Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 483

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в искусстве нравственные принципы творчес­кой личности неотделимы от профессионального мастерства. И.С. Тургенев, в письме к Л.Н. Толстому писал: «Всякому человеку следует, не переставая быть человеком, быть специалистом; специализм исключает дилетантизм... а дилетантом быть—значит быть бессильным».

Константин Сергеевич Станиславский не признавал профес­сионального воспитания артиста вне его этического воспитания. Поэтому душу его «системы» составляет учение об артистичес­кой этике. Большое внимание этике в творчестве актёра и режис­сёра уделял А.Д. Попов. Для него этика приобретает значение «не­обходимейшей гигиены творческого процесса». В связи с этим целью современной театральной педагогики является «воспита­ние художника, для которого искусство не только профессия и мастерство, но и его гражданское служение, его нравственный долг» (54, 54).

Следовательно, быть сценаристом - значит быть не просто творческой личностью, а быть художником-гражданином, чётко определившим для себя сверх-сверхзадачу своего творчества, ко­торая вбирает в себя и жизненную цель, и мировоззрение, и ду­ховное содержание, и понимание своей общественной миссии. Именно сверх-сверхзадача сценариста и поможет автору выйти за пределы чувственного и интуитивного творчества и потребует его осмысления с философских и гражданских позиций, а также оп­ределит тот свет идеи, который проявится в сценарно-режиссёрском замысле разрабатываемого праздничного действа. Необходи­мо стремиться, чтобы сценарий театрализованного действа, как и художественная ткань любого произведения искусства, представлял собой целостность, подобную живому организму. Однако для этого нужна не просто «техника», а, если можно так сказать, нужен «весь» художник. И здесь уместно напомнить утверждение великого ре­жиссёра-педагога Константина Сергеевича Станиславского: «Каж­дый шаг, каждое движение во время творчества должны быть ожив­лены и оправданы нашим чувством. Всё, что не пережито..., остаёт­ся мёртвым» (59, 259). Вот, например, что писал Я.И. Полонский о том, что такое доводить форму лирического стихотворения до возможного для нее изящества: «Это, поверьте, не что иное, как отде­лывать и доводить до возможного в человеческой природе изяще­ства свое собственное, то или иное, чувство... Трудиться над стихом для поэта - то же, что трудиться над душою своей».

Создание художественного произведения вбирает в себя не только труд над осмыслением окружающей и собственной жизни автора, труд над построением произведения, но и труд над «ду­шою своей», И когда для художника это не три разных вида дея­тельности, а единый творческий процесс, тогда жизнь, содержа­щаяся внутри созданного произведения, как малая вселенная, бу­дет отражать и проявлять в себе вселенную, полноту человечес­кой жизни, всю целостность бытия. Такое произведение становится «ничем не заменимой формой приобщения к этому большому миру воспитания подлинной человечности, формирования целостной, всесторонне развитой личности» (79).


Всё это можно смело отнести и к творчеству сценариста теат­рализованных представлений и праздников, конечным продуктом творческой деятельности которого является создание такой дра­матургии праздничного действа, которая в момент её сценическо­го воплощения создаст особый художественный мир празднуемо­го события. Мир, близкий и интересный конкретной аудитории, создающий все условия для её непринуждённого общения. Мир неповторимой творческой атмосферы, вовлекающий всех собрав­шихся в происходящее, превращая зрителей в активных участников праздничного действа. Мир, вызывающий глубокое эмоциональное впечатление, связанное с конкретным праздничным событием. Мир, который вбирает в себя художественно организованное, педагоги­чески спрограммированное массовое действо, представляющее со­бой особое, чрезвычайно сложное явление искусства.

Таким образом, сценарное творчество, помимо особых при­родных данных, требует от сценариста наличия интеллекта, высо­кой культуры, жизненного опыта, развитой фантазии, владения сложным искусством композиции, способности мыслить образа­ми. И, главное — умение подчинять все части сценического произ­ведения единому идейно-художественному решению, которое воз­никло в соответствии с авторским видением поднимаемой проблемы и согласуется с неким единством в его душе, в окружаю­щих его людях, в мире.

Однако чтобы это произошло, чтобы творческий процесс по созданию сценариев театрализованных представлений имел каче­ственный результат, необходимо познать закономерности художе­ственного творчества, разобраться в особенностях и требованиях к драматургии театрализованных действ. Сценарист, прежде все­го, должен:

  • изучить законы классической драматургии;

  • выявить разновидности и особенности драматургии театра­лизованных представлений и праздников;

  • изучить виды и характер сценарного материала и средств выразительности разножанровых театрализованных действ;

  • познать «технологию» работы над сценариями;

  • уметь найти и сформулировать тему, выявить проблему, оп­ределить сверхзадачу и авторскую концепцию будущего сценария театрализованного действа;

  • познать суть и этапы создания сценарно-режиссёрского за­мысла театрализованного представления;

  • понять сущность сценарно-режиссёрского хода;

