ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 475
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Ведущие закрывают двери музея, однако она сразу же открывается, и из музея на крылечко выбегают три мальчика в крестьянской одежде (белые косоворотки и тёмные штаны, у Ильи на голове картуз). Они оглядывают площадку перед музеем.
Ведущий: Это ещё кто?
Ведущий: (Рассматривая мальчишек). Я думаю, это тоже герои тургеневских произведений.
Ведущий.: Конечно же, это они, как же я сразу не догадалась! Это мальчишки из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Они также не удержались и решили рассказать сегодняшним орловцам свои истории.
Ведущий: Тогда послушаем?
1 Ведущий: Послушаем и заглянем в мир крестьянских мальчишек, в мир простых русских людей, о которых с большой любовью писал Иван Сергеевич Тургенев.
«Живу Россией!»
Мальчишки с разных сторон спускаются с крылечка и выбегают на газон, слева от центральной площадки. Слышится пение птиц, жужжание луговых «жителей».
Илья: Эй, ребята!
Ваня: Федя, Костя! Айда к нам!
Из дверей музея И.С. Тургенева выбегают Федя и Костя ( у Феди на голове картуз). В это время Илья и Павел выносят со стороны правого крыла музея лист кровельного железа с ветками для костра. Костя поджигает ветки. Ребята располагаются на площадке у костра и неспешно ведут свой разговор. Они располагаются на подготовленной площадке перед музеем И.С. Тургенева, разводят костер.
Идёт инсценировка отрывка из рассказа И.С Тургенева «Бежин луг».
Федя: А что, Ильюша, расскажи, как ты видел домового.
Илья: Нет, я его не видел, да и его видеть нельзя, а слышал... Да и не один я.
Павел: А где он у вас водится?
Илья: В старой рольне.
Федя: Ну, так как же ты его слышал?
Илья: А вот как. Пришлось нам с братом Авдюшкой, да с Федором Михеевским, да с Ивашкой Косым, да с другим Ивашкой, что с Красных Холмов, да еще с Ивашкой Сухоруковым в старой рольне заночевать. Вот мы остались да и лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что, мол, ребята, ну как домовой придет? И не успел он, Авдей-то проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас заходил. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат. Пошел он к двери наверху, да по лестнице спущаться стал, и этак спущается, словно не торопится; ступеньки под ним так и стонут. Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал снова - дверь вдруг так вся и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим - ничего ... Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто его полоскал, да и опять на место, потом будто кто-то к двери подошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно как... Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли... Уж как же мы напужались в ту пору!
Павел: Вишь, как! Чего ж он раскашлялся?
Илья: Не знаю, может, от сырости.
(Молчание).
Костя: Нет, я вам что, братцы, расскажу, послушайте-ка, намеднись что тятя рассказывал.
Федя: Ну слушаем.
Костя: Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?
Вместе: Ну да, знаем.
Костя: А знаете ли вы, чего он такой все невеселый, все молчит, знаете? Вот отчего он невеселый: пошел он раз, тятеньке говорил, пошел он, братцы мои, в лес по орехи, да и заблудился; зашел, бог знает куда зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! Не может найти дороги, а уж ночь на дворе. Вот он прилег под дерево и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять задремал -опять зовут. Опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается, его к себе зовет, а сама смеется. Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его все к себе этак рукой зовет. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да знать господь надоумил: положил-таки на себя крест. А рука как каменная, не ворочается... Вот положил он крест, братцы мои, русалка-то смеяться и перестала, да вдруг как заплачет: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; но не одна я теперь убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут, она братцы мои, и пропала. А Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу-то, выйти... А только с тех пор он все невеселый ходит.
Федя: Эка! Как же это лесная нечисть может христианскую душу испортить?
Костя: Да вот, поди ты!
Федя: Твой батька сам это рассказывал?
Костя: Сам. Я лежал на полатях, все слышал.
Павел: Чудное дело! Чего ему быть невеселым? А, знать он ей понравился, что позвала его.
Илья: Да, понравился! Как же! Защекотать она его хотела, это ихнее дело.
Федя: А ведь и здесь вот должны быть русалки.
Костя: Нет. Здесь место чистое. Одно - река близко.
Илья: А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицахп-риключилось?
Федя: На плотине?
Илья: Да, на плотине, на прорванной.
Костя: Вот уж нечистое место и глухое такое.
Павел: Ну, что такое случилось, сказывай...
