ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 391
Скачиваний: 1
2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения. Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности и разработки его те оретических основ большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических умений и навыков, а также способов творческой деятельности. Обучение ока зывает более широкое развивающее и формирующее вли яние на личность.
132
Дело в том, что знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные обобщения и понятия в совокупности с фактическим материалом), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззрен-ческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи).
Естественно, что при правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами изучаемого материала, то есть усваивают теорию (понятия, правила, законы, выводы), вырабатывают умения и навыки применения их на практике, а также способы творческой деятельности и вместе с тем глубоко осмысливают мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи. В результате одновременно и в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями, развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает этот процесс весьма важным средством воспитания.
Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновенрте в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Таким понятием явилось образование. Упомянутое впервые в XVIII веке в педагогических статьях известного русского просветителя-демократа Н.И.Новикова, понятие образование продолжительное время не имело специального терминологического содержания и вплоть до середины XIX века употреблялось как синоним воспитания. Потом оно стало приобретать специфическое терминологическое значение и связываться с обучением, обозначая его формирующее влияние на личность. Таким образом, понятие образование обозначает и обучение, и органически связанное с ним и вытекающее из него воспитание личности. Именно так понимал его Н.Г.Чернышевский:
Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова.
Все это позволяет сделать вывод: под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень разви-
133
тия ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.
В данном случае это понятие обозначает те результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Именно этот смысл вкладывают в него, когда говорят: он имеет неполное среднее, среднее или высшее образование.
Но это понятие может иметь и иной смысл и обозначать образовательный процесс, процесс получения образования. Например, когда говорят об образовании в школе или вузе, о его осуществлении, то как раз и имеют в виду то, как происходит этот процесс, как его совершенствовать. В этом случае понятия "образование" и "обучение" совпадают и выступают как синонимы. Главное, однако, заключается в том, что в любом случае образование как понятие включает в себя, с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, то есть обучение, а с другой — воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.
Подобная трактовка дидактики имеет не формальное значение. Из нее вытекает, что при разработке теоретических основ обучения она не может ограничиваться только раскрытием процессуальной стороны вооружения обучающихся знаниями, практическими умениями и навыками; она должна глубоко исследовать те дидактические условия, которые способствуют реализации развивающе-формирующего потенциала обучения, то есть образованию учащихся.
3. Основные проблемы, которые разрабатывает дидактика. Как теория обучения и образования дидактика исследует следующие проблемы:
во-первых, определяет педагогические основы содержания образования;
во-вторых, исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся;
134
в-третьих, изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
в-четвертых, разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;
в-пятых, определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.
4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие. Долгое время дидактика была единственной педагогической дисциплиной, исследовавшей теорию и методику обучения. Но впоследствии выявилось, что она не в состоянии раскрывать специфику учебной работы по каждому предмету, так как эта специфика является весьма существенной. Так, обучение математике, физике и химии имеет много различий по сравнению с учебной работой по таким предметам, как история и литература. Еще более специфичным является обучение пению или проведение учебных занятий по физической культуре и труду. Это привело к тому, что из дидактики стали выделяться и формироваться особые педагогические дисциплины, которые стали называться частными методиками, или частными дидактиками. В результате этого разграничились и области их исследования. За дидактикой осталась разработка общетеоретических основ процесса обучения. Частные же методики, используя теоретические идеи дидактики, исследуют организацию обучения по отдельным учебным предметам. Естественно, что дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обогащают друг друга.
В связи с острой необходимостью совершенствования работы школы и других учебно-воспитательных учреждений роль дидактики как общей теории обучения и образования существенно возрастает. Она призвана более эффективно помогать учителям и руководителям школ в улучшении процесса обучения, в повышении качества успеваемости и воспитания учащихся. В ее задачу входят также развитие инновационных форм и методов учебной работы, обогащение и распространение передового опыта обучения, стимулирование научно-педагогической пытливости и творчества работников школы.
135
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Раскройте роль и специфику обучения во всестороннем развитии личности.
Что следует понимать под образованием? В каких двух значе ниях употребляется это понятие?
Как обосновывается положение о том, что понятие образование выражает единство и взаимосвязь обучения и воспитания. Какое зна чение имеет это положение для теории и школьной практики?
Дайте определение дидактики как особой педагогической дис циплины и назовите проблемы, которые она исследует.
Раскройте специфику и взаимосвязь дидактики и частных мето дик.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии: Пособие для учителей. М., 1969.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. М., 1982.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. М., 1982.
Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В.Долженко. М., 1986.
Марев М. Методологические основы дидактики / Пер. с болг. М., 1987.
Метельский Н.В. Дидактика математики: Лекции по общим вопросам. Мн., 1975.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.
Глава 8
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Понятие "содержание образования" и необхо димость разработки его научных основ.
Важнейшие объективные и субъективные фак торы, влияющие на разработку содержания обра зования.
3. Теории формального и материального образо вания и их односторонность. Несостоятельность прагматистской теории содержания образования.
136
Разработка в педагогике научных основ опре деления содержания образования и его совершен ствования.
Документы, определяющие содержание школь ного образования: учебные планы, учебные про граммы, учебники, учебные пособия.
1. Понятие "содержание образования" и необходимость разработки его научных основ. Для успешного осуществления обучения как важного средства развития и формирования личности необходимо хорошо уяснить: чему надо учить школьников, чем они должны овладевать в процессе учебной работы. Но поскольку, как отмечено выше, обучение направлено на образование личности и органически связано с ним, то речь в данном случае должна идти о содержании образования.
Что же обозначает это понятие? Что следует понимать под содержанием образования? Прежде всего следует иметь в виду ту систему научных знаний и связанных с ними практических умений, которыми необходимо овладеть обучающимся и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей. Но фактический материал каждого учебного предмета органически включает в себя мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи и выводы, которые оказывают большое формирующее влияние на личность. Естественно, что эти идеи и выводы также являются составной частью содержания образования.
В общем плане под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
Определение содержания образования — задача не простая, как может показаться на первый взгляд. История педагогики показывает, что при ее решении допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения. То содержание образования отставало от современного состояния науки, то оно оказывалось перегруженным, то искажало характер обучения как фактора развития и формирования личности. Вот почему в педагогике такое большое место занимали и занимают вопросы разработки тех исходных тео-