Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 377

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

430

нако и этого мало. Необходимо специально тренировать учащихся, чтобы они спокойно следовали к гардеробу, и установить надлежащий контроль за их поведением. Только такое сочетание требований, разъяснительной работы и приучения в конечном итоге будет реально влиять на по­ведение учащихся.

Подобным же должен быть подход к воспитанию, если возникает необходимость привлечь внимание учащихся к соблюдению чистоты в школе, формированию береж­ного отношения к школьному имуществу и т.д.

Таковы содержание, внутренняя логика и методичес­кие основы воспитания у учащихся сознательной дис­циплины и культуры поведения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Раскройте значение дисциплины и культуры поведения в систе­ ме нравственного формирования учащихся.

  2. Какие подходы сложились в педагогике при разработке вопросов теории и методики воспитания дисциплинированности и культуры по­ ведения?

  3. Дайте определение понятий: дисциплинированность и культура поведения.

  4. Какие педагогические условия и методы способствуют формиро­ ванию у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения?

  5. Какой должна быть система воспитательной работы по формиро­ ванию у учащихся взглядов и убеждений (сознания) по вопросам дис­ циплины и культуры поведения?

  1. Какие методы необходимо использовать для формирования у школьников навыков и привычек дисциплины и культуры поведения?

  2. Какую роль играет ученический коллектив и как он влияет на воспитание дисциплины и культуры поведения?

  3. Чем обусловливается необходимость выдвижения ведущих вос­ питательных задач в системе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения и как они должны решаться?

  4. Какие общие методы воспитанш используются в процессе фор­ мирования дисциплины и культуры поведения учащихся?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школь­ников /Сост. Ф.А.Бобков; Под ред. И.С Марьенко. М., 1982.

431

Колесов Д.М. Предупреждение вредных привычек у школьников. Мн., 1987.

Короткина Т.К., Шалыт Л.Б. Закон школьной жизни. Мн., 1989.

Шамова Т.И., Нефедова К.А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М., 1985.

Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности //Народное образование. 1965. № 9.


Этические беседы с учащимися: 5-й класс: Материалы в помощь учителям и классным руководителям /Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1992.

Этические беседы с учащимися: 6-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1985.

Этические беседы с учащимися: 7-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1986.

Этические беседы с учащимися: 8-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1987.


Глава 24 эстетическое воспитание

1. Роль эстетического воспитания в развитии лич­ ности.

  1. Сущность эстетического воспитания и его со­ держание.

  2. Формирование у школьников художественно- эстетических потребностей.

4. Воспитание у учащихся эстетических представ­ лений, понятий и вкусов.

  1. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства.

  2. Использование эстетического воспитания в целях нравственного формирования учащихся.

  3. Формирование эстетики поведения.

1. Роль эстетического воспитания в развитии лич­ности. Роль эстетического воспитания в развитии лично­сти, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности встречается мысль об элементах эсте­тики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха.

Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них фило­соф задает один и тот же вопрос: "Зачем ты везешь эти

432

тяжелые камни?" Первый отвечает: "Приказали везти эту проклятую тачку". Второй говорит: "Везу тачку, чтобы за­работать на хлеб". Третий же сказал: "Строю прекрасный храм".

Видеть в труде созидательное начало красоты — зна­чит творить прекрасное и в соответствии с ним преобра­зовывать окружающий мир.

Исключительно велико и многообразно влияние ис­кусства как важнейшего элемента красоты и эстетичес­кого отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную фун­кцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.

В.Г.Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и позна­ние средствами искусства. Он указывал, что ученый гово­рит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, худож­ник — образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данны­ми, доказывает, что положение того или иного класса ухуд­шилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительно­сти, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство спо­собствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.


Большую роль играют искусство и эстетическое вос­питание в формировании нравственности. Еще Аристо­тель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и, поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число пред­метов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воз­действия искусства на личность, А.М.Горький называл эстетику этикой будущего.

Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в вещевых мешках полюбившиеся им художественные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского и почти полностью повторившего его судьбу писателя Николая Бирюкова - автора известного романа "Чайка" об отважной партизанке Лизе Чайкиной, который около 30 лет пролежал пораженный тяжелой болезнью

433

и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы остаться в строю. Такая же судьба постигла и белорусского писателя Виссариона Гор-бука, который после тяжелого ранения в боях с фашистс­кими захватчиками потерял способность к передвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жиз­ненном строю, создал немало художественных произве­дений для детей и взрослых.

Искусство и в особенности литература являются могу­чим средством духовного возвышения человека. "Чем больше я читаю, - писал А.М.Горький, - тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь". А.И.Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Чтением человек пе­реживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э.Хемингуэй срав­нивал книгу с айсбергом, большая часть которого нахо­дится под водой. Искусство развивает эстетическую куль­туру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по "законам красоты".

Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эсте­тического развития. В восточных странах говорят: "Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба". Без знания законов художественного отражения действи­тельности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубо­ких чувств. Оно приносит удовлетворение и наслажде­ние только тому человеку, который имеет определенную подготовку и владеет эстетической образованностью.


Чтобы чувствовать красоту оперного искусства, напри­мер, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздей­ствуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие по­эзии и изобразительного искусства также требует опре­деленной подготовки и соответствующего понимания. Даже занимательный рассказ не будет возбуждать интереса, если у человека не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составле­ние произносимых звуков в слова и не чувствовать их худо­жественно-эстетического влияния.

434

Задача школы — обеспечить необходимую эстетичес­кую подготовку учащихся, ввести их в большой мир ис­кусства, сделать его действенным средством познания, окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

2. Сущность эстетического воспитания и его содер­жание. Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от гречес­кого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в об­ласти прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительнос­ти в сознании и чувствах человека, с его способностью пони­мать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

Сущность эстетического воспитания состоит в органи­зации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правиль­ного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в об­ласти искусства.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — литературе, музыке, изобразитель­ному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения белорусского и русского языка и литературы, рисования, пения и музыки. Су­щественной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нрав­ственном облике и поведении человека.