Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 450

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Факультативные занятия.

1. Значение факультативных занятий. Как отме­чалось в главе о содержании образования, в учебные планы общеобразовательных школ включены факульта­тивные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60 — начале 70-х годов,

284

когда проводилась одна из очередных перестроек содер­жания школьного образования. Свое название они полу­чили от латинского слова facultatis, что означает возмож­ный, необязательный, предоставляемый на выбор. Сле­довательно, факультативные занятия проводятся на доб­ровольных началах и по выбору самих учащихся парал­лельно с изучением обязательных предметов.

С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных учебных предметов, которые интересуют учащихся; б) развивать учебно-по­знавательные интересы, творческие способности и дарова­ния учащихся. В этом и состоит их важное педагогичес­кое значение.

2. Содержание и организация факультативных занятий. Как уже отмечено, факультативные занятия проводятся параллельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся -и развития их творческих способнос­ тей и дарований. Это оказывает влияние на их содержа­ ние. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по пред­ мету, а также содержать новые темы и проблемы, выходя­ щие за пределы программы. Для этого в помощь учи­ телю составляются специальные программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.

Что же касается организации факультативных заня­тий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д. К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для пре­одоления их отставания в овладении программным мате­риалом, что, естественно, искажает их смысл и дидакти­ческое назначение.

3. Формы внеклассной учебной работы.

1. Понятие о формах внеклассной работы. Класс­ные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определен­ному расписанию и носят обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными занятиями вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и


285

призваны удовлетворять их разнообразные познаватель­ные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеуроч­ными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по желанию могут участвовать учащи­еся различных классов, что они проводятся вне расписа­ния обязательных учебных занятий. В этом смысле к фор­мам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

2. Предметные кружки и научные общества. Если в школе хорошо поставлена учебная работа по каждому предмету, то многие учащиеся изъявляют желание расши­ рить и обогатить свои знания, приобщиться к техничес­ кому творчеству, к проведению опытной работы по биоло­ гии и т.д. Это обусловливает необходимость организации работы предметных кружков и научных обществ школь­ ников. Кружки создаются на добровольных началах от­ дельно из учащихся параллельных классов или же, если параллельных классов нет, из учащихся 5—6-х, 7—8-х и т.д. классов. Руководство работой кружков осуществля­ ют учителя-предметники.

Содержание занятий кружков включает в себя:

более углубленное изучение отдельных вопросов учеб­ной программы, которые вызывают интерес учащихся; оз­накомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; про­ведение вечеров, посвященных отдельным ученым или на­учным открытиям; организацию технического моделиро­вания и опытнической работы по биологии, встреч с ис­следователями и т.д.

В последнее время получило распространение созда­ние научных обществ школьников, которые объединя­ют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организу­ют конкурсы и олимпиады по различным отраслям зна­ний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель вел кружковую и другую внеклассную работу по своему предмету.

3. Олимпиады, конкурсы,, выставки ученического технического творчества. Для стимулирования учеб­ но-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики,

286

физики, химии, языка и литературы, а также в техни­ческом моделировании проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задат­ков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учите-лей, их умении искать и развивать таланты.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Определите сущность учебной экскурсии. Назовите основные виды и типы экскурсий.

  1. Раскройте дидактические основы проведения учебных экскур­ сий.

  2. Чем обусловлено введение факультативных занятий и в чем за­ ключается их сущность?

  3. Какие формы учебной работы получили название внеклассных занятий? Определите их сущность и значение в обучении, развитии и воспитании учащихся.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. М., 1983. Сериков В.Н. Школьное творческое общество "Эрудиты". М., 1990. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.


Глава 15

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Компьютер как орудие деятельности человека.

  2. Основные проблемы компьютеризации обучения.

  3. Содержание компьютерного обучения.

1. Компьютер как орудие деятельности человека.

Важным средством интенсификации и улучшения учеб­ной работы должна быть компьютеризация обучения. Задача дидактики в связи с этим состоит в том, чтобы

287

определить и обеспечить те условия, при которых такая интенсификация действительно достигается.

Прежде всего следует остановиться на ключевом по­нятии "компьютер как средство обучения". В процессе труда с помощью средства труда человек своей дятель-ностью вызывает заранее намеченные изменения пред­мета труда. Само средство представляет собой вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между со­бой и предметом труда и которые в соответствии с по­ставленной целью служат проводником его воздействия на этот предмет. С этих позиций только и можно понять сущность того нового, что несет с собой компьютер, а также сущность тех преобразований, которые влечет за собой компьютеризация обучения.

По мнению ряда психологов, компьютер является та­ким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком, а также возможности познания1. Использо­вание ЭВМ в качестве орудия познания человека означа­ет появление новых форм мыслительной, мнемониче­ской (от греч. mnemonikon — искусство запоминания), творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека2.

Процесс овладения орудием перестройки деятельнос­ти человека с введением в ее структуру нового орудия давно интересовал ученых. Л.С.Выготский еще в 1930 году писал о том, что включение орудия в процесс пове­дения человека вызывает к действительности новые фун­кции, связанные с использованием данного орудия и уп­равления им, делает ненужным целый ряд естественных процессов, работу которых выполняет орудие, видоизме­няет протекание психических процессов и их интенсив­ность, длительность, последовательность, замещает одни функции другими, то есть перестраивает всю структуру поведения3.

П.Я.Гальперин, примерно в тот же период исследо­вавший психологические различия между орудием чело­века и вспомогательными средствами у животных, отме-


1 Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психол. журнал. 1985. № 6. С. 8-28.

2 Тихомиров O.K., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психоло­ гии. М., 1986. С. 204.

3 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 1.

288

чал, что фиксированный способ применения, который выступает перед человеком как новая объективная дей­ствительность орудия наряду с его естественными свой­ствами, представляет собой общественный способ его при­менения. Система орудийных операций является продук­том общества, общественного производства, а само ору­дие — носителем определенного типа деятельности, в нем зафиксирован определенный контекст действия. Орудие "несет в себе печать общественных приемов своего упо­требления, которые выступают перед отдельным челове­ком в качестве такой же объективной действительности, как само вещественное бытие орудия"1.

Орудие обладает собственной логикой действия с ним, и чтобы овладеть орудием, необходимо подчиниться этой логике.

Так, ребенок, который учится пользоваться ложкой, дол­жен включиться в систему орудийных операций, закреп­ленных за ложкой как культурным средством. Ребенка нуж­но отучить от естественных приемов захвата ложки кистью руки, что он пытается проделать в начале обучения, и под­чиниться требованиям орудийных приемов. Постепенно ребенок отказывается от попыток использовать ложку как простой удлинитель руки, и она превращается в держа­тель и двигатель орудия. Возникает орудие как новая дей­ствительность, включенная между человеком и природой, орудие во всем своем историческом и психологическом значении. В начале же употребления ложки она является для ребенка простым удлинением руки, и поэтому всегда плохой рукой, которую она никогда заменить не может.

В этом случае, как показывает П.Я.Гальперин, сред­ство не открывает для субъекта никаких новых возмож­ностей и представляет собой только некоторую вариацию уже наличных.

Ложка и компьютер как орудия человеческой деятель­ности несут с собой, конечно, разные возможности. Од­нако психологические особенности их влияния на пере­стройку деятельности и "формула" их освоения во мно­гом сходны и принципиально не отличаются. Основная схема овладения любым средством заключается в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике действий,

1 Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и сред­ством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М., 1980. С. 203.