ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 473
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Большим подспорьем в выявлении особенностей работы над созданием драматургии театрализованных представлений и праздников послужили работы Аля Д.Н., Вершковского Э.В., Жаркова Д.М., Литвинцевой Г.Д., Саруханова В.А., Чечётина А.И.
Особую роль при подготовке данного пособия сыграли труды доктора педагогических наук, профессора Маркова О.И. Созданная им методика работы над сценарием легла в основу авторского анализа этапов творческого процесса создания сценариев театрализованных представлений и праздников.
В изложении материала автору помог изученный и проанализированный им имеющийся опыт творческой деятельности известных режиссёров театрализованных представлений и праздников, педагогов, коллег.
Работая над пособием, автор опирался на собственный многолетний опыт работы в вузе в качестве преподавателя «Сценарного мастерства» и «Режиссуры театрализованных представлений и праздников», личную творческую практику по созданию сценариев, организации и проведению различных театрализованных представлений и праздников в институте, городе и области на различных сценических площадках.
В настоящем пособии автор систематизировал собранный и изученный материал и стремился в достаточно ясной, доступной форме рассмотреть особенности сценарного творчества, общие и особенные черты сценарной драматургии и последовательно проследить творческий процесс создания сценариев театрализованных действ.
Надеемся, что данное пособие поможет студентам - будущим режиссёрам театрализованных представлений и праздников - постичь все сложности сценарного творчества, что является важной составляющей их профессиональной деятельности.
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Создать качественный сценарий театрализованного представления или праздника сценаристу удаётся лишь при наличии сценарной культуры, процесс формирования которой подробно рассматривает в своём пособии О.И. Марков. Сценарная культура как художественно-педагогическое явление представляет собой «комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков интеграционного характера, необходимых для профессионально-художественного регулирования воспитательных процессов в обществе» (38, 17). Таким образом, в основе сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников лежит комплекс профессиональных характеристик личности режиссёра, обусловленных «спецификой сценарно-режиссёрского творчества, исторически сложившегося под влиянием интеграции тенденций системы искусств» (38, 14).
1. Особенности сценарного творчества
Что нужно сделать для того, чтобы наше искусство было созвучным и необходимым своей эпохе? Как найти тот кратчайший путь, который приведёт нас к сердцу и разуму современников? Эти вопросы всегда волновали и волнуют сценаристов, режиссёров, художников, тех, кому не безразлична судьба людей, для которых они создают свои произведения. Ответы на эти вопросы ищут те, У кого есть что сказать своим современникам, своим потомкам; те, кто не может не говорить о волнующих их проблемах, о том сокровенном и наболевшем, что волнует многих; те, у кого есть чем поделиться с другими. И каждый ищет свой путь, свои тропинки к сердцам и разуму читателей, зрителей, аудитории. Но важно помнить о том, предостерегает нас известный режиссёр-практик, один из наиболее глубоких теоретиков режиссуры Г. А. Товстоногов, что «зритель сегодня становится интеллигентнее. И на него надо работать, на этого зрителя. Не на неуча, не на невежду, а на человека, живущего чувством сопричастности всему, что происходит в мире. Время диктует новую формулу: сколько будет режиссеров-художников, столько будет и театров! То есть художественных организмов, достойных этого имени» (66, 31). В связи с этим Г.А. Товстоногов обращает наше внимание на то, что сегодня сценическое искусство, основной целью которого является формирование духовного мира современников, обязано быть не только человечным, но и умным. И если режиссёр в своём творчестве идёт верным путём, то он не должен бояться оказаться непонятым, так как к нему пришёл умный зритель. «Мы можем спорить с ним, расходиться во взглядах и вкусах, идти к признанию разными и неожиданными дорогами. Но есть одна великая истина и великая загадка: все вкусы сходятся, все симпатии объединяются перед лицом большого искусства» (66, 17). Эти высказывания великого театрального режиссёра ГА. Товстоногова сегодня особенно современны. И несмотря на то, что не все разновидности современных театрализованных действ, в силу своей специфичности, требуют создания целостного художественного образа праздничного события, сценаристу, работая над созданием театрализованного представления или праздника, необходимо помнить об этом и стремиться в своих помыслах к высокому, прекрасному и великому. А для этого необходимо познать путь к великому искусству, выявить и понять закономерности художественного творчества.
