ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 469
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Обеспечение безопасности образовательных учреждений Перечень вопросов к экзамену
Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».
Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).
Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).
Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности
3 . Неотложные действия при пожаре
4. Тушение и средства тушения пожаров
5. Противопожарная профилактика в оу
Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз
3. Рекомендации по предупреждению террористических актов
4. Меры защиты при осуществлении террористических актов
Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).
1. Охранно-пожарная сигнализация
3. Телевизионные системы безопасности
4. Техническое обеспечение иных видов безопасности
5. Интегрированные системы безопасности
Тема 9: «Обеспечение электробезопасности в образовательном учреждении». (2 часа).
1. Причины электротравматизма в оу
2. Воздействие электрического тока на человека
3. Средства защиты от поражения электротоком
Тема 10: «Безопасность учащихся при использовании информационных технологий». (4 часа).
1. Основные аспекты информационной безопасности в школе
2. Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы.
3. Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации.
Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).
1. Перевозка автомобильным транспортом
2. Перевозка железнодорожным транспортом
Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).
3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.
4. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.
5. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.
Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
Вопросы:
1. Основные понятия.
2. Причины происшествий, опасных ситуаций, травматизм и заболевание в образовательном учреждении.
3. Система безопасности образовательного учреждения.
Опасности часто скрыты (не видны): радиация, износ трубопровода, осколок в траве, камень за пазухой, засада в кустах. А некоторые видны, но не всегда оцениваются как опасность: посторонний запах, чужая машина, подозрительные люди, разлитое масло, пьяный человек, собака с пеной у рта. Независимо от того, видим мы их или нет, такие опасности существуют постоянно и везде, никто от них не застрахован.
У любой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина, например неисправность, недисциплинированность, невнимательность, незнание, глупость. Иные причины крайне редки. Даже если вы пострадали от аварии или от преступника, в этом есть доля и вашей вины. Крупный организатор промышленности Серго Орджоникидзе часто повторял: «У всякой аварии или катастрофы всегда есть конкретные фамилия, имя и отчество».
Многие процессы, происходящие в образовательной и подростковой среде, еще не до конца осмыслены. Поэтому нечетко определены совместные действия субъектов безопасности на перспективу, не обозначены приоритеты осуществления и финансирования инженерных, режимных, организационных и иных мероприятий в сфере безопасности ОУ.
С учетом мнений социологов и криминологов, комиссий по расследованию ЧС расположим различные причины и негативные факторы (процессы и явления) в порядке убывания их значимости и степени влияния. Вот что выходит на первые места:
- недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся;
- непонимание серьезности проблем БЖ;
- сокрытие фактов правонарушений и непринятие соответствующих мер к правонарушителям;
- неорганизованность досуга учащихся;
- слабая система безопасности и охраны ОУ;
- целенаправленные действия преступников;
- негативное влияние преступной и молодежной субкультуры;
- отсутствие необходимой правовой и социальной информации;
- недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения;
- недостаточное изучение педагогами реальной жизни учащихся, их интересов и контактов;
- излишняя строгость отдельных педагогов в период аттестационных мероприятий, элементы жестокости и несправедливости по отношению к учащимся.
Как видно, комплекс причин опасностей в ОУ не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении: правовом, экономическом, информационном, техническом, кадровом или организационном. Однако главным звеном остается воздействие на учащихся, родителей и персонал ОУ, т. е. на человеческий фактор.
При сохранении указанных выше причин и негативных факторов легко предсказать дальнейший рост количества происшествий, преступности, травматизма в ОУ.
Чрезвычайные и менее опасные ситуации часто называют случайными, непредвиденными, непредсказуемыми. На самом деле это не так. Каждый должен знать, что в любое время и в любом месте могут произойти какие-нибудь негативные события и явления. Нельзя вдруг отменить недостатки отдельных правовых норм и их исполнителей, сильный мороз, отключения электричества, нарушения правил дорожного движения, детские шалости, пьянство, глупость, ревность, месть, зависть. Поэтому выявление, анализ, предупреждение и решение проблем безопасности должны обеспечиваться непрерывно на каждом этапе образовательного процесса, в каждом классе, на каждом рабочем месте, в подвале, во дворе, на складе и т. д.