Илья: А вот что случилось. Вы, может быть, и не знаете, а только там у нас утопленник похоронен, а утопился он давным-давно... А вот на днях зовет приказчик псаря Ермилу, говорит: «Ступай, мол, Ермил, на пошту». А Ермил у нас завсегда за поштой ездит. Вот поехал оно за поштой, а ночь такая светлая, месяц светит; такая уж его дорога вышла. Едет он этак и видит: у утопленника на могиле барашек, белый такой, похаживает. Вот думает Ермил: «Сем возьму его, что ему так пропадать». Взял он его на руки и поехал дальше. А лошадь-то на него таращится, храпит, головой трясет. Отпрукал он её и дальше едет. А барашка в руках держит. Смотрит он на него, а барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему-то стало, Ермилу-псарю. Стал он его этак по шерсти гладить и говорит: «Бяша, бяша!». А баран вдруг как оскалит зубы да ему тоже: «Бяша, бяша!».
Павел: Говоришь, в Варнавицах это было? Ещё бы! Место-то нечистое.
Костя: Варнавицы? Еще бы! Ещё какое нечистое.
(Звучит фонограмма - свист куликов)
Федя: Что это?
Павел: Это кулички летят, посвистывают.
Илья: Куда ж они летят?
Павел: А туда, где, говорят, зимы не бывает.
Костя: А разве есть такая земля?
Павел: Есть!
Федя: Далеко?
Павел: Далеко, далеко, за теплыми морями.
По окончании эпизода «Бежин луг» из музея Тургенева выбегают двое мальчишек - Саша и Антон, одетые в белые косоворотки и чёрные штаны.
Саша: Эй, ребята, барин приехал!
Антон: Айда барина смотреть!
Федя: Барин приехал! Барин приехал!
Павел (обращаясь к зрителям): Барин приехал, Иван Сергеевич приехал!!!
Мальчик: Вставайте с нами в хоровод, будем песни петь, хороводы водить и Ивана Сергеевича славить!
Все вместе бегут к крыльцу В это время хореографический ансамбль заводит хоровод «Орловские наигрыши». В этом им помогают мальчишки: они завлекают в хоровод зрителей.
По окончании хоровода его участники выстраиваются перед крыльцом справа и слева. КС. Тургенев выходит из дверей музея и останавливается на крыльце. Участники хоровода встречают великого писателя поклонам.
Тургенев: Здравствуйте, дорогие земляки! Приветствую вас, орловчане, в столь знаменательный для Орловщины день! Очень рад видеть вас в добром здравии и в хорошем настроении!
На площадку перед музеем выходит фольклорный ансамбль, в исполнении которого звучит величальная песня «Ой Иван ты Ванович». По окончании песни фольклорный коллектив отдаёт поклон И. С. Тургеневу и отходит в правую сторону от крыльца музея.
Тургенев: Спасибо! Спасибо! Как приятно видеть родные, такие милые сердцу лица!
На словах Тургенева со стороны левого крыла музея (ул. Тургенева) на рабочую площадку перед крыльцом музея выходит фольклорный ансамбль. Он исполняет песню «Кусты-листы». По окончании песни другой фольклорный коллектив исполняет плясовую песню «Шёл Ванюшка».
Тургенев: Хорошо, когда радуется человек! И вдвойне хорошо, когда радуется русский человек!
Звучит «Камаринская» в исполнении ансамбля гармонистов. По окончании произведения, гармонистов на площадке сменяет хореографический коллектив, который исполняет хореографическую композицию «Девичьи забавы». За это время мальчики из эпизода «Бежин луг» (Костя, Федя, Павел, Ваня, Илья) расположились на крылечке неподалеку от И. С. Тургенева. Они спорят, а затем решили о чём-то спросить барина, но им страшновато, они все его побаиваются. Когда хореографический коллектив покидает площадку, Федя толкает Костю ближе к барину.
Федя Косте: Спроси, спроси!
Костя к Илье: Давай ты.
Илья: Почему я?
Федя: Ну, давай спроси.
Илья: Не было такого уговора, чтобы я спрашивал.
Павел: Эх вы, вороны! (к Тургеневу): Барин, вот вы часто по заграницам ездите, а, правда, говорят, что эта самая заграница, меньше нашей матушки Руси?
