Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 470

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, посредством монтажного построения сценария праздника автору удалось раскрыть многогранность жизни и творчества И.С. Тургенева. Именно через размышления, диалоги на различные темы, стало возможным донести авторскую мысль, а также достичь педагогической цели праздника, его сверхзадачи - выз­вать интерес к насыщенной, сложной жизни своего земляка, стрем­ление более глубоко изучить творчество писателя.

Таким образом, выстраивание композиции в сценарной дра­матургии играет значительную роль и часто является основопола­гающим в развитии мысли автора театрализованного действа и донесении её до аудитории.

Активизация аудитории - ещё одна их характерных черт драматургии театрализованных представлений и праздников. Овладеть вниманием, разумом, чувствами будущей аудитории и повести её за собой уже с первых шагов театрализованного пред­ставления или праздника - главное требование к драматургии те­атрализованного действа. Привлечь внимание аудитории к театра­лизованному действу, заинтересовать темой, проблемой, «услови­ями игры», в которую его приглашают, чтобы увлечь авторской мыслью, превратить зрителя в участника театрализованного дей­ства- одна из первостепенных задач автора. В связи с этим уже на этапе создания сценария автор программирует активизацию буду­щей аудитории. Известны такие приёмы активизации, как вер­бальный, физический, церемониально-обрядовый, игровой. Уже в процессе работы над сценариями театрализованных действ авто­рами программируется в ходе развития театрализованного действа прямое обращение к аудитории, к «реальным героям» празднич­ного действа, посредством предоставления слова, приглашения к микрофону или включения в определённое игровое, символичес­кое или реальное действие. Зачастую в сценариях праздничных действ программируются шествия, переклички, церемониально-обрядовые действия, различные игровые ситуации, которые не только провоцируют, но и способствуют активному вовлечению аудитории в действие.

Дмитрий Михайлович Генкин акцентирует наше внимание на игре как наиболее эффективном методе вовлечения аудитории б массовое действо. По его утверждению, игра может выступать в условиях массового праздника как в качестве непосредственного активного занятия, так и в форме зрелища, как режиссёрский приём или сценарно-режиссёрский ход, а также игра как таковая, со своими игровыми условиями. Игра также может быть методом вовлечения человека и в более активное массовое действо, соот­ветствующее его устремлению в том или ином праздничном дей­стве. Так, празднуя значительное историческое событие, человек как бы вновь переживает его, идентифицируя себя в какой-то сте­пени с героями события, воссоздавая их в своей памяти и в игро­вом театрализованном действии. В этом случае игра даёт челове­ку возможность персонификации, подражания положительным героев. Театрализованная игра, в известном смысле, выступает как резонатор, усиливающий переживания личности и несколько пре­образующий их, создающий столь необходимый праздничный эмоциональный настрой. Театрализованное игровое действие мо­жет быть чрезвычайно важной, активной частью любого праздни­ка и во многом способствовать его успеху.


Таким образом, драматургическая обработка жизненного материала, театрализация реального места действия и игра яв­ляются наиболее важными педагогическими методами организа­ции массового праздника. Именно такой подход к организации те­атрализованных представлений и праздников позволят максималь­но активизировать аудиторию и вовлечь её в праздничное действо.

В ходе организации театрализованного действа мы можем ис­пользовать все приёмы активизации аудитории, что придаст праз­дничному событию демократичность и позволит создать условия для самовыражения личности и её активного участия в действии.

Итак, рассмотрев общие и специфические особенности дра­матургии театрализованных представлений и праздников, мы сде­лали ещё один шаг к постижению «тайны» сценарного творчества.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите общие черты драматургии театрализованных представ­лений и праздников с драматургией театральной.

2- Перечислите специфические особенности драматургии театра­лизованных представлений.

3. Что лежит в основе драматизации театрализованных представле­ний и праздников?

  1. Чем отличается документ от жизненного факта? Перечислите виды документального материала.

  2. Назовите средства искусства, используемые в сценариях теат­рализованных представлений и праздников.

  3. Что характерно для метода театрализации?

  4. Как выстраивается конфликт в сценариях театрализованных представлений?

  5. Какую роль играет монтаж в сценариях театрализованных пред­ставлений и праздников?

  6. Перечислите элементы композиции драматургии театрализован­ных представлений и дайте им характеристику.

  7. Назовите приёмы активизации аудитории, встречающиеся в со­временной практике организации и проведения театрализован­ных представлений и праздников

Литература:

  1. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие. - М., 1998.

  2. Волькенштейн В.И. Драматургия. Изд. 5-е. - М., 1969.

  3. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работа. - М., 1983.

  4. Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветработ­ника. - М., 1984. - С. 3-36, 93-110.

  5. Генкин Д., Конович А. Массовые театрализованные представления. Учебно-методическое пособие ВНМЦНТ и КПР. - М.: ЛГИК, 1985. - С. 6-31.

  6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб­ное пособие. - М.: МГУК, 1998.

  7. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. ака­демика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.: МГУК. 1998.

  8. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие для редакторов и методистов. НМЦ. - М.: МКРСФСР ВН МЦНТ и КПР, 1989.

  9. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-пе­дагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988. — С. 16-27'


10. Массарский СМ. Сценарий рождается в клубе. Пособие для работников клубных учреждений, КСК, ПК и О. - М.: Мин. культ. СССР ВНМЦНТ и КПР, 1988.

