ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 470
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Так, посредством монтажного построения сценария праздника автору удалось раскрыть многогранность жизни и творчества И.С. Тургенева. Именно через размышления, диалоги на различные темы, стало возможным донести авторскую мысль, а также достичь педагогической цели праздника, его сверхзадачи - вызвать интерес к насыщенной, сложной жизни своего земляка, стремление более глубоко изучить творчество писателя.
Таким образом, выстраивание композиции в сценарной драматургии играет значительную роль и часто является основополагающим в развитии мысли автора театрализованного действа и донесении её до аудитории.
Активизация аудитории - ещё одна их характерных черт драматургии театрализованных представлений и праздников. Овладеть вниманием, разумом, чувствами будущей аудитории и повести её за собой уже с первых шагов театрализованного представления или праздника - главное требование к драматургии театрализованного действа. Привлечь внимание аудитории к театрализованному действу, заинтересовать темой, проблемой, «условиями игры», в которую его приглашают, чтобы увлечь авторской мыслью, превратить зрителя в участника театрализованного действа- одна из первостепенных задач автора. В связи с этим уже на этапе создания сценария автор программирует активизацию будущей аудитории. Известны такие приёмы активизации, как вербальный, физический, церемониально-обрядовый, игровой. Уже в процессе работы над сценариями театрализованных действ авторами программируется в ходе развития театрализованного действа прямое обращение к аудитории, к «реальным героям» праздничного действа, посредством предоставления слова, приглашения к микрофону или включения в определённое игровое, символическое или реальное действие. Зачастую в сценариях праздничных действ программируются шествия, переклички, церемониально-обрядовые действия, различные игровые ситуации, которые не только провоцируют, но и способствуют активному вовлечению аудитории в действие.
Дмитрий Михайлович Генкин акцентирует наше внимание на игре как наиболее эффективном методе вовлечения аудитории б массовое действо. По его утверждению, игра может выступать в условиях массового праздника как в качестве непосредственного активного занятия, так и в форме зрелища, как режиссёрский приём или сценарно-режиссёрский ход, а также игра как таковая, со своими игровыми условиями. Игра также может быть методом вовлечения человека и в более активное массовое действо, соответствующее его устремлению в том или ином праздничном действе. Так, празднуя значительное историческое событие, человек как бы вновь переживает его, идентифицируя себя в какой-то степени с героями события, воссоздавая их в своей памяти и в игровом театрализованном действии. В этом случае игра даёт человеку возможность персонификации, подражания положительным героев. Театрализованная игра, в известном смысле, выступает как резонатор, усиливающий переживания личности и несколько преобразующий их, создающий столь необходимый праздничный эмоциональный настрой. Театрализованное игровое действие может быть чрезвычайно важной, активной частью любого праздника и во многом способствовать его успеху.
Таким образом, драматургическая обработка жизненного материала, театрализация реального места действия и игра являются наиболее важными педагогическими методами организации массового праздника. Именно такой подход к организации театрализованных представлений и праздников позволят максимально активизировать аудиторию и вовлечь её в праздничное действо.
В ходе организации театрализованного действа мы можем использовать все приёмы активизации аудитории, что придаст праздничному событию демократичность и позволит создать условия для самовыражения личности и её активного участия в действии.
Итак, рассмотрев общие и специфические особенности драматургии театрализованных представлений и праздников, мы сделали ещё один шаг к постижению «тайны» сценарного творчества.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите общие черты драматургии театрализованных представлений и праздников с драматургией театральной.
2- Перечислите специфические особенности драматургии театрализованных представлений.
3. Что лежит в основе драматизации театрализованных представлений и праздников?
Чем отличается документ от жизненного факта? Перечислите виды документального материала.
Назовите средства искусства, используемые в сценариях театрализованных представлений и праздников.
Что характерно для метода театрализации?
Как выстраивается конфликт в сценариях театрализованных представлений?
Какую роль играет монтаж в сценариях театрализованных представлений и праздников?
Перечислите элементы композиции драматургии театрализованных представлений и дайте им характеристику.
Назовите приёмы активизации аудитории, встречающиеся в современной практике организации и проведения театрализованных представлений и праздников
Литература:
Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие. - М., 1998.
Волькенштейн В.И. Драматургия. Изд. 5-е. - М., 1969.
Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работа. - М., 1983.
Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветработника. - М., 1984. - С. 3-36, 93-110.
Генкин Д., Конович А. Массовые театрализованные представления. Учебно-методическое пособие ВНМЦНТ и КПР. - М.: ЛГИК, 1985. - С. 6-31.
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие. - М.: МГУК, 1998.
Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.: МГУК. 1998.
Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие для редакторов и методистов. НМЦ. - М.: МКРСФСР ВН МЦНТ и КПР, 1989.
Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988. — С. 16-27'
10. Массарский СМ. Сценарий рождается в клубе. Пособие для работников клубных учреждений, КСК, ПК и О. - М.: Мин. культ. СССР ВНМЦНТ и КПР, 1988.
