ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 481
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Каждая из перечисленных разновидностей программ представлена конкретными формами.
Так, к игровым программам можно, прежде всего, отнести игровые программы как таковые, а также утренники, детские конкурсы и т.д.
Развлекательно-игровые - это вечера отдыха, вечера знакомств, посиделки, балы и т.п.
Зрелищно-игровые программы — утренники, детские праздники, конкурсы и т.д.
Зрелищно-развлекательные программы - это «огоньки», посиделки, праздники, карнавалы, конкурсы, ток-шоу и т.д.
Информационно-развлекательными программами можно назвать дискотеки, ток-шоу, конкурсы эрудитов и т.д.
Конкурсные программы представляют собой различные конкурсы: «КВН», «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, бабушки!», конкурсы Красоты, конкурсы допризывников, профессиональные конкурсы и т.п.
К зрелищным программам относятся такие формы, как концерты, гала-концерты, массовые театрализованные представления, светозвукоспектакли, а также цирковые, эстрадные, лазерные, спортивно-бальные, водные и другие шоу, спортивно-художественные представления на стадионах, карнавалы и т.д.
К художественным и литературно-художественным программам можно отнести театрализованные представления, литературно-музыкальные композиции, литературно-художественные вечера, поэтические композиции, музыкальные вечера, литературно-художественные праздники, фестивали Искусств и т.д.
Документально-художественные программы - театрализованные представления, тематические театрализованные вечера, государственные праздники, региональные праздники, мемориально-художественные праздники, праздники профессий, праздники Искусств и т.д.
Документально-публицистическими программами могут быть тематические вечера, марафоны, театрализованные представления, публицистические представления, митинги-концерты, вечера-митинги, вечера-памяти и т.д.
К церемониально-обрядовым программам относятся семейно-бытовые, гражданские и трудовые обряды, народные праздники, презентации, вечера-чествоваиия, вечера-ритуалы, праздники коллективов, личностные праздники и т.д.
Комплексные программы — это массовые праздники, фестивали, декады, дни семейного отдыха и другие формы.
Таким образом, одна и та же программа может быть представлена несколькими формами в зависимости от сценарного материала и степени включённости аудитории в действие. При этом каждая форма требует своей композиционной структуры.
Все театрализованные формы имеют общие структурные признаки: идейно-тематическое единство, композиционная завершённость, наличие сюжетного хода и режиссёрского приёма, создание действенной ситуации, развитие конфликта, использование монтажа как способа организации разнородного сценарного материала, образное развитие мысли и др.
Массовый праздник, как и другие формы комплексных программ, является комплексной формой, так как может вбирать в себя вышеперечисленные программы, представленные всем разнообразием форм. В массовом празднике действие может разворачиваться на нескольких сценических площадках одновременно или поочерёдно, переходя с одной площадки на другую. Например, массовый праздник может состоять из театрализованного шествия, театрализованного представления, конкурсных и игровых программ, концертов, театрализованного церемониально-обрядового действа, водного шоу. Каждый праздник может включать свой перечень имеющихся форм, объединённых идейно-тематически, выстроенных в порядок согласно законам драматургии и создающих атмосферу и образ праздничного события. Отбор праздничных форм и жанров, которые составят программу праздника, зависит от праздничного события, которому он посвящен, от задач и целей, стоящих перед его организаторами, от потребностей аудитории, от финансовых возможностей и множества других условий.
Знание сценарной технологии театрализованных представлений, законов их драматургического построения поможет сценаристам-режиссёрам в работе над созданием различных праздничных программ, при организации любых праздничных событий.
Вопросы для самопроверки:
Перечислите разновидности современных праздничных программ.
Дайте характеристику каждой разновидности современных праздничных программ.
Назовите принципы организации сценарного материала.
Перечислите формы, представляющие каждую разновидность современных праздничных программ.
В чём отличие метода театрализации от метода иллюстрации?
Почему праздник представляет собой комплексную форму?
Литература:
Аскеров А., Леонов М. Беседы об агитбригаде. - М.: Сов. Россия, 1985.
Вершювский Э.В, Режиссура массовых клубных представлений. -Л.: ЛГИК, 1977.
Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. -Л.: ЛГИК, 1972.
Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Метод, пособие для редакторов и методистов НМЦ. - М.: ВНМЦНТ и КПР им. Крупской, 1989.
Маршак М.И. Клубный сценарий. - М.: Профиздат, 1975.
Сидельников B.C. Образное решение агитпредставлений. - М.: Просвещение, 1981.
Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. — М.,
Дополнительная литература:
Баскин М.И. Музыка как выразительное средство театрализации / / Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Сб. науч. тр. ЛГИК. - Л., 1983. - С. 93-112.
Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? - М.: Политическая литература, 1989. - С. 28-113.
Генкин Д., Конович А. Возможности использования художественных выразительных средств в методике театрализации // Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Сб. науч. тр. ЛГИК. -Л., 1983. - С. 74-92.
