Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 461

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Коммерческое право как отрасль права

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом

2. Соотношение коммерческого и торгового права

1. Периодическая классификация коммерческого права

2. Современный этап развития мирового торгового права

1. Коммерческие организации

2. Некоммерческие организации

1. Понятие товара

2. Виды товаров

1. Товарооборот

2. Товары, изъятые из оборота

1. Структура товарного рынка

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Правовое регулирование ценообразования

2. Виды цен

1. Деятельность оптовых ярмарок

2. Выставки

1. Правовое регулирование торгов

2. Субъекты торгов

1. Проведение торгов

2. Признание торгов недействительными

1. Биржевая торговля

2. Виды бирж

1. Фондовые биржи

2. Объекты торгов на фондовых биржах

1. Характеристика прав потребителей

2. Содержание прав потребителей

1. Понятие конкуренции

2. Недобросовестная конкуренция

1. Договор купли-продажи

2. Виды договоров купли-продажи

1. Дилерский договор

2. Дистрибьюторский договор

1. Платежное поручение

2. Платежное требование

При гражданско-монистической системе построения граж­данского и торгового (коммерческого) права в стране действует только Гражданский кодекс и отсутствует отдельный Торговый кодекс. Гражданский кодекс отчасти регулирует и торговые отно­шения. Примером подобной системы построения гражданского и торгового (коммерческого) права является Российская Федера­ция. Такое положение объясняется тем, что в нашей стране тор­говые (коммерческие) отношения находятся только в стадии своего развития, и, как уже было сказано, коммерческое право является для России новой отраслью права, существующей всего несколько лет. Кроме России, гражданско-монистическая систе­ма построения гражданского и коммерческого права существует во многих странах бывшего соцлагеря в Восточной Европе (в Украине, Республике Беларусь и др.), так как социалистиче­ская экономика не предполагала широкое развитие коммерче­ских (торговых) связей.

ЛЕКЦИЯ № 4. Периодическая классификация коммерческого права. Современный этап развития мирового торгового права


1. Периодическая классификация коммерческого права

Торговое право развивалось в Европе в XI—XIX вв. н. э.

Можно выделить три основных этапа его развития:

  1. итальянский период;

  2. французский период;

  3. немецкий период. Такое наименование этапов не случайно, оно обусловлено

тем, что в определенные периоды времени каждая из трех назван­ных стран (Италия, Франция, Германия) друг за другом превра­щались по мере своего развития в центры мировой торговли и, следовательно, развивали новое в законодательстве в области торгового оборота.

Итальянский период развития торгового права (XIXV вв.) — время зарождения капиталистических отношений, время зарож­дения торгового права. В это время итальянские государства становятся центром мировой торговли. Появляются торговые города-государства (Генуя, Флоренция и др.). Основу экономи­ки таких городов-государств составляла именно торговля. Одним из элементов возникающего торгового права становится морское средневековое право, основанное на морских обычаях. Морское право формируется в итальянских государствах потому, что в силу географических условий итальянские государства осуществляли торговлю преимущественно морским путем. В 1494 г. выходит книга Луки Пачолли «Трактат о счетах и записях». В этом трактате Лука Пачолли обобщил опыт ведения бухгалтерского учета в Вене­ции и описал метод двойной бухгалтерской записи, а также дал основные понятия современной бухгалтерии: баланс, дебет, кре­дит. Во время рождения торгового права в XI—XV вв. принимают­ся законы, которые специальным образом регулируют трудовые отношения.

10

Во Французский период (XVIXVII вв.) возрастает роль Фран­ции как торговой державы. В этот период во Франции формирует­ся сильное торговое сословие, которое пользуется поддержкой со стороны государства. В XVII в. во Франции предпринята попытка кодификации: издается кодифицированный общегосударствен­ный правовой акт, регулирующий торговые отношения — Торго­вый ордонанс 1673 г. Этот Ордонанс послужил началу становле­ния торгового права. В 1807 г. издан Торговый кодекс Наполеона, который действует во Франции и по сей день, а в XIX в. приме­нялся путем заимствования или оказания сильного влияния на развитие торгового права во многих других государствах того вре­мени (в Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии).


В Немецкий период (XVIII — начало XX вв.) большое влияние на развитие торгового права в Европе и мире оказали немецкие государства. В 1861 г. тогда еще разрозненные немецкие государ­ства принимают общий Торговый кодекс. После объединения немецких государств в 1871 г. в единую Германию и принятия в 1896 г. общегерманского Гражданского кодекса Торговый кодекс 1861 г. был переиздан в 1897 г., чем значительно способ­ствовал дальнейшему экономическому объединению Германии, а также способствовал принятию Торгового кодекса в других государствах (в 1899 г. на основе германского Торгового кодекса был принят Торговый кодекс в Японии).

2. Современный этап развития мирового торгового права

60-е годы XX в. называют торговой революцией, так как имен­но в этот период произошло резкое увеличение объема продаж и сбыта товаров. Кардинально изменились методы организации производства и торговли, между производством и торговлей уста­новилась тесная взаимосвязь. В США и Западной Европе разви­вается маркетинг — изучение спроса на товар. Начинают серьезно изучать и анализировать работу по сбыту и снабжению, разви­вается предварительное исследование потребности в производи­мом товаре и возможностей его продажи. В результате изучения спроса и предложения стало выгодно производить именно столь­ко товаров, сколько их можно реализовать, благодаря чему предот­вращается появление дефицита на определенный товар и не про­исходит его перепроизводство. На рынках появляются крупные

11

оптовые продавцы. Они создают условия для влияния интересов потребителей на развитие производства, на улучшение качества товаров, для расширения ассортимента товаров. В торговом обо­роте появляются высокопрофессиональные посредники, которые специализируются в различных отраслях экономики. В результате возникновения класса посредников многие предприятия — про­изводители продукции (особенно крупные) освободились от обя­занностей сбыта своего товара и сосредоточили свои усилия на внедрении новых технологий для более рационального производ­ства. Во всех развитых странах созданы мощные торговые сети, которые в состоянии довести товар до самых разных групп потре­бителей.