13.Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений; История и теория. Учебное пособие для студентов институтов культуры. - М.: Просвещение, 1981.
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников, как и любого произведения искусства, проходит у каждого по-своему и всякий раз по-разному, воспроизвести весь процесс в его точной последовательности и мельчайших подробностях очень трудно или, можно сказать, практически невозможно. Вместе с тем, мы можем говорить об узловых моментах этого процесса, которые объединяют каждого, кто встаёт на путь творчества.
Новикова Л.И. предлагает нам сравнить протекание творческого процесса в сознании ученого и художника. Она пишет, что, несмотря на специфические отличия этого процесса, здесь можно обнаружить общие, сходные фазы. Например, «первый этап - постановка научной проблемы - по сути дела равнозначен замыслу художника; второй этап - поисковый - совпадает с периодом накопления жизненных впечатлений и других материалов, необходимых как ученому, так и художнику; третий этап - открытие, нахождение нужного решения, которое нередко сопровождается «вспышкой», «озарением» и дает положительный результат и в сфере науки, и в сфере искусства; четвертый этап - анализ и обоснование, доказательство научной гипотезы — соответствует композиционной разработке найденного сюжета у писателя, мелодии У композитора, изобразительного пластического мотива у художника; пятый этап — реализация научного знания, его выход в систему обучения, культуры и практической деятельности - подобен выходу в свет книги писателя, исполнению музыкального произведения перед аудиторией, выставка художника, где демонстрируются созданные им произведения» (43а, 68).
В настоящей главе мы попытаемся глубже проникнуть в тайны творчества и проследить творческий процесс более детально. С целью постижения технологии сценарного творчества, остановимся на особенностях творческого процесса создания сценарной драматургии.
Когда-то известный кинорежиссёр Сергей Герасимов сказал о том, что кинорежиссура есть тот же творческий процесс, что и создание литературного произведения, только протекающий в обратной последовательности. Поэтому режиссёр, по его убеждению может многому научиться на высоких образцах литературы. Сценаристам, режиссёрам - авторам театрализованных представлений и массовых праздников, также необходимо учиться на образцах лучших произведений литературы и искусства, так как творческий процесс создания сценариев театрализованных действ, как и любого художественного произведения, сложен и непредсказуем, всегда вызывает множество вопросов, на которые нельзя ответить однозначно. Творчество - это всегда тайна.
Поэтому прежде чем приступить к рассмотрению этапов работы над сценарием театрализованного действа, попытаемся приоткрыть завесу и проникнуть в тайну создания лучших образцов литературы и искусств, чтобы получить ответ на волнующие нас вопросы.
1. Закономерности творческого процесса
Известно, что искусство - это особая, самостоятельная форма познания действительности. Любое произведение искусства является результатом освоения и художественного отражения жизни. Однако, соприкасаясь с произведениями искусств, мы видим, что при всей их схожести с реальностью, при всем их жизнеподобии, созданный «художественный мир существенно отличается от мира реального обобщенностью персонажей, ситуаций, деталей и, главное, их подчиненностью единой художественной мысли, во имя которой этот художественный мир создается и раскрытию которой служит» (9, 148). Так, во имя более четкого проведения идейной установки, более полного выражения эстетического отношения к изображаемым явлениям в произведениях искусства возникают отступления от жизнеподобия. Искусство способно преувеличивать, пользуясь гиперболой, приуменьшать, прибегая к литоте, деформировать жизненные явления, используя гротеск, смещать их масштабы или заострять, как это происходит, например, в сатире. Вместе с тем, у этих отступлений в реалистическом искусстве всегда есть мера, которая не позволяет разрушать представления о действительности, отрываться от нее, отождествлять художественный мир с реальностью или принимать его за нее. В ходе творческого процесса предмет реальной действительности, его осмысление и оценка превращаются в содержание художественного произведения, лишь внутренне объединяясь и воплощаясь в художественной форме. Подчёркивая важность формы в искусстве, В.Г. Белинский однажды при встрече с Ф.М. Достоевским сказал: «Вы, художники, одной чертою, разом, в образе выставляете самую суть, чтобы ощупать это рукою, чтобы самому нерассуждающему читателю стало вдруг все, все понятно! Вот тайна художественности, вот правда в искусстве» (79, 306).
Таким образом, мысли и оценки авторов в отношении отображаемых явлений действительности в художественных произведениях «не существуют обособленно, но пронизывают изображаемые события, переживания, действия и живут только в единственно возможной форме воплощения данного жизненного содержания. В связи с этим следует помнить о том, что художественное произведение представляет собой внутреннее, взаимопроникающее единство содержания и формы. Вспомните всем известное стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может...» Обратите внимание на четкое построение этого талантливого поэтического произведения, которое становится совершенно естественным выражением высокого человеческого чувства - самоотверженной любви. Это сделано так изящно, что мы, проникаясь содержанием, не обращаем внимания на форму, так как она органично и ненавязчиво выражает суть стихотворения, воздействуя на наши чувства.