Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 478

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, постепенно насыщаясь материалом, проникая в его глу­бины, анализируя окружающую действительность в отношении к конкретному событию, выявляя волнующие проблемы аудитории предполагаемого действа, определяя своё личностное отношение к изученному документальному и художественному материалу, рождается сценарно-режиссёрский замысел будущего театрализо­ванного действа.


4. Отбор документального и художественного материала

Отбор материала- важный этап в работе сценариста. До рож­дения сценарно-режиссерского замысла еще неизвестно, что конкретно из огромного объёма накопленного документально­го, местного, публицистического и художественного материала может и должно войти в сценарий будущего театрализованного Действа. До сих пор лишь накапливался, изучался и анализиро­вался материал жизни и искусства вокруг конкретного собы­тия. Вместе с тем, уже в этот период делался его предваритель­ный отбор, так как накапливали именно тот материал, который Привлекал и заинтересовывал в процессе исследования. Одна­ко тщательного отбора необходимого материала на этом этапе еще не происходило. Но как только удалось создать сценарно-режиссёрский замысел будущего театрализованного действа найти его образное решение, а значит, определить его форму жанр, выявить конфликт, найти сценарно-режиссёрский ход и приём, определиться в выборе действующих лиц и героев те­атрализованного действа, можно приступать к окончатель­ному отбору сценарного материала. Только верный и точный отбор накопленного и изученного материала поможет реализо­вать образное решение сценарно-режиссёрского замысла и со­здать его литературную основу. «От точности факта зависит в конечном итоге и точность результата, то есть точность попада­ния в цель, действенность нашей работы», - замечает В.А. Саруханов (55, 126).

В связи с этим, процесс отбора сценарного материала требует от сценариста научного, творческого и аналитического подхода. К данному процессу необходимо подходить с четких гражданских, идейных и нравственных позиций. Жизненные факты, докумен­тальные свидетельства необходимо отбирать обдуманно, соизме­ряя и сопоставляя реальное и вымышленное, логическое и эмоци­ональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, для ка­кой аудитории и ради чего создаёшь своё произведение, какие идей­но-художественные и педагогические задачи решаешь. При отбо­ре сценарного материала «не надо забывать о чувстве меры и точ­ности отбора», — предупреждает сценаристов А.Д. Силин. Здесь нужен особый способ видения. Среди огромного потока жизнен­ного материала сценарист должен уметь обнаружить некую сис­тему, связь между частным и общим, отобрать «не тот материал действительности, который даёт первый скользящий взгляд, охва­тывающий лишь общее, поверхностное, а тот, который даёт на­пряжённый, ищущий, целеустремлённый взгляд, взгляд, который желает и может видеть глубже» (71, 118).


Нужно уметь «видеть за строчками, отбирать тот материал, который поможет уловить связь явлений, между частным и общим» (6, 52). В стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова» очень наглядно прослеживается такая связь:

Не было гвоздя – Подкова Пропала.

Не было подковы - Лошадь захромала.

Лошадь захромала - Командир убит.

Конница разбита – Армия Бежит.

Враг вступает в город. Пленных не щадя.

Оттого, что в кузнице Не было гвоздя.

Искусство учит людей понимать сложности жизни, сложность переплетения общественных и личных отношений, сложность са­мого человека. Искусство учит жизни. Поэтому уже в процессе отбора материала сценарист должен умело находить и откры­вать в противоречивом жизненном материале те невидимые свя­зи, которые при неожиданном соединении кажущихся далёкими друг от друга фактов помогут ему без всяких объяснений образно выразить свою авторскую концепцию и достичь поставленной цели. Нужно уметь находить такие связи жизненных явлений, ко­торые помогут вызвать интерес у аудитории и не оставят её равно­душной к поднимаемым проблемам, заставят её активно воспри­нимать происходящее, заставят её сопереживать, размышлять, ана­лизировать и принимать участие в праздничном событии. Чтобы такое произошло, необходимо глубоко изучать материал, прони­кать в суть явлений действительности, тонко чувствовать и пони­мать проблемы, волнующие современную аудиторию, стать её ак­тивным сторонником и в то же время иметь на всё свою собствен­ную точку зрения.

Необходимо помнить, что отбор выразительных средств, по­средством которых сценарист будет доносить свою мысль, своё видение поднимаемой проблемы до зрителя, участника театрали­зованного действа, во многом зависит от эмоционального отношения автора к жизненному материалу. Здесь также важно не пе­реусердствовать, не стараться объять необъятное, а отобрать только самое важное, самое необходимое для донесения содержания и авторской мысли будущего театрализованного действа. Чтобы раз и навсегда определить, нужен ли в сценарии тот или иной компо­нент, Уолтер предлагает пользоваться правилом, которому следу­ют домохозяйки, «когда продукты домашнего консервирования не вызывают доверия: если есть хоть тень сомнения, брось в ведро без сожаления» (61, 57).