Произошедшая торговая революция потребовала соответ­ствующего правового обеспечения. Торговое право стало быстро развиваться. Прежде существовавшие торговые кодексы стали обновляться, а где их не было — приниматься. Во второй поло­вине XX в. в США принят единообразный Торговый кодекс. В Великобритании в 70-е гг. ХХ в. был принят целый ряд законов торгового права: Закон о справедливой торговле, Закон о недоб­росовестных договорных условиях, Закон о купле и продаже и др. Во второй половине ХХ в. принимается большое количество меж­дународных соглашений по вопросам торговли (например, Вен­ская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров). Активизируется деятельность международной торговой палаты. Создаются различные международные органи­зации: Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 1994 г. страны Европейского союза приняли Общеевропейский кодекс частного права, первая часть которого называется «Принципы европейского договорного права». Она является своеобразным Торговым кодексом Европейского союза.


ЛЕКЦИЯ № 5. Развитие коммерческого права в России

Становление и развитие коммерческого права в России проходи­ло по основным этапам, связанным с историческим развитием Рос­сийского государства:

  1. дореволюционный этап;

  2. советский этап;

  3. постсоветский (современный) этап.

До 1917 г. в России торговые отношения регулировались раз­личными законодательными актами гражданского права, и ни­когда не было самостоятельного торгового кодекса. В дореволю­ционном этапе развития коммерческого права выделяются два основных периода.

1.Зарождение российского торгового права пришлось на се­ редину XVII в. В это время были приняты:

  1. Соборное Уложение 1649 г.;

  2. Торговый Устав 1653 г.;

  3. Новоторговый Устав 1667 г. Особая глава Уложения 1649 г. была посвящена городам.

Частновладельческие «белые» слободы в городах передавались из рук феодалов «на государево имя». Посадские люди получили право монопольной торговли в городах, постоянная (в лавках) крестьянская торговля в городах была запрещена. Торговый устав 1653 г. установил единую пошлину с продаж. В 1667 г. Новоторго­вый устав упорядочил вопросы внешней торговли. По этому Уставу иностранным купцам запретили розничную торговлю на русских рынках, чего для обеспечения экономической независи­мости страны было мало. Нужно было активно вести внешнюю торговлю, а для этого требовалось овладеть выходом на морское побережье.

2. Зарождение российского капиталистического торгового права пришлось на конец XIX — начало ХХ вв. В 1887 г. был при­ нят Торговый устав, а в 1903 г., когда появилась необходимость упорядочить торговую деятельность различных обществ, он был переработан. В 1903 г. был принят Устав торгового судопроиз­ водства, который определил порядок создания и деятельности

13

коммерческих судов, которые решали все споры, связанные с торговым оборотом.

Особенностью советского этапа с 1917 по 1991 гг. стало то, что советское государство отказалось от коммерческого права в его общемировом понимании. В 1917 г. утратили силу все прежние Уставы, регламентирующие порядок торгового оборота. В совет­ский период, когда экономика являлась полностью государ­ственной, появилась идея создания такого коммерческого права, которое бы сочетало в себе административно-правовые и имущест­венно-стоимостные элементы. Сам рынок в Советском Союзе был заменен плановой системой хозяйствования, следовательно, ком­мерческое (торговое) право стало неактуально и не развивалось.


В современной России с 1991 г. торговое (коммерческое) право стало заново развиваться. Становление коммерческого права в России происходит по мере становления и развития товарного рынка. Инфраструктура товарного рынка пока еще развита недо­статочно, а это, в свою очередь, мешает развитию коммерческого права. В то же время пробелы и недостатки в правовом регулиро­вании тормозят развитие коммерческих отношений. В результате всего этого развитие коммерческого права в России идет очень медленным темпом.

Указом Президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 г. «Об обще­правовом классификаторе отраслей законодательства» был утверж­ден Общеправовой классификатор отраслей законодательства, где выделено законодательство о торговле.

Принятый в 1994-2001 гг. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) совершенствует регулирование имуществен­ных отношений, тем не менее много видов правовых отношений в сфере торгового оборота осталось вне пределов регулирования ГК РФ. Это, например, организация бирж, деятельность посред­ников, приемка продукции, возврат тары и др. В Российской Федерации издан Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», который предусматривает воз­можности защиты прав гражданина от злоупотреблений со сторо­ны производителя.

В настоящее время становление коммерческого права в Рос­сии продолжается. Во второй половине 2006 г. вступили в силу федеральные законы: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

14

ЛЕКЦИЯ № 6. Источники коммерческого права РФ

Источник права — нормативный акт, содержащий правовые нормы, которые регулируют общественные отношения. В Рос­сийской Федерации принято большое количество нормативных актов, регулирующих отношения участников торгового оборота. Коммерческое законодательство представляет собой норматив­ные акты, которые содержат нормы различных отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность.

По юридической силе источники коммерческого права подразде­ляются следующим образом:

  1. Конституция РФ;

  2. Федеральные законы;

  3. подзаконные нормативно-правовые акты;

  4. законы и иные акты субъектов РФ;

  5. нормативные правовые акты СССР, которые продолжают действовать в той части, в которой они не противоречат совре­менному законодательству;

  6. международные договоры, действующие в РФ.