Однако что же такое искусство? Каковы его сущность и назначение? Исходя из толкований данного понятия такими известными мыслителями, как Аристотель, Гегель, Белинский, Чернышевский и др., искусство - это прежде всего особая форма познания, осмысления, оценки и интерпретации окружающего мира. Согласно данной трактовке, главным смыслом искусства является воспроизведение тех или иных сторон окружающей нас действительности, чтобы лучше понять их с целью постижения истины. Главное отличие искусства от других сфер общественного познания и деятельности в том, что оно «удовлетворяет универсальной потребности человека - восприятию окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности» (81, 118).
Л.И. Новикова, сопоставляя искусство с другими видами эстетической практики, пришла к выводу, что значение искусства состоит, прежде всего, «в познании, интерпретации и эстетической оценке действительности путём её художественно-образного воспроизведения, в развитии на этой основе эстетических потребностей и способностей. Поэтому, как продукт искусства художественное произведение имеет самостоятельную идейно-художественную ценность» (43, 14). Таким образом, мы видим, что процесс творчества, с одной стороны, находится в прямой зависимости от социальной действительности, нарушение законов которой приводит к невосполнимым потерям. С другой же стороны, в основе этого процесса находится субъект - художник, осуществляющий субъективный поиск.
Поэтому искусство, как утверждал Г.А. Товстоногов - бесконечный процесс и всегда поиск, движение. Создание очередного художественного произведения для художника, сценариста, режиссёра это всегда открытие чего-то нового, до сих пор неизвестного, что удивляет и волнует не только самого художника, но и тех, для кого это предназначено, что заставляет думать, размышлять, делать выводы. Искусство - это творчество, а творчество- это всегда тайна, которая существует, но которую никто не может разгадать, так как это процесс сугубо личностный, индивидуальный.
Вместе с тем, Л.А. Дмитриев в своей книге «Тайны творчества» изложил все законы драматургического творчества одной фразой:
«Чтобы написать полноценное драматическое произведение, нужны свежая тема, замечательная идея, оригинальный замысел, напряжённый конфликт, чёткая фабула, острый сюжет, яркие характеры, ёмкий диалог, чистота жанра, точная композиция, авторское кредо и художественный образ». И это не подлежит сомнению. Однако решить эти задачи не просто. По утверждению доктора филологии, профессора РАТИ, академика и одного из основателей Независимой академии эстетики и свободных искусств Марка Яковлевича Полякова, «художественное произведение -сложное эстетическое образование, состоящее из трех основных планов: 1) определенной материальной системы (звуков, слов, красок, в зависимости от рода искусства); 2) реализуемого этой системой сложного содержательного (семантического) поля; 3) идейно-эмоциональной системы (т.е. цепи идей, порождающих определенную надтекстовую «модель жизни»)» (50, 62). И все эти три основных пласта эстетической информации, по его мнению, и творят единство объективного и субъективного, сливаясь в органическую целостность конкретного художественного произведения. В теории искусства творческий процесс делится на три этапа:
познание и творческая переработка впечатлений и знаний действительности;
возникновение художественного замысла;
реализация замысла, его воплощение в произведение искусства;
Все эти этапы составляют творческий процесс создания сценариев различных театрализованных представлений и массовых праздников, так как сценарное творчество, как и творчество художника любого направления, представляет собой специфический тип художественного мышления.
Художественный тип мышления определяют следующие качества:
мировоззрение, мироощущение, мировосприятие;
художественные способности;
природная одарённость с её чувственно-эстетическим восприятием мира.