Следовательно, при отборе материала сценарист должен быть точен и беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым. «Все, что важно для сценария, нужно сохранить, второстепенный материал - выбросить. Сам факт наличия неопределенного отношения к какому-нибудь элементу сценария означает, что от него нужно избавиться. Уолтер советует всегда ошибаться в пользу чрезмерной экономии».


В результате анализа практической деятельности в области режиссуры театрализованных представлений и праздников выяв­лены принципы отбора сценарного материала, которыми сле­дует руководствоваться в процессе работы над сценарием. Целый ряд принципов отбора «фактов жизни» и «фактов искусства» вы­деляет О.И. Марков (38, 226), подчёркивая их значимость в повы­шении педагогического воздействия на аудиторию театрализован­ных представлений различных видов и жанров.

Так, при отборе документального и художественного материа­ла немаловажным является соблюдение принципа новизны, что является веским аргументом в общей структуре произведения. Новизна сценарного материала определяется не только количе­ством и качеством новой информации (на что сценаристу необхо­димо обратить внимание на данном этапе творческого процесса), но и тем контекстом, в который он будет поставлен в сценарии в ходе дальнейшей работы сценариста. Необходимо также поста­раться отыскать и задействовать в празднике тех реальных героев, участников и свидетелей событий, которые до сих пор оставались в тени праздничных действ. А в дальнейшей работе над сценарием создать такие условия их сосуществования в ходе праздника, найти такое художественное решение их участия в разворачиваю­щемся действе, которое позволит им надолго остаться в памяти присутствующих, поможет автору создать необходимую атмосфе­ру празднуемого события и достичь желаемого результата.

В процессе отбора художественного материала сценаристам следует обратить внимание на расширение палитры средств вы­разительности будущего сценария. В ходе творческого отбора нуж­но разнообразить жанровый спектр сценарного материала, а так­же стремиться наряду с традиционными средствами художествен­ного воздействия на аудиторию отбирать те средства выразитель­ности, которые ещё недостаточно широко используются в практи­ке режиссуры театрализованных представлений и праздников.

При отборе средств воздействия на аудиторию сценарист дол­жен помнить и о специфических средствах выразительности мас­совых представлений и праздников и активно использовать их в выстраивании театрализованного действа. Необходимо учитывать и возможности новых сценических технологий и активно внедрять их в сценарно-режиссёрскую практику. Вместе с тем, нужно не забывать о творческих и финансовых возможностях будущего те­атрализованного действа, а также о возможностях его сценичес­ких площадок и временных условиях.


Таким образом, при отборе сценарного материала сценарист должен руководствоваться следующими принципами:

  • социально-мировоззренческой направленности накопленно­го материала;

  • соответствия материала социально-структурной специфике аудитории;

  • общественно-политической актуальности материала;

  • соответствия материала идейно-художественному замыслу сценария (его теме, идее, жанру, сценарно-режиссерскому ходу);

  • соответствия выразительных средств цели художественно-педагогического воздействия сценария;

  • художественно-эстетической ценности материала;

  • достоверности документального материала;

  • новизны документального и художественного материала;

  • расширения эмоционально-выразительных средств;

  • соответствия художественного (репертуарного) материала творческим возможностям коллектива и возможностям площадки;

  • соответствия требований к образному решению сценарного материала финансовым возможностям предстоящего действа;

  • соответствия художественному решению документального материала;

- соответствия времени проведения праздничной программы.

Так, следуя данным принципам в процессе отбора материала, мы сумеем отобрать именно тот материал, который поможет сценаристу в яркой образной форме раскрыть идейно-темати­ческое содержание театрализованного действа, выразить свою авторскую концепцию по отношению к поднимаемым проблемам и достигнуть цели педагогического воздействия.

5. Монтаж сценарного материала

«Как только своё личное как бы растворяется в чужом, можно с уверенностью приступать к писанию — написанное будет для всех интересно» - эта мысль М. Пришвина о работе писателя относит­ся к художнику любой специальности. Если взять эту мысль за основу творческого процесса работы над сценариями театрализо­ванных представлений и праздников, то именно на 3-ем его этапе возможна её реализация. Подойдя к данному этапу, мы не только определились с содержанием предполагаемого театрализованно­го действа, его формой и сценарно-режиссёрским ходом каждой структурной единицы, но и отобрали тот необходимый материал, который в процессе его художественной организации поможет нам реализовать сценарно-режиссёрский замысел предстоящего праз­дничного действа. Далее необходимо определить место этого ма­териала в структуре сценария, найти для него художественно-об­разное решение. И только выполнив все творческие операции пер­вых двух этапов работы над созданием сценария театрализован­ного действа, можно приступать к разработке самого сценария.