Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 484

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, игровые программы создаются на основе различных игровых форм: игр, игр-аттракционов, викторин, загадок, лотерей, конкурсов, аукционов, эстафет и т.д. Наряду с игровыми форма­ми, здесь используется и художественный материал: поэзия, про­за, музыка, хореография, пластика и другие виды литературы и искусств, которые органично «вплетаются» в развивающееся дей­ство. Обязательное условие организации таких программ - акти­визация аудитории. Здесь нет зрителей - все являются участника­ми программы.

Само название развлекательно-игровых программ говорит о том, что их сценарии создаются на основе различных развлече­ний и игровых форм. Обычно это танцы, конкурсы, шарады, головоломки, викторины, состязания и многое другое, что позволяет аудитории самовыразиться, испытать и показать себя, выявить и продемонстрировать свои способности и возможности. И, конеч­но же, здесь также не обойтись без использования имеющегося многообразия художественного материала, который будет способ­ствовать созданию необходимой атмосферы развивающегося дей­ства, непринуждённого общения, самодеятельного творчества и активного отдыха собравшихся людей. Сценарии игровых и раз­влекательно-игровых программ представляют собой художествен­но организованную программу действий аудитории.

Несмотря на то, что само действие участников любой програм­мы являет собой зрелище, в отличие от двух предыдущих про­грамм, зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные програм­мы, помимо игровых форм (первая - и развлечений, включая и игровые формы - вторая), имеют в своей основе концертные но­мера различных жанров. То есть сценарии данных программ пред­ставляют собой синтез игрового и художественного материала - в первом случае и синтез различного рода развлечений, игровых форм и художественного материала - во втором случае, в одина­ковой степени, в равных пропорциях. Здесь аудитория является не только прямым участником предложенных программой форм дей­ствия, но и активным зрителем, сопереживающим происходяще­му, что способствует удовлетворению и формированию более ши­рокого спектра её потребностей.

Информационно-развлекательные программы выстраива­ются на основе документального материала, развлечений и игро­вых форм. Художественный материал может использоваться как равный среди вышеназванного основного сценарного материала, так и выполняющий вспомогательную функцию для эмоциональ­ного воздействия на аудиторию или создания условий для актив­ного отдыха. Информационный материал такого рода программ не должен быть тяжёлым для восприятия и преобладать над развле­кательно-игровыми формами. Идеальным является тот вариант, когда в программе игровые и развлекательные формы помогают донесению информации до аудитории и способствуют его осмыс­лению.


Структуру конкурсных программ составляют самые разно­образные конкурсы, которые отбираются исходя из целесообраз­ности конкурсной программы. Наряду с конкурсами, сценарным материалом, могут быть различные игровые формы, а также худо­жественный материал. Степень использования художественного материала и разнообразия игровых форм определяется принципа­ми организации сценарного материала и разновидностью конкур­сной программы. Степень активности аудитории здесь неодина­кова. Одни являются прямыми участниками действия, другие -зрителями, активно им сопереживающими.

В основе сценариев зрелищных программ может лежать толь­ко художественный материал во всём его многообразии. Сцена­рии зрелищных программ также могут выстраиваться на основе синтеза художественного и документального материала. И тот, и другой материал может быть использован в равной степени, а мо­жет преобладать один из названных видов сценарного материала. Зрелищные программы требуют разделения на зрителей и испол­нителей, хотя каждый сценарий данной разновидности програм­мирует в определённой степени активизацию аудитории. Зрелищ­ные программы отличаются разнообразием средств сценарной и режиссёрской выразительности, многожанровостью, неординар­ностью подачи и лёгкостью восприятия сценарного материала.

