ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 484
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Так, игровые программы создаются на основе различных игровых форм: игр, игр-аттракционов, викторин, загадок, лотерей, конкурсов, аукционов, эстафет и т.д. Наряду с игровыми формами, здесь используется и художественный материал: поэзия, проза, музыка, хореография, пластика и другие виды литературы и искусств, которые органично «вплетаются» в развивающееся действо. Обязательное условие организации таких программ - активизация аудитории. Здесь нет зрителей - все являются участниками программы.
Само название развлекательно-игровых программ говорит о том, что их сценарии создаются на основе различных развлечений и игровых форм. Обычно это танцы, конкурсы, шарады, головоломки, викторины, состязания и многое другое, что позволяет аудитории самовыразиться, испытать и показать себя, выявить и продемонстрировать свои способности и возможности. И, конечно же, здесь также не обойтись без использования имеющегося многообразия художественного материала, который будет способствовать созданию необходимой атмосферы развивающегося действа, непринуждённого общения, самодеятельного творчества и активного отдыха собравшихся людей. Сценарии игровых и развлекательно-игровых программ представляют собой художественно организованную программу действий аудитории.
Несмотря на то, что само действие участников любой программы являет собой зрелище, в отличие от двух предыдущих программ, зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные программы, помимо игровых форм (первая - и развлечений, включая и игровые формы - вторая), имеют в своей основе концертные номера различных жанров. То есть сценарии данных программ представляют собой синтез игрового и художественного материала - в первом случае и синтез различного