  • знать принципы отбора сценарного материала;

  • понять принципы выстраивания конфликта в сценариях те­атрализованных представлений и праздников;

  • овладеть законами композиции;

  • изучить и освоить приёмы монтажа эпизодов;

  • освоить приёмы драматургизации документального, местного материала;

  • уметь органически вводить художественный материал в ткань будущего сценария;

  • научиться подчинять смысл и задачу отдельного номера сверхзадаче всего сценария в целом;

  • постичь принципы соотношения номеров различных жан­ров со сценами из драматических или музыкальных спектаклей;

  • научиться из разрозненных кусков сценарного материала собирать единое целое, совмещая порой несовместимое, сталки­вая различные, порой противоположные, явления;

  • научиться мыслить не только плавно развивающимся непре­рывным действием, но и последовательностью отдельных, само­стоятельных кусков, номеров, складывая, соединяя их в единую динамически развивающуюся монтажную структуру;


  • научиться находить яркую форму выражения документаль­ному факту, историческому событию;

  • научиться выражать свою мысль ярким и ясным зрительным образом;

- уметь осуществить литературную запись сценария и т.д. Вместе с тем, до конца постичь творческий процесс создания

сценариев театрализованных представлений и праздников, на наш взгляд, можно только посредством личных проб и ошибок в ходе самостоятельного творческого процесса работы над сценариями различных театрализованных программ. И несмотря на то, что всегда этот процесс будет проходить по-разному, всякий раз сце­нарист будет открывать для себя какие-то новые истины и приоб­ретать определённый навык в конкретных этапах и нюансах этого сложного, загадочного и вместе с тем интересного дела. Станов­ление, совершенствование сценариста происходит с каждым твор­ческим процессом.

И если ты пытаешься овладеть искусством театрализованных представлений и праздников, то овладевай им до конца.

Вопросы для самопроверки;

  1. Каковы сущность и назначение искусства?

  2. Назовите личностные качества, определяющие художественный тип мышления.

  3. Назовите основные этапы творческого процесса.

  4. Каковы особенности сценарного творчества?

  5. Перечислите требования к художественному произведению.

  6. Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать сце­нарист?

  7. Назовите основные составляющие сценарной культуры режис­сёра театрализованных представлений и праздников.

Литература:

  1. Вершковский Э.В, Режиссура массовых клубных представлений. -Л.: ЛГИК, 1977.

  2. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. -Л.: ЛГИК, 1972.

  3. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Метод, пособие для ре­дакторов и методистов НМЦ. — М.: ВНМЦНТ и КПР им. Крупской, 1989.

  4. Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, ас­пирантов и студентов вузов культуры и искусств. - Краснодар: Изд. КГУ-КИ, 2004. - 408 с.

  5. Скляр И.Г. Эстетика сценического творчества актёра: Монография. - М.: МГУКИ, 2004. - 101с.

  6. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М., 1988.



2. Разновидности современных праздничных программ

Вся наша жизнь сопровождается множеством событий лично­го, коллективного и общественного характера, которые вызывают праздничное настроение, желание встретиться с друзьями, род­ственниками, сослуживцами или просто оказаться в праздничной толпе знакомых и незнакомых нам людей. В праздничный день нам хочется полюбоваться праздничной фиестой или салютом, послушать выступления известных политиков, писателей, худож­ников, принять участие в шуточных соревнованиях, конкурсах, потанцевать, послушать музыку, посмотреть на заезжих или мест­ных артистов, пообщаться с интересными людьми, спеть хором под гитару, побродить по праздничным улицам.

Хорошо или не очень, но эти праздничные события сегодня художественно орга­низованы. Масштаб праздничного действа, место проведения, форма, жанр и, соответственно, используемые средства вырази­тельности зависят, прежде всего, от значимости отмечаемого со­бытия.

Важную роль здесь играют потребности аудитории, для которой организуется праздничное событие, объём имеющихся финансовых средств, количество и уровень исполнительского мастерства творческих коллективов, которые могут быть задей­ствованы в театрализованном представлении, а также талант, нрав­ственные и гражданские позиции устроителей данного праздника. Анализ практики художественной организации праздничных событий выявил, что каждая программа имеет свой набор сценар­ного материала и разную степень участия в программе зрительс­кой аудитории. В результате выделяем следующую разновидность современных праздничных программ:

  • 1.Игровые;

  • 2.развлекательно-игровые;

  • 3.зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные;

  • 4.информационно-развлекательные;

  • 5.конкурсные;

  • 6.зрелищные;

  • 7.художественные и литературно-художественные;

  • 8.документально-художественные;

  • 9.документально-публицистические;

  • 10.церемониально-обрядовые;

  • 11.комплексные программы.

Данная разновидность программ предложена исходя из сце­нарного материала, который преобладает в той или иной програм­ме, а также степени участия в праздничном действе присутствую­щей аудитории. Остановимся на каждой программе отдельно.