ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 449
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
10. Развитие учащихся в процессе обучения. При
2. Специфические закономерности обучения. К ним
1. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое
2. Уроки изложения нового материала учителем.
6. Поиски инновационных форм урочных занятий.
8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
Глава 14 другие формы организации обучения
6. Поиски инновационных форм урочных занятий.
В последние годы некоторые учителя, неудовлетворенные качеством общеобразовательной подготовки учащихся, их слабыми знаниями, иной раз склонны видеть причины этого в том, что уроки как форма обучения будто бы устарели, не всегда эффективно стимулируют познавательную деятельность учащихся и не открывают простора для методического творчества. Вряд ли можно согласиться с этим, потому что при качественном проведении уроков и преодолении тех недочетов, о которых уже шла речь, передовые учителя добиваются довольно высокой успеваемости и обеспечивают интенсивное умственное развитие и воспитание школьников.
Тем не менее поиски новых форм обучения и методическое обновление урочных занятий, стремление к новизне и нестандартности в их проведении, безусловно, заслуживают всяческой поддержки. В периодической печати зачастую появляются статьи, в которых сообщается о тех или иных итогах этих поисков. Так, отдельные учителя пробуют проводить, например, уроки-состязания, когда наиболее успевающие учащиеся состязаются с учителем в решении задач по математике, физике или химии, остальные же в это время заняты выполнением самостоятельной работы1.
Некоторые учителя практикуют уроки-конкурсы по литературе, родному и иностранному языкам, на которых учащиеся демонстрируют свое знание изучаемого материала, умение рассказывать, выразительное чтение стихов.
Проводятся в школах и так называемые межпредметные (интегрированные) уроки. В одной из школ такой урок проводился по теме "Ода стеклу" под руководством учителей литературы, химии и физики. Словесник знакомил учащихся с литературными произведениями о стекле и его пользе, химик раскрывал технологию производства стекла, физик объяснял его физические свойства
1 Панорама методических идей // Народное образование. 1989. № 6. С. 71.
275
1
В ряде школ пытаются использовать уроки-игры. Например, в одной из них на уроке русского языка по теме "Причастие" учащиеся были разделены на две "команды". Им поручалось подобрать антонимы к данным учителем причастиям, вспомнить пословицы с причастиями, найти причастия в предложениях, записать математические определения с причастиями и т.д. По итогам выполнения задания объявлялась команда-победительница.
Иногда проводятся уроки с мини-дискуссиями по истории, литературе, когда по изучаемой теме обнаруживаются у учащихся различные точки зрения.
7. Уроки проверки и оценки знаний. Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной про граммы. Например, в 8-м классе после изучения по рус скому языку раздела о сложноподчиненных предложе ниях с несколькими придаточными учитель может про вести урок по проверке и оценке знаний, умений и навы ков учащихся. После прохождения по математике в 5-м классе раздела об умножении и делении дробей, как пра вило, проводится урок по проверке усвоения этого мате риала.
Методы проверки и оценки знаний учащихся рассмотрены в главе о методах обучения. Здесь же необходимо коснуться следующих вопросов. По многим предметам (история, литература, география и др.) эти уроки проводятся с использованием различных видов устного опроса, а также включают в себя проведение небольших письменных работ. По языкам же, математике, физике и химии используются контрольные работы (диктанты, изложения, решение задач и примеров и др.). После проверки контрольных работ специальные уроки посвящаются их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.
8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
Коллективный характер урочных занятий, порождая состязательность учащихся, стимулирует их познавательную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированности, прилежания, товарищества и других нравственных ка-
276
честв. Однако, хотя урочные занятия проводятся коллективно, учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и установок учения. Встает вопрос об учете этих особенностей и организации индивидуальной работы с учащимися в процессе урочных занятий. Какие из этих вопросов должны быть в поле зрения учителей?
Первое. Индивидуальный подход к учащимся осуществляется более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа. Самостоятельное выполнение заданий позволяет учителю видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные учащиеся, и своевременно оказывать им необходимую помощь в учебной работе. Что же касается сильных школьников, то им обычно даются несколько усложненные или дополнительные задания, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стимулирующие развитие их способностей. Такой же характер имеет индивидуальная работа с учащимися, когда организуются занятия с учебником, а также лабораторные занятия по осмыслению нового материала и его закреплению.
Второе. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к более слабым и сильным по успеваемости учащимся. Общее требование о необходимости чуткого и заботливого отношения учителя к улучшению успеваемости по-разному осуществляется применительно к различным категориям учащихся. Если слабый ученик проявляет леность и недостаточную усидчивость в учении, учитель обязан тактично усилить контроль за его работой и соответствующим образом ориентировать его родителей. Ученик с недостаточным развитием и пробелами в знаниях нуждается не столько в контроле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи со стороны учителя. Школьникам же, которые учатся успешно, нужно давать больше материала для размышлений, рекомендовать для самостоятельного изучения дополнительную литературу с тем, чтобы и их учение проходило на высоком уровне трудности и развивались их способности.