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
1. Сценарий как драматургическая форма театрализованных представлений
С развитием общества развивается и его праздничная культура, а вместе с ней повышается спрос на художественно-образную организацию праздничных событий. В связи с этим в настоящее время заметно выросла потребность в добротной сценарной драматургии. Вместе с тем, процесс создания такой драматургии не прост. Помимо творческих способностей и больших человеческих затрат процесс создания сценариев требует профессиональных знаний умений и навыков. Как создать хороший, грамотный сценарий? Каковы особенности сценариев театрализованных действ? В чём сущность и специфика сценариев театрализованных представлений и праздников? Эти вопросы волнуют каждого, кто вступает на путь сценарного творчества, так как они невольно возникают у начинающих сценаристов уже на первом этапе их творческого процесса.
К проблеме сценариев, сценарной драматургии неоднократно обращались известные теоретики и практики театра, кино, радио, телевидения и, конечно же, театрализованных представлений и праздников. Известны взгляды на сценарную драматургию праздничных действ Д.М. Генкина, Д.Н. Аля, А.И. Чечётина, А.А. Коновича, А.Д. Силина, О.И. Маркова, Г.Д. Литвинцевой и других теоретиков и практиков театрализованных представлений и праздников. Вместе с тем, теоретический материал разбросан по разным литературным источникам, что создаёт трудности для создания полной картины знаний о данном предмете. Многие теоретические разработки, изданные ещё в советское время, устарели по причине насыщенности идеологией, а вместе с ней и не воспринимающимися современной молодёжью примерами из практики тех лет.
В настоящем разделе мы попьггаемся обобщить взтяды на данную проблему, тем самым создать наиболее полную картину о суошости и специфике сценариев театрализованных представлений и праздников.
Итак, сценарий является первоначальным моментом в творческом процессе работы по созданию театрализованных представлений и праздников. Это драматургическая форма любого театрализованного действа. Сценарий является драматургической основой театрализованных представлений и праздников. Поэтому, прежде чем приступить к постановочной работе над очередной праздничной программой, необходимо разработать сценарий будущего праздничного действа.
По определению известного теоретика и практика массовых праздников Д.М. Генкина, «сценарий - это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действа. Обычно сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, приводит примерное направление всех публицистических выступлений, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия» (16, 102). Такой подход к определению сценария говорит о его многоплановости и сложности. Предложенная Д.М. Генкиным структура сценария даёт возможность в процессе творческой работы по созданию будущего праздничного действа и литературной фиксации его содержания ничего не упустить, продумать и решить все необходимые моменты по воплощению сценарно-режиссёрского замысла. Дополнение к данному определению сценария даёт известный режиссёр массовых театрализованных представлений и праздников А.Д. Силин. В своём определении сценария он делает акцент на его режиссёрский аспект. В книге «Театр выходит на площадь: Специфика работы режиссёра при постановке массовых театрализованных представлений под открьггым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках» он пишет: «Когда мы говорим о сценарии массового представления, то менее всего имеем в виду сценарий в кинематографическом или телевизионном значении этого слова, то есть некое литературное произведение, в котором по сравнению с традиционной пьесой лишь слегка расширено описание зрительного ряда. В данном случае «сценарий» - всего лишь общепринятый термин. По форме он гораздо больше приближается к оперному или балетному либретто или к сценарию пантомимы, это описание действенно-событийной линии с развёрнутыми и подробными постановочными ремарками, это специфический режиссёрский сценарий» (58, 14).
Взгляд А.Д. Силина на сценарий как либретто заставляет нас обратить внимание на необходимость подробной фиксации в сценарии всех действий участников театрализованного представления, которые планируются в ходе его проведения. Указывает на обязательность детальной разработки и фиксации действий исполнителей театрализованного представления, работающих во всех жанрах, на последовательную фиксацию всех драматургических, режиссерских и постановочных решений отдельных номеров, связок, всех выразительных средств, создающих сценическую атмосферу праздничного действа и раскрывающих его содержание. Таким образом, сценарий — это результат тесного творческого сотрудничества сценариста и режиссёра или творчества режиссёра-сценариста в одном лице. В связи с этим нам необходимо помнить, что сценарий должен содержать как драматургическое, так и режиссёрское решение. Поэтому сценарий не предназначен для чтения, он служит драматургической основой для сценического воплощения, будущего театрализованного действа. Кратко и ёмко сформулировал понятие сценария СМ. Массарский: «Сценарий - это зафиксированная авторам сюжетно-образная концепция массового действа, на основе найденной и поставленной им проблемы, праздничного события» и далее уточняет: «Сценарий - это подробная литературная (режиссёрская) разработка сюжетно-образного построения массового действа» (40). Обобщённое определение, вбирающее, на наш взгляд, в себя все предыдущие определения сценария даёт нам А.И. Чечетин. Он определяет сценарий театрализованного представления «как способ фиксации будущего единого действия представления любого вида и разновидности, по возможности во всем объеме выразительных средств» (70, 101).