Тургенев: Правду, правду говорят ребята. Сколько ни ездил, а нигде не встречал этаких необозримых просторов, как у нас в России. Далеко видно кругом. Свежо, весело, любо.
Звучит фольклорная песня «Орёл стокрылый» в исполнении фольклорных коллективов.
Федя: А я, намедни, от Ильюшки, что с Варнавиц, слышал, что люди там в этих заграницах, богато живут.
Костя: Да брешет он, твой Ильюшка-то!
Федя: Вот тебе крест.
Илья: И мне тятенька сказывал, что живут там все в хоромах каменных, высоких, высоких! Вот побывать бы там да посмотреть.
Павел: Да и остаться там. Жить - не тужить. Правда ведь, Иван Сергеевич?
Тургенев: Нет, ребята. В гостях хорошо, а дома лучше.
Федя: Чем же это лучше?
Илья: Надоело уже все, поди.
Тургенев; А тем лучше, что здесь ты дома. Здесь все твоему сердцу близкое, родное... Здесь и люди лучше и дышится легче, и кто мне растолкует то отрадное чувство, которое всякий раз овладевает мною, когда я подъезжаю к Орлу? В этом зрелище нет ничего пленительного - мне весело. Это и есть, дорогие мои, чувство Родины... И чтобы ни говорили, а мне всё-таки моя Русь дороже всего на свете. Да и как может эта красота надоесть?
Костя: И то правда. Вот, например, у нас, на Красивой-то на Мечи. Взойдешь ты на холм, взойдешь - и, господи, боже мой, что это? И река, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга. Далече видно, далече, а... Вот как далеко видно...Смотришь, смотришь, ах ты, право!
Звучит лирическая песня «Калинушка с малинушкой» в исполнении фольклорного коллектива. По окончании песни хореографический коллектив исполняет танцевальную композицию «Брови».
Костя: А вот говорят еще, что наш человек против иностранца не выстоит.
Павел: Это как же так не выстоит?
Костя: Ну, если тот войной пойдет.
Павел: Это ты, брат, привираешь. Правду ведь я говорю, Иван Сергеевич?
Тургенев: Расскажу я вам, ребята, случай, который вышел со мной. А вы и решите, выстоит наш русский человек или нет.
Шел я однажды по аллее сада, собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила шаги и начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья, он упал из гнезда и сидел, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище - он жертвовал собой! Каким громадным чудовищем должна была ему показаться собака. И все-таки он не мог усидеть на высокой безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его. Мой Трезор остановился, попятился... Видно и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея. (Ребята засмеялись). Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед ее любовным порывом... Любовь думал я сильнее смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. А кто, как не русский человек, способен так беззаветно любить свою родину, свою землю и, не задумываясь, жизнь за неё отдать. Вот и решайте, выстоит русский человек или не выстоит!
Павел: Эх ты, ворона! «Не выстоит!» Да если весь наш русский люд соберется, то мы еще посмотрим, кто не выстоит.
Костя: Да ладно, ладно, чего уж, вот пристал...
Хореографический ансамбль исполняет «Русскую плясовую».
Тургенев: Хорошо пляшут! И откуда столько удали, сноровки, силы в русском человеке? Он с любым может потягаться.
Вот помню, забрёл я как-то, возвращаясь с охоты, в дорожный кабак. И до сих пор не могу забыть тех людей, с которыми мне там довелось встретиться.
На площадку перед крыльцом выходят герои рассказа КС. Тургенева «Певцы»:
Моргач, Яшка Турок, Дикий Барин, Обалдуй, Рядчик.
На правую сторону площадки мальчишки выносят стол и скамью.
Идёт инсценировка отрывка из рассказа «Певцы».
О.: Иди, иди же! Иди, Моргач, иди! экой ты, братец, ползешь, право слово. Это не хорошо, братец, тут ждут тебя, а ты вот ползешь... Иди.
М.: Ну, иду, иду, иду, любезный. Зачем ты меня зовешь! Кто меня ждет!
О.: Зачем я тебя зову! Экой ты, Моргач, чудной, братец; ха-ха. Тебя зовут в кабак, а ты еще спрашиваешь: зачем! А ждут тебя все люди добрые: Турок Яшка, да Дикий Барин, рядчик с Жиздры. Яшка-то с рядчиком об заклад побились: осьмуху пива поставили кто кого одолеет, лучше споет то есть...понимаешь?
М.: Яшка петь будет? И ты не врешь, Абалдуй?