Быть творческой личностью - значит иметь определённые духовные данные, особую, эмоциональную восприимчивость, наблюдательность, воображение, фантазию. Истинный художник от других людей отличается, прежде всего, умением видеть. Видеть то, чего не замечают другие, уметь из каждой ситуации выносить самое существенное, её зерно, её атмосферу. «Не все люди внимательны к цвету, хотя все окружающее нас имеет цвет; не все внимательны к звуку, хотя каждый окружен звуками; не все внимательны и к слову, хотя все пользуются им; не все интересуются действием, хотя не существует бездействующих. Для потребителя «материал искусства» сам по себе никакой цены не представляет -на то он и материал. Его ценит и изучает специалист, потому что он ему нужен - из него он создает то, что может быть оценено и другими» (27, 287). Истинный художник воспринимает и оценивает окружающий его мир по-своему, видит в частных явлениях общечеловеческий смысл. Так, по Р. Гамзатову, «в одной капле дождя спит потоп», по О. Хайяму - «в зерне - вся жатва», по девизу на шекспировском театре «Глобус» - «весь мир играет комедию...» Такое уменье видеть обусловлено соответствующей потребностью и надлежащей вооружённостью, а единый зародыш того и другого называют способностями, дарованием, талантом» (27,550), -утверждает П.М. Ершов в своей книге «Искусство толкования», рассуждая о режиссёрском творчестве.
Вместе с тем, возможность реализации дарования определяет лишь труд, так как способности, не помноженные на труд, бесплодны. И только труд даёт общественную ценность любому природному дарованию. Поэтому не нужно надеяться на пословицу, которая гласит о том, что поэтами родятся. Она верна лишь отчасти, так как человек, родившийся поэтом, ещё должен им стать. А это немыслимо без упорного каждодневного труда. Поэтому будущему сценаристу необходимо воспитать в себе потребность постоянной работы над собой. И лишь когда читать, наблюдать, анализировать, сочинять станет для него обычным занятием, жизненной необходимостью, а сознание и сердце ежеминутно будут радоваться познанному, увиденному и придуманному им, результат не заставит себя долго ждать. При этом нужно помнить, что художественное произведение представляет собой сложное эстетическое идейно-художественное явление. И понять, что перед нами художественное произведение, - это, прежде всего, значит понять и почувствовать, что оно может быть только таким, как оно есть: и в целом, и в каждой своей частице.
Рассматривая драму в системе художественной коммуникации, член Союза писателей и Союза театральных деятелей М.Я. Поляков говорит о том, что «система взаимоотношений между художественным произведением и действительностью мотивирована субъективной позицией писателя и внутренними законами художественного творчества. ...Произведение как некий идейно-художественный комплекс, как сообщение, осуществленное при посредстве языкового материала, во-первых, охватывает определенные явления действительности (объективный момент) и, во-вторых, выражает отношение к ней писателя (субъективный момент)» (50, 61). Поэтому рассуждая об искусстве театра, К.С. Станиславский, утверждал, что театр, отражая жизнь, не механически копирует её, а даёт художественный синтез жизненных процессов и явлений. Однако чтобы это произошло, «у художника должна быть собственная позиция, своя точка зрения, но всегда социально значимая, философская, этическая, эстетическая, глубина которой рождена его идейностью. Поэтому надо видеть мир с высоты социально-этического идеала. Вот высота, с которой художник смотрит на явления действительности. Чем значительнее этот идеал, тем большее общечеловеческое значение приобретает творчество художника» (54, 59).
Таким образом, мы видим, что истинный художник должен иметь нравственное здоровье и отзывчивое сердце, так как истинное искусство возникает лишь на прочной основе нравственных этических убеждений и ценностей. Его цель - утверждение добра, утверждение гуманизма. В своё время Лев Толстой писал: «Люди, мало чуткие к искусству, думают, что художественное произведение составляет одно целое, потому что все построено на одной завязке или описывается жизнь одного человека. Это несправедливо. Это только так кажется поверхностному наблюдателю: цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету» (67, 18).
Продолжая мысль Льва Николаевича Толстого, Марк Яковлевич Поляков утверждает, что смысл художественного произведения в отношении автора к изображаемым им явлениям действительности. И доказывает эту мысль на примере пьесы М. Булгакова «Бег», где мы находим не только изображение хода конкретных событий, личных судеб персонажей, но и особое понимание того, что лежит за пределами конкретных ситуаций драмы. «В основе идейно-эмоциональной субструктуры драмы лежит грандиозная метафора» (50, 60).