ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 377
Скачиваний: 1
430
нако и этого мало. Необходимо специально тренировать учащихся, чтобы они спокойно следовали к гардеробу, и установить надлежащий контроль за их поведением. Только такое сочетание требований, разъяснительной работы и приучения в конечном итоге будет реально влиять на поведение учащихся.
Подобным же должен быть подход к воспитанию, если возникает необходимость привлечь внимание учащихся к соблюдению чистоты в школе, формированию бережного отношения к школьному имуществу и т.д.
Таковы содержание, внутренняя логика и методические основы воспитания у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Раскройте значение дисциплины и культуры поведения в систе ме нравственного формирования учащихся.
Какие подходы сложились в педагогике при разработке вопросов теории и методики воспитания дисциплинированности и культуры по ведения?
Дайте определение понятий: дисциплинированность и культура поведения.
Какие педагогические условия и методы способствуют формиро ванию у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения?
Какой должна быть система воспитательной работы по формиро ванию у учащихся взглядов и убеждений (сознания) по вопросам дис циплины и культуры поведения?
Какие методы необходимо использовать для формирования у школьников навыков и привычек дисциплины и культуры поведения?
Какую роль играет ученический коллектив и как он влияет на воспитание дисциплины и культуры поведения?
Чем обусловливается необходимость выдвижения ведущих вос питательных задач в системе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения и как они должны решаться?
Какие общие методы воспитанш используются в процессе фор мирования дисциплины и культуры поведения учащихся?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников /Сост. Ф.А.Бобков; Под ред. И.С Марьенко. М., 1982.
431
Колесов Д.М. Предупреждение вредных привычек у школьников. Мн., 1987.
Короткина Т.К., Шалыт Л.Б. Закон школьной жизни. Мн., 1989.
Шамова Т.И., Нефедова К.А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М., 1985.
Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности //Народное образование. 1965. № 9.
Этические беседы с учащимися: 5-й класс: Материалы в помощь учителям и классным руководителям /Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1992.
Этические беседы с учащимися: 6-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1985.
Этические беседы с учащимися: 7-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1986.
Этические беседы с учащимися: 8-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1987.
Глава 24 эстетическое воспитание
1. Роль эстетического воспитания в развитии лич ности.
Сущность эстетического воспитания и его со держание.
Формирование у школьников художественно- эстетических потребностей.
4. Воспитание у учащихся эстетических представ лений, понятий и вкусов.
Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства.
Использование эстетического воспитания в целях нравственного формирования учащихся.
Формирование эстетики поведения.
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности. Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности встречается мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха.
Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: "Зачем ты везешь эти
432
тяжелые камни?" Первый отвечает: "Приказали везти эту проклятую тачку". Второй говорит: "Везу тачку, чтобы заработать на хлеб". Третий же сказал: "Строю прекрасный храм".
Видеть в труде созидательное начало красоты — значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.
В.Г.Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник — образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.
Большую роль играют искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и, поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, А.М.Горький называл эстетику этикой будущего.
Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в вещевых мешках полюбившиеся им художественные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского и почти полностью повторившего его судьбу писателя Николая Бирюкова - автора известного романа "Чайка" об отважной партизанке Лизе Чайкиной, который около 30 лет пролежал пораженный тяжелой болезнью
433
и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы остаться в строю. Такая же судьба постигла и белорусского писателя Виссариона Гор-бука, который после тяжелого ранения в боях с фашистскими захватчиками потерял способность к передвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жизненном строю, создал немало художественных произведений для детей и взрослых.
Искусство и в особенности литература являются могучим средством духовного возвышения человека. "Чем больше я читаю, - писал А.М.Горький, - тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь". А.И.Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Чтением человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э.Хемингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по "законам красоты".
Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: "Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба". Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовлетворение и наслаждение только тому человеку, который имеет определенную подготовку и владеет эстетической образованностью.
Чтобы чувствовать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже занимательный рассказ не будет возбуждать интереса, если у человека не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление произносимых звуков в слова и не чувствовать их художественно-эстетического влияния.
434
Задача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания, окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
2. Сущность эстетического воспитания и его содержание. Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.
Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения белорусского и русского языка и литературы, рисования, пения и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.