки

1. Правовое регулирование торгов

2. Субъекты торгов

1. Проведение торгов

2. Признание торгов недействительными

1. Биржевая торговля

2. Виды бирж

1. Фондовые биржи

2. Объекты торгов на фондовых биржах

1. Характеристика прав потребителей

2. Содержание прав потребителей

1. Понятие конкуренции

2. Недобросовестная конкуренция

1. Договор купли-продажи

2. Виды договоров купли-продажи

1. Дилерский договор

2. Дистрибьюторский договор

1. Платежное поручение

2. Платежное требование

1. Структура товарного рынка

Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производи­телей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка яв­ляются:

  1. изготовители товара;

  2. оптовые торговые и иные посреднические организации;

  3. организации розничной торговли;

  4. потребители.

Изготовитель товара — организация независимо от ее органи­зационно-правовой формы, а также индивидуальный предпри­ниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Торговля представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (продавец) обязуется передать другой стороне (покупателю) вещь (товар), а покупатель обязуется уплатить за нее определенную сумму (цену).

Оптовая торговля представляет собой торговлю товарами для последующей их перепродажи или профессионального использо­вания. Стороны оптовой торговли называются контрагентами.

Виды оптовой торговли:

  1. по месту исполнения — в местах оптовых продаж, в торго­вом заведении;

  2. по времени передачи товара — по предварительным зака­зам, с немедленной передачей товара;

  3. по сроку оплаты товара — с предварительной оплатой, с оплатой в кредит, в рассрочку;

  4. по обязанности доставки товара — с доставкой, без доставки. Розничная торговля — это торговля товарами и оказание услуг

покупателям, осуществляемые для личного, семейного использо­вания, не связанного с предпринимательской деятельностью.

49

Сторонами розничной торговли являются продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой гражданин. Предметом розничной торговли являются вещи, не изъятые из гражданского оборота.

Виды розничной торговли:

  1. продажа товара с условием принятия товара покупателем в определенный срок; Продавец не имеет права реализовать товар другому лицу в срок, определенный договором;

  2. продажа товара по образцам. Договор заключается на основании ознакомления с товаром покупателя или по ката­логу или по описанию;

  3. продажа товаров с использованием автоматов. Владелец автомата обязан довести до покупателя информацию о про­давце, продукции и действиях, которые необходимо совер­шить для получения товара путем помещения на автомате информации или иным способом;

  4. продажа товара с условием доставки. При заключении договора продавец обязуется доставить товар в указанное место и передать указанному лицу. Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или


приобрести либо заказывающий, приобретающий или исполь­зующий товары исключительно для личных, семейных, домаш­них и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринима­тельской деятельности.

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка

В настоящее время продолжается разработка нормативных документов, изменений в законы и иные нормативно правовые акты. Так, в 2006 г. приняты новые законодательные акты, кото­рые тем или иным образом касаются развития товарного рынка в России:

  1. ФЗ «О рекламе»;

  2. ФЗ «О защите конкуренции»;

  3. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ);

  4. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ);

  5. ГК РФ. Часть четвертая (вступает в силу с 1 января 2008 г.). Продолжается процесс совершенствования технического

регулирования в РФ. Пик принятия основных законов по разви­тию товарного рынка пришелся на 2002—2004 гг.

50

ЛЕКЦИЯ № 19. Правовое регулирование ценообразования. Виды цен


1. Правовое регулирование ценообразования

Цена — одна из ключевых характеристик товара. Цена — количество денег, которое покупатель платит, а продавец полу­чает за единицу товара. Прежде всего, цена — это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар. Но в дан­ном случае это цена покупателя или цена спроса. Спрос — это товары, которые покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них. Для продавца цена — количество денежных единиц, за которое он согласен продать тот же товар. И это цена продавца, т. е. цена предложения. Предложение — это товары, которые продавец считает для себя выгодным предложить на рынке при определенном уровне цен на них. Таким образом, цена товара — это результат согласования цены продавца и цены покупателя. Цена — историческая категория, возникшая в про­цессе обмена товарами.

Существует так называемый затратный способ установления цены на товар. Он формирует цену товара с позиций производи­теля и продавца. Этот способ строится с учетом того обстоятель­ства, что производитель и продавец, реализуя товар по опреде­ленной цене, должны не только возмещать издержки, но и получать дополнительный доход в виде прибыли. Соответствен­но, формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет вид:

Ц = С + Пр

где Ц — цена товара;

С — себестоимость товара (издержки производства);

Пр — прибыль, получаемая производителем (продавцом).