Причины происшествий, несчастных случаев, производственного травматизма и профессиональных заболеваний персонала, обучающихся и воспитанников ОУ можно разделить на причины внешнего характера (технические и организационные) и причины, зависящие непосредственно от учащегося или работника.
К техническим причинам относятся неисправности механизмов, приборов, несовершенство технологических процессов, отсутствие или несовершенство оградительных и предохранительных устройств, отсутствие заземления, неисправности электропроводки, недостатки в освещении, вентиляции, отоплении, а также шум, вибрация, устаревшие продукты питания, неисправность оборудования и др.
К организационным причинам относятся: нарушение норм внутреннего распорядка и охраны труда по вине администрации, недостаточный надзор, недостатки в обучении безопасным приемам работы и проведении инструктажей по безопасности, нарушение режима труда и отдыха, технологических процессов, неудовлетворительная организация и содержание территории, рабочих мест; небрежное отношение преподавателей к обучению учащихся безопасным приемам работы; слабый контроль соблюдения инструкций по безопасности; несвоевременное и неквалифицированное расследование происшествий; слабая организация дежурств; недостатки воспитательной работы; слабое взаимодействие с родителями учащихся по вопросам профилактики правонарушений и травматизма.
К личным причинам относятся:
- недостаточное внимание, ослабление зрения, слуха, памяти, болезнь, утомление, ослабление самоконтроля учащимся своей деятельности;
- недисциплинированность учащихся, нетрезвость, беспечность, нарушение правил внутреннего распорядка и инструкций по безопасности;
- незнание правил и алгоритмов безопасного поведения, отсутствие необходимых знаний, навыков и умений, культуры безопасного поведения.
Человек может совершать ошибочные действия и проступки из-за утомления, вызванного большими перегрузками, монотонностью труда, умственным перенапряжением.
В эту группу относятся также неудовлетворительные социально-экономические условия жизни, недостаточная работа социальных служб, малоэффективная педагогическая работа по воспитанию культуры безопасного поведения учащихся.
Статистика травматизма в ОУ свидетельствует, что 2/3 травм получены учащимися на переменах. Это подтверждает, что наиболее распространенной причиной школьных опасностей является низкий уровень организации и поддержания порядка в ОУ. Травмы, полученные на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях, на других уроках, составляют менее одной трети общего количества.
Из них половина – это ушибы, растяжения, вывихи, 14 % – повреждения глаз, 12% – ожоги, по 7,5 % составляют переломы костей конечностей и отравления. Мальчики травмируются почти в два раза чаще, чем девочки.
Имеют место случаи травматизма среди педагогического и технического персонала ОУ, например травмы, полученные:
- учителями физического воспитания на уроках во время демонстрации упражнений, приемов, во время игры с детьми в подвижные игры;
- во время перемещения работников по лестничным пролетам между этажами;
- вследствие падения тяжелых предметов на работников;
- вследствие падения работников со стульев во время размещения плакатов, таблиц и других предметов;
- при открывании и закрывании дверей вследствие неправильного положения рук и ног и т. д.
Как правило, все происшествия, аварии, травмы случаются по нескольким причинам, действующим одновременно, что облегчает их заблаговременное выявление. Однако для устранения и личных, и внешних причин возникновения опасных ситуаций необходим комплексный системный подход с участием всех субъектов безопасности: учащихся, педагогов, родителей.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения, рекомендаций психологов и постоянный контроль позволят улучшить общее состояние безопасности ОУ.
Изучение причин происшествий и негативных факторов жизнедеятельности ОУ (социальных, природных, техногенных) позволяет с высокой вероятностью предвидеть зарождение любой потенциально опасной ситуации и последующие стадии ее развития.