Третье. Индивидуальная работа с учащимися на уроке осуществляется в процессе проверки и оценки знаний. Она выражается прежде всего в том, что слабоуспе-
277
вающие школьники подвергаются более частой проверке усвоения изучаемого материала. Это делается с целью побуждения их к регулярным занятиям и повышения эффективности учебной работы. Некоторая дифференциация свойственна также самому характеру проверки знаний и степени ее трудности. Более сильным ученикам, как правило, ставятся вопросы посложнее, проверка их знаний чаще всего проводится по сравнительно трудному материалу. Для менее успевающих школьников ставятся вопросы попроще и чаще наводящие и уточняющие. Все это, конечно, учитывается при выставлении оценок.
Четвертое. Очень важной, хотя и весьма сложной, является проблема индивидуализации воспитательной работы с учащимися в процессе урочных занятий. Школьников, проявляющих индивидуалистические наклонности, нужно чаще вовлекать в коллективные формы работы, давать им задания, связанные с оказанием помощи в учебе своим товарищам. Не меньшее значение имеет индивидуальная воспитательная работа по формированию здоровых мотивов учения у тех учащихся, которые не проявляют старательности в овладении знаниями или же игнорируют производственные профессии и т.д. Следует хорошо уяснить себе, что только умелое сочетание коллективной (фронтальной) и индивидуальной работы с учащимися на уроке обеспечивает надлежащую педагогическую действенность учебно-воспитательного процесса.
9. Образование, развитие и воспитание учащихся на уроках. Вопросы о сущности образования, развития и воспитания учащихся в процессе обучения рассмотрены в 9-й главе. Здесь же необходимо подчеркнуть следующее. Нередко учителя основное внимание обращают только на усвоение учащимися научных фактов и вытекающих из них теоретических вьгводов, т.е. на образование учащихся, и не всегда учат школьников приемам произвольного внимания, рационального запоминания, а также способам мыслительной деятельности, не заботятся о побуждении их к самостоятельности и творчеству в процессе овладения изучаемым материалом. Все это отрицательно сказывается на развивающей стороне обучения.
Этот же недостаток зачастую присущ и воспитательной работе на уроках. Отдельные учителя не всегда акцентируют внимание на раскрытии и глубоком усвоении учащимися мировоззренческих и нравственно-эстетичес-
278
ких идей, заключенных в изучаемом материале, на использовании дискуссионных форм работы с целью выработки мировоззренческих и нравственных взглядов и убеждений, недостаточно связывают обучение с практикой, с окружающей жизнью.
Важной развивающей и воспитательной задачей урочных занятий является формирование интереса к учению, усидчивости и настойчивости в овладении знаниями. Однако решается она не всегда успешно. Учителя не используют всего арсенала методов и приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые стимулируют их к настойчивой учебной работе. Именно по этой причине в ряде случаев наблюдается такая парадоксальная картина: по мере перехода учащихся из младших в средние и старшие классы их интерес к учению не возрастает, как это должно быть, а, наоборот, снижается, что влечет за собой ухудшение успеваемости.
Заканчивая изложение темы об уроке, следует отметить, что в данной главе освещались дидактические, то есть наиболее общие вопросы проведения урочных занятий. Методика же уроков применительно к изучению отдельных учебных предметов более детально рассматривается в курсах частных методик.
В некоторых учебных пособиях формулируются особые требования к проведению урочных занятий. В нашем же изложении делать это нет необходимости. Одни требования раскрыты в теме о содержании школьного образования, другие же четко вычленены в главе о сущности и закономерностях обучения. В данном же случае показана реализация этих требований в процессе проведения урочных занятий.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Дайте определение сущности и структуры смешанных (комбини рованных) уроков. Раскройте дидактические основы отдельных этапов смешанного урока.
В чем должен заключаться творческий подход учителей к прове дению смешанных уроков?
Дайте характеристику целей, структуры и дидактических основ уроков по изложению нового материала.
Охарактеризуйте дидактические основы уроков закрепления изу чаемого материала.
279
Раскройте особенности проведения уроков повторения, система тизации и обобщения изученного материала.
В чем заключаются особенности уроков проверки и оценки зна ний?
Какую дидактическую роль играют уроки-семинары и уроки- конференции и в чем заключаются методические особенности их под готовки и проведения?
Какие нестандартные, инновационные формы учебных занятий практикуются в школах?
Как необходимо осуществлять развитие и воспитание учащихся в процессе проведения уроков?