Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 481

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждая из перечисленных разновидностей программ представ­лена конкретными формами.

Так, к игровым программам можно, прежде всего, отнести иг­ровые программы как таковые, а также утренники, детские конкурсы и т.д.

Развлекательно-игровые - это вечера отдыха, вечера зна­комств, посиделки, балы и т.п.

Зрелищно-игровые программы — утренники, детские празд­ники, конкурсы и т.д.

Зрелищно-развлекательные программы - это «огоньки», по­сиделки, праздники, карнавалы, конкурсы, ток-шоу и т.д.

Информационно-развлекательными программами можно на­звать дискотеки, ток-шоу, конкурсы эрудитов и т.д.

Конкурсные программы представляют собой различные кон­курсы: «КВН», «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, бабушки!», кон­курсы Красоты, конкурсы допризывников, профессиональные конкурсы и т.п.

К зрелищным программам относятся такие формы, как кон­церты, гала-концерты, массовые театрализованные пред­ставления, светозвукоспектакли, а также цирковые, эстрад­ные, лазерные, спортивно-бальные, водные и другие шоу, спортивно-художественные представления на стадионах, кар­навалы и т.д.

К художественным и литературно-художественным про­граммам можно отнести театрализованные представления, ли­тературно-музыкальные композиции, литературно-художе­ственные вечера, поэтические композиции, музыкальные вечера, литературно-художественные праздники, фестивали Искусств и т.д.

Документально-художественные программы - театрализо­ванные представления, тематические театрализованные вече­ра, государственные праздники, региональные праздники, мемориально-художественные праздники, праздники профес­сий, праздники Искусств и т.д.

Документально-публицистическими программами могут быть тематические вечера, марафоны, театрализованные представ­ления, публицистические представления, митинги-концерты, вечера-митинги, вечера-памяти и т.д.

К церемониально-обрядовым программам относятся семейно-бытовые, гражданские и трудовые обряды, народные празд­ники, презентации, вечера-чествоваиия, вечера-ритуалы, праз­дники коллективов, личностные праздники и т.д.

Комплексные программы — это массовые праздники, фести­вали, декады, дни семейного отдыха и другие формы.

Таким образом, одна и та же программа может быть представ­лена несколькими формами в зависимости от сценарного матери­ала и степени включённости аудитории в действие. При этом каж­дая форма требует своей композиционной структуры.


Все театрализованные формы имеют общие структурные при­знаки: идейно-тематическое единство, композиционная завершён­ность, наличие сюжетного хода и режиссёрского приёма, созда­ние действенной ситуации, развитие конфликта, использование монтажа как способа организации разнородного сценарного мате­риала, образное развитие мысли и др.

Массовый праздник, как и другие формы комплексных программ, является комплексной формой, так как может вбирать в себя вышеперечисленные программы, представленные всем раз­нообразием форм. В массовом празднике действие может разво­рачиваться на нескольких сценических площадках одновремен­но или поочерёдно, переходя с одной площадки на другую. На­пример, массовый праздник может состоять из театрализован­ного шествия, театрализованного представления, конкурсных и игровых программ, концертов, театрализованного церемониаль­но-обрядового действа, водного шоу. Каждый праздник может включать свой перечень имеющихся форм, объединённых идейно-тематически, выстроенных в порядок согласно законам дра­матургии и создающих атмосферу и образ праздничного собы­тия. Отбор праздничных форм и жанров, которые составят про­грамму праздника, зависит от праздничного события, которому он посвящен, от задач и целей, стоящих перед его организатора­ми, от потребностей аудитории, от финансовых возможностей и множества других условий.

Знание сценарной технологии театрализованных представле­ний, законов их драматургического построения поможет сценари­стам-режиссёрам в работе над созданием различных праздничных программ, при организации любых праздничных событий.

Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите разновидности современных праздничных про­грамм.

  2. Дайте характеристику каждой разновидности современных праз­дничных программ.

  3. Назовите принципы организации сценарного материала.

  4. Перечислите формы, представляющие каждую разновидность современных праздничных программ.

  5. В чём отличие метода театрализации от метода иллюстрации?

  6. Почему праздник представляет собой комплексную форму?

Литература:

  1. Аскеров А., Леонов М. Беседы об агитбригаде. - М.: Сов. Россия, 1985.

  2. Вершювский Э.В, Режиссура массовых клубных представлений. -Л.: ЛГИК, 1977.

  3. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. -Л.: ЛГИК, 1972.

  4. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Метод, пособие для ре­дакторов и методистов НМЦ. - М.: ВНМЦНТ и КПР им. Крупской, 1989.

  5. Маршак М.И. Клубный сценарий. - М.: Профиздат, 1975.

  6. Сидельников B.C. Образное решение агитпредставлений. - М.: Просвещение, 1981.

  7. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. — М.,


Дополнительная литература:

  1. Баскин М.И. Музыка как выразительное средство театрализации / / Театрализация как творческий метод культурно-просветительной ра­боты. Сб. науч. тр. ЛГИК. - Л., 1983. - С. 93-112.

  2. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? - М.: Политическая ли­тература, 1989. - С. 28-113.

  3. Генкин Д., Конович А. Возможности использования художествен­ных выразительных средств в методике театрализации // Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Сб. науч. тр. ЛГИК. -Л., 1983. - С. 74-92.