Основные пять стадий развития опасной ситуации можно представить следующей схемой (рис. 2). Ниже даны примеры, поясняющие особенности и признаки каждой стадии.
Зарождение потенциальных опасностей, угроз |
2 Непосредст-венные признаки угрозы |
3 Собственно опасноесобытие |
4 Первые неотложные действия |
5 Преодоление последствий события |
Сварочные работы, хранение горючих материалов, старая электропроводка, старое здание |
Задымление, запахи,необычные звуки, крики, срабатывание сигнализации, нагрев провода |
Пожар Оценка ситуациии выбор варианта действий |
Эвакуация воспитанников, вызов пожарных, тушение подручными средствами |
Ремонт, восстановление нормальной деятельности ОУ, возмещение ущерба |
Отсутствие охраны, неудачная экипировка, алкогольное опьянение, прогулкав темноте |
Приближается человек(в т. ч. знакомый) в удобном для преступления месте |
Грабеж, насилие Оценка ситуациии выбор варианта действий |
Самоспасение, помощь органам обеспечения безопасности, розыски задержание преступника |
Физическаяи психологическая реабилитация, возмещение вреда, осуждение преступника |
Рис. 2. Стадии возникновения и развития опасных и чрезвычайных ситуаций
Эта схема показывает общие закономерности развития практически всех видов опасных ситуаций, которых в нашей жизни великое множество. На всех стадиях развития опасной ситуации или ЧС есть свои меры позитивного влияния на ситуацию, которые и следует взять на вооружение каждому человеку.
Однако ни один специалист ОУ не в состоянии одинаково полно изучить и помнить все возможные факторы ЧС и меры защиты от них. Даже добротный паспорт безопасности ОУ не поможет отдельному педагогу или администратору. Во-первых, он очень объемен и неудобен для личного пользования, во-вторых, он создается всего в нескольких экземплярах, которые хранятся в разных организациях в режиме ограниченного доступа.
Поэтому так важны теоретические и методические знания о закономерностях развития опасных ситуаций, а также различные практические рекомендации. Особенно полезны индивидуальные карманные памятки по личной безопасности и оказанию первой медицинской помощи.
Часто опасности возникают в самых обыденных местах и когда их не ждешь. Например, вырвали из рук сумку, обманули мошенники, сгорел склад, придрались правоохранительные органы, поскандалил с соседом, угнали машину. Статистика красноречиво говорит о том, что на работе и дома, на уроке и на даче, в любом месте могут возникнуть вредные природные или техногенные воздействия, криминальные ситуации, опасные встречи и другие неблагоприятные факторы.
Тысячи людей ежедневно ломают руки и ноги на лестницах. Но этого не произойдет, если всегда держаться за поручни, правильно ставить ноги (на носок, а не на пятку) и следить за своей обувью (каблук не должен быть сношен).
Опыт показывает, что если изучить причины и механизмы возникновения разных опасностей, научиться предвидеть возможные последствия, то будет легче их избежать.
Чтобы научиться предвидеть различные опасности, необходимо развивать наблюдательность, анализировать свои и чужие ошибки, учиться обращать внимание на малозаметные признаки скрытых опасностей.
Например, автор на занятиях предлагает обучаемым назвать шесть причин, по которым подросткам, особенно девушкам, опасно совершать прогулки 8 мая после 22 часов без сопровождения. Далеко не всем удается сразу назвать негативные факторы: темно, тепло (одежды немного), приличные люди все дома, предпраздничный вечер, много выпивших, всплеск весенней гормональной активности, на улице много маргиналов и «любителей приключений».
Знание причин и стадий развития опасностей и негативных факторов позволяет с большой вероятностью предвидеть зарождение потенциально опасной ситуации, оценить ее последующее развитие и степень риска. Опытный педагог управляет рисками.
Еще один пример. Зная о запасах спиртного у старшеклассников в походе, некоторые педагоги специально планируют дробные привалы в безопасных местах (не у воды) и допускают выпивки днем с хорошей закуской – чтобы к ночи группа была в норме: «и волки сыты, и овцы целы».