Художественные и литературно-художественные програм­мы выстраиваются на основе художественного материала и пред­полагают деление на зрителей и исполнителей. Вместе с тем, ис­ходя из принципов организации сценариев таких программ сте­пень активизации аудитории может быть разной. Одновременно в одной программе, сценарным материалом художественных про­грамм могут быть все разновидности искусства, и все они могут выступать здесь на равных, или один вид искусства может преоб­ладать над другим. Сценарным материалом художественной про­граммы может выступать и какой-то один вид искусства и цен­ность её от этого не снизится. Литературно-художественная про­грамма требует в равном соотношении литературного и художе­ственного материала, возможно и преобладание литературного материала. Если мы наблюдаем обратное, то тогда программа будет художественной. Названные программы могут раскрывать различные темы, поднимать проблемы, волнующие современного человека, восприятие таких программ требует подготовленного зрителя, способного воспринимать произведения искусства, уме­ющего думать, анализировать.


Документально-художественные программы в своей осно­ве содержат документальный материал. Художественный матери­ал является вторичным в процессе работы над созданием данной программы, хотя он может быть в сценарии такой программы в преимуществе, так как документальный, местный материал тре­бует образного решения. Местный материал в отдельных програм­мах такого вида может являться основным, а в других программах не использоваться вообще. Также в документально-художествен­ных программах обстоит дело и с активизацией аудитории. В од­них программах она максимальна, в других лишь на уровне сопе­реживания.

Документально-публицистические программы требуют максимальной активизации аудитории. Сценарным материалом здесь является документальный и местный материал. В центре внимания сценариста в процессе работы над сценарием должен быть реальный герой, какой-то конкретный человек, коллектив, группа или же какой то жизненный факт, общественно значимое событие, которое волнует конкретную аудиторию. Художествен­ный материал здесь несёт вспомогательную функцию, несмотря на то, что иногда преобладает над документальным и местным материалом в структуре сценария исходя из принципов организа­ции сценарного материала.

412-30

Сценарии церемониально-обрядовых программ в одном слу­чае в основе своей содержат документальный местный материал. Как и в документально-публицистических программах здесь сце­нарий выстраивается вокруг конкретных людей, в центре развива­ющегося действия находятся реальные герои. В другом случае в основе сценариев лежат традиционные церемониально-обрядовые действа конкретной местности, коллектива, семьи. Однако и те и другие программы предусматривают максимальную активность аудитории и проведение различных церемониально-обрядовых действ. Здесь обязательно использование художественного мате­риала, в одном случае как вспомогательного материала, в другом случае художественный материал может лечь в основу сценарно­го замысла, когда речь идёт о народных праздниках и обрядах.

Комплексные программы могут вбирать в себя весь выше­названный сценарный материал: документальный, публицистичес­кий, 207 группа местный, художественный, фольклорный. В комплексных формах широко используются церемониально-обрядовые действа, различные игровые формы, конкурсы, развлечения. Комплексные программы представляют собой сложную систему, состоящую из многообразия перечисленных выше программ, которые и являют­ся их составляющими. Так, одна комплексная программа может вбирать в себя документально-художественную программу, зрелищную, конкурсную, церемониально-обрядовую, игровую, раз­влекательную и др. Выстраивание сценариев комплексных про­грамм основывается на широкой организации деятельности учас­тников праздничного действа и использовании всего многообра­зия средств идейно-эмоциональной и иносказательной выразитель­ности.


В связи с драматургическими принципами организации сце­нарного материала каждый вид программы имеет свои внутрен­ние разновидности. Так, программы могут быть: дивертисмент­ными, тематическими, сюжетно-тематическими и театрали­зованными.

Дивертисментные программы иначе называют сборными. Та­кие программы включают в себя, согласно своей разновидности, определённый набор сценарного материала: игровых форм, раз­влечений, конкурсов, концертных номеров на различные темы. Они не требуют от сценарного материала тематического единства. От­бор сценарного материала для дивертисментных программ про­исходит исходя из воспитательных задач, стоящих перед их орга­низаторами, и существующих принципов отбора сценарного ма­териала, среди которых на первое место здесь выходят: принцип соответствия материала психолого-педагогическим и возрастным особенностям аудитории, принцип соответствия его художествен­но-эстетическим качествам, соблюдения принципов новизны и достоверности сценарного материала. Организация сценарного материала должна соответствовать особенностям места прове­дения программы и подчиняться принципам зрительского вос­приятия.