Для определения цены товара можно использовать уравнение Ирвинга Фишера:

М ґ О = Т ґ Ц

51

Следовательно:

Ц = М ґ О / Т

Ц — цена единицы товара;

М — масса денег в обращении;

О — скорость обращения, т. е. количество оборотов, которое

совершает за год денежная единица;

Т — количество проданного и купленного товара.

Свободное ценообразование является одной из характеристик рынка, но государство оставляет за собой механизмы регулирования цен на товары:

  1. установление налогов, акцизов, пошлин;

  2. установление цены на товары естественных монополий (транспортировка нефти и газа, электросвязь, услуги порта, почты, теплосетей и т. д.);

  3. установление предельной надбавки на лекарства опреде­ленного перечня;

  4. государственные товарные интервенции. Государство из своих резервов либо продает, либо производит закупки по определенной цене на определенные товары;

  5. налоговый контроль за определенными сделками. Прове­ряют цену товара при заключении бартерных сделок, при сделках между взаимозависимыми лицами, при отклонении цены товара более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, которые применяются налогопла­тельщиками по однородным товарам в рубежах непродолжи­тельного периода времени, при заключении внешнеторговых сделок.


2. Виды цен

Цены можно классифицировать:

1)по предназначению товара:

а)оптовые;

б)розничные;

2)по способу образования:

а)договорная;

б) свободная. Оптовая цена — цена продажи изготовителем оптовым поку­ пателям. Она складывается из себестоимости и прибыли, а также возможных скидок и наценок в пользу сбытовой организации.

52

Розничная цена — цена, по которой товар продается населению в розницу. Она складывается из оптовой цены товара и наценки розничных продавцов. Договорная цена устанавливается соглаше­нием сторон. Изменение цены после заключения договора воз­можно в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Если в возмезд­ном договоре цена не установлена и не может быть определена исходя из условий договора, то исполнение договора должно обеспечиваться ценой, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Свободная цена устанав­ливается продавцом с учетом конъюнктуры спроса и предложе­ния на рынке идентичных товаров.

ЛЕКЦИЯ № 20. Деятельность оптовых ярмарок. Выставки


1. Деятельность оптовых ярмарок

Оптовая ярмарка — самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех производителей-продавцов и покупателей. Ярмарка организуется в установленном месте и на определенный срок с целью заключения договоров купли-продажи по выстав­ляемым образцам и формирования региональных, межрегио­нальных и межгосударственных хозяйственных связей.

В настоящее время правовой статус ярмарок и процедура их проведения не урегулированы отдельным законом. Традиционно ярмарки организуются следующим образом:

  1. центральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ создают ярмарочный комитет;

  2. в ярмарочный комитет входят представители органов управ­ления промышленности и торговли;

  3. комитет формирует руководящие и иные органы ярмарки — дирекцию, арбитраж, отделы;

4) дирекция решает вопросы непосредственной организации и управления деятельностью ярмарки, определяет сроки про­ ведения ярмарки, устанавливает для участников сумму взно­ сов, решает вопросы размещения участников, разрабатывает график мероприятий, анонсирует проведение ярмарки в СМИ. После всего этого в течение определенного срока в определен­ ном месте проводится работа ярмарки, в ходе которой устанавли­ ваются прямые связи между продавцами и покупателями, а также посредническими организациями, в сжатые сроки устанавли­ ваются многочисленные договорно-хозяйственные связи, реша­ ются вопросы сбыта и снабжения, осуществляется купля-прода­ жа товара, демонстрируются образцы большого количества товаров самых разных отраслей экономики.

54

Задачами оптовых ярмарок являются:

  1. усиление влияния торговли на формирование планов произ­водства товаров;

  2. воздействие на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров;

  3. внедрение в производство новых изделий;

  4. снабжение розничной торговли товарами в соответствии с заказами торговых организаций и с учетом покупательского спроса.

Признаки оптовых ярмарок:

  1. эпизодический характер;

  2. предварительно установленные сроки проведения ярмарок;

  3. определенное место проведения ярмарки;

  4. ведение торговли в форме гласного публичного торга;

  5. торговля товарами осуществляется по образцам, стандар­там, сертификатам, каталогам и описаниям.