13.Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений; История и теория. Учебное пособие для студентов институтов культуры. - М.: Просвещение, 1981.


Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных пред­ставлений и праздников

Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников, как и любого произведения искусст­ва, проходит у каждого по-своему и всякий раз по-разному, вос­произвести весь процесс в его точной последовательности и мель­чайших подробностях очень трудно или, можно сказать, практи­чески невозможно. Вместе с тем, мы можем говорить об узловых моментах этого процесса, которые объединяют каждого, кто вста­ёт на путь творчества.

Новикова Л.И. предлагает нам сравнить протекание творчес­кого процесса в сознании ученого и художника. Она пишет, что, несмотря на специфические отличия этого процесса, здесь можно обнаружить общие, сходные фазы. Например, «первый этап - по­становка научной проблемы - по сути дела равнозначен замыслу художника; второй этап - поисковый - совпадает с периодом на­копления жизненных впечатлений и других материалов, необхо­димых как ученому, так и художнику; третий этап - открытие, на­хождение нужного решения, которое нередко сопровождается «вспышкой», «озарением» и дает положительный результат и в сфере науки, и в сфере искусства; четвертый этап - анализ и обо­снование, доказательство научной гипотезы — соответствует ком­позиционной разработке найденного сюжета у писателя, мелодии У композитора, изобразительного пластического мотива у худож­ника; пятый этап — реализация научного знания, его выход в сис­тему обучения, культуры и практической деятельности - подобен выходу в свет книги писателя, исполнению музыкального произведения перед аудиторией, выставка художника, где демонстрируются созданные им произведения» (43а, 68).

В настоящей главе мы попытаемся глубже проникнуть в тайны творчества и проследить творческий процесс более детально. С целью постижения технологии сценарного творчества, остановимся на особенностях творческого процесса создания сценарной драматургии.

Когда-то известный кинорежиссёр Сергей Герасимов сказал о том, что кинорежиссура есть тот же творческий процесс, что и создание литературного произведения, только протекающий в обратной последовательности. Поэтому режиссёр, по его убеждению может многому научиться на высоких образцах литературы. Сце­наристам, режиссёрам - авторам театрализованных представле­ний и массовых праздников, также необходимо учиться на образ­цах лучших произведений литературы и искусства, так как творческий процесс создания сценариев театрализованных действ, как и любого художественного произведения, сложен и непредсказу­ем, всегда вызывает множество вопросов, на которые нельзя отве­тить однозначно. Творчество - это всегда тайна.


Поэтому прежде чем приступить к рассмотрению этапов ра­боты над сценарием театрализованного действа, попытаемся приоткрыть завесу и проникнуть в тайну создания лучших образцов литературы и искусств, чтобы получить ответ на волнующие нас вопросы.

1. Закономерности творческого процесса

Известно, что искусство - это особая, самостоятельная форма познания действительности. Любое произведение искусства яв­ляется результатом освоения и художественного отражения жиз­ни. Однако, соприкасаясь с произведениями искусств, мы видим, что при всей их схожести с реальностью, при всем их жизнеподобии, созданный «художественный мир существенно отличается от мира реального обобщенностью персонажей, ситуаций, деталей и, главное, их подчиненностью единой художественной мысли, во имя которой этот художественный мир создается и раскрытию которой служит» (9, 148). Так, во имя более четкого проведения идейной установки, более полного выражения эстетического от­ношения к изображаемым явлениям в произведениях искусства возникают отступления от жизнеподобия. Искусство способно преувеличивать, пользуясь гиперболой, приуменьшать, прибегая к литоте, деформировать жизненные явления, используя гротеск, смещать их масштабы или заострять, как это происходит, например, в сатире. Вместе с тем, у этих отступлений в реалистическом искусстве всегда есть мера, которая не позволяет разрушать представления о действительности, отрываться от нее, отождествлять художественный мир с реальностью или принимать его за нее. В ходе творческого процесса предмет реальной действительности, его осмысление и оценка превращаются в содержание художествен­ного произведения, лишь внутренне объединяясь и воплощаясь в художественной форме. Подчёркивая важность формы в искусст­ве, В.Г. Белинский однажды при встрече с Ф.М. Достоевским ска­зал: «Вы, художники, одной чертою, разом, в образе выставляете самую суть, чтобы ощупать это рукою, чтобы самому нерассуждающему читателю стало вдруг все, все понятно! Вот тайна худо­жественности, вот правда в искусстве» (79, 306).

Таким образом, мысли и оценки авторов в отношении отобра­жаемых явлений действительности в художественных произведе­ниях «не существуют обособленно, но пронизывают изображаемые события, переживания, действия и живут только в единственно воз­можной форме воплощения данного жизненного содержания. В связи с этим следует помнить о том, что художественное произведение представляет собой внутреннее, взаимопроникающее единство со­держания и формы. Вспомните всем известное стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может...» Обратите вни­мание на четкое построение этого талантливого поэтического про­изведения, которое становится совершенно естественным выраже­нием высокого человеческого чувства - самоотверженной любви. Это сделано так изящно, что мы, проникаясь содержанием, не обра­щаем внимания на форму, так как она органично и ненавязчиво вы­ражает суть стихотворения, воздействуя на наши чувства.