Глава 2. Сценарии как вид драматургии

1. Сценарий как драматургическая форма театрализованных представлений

С развитием общества развивается и его праздничная культу­ра, а вместе с ней повышается спрос на художественно-образную организацию праздничных событий. В связи с этим в настоящее время заметно выросла потребность в добротной сценарной дра­матургии. Вместе с тем, процесс создания такой драматургии не прост. Помимо творческих способностей и больших человечес­ких затрат процесс создания сценариев требует профессиональ­ных знаний умений и навыков. Как создать хороший, грамотный сценарий? Каковы особенности сценариев театрализованных действ? В чём сущность и специфика сценариев театрализован­ных представлений и праздников? Эти вопросы волнуют каждого, кто вступает на путь сценарного творчества, так как они невольно возникают у начинающих сценаристов уже на первом этапе их творческого процесса.

К проблеме сценариев, сценарной драматургии неоднократно обращались известные теоретики и практики театра, кино, радио, телевидения и, конечно же, театрализованных представлений и праздников. Известны взгляды на сценарную драматургию праз­дничных действ Д.М. Генкина, Д.Н. Аля, А.И. Чечётина, А.А. Коновича, А.Д. Силина, О.И. Маркова, Г.Д. Литвинцевой и других теоретиков и практиков театрализованных представлений и празд­ников. Вместе с тем, теоретический материал разбросан по разным литературным источникам, что создаёт трудности для создания полной картины знаний о данном предмете. Многие теоретические разработки, изданные ещё в советское время, устарели по причине насыщенности идеологией, а вместе с ней и не воспринимающи­мися современной молодёжью примерами из практики тех лет.

В настоящем разделе мы попьггаемся обобщить взтяды на данную проблему, тем самым создать наиболее полную картину о суошости и специфике сценариев театрализованных представле­ний и праздников.

Итак, сценарий является первоначальным моментом в твор­ческом процессе работы по созданию театрализованных пред­ставлений и праздников. Это драматургическая форма любого те­атрализованного действа. Сценарий является драматургической основой театрализованных представлений и праздников. По­этому, прежде чем приступить к постановочной работе над оче­редной праздничной программой, необходимо разработать сцена­рий будущего праздничного действа.


По определению известного теоретика и практика массовых праздников Д.М. Генкина, «сценарий - это подробная литератур­но-режиссерская разработка содержания театрализованного праз­дничного действа. Обычно сценарий в строгой последовательнос­ти и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элемен­тах действия, показывает авторские переходы от одной части дей­ствия к другой, приводит примерное направление всех публицис­тических выступлений, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия» (16, 102). Такой подход к определению сценария говорит о его многоплановости и сложности. Предло­женная Д.М. Генкиным структура сценария даёт возможность в процессе творческой работы по созданию будущего праздничного действа и литературной фиксации его содержания ничего не упу­стить, продумать и решить все необходимые моменты по вопло­щению сценарно-режиссёрского замысла. Дополнение к данному определению сценария даёт известный режиссёр массовых теат­рализованных представлений и праздников А.Д. Силин. В своём определении сценария он делает акцент на его режиссёрский ас­пект. В книге «Театр выходит на площадь: Специфика работы ре­жиссёра при постановке массовых театрализованных представле­ний под открьггым небом и на больших нетрадиционных сцени­ческих площадках» он пишет: «Когда мы говорим о сценарии мас­сового представления, то менее всего имеем в виду сценарий в кинематографическом или телевизионном значении этого слова, то есть некое литературное произведение, в котором по сравнению с традиционной пьесой лишь слегка расширено описание зри­тельного ряда. В данном случае «сценарий» - всего лишь обще­принятый термин. По форме он гораздо больше приближается к оперному или балетному либретто или к сценарию пантомимы, это описание действенно-событийной линии с развёрнутыми и подробными постановочными ремарками, это специфический ре­жиссёрский сценарий» (58, 14).

Взгляд А.Д. Силина на сценарий как либретто заставляет нас обратить внимание на необходимость подробной фиксации в сце­нарии всех действий участников театрализованного представле­ния, которые планируются в ходе его проведения. Указывает на обязательность детальной разработки и фиксации действий испол­нителей театрализованного представления, работающих во всех жанрах, на последовательную фиксацию всех драматургических, режиссерских и постановочных решений отдельных номеров, свя­зок, всех выразительных средств, создающих сценическую атмос­феру праздничного действа и раскрывающих его содержание. Та­ким образом, сценарий — это результат тесного творческого со­трудничества сценариста и режиссёра или творчества режис­сёра-сценариста в одном лице. В связи с этим нам необходимо помнить, что сценарий должен содержать как драматургичес­кое, так и режиссёрское решение. Поэтому сценарий не пред­назначен для чтения, он служит драматургической основой для сценического воплощения, будущего театрализованного действа. Кратко и ёмко сформулировал понятие сценария СМ. Массарский: «Сценарий - это зафиксированная авторам сюжетно-образная концепция массового действа, на основе найденной и постав­ленной им проблемы, праздничного события» и далее уточняет: «Сценарий - это подробная литературная (режиссёрская) разра­ботка сюжетно-образного построения массового действа» (40). Обобщённое определение, вбирающее, на наш взгляд, в себя все предыдущие определения сценария даёт нам А.И. Чечетин. Он определяет сценарий театрализованного представления «как спо­соб фиксации будущего единого действия представления любого вида и разновидности, по возможности во всем объеме вырази­тельных средств» (70, 101).