Тематические программы, помимо соблюдения вышеназванных принципов отбора и организации сценарного материала, тре­буют строгого подчинения отбираемого сценарного материала за­данной или выбранной теме будущего сценария. Организацию сценарного материала в сценарий программы необходимо осуще­ствлять в соответствии с принципами зрительского восприятия.

Сюжетно-тематические программы отличаются наличием в них сюжетного хода, который организует отобранный в соответ­ствии с разновидностью конкретной программы сценарный мате­риал. Отбор материала здесь происходит в соответствии с идейно-тематической направленностью программы, психолого-педагоги­ческими и возрастными особенностями аудитории и особеннос­тями сценической площадки или места проведения программы, в соответствии с художественно-эстетическим качеством материа­ла, его достоверностью и новизной. Выстраивание программы требует соблюдения логики развития сюжета, темы сценария и законов зрительского восприятия.

Театрализованные программы требуют, помимо всех вышепе­речисленных принципов отбора сценарного материала, соответ­ствующего определённой разновидности программы соблюдения принципа соответствия отбираемого материала сценарно-режиссёрскому замыслу будущего театрализованного действа. Художе­ственная организация отобранного сценарного материала осуще­ствляется методом театрализации. В свою очередь, метод театра­лизации требует организации сценарного материала по законам драматургии - создания художественного образа программы и организации деятельности аудитории. 207 группа


Вместе с тем ещё до сегодняшнего дня происходит путаница, даже, к сожалению, среди профессионалов в разграничении мето­да театрализации и метода иллюстрации в массовых действах. Уместно, на наш взгляд, заметить, что метод иллюстрации, кото­рый широко применяется в массовых формах, не менее интересен и значителен, чем метод театрализации. Главное - уметь им грамотно пользоваться. Метод иллюстрации представляет собой вне­сение элемента художественности (музыки, песни, танца, кино­фрагмента, отрывка из спектакля, концертного номера) в празд­ничную программу (дивертисментную, тематическую) без видо­изменения её формы. Использование метода иллюстрации способ­ствует расширению границ информации, сообщаемой аудитории в ходе программы, доступности её восприятия и более прочному её усвоению, делая этот процесс более живым и интересным, так как средства искусства повышают эмоциональное воздействие на аудиторию.

Театрализация, в свою очередь, требует, прежде всего, орга­ничного вплетения используемых средств выразительности в раз­вивающееся действие, их целостного единства с происходящим, а не сводится к костюмированию персонажей или иллюстрирован­ному использованию в праздничном действе отрывка драматур­гии или любого другого вида искусств. Театрализация представ­ляет собой сложный творческий метод, который может быть ис­пользован лишь в особых социально- психологических условиях и представляет собой синтез художественного вымысла и реаль­ной действительности, который рождает новое неповторимое до­кументально-художественное действие. Более того, театрализация требует не только наличия и завершённости развивающегося по законам драматургии действия, но и активизации аудитории, что в корне отличает её от иллюстрации.

Вместе с тем, в процессе создания сценария и при использова­нии метода иллюстрации, как и метода театрализации, сценарис­ту необходимо знать, о чём он хочет поведать аудитории, какую мысль и ради чего он будет ее утверждать, где будет проходить предстоящее действо.

Обычно для игровых, развлекательно-игровых, зрелищно-иг­ровых, информационно-развлекательных, конкурсных, зрелищных (концертных) программ больше характерны три первых принци­па организации сценарного материала.

Театрализованные программы данных разновидностей в прак­тике встречаются реже. Что касается зрелищных, литературно-художественных, документально-художественных, художе­ственно-публицистических, церемониально-обрядовых и комплек­сных программ, то они чаще бывают тематическими, сюжетно-тематическими и театрализованными. Комплексная программа может вбирать в себя все разновидности программ: дивертис­ментные, тематические, сюжетно-тематические и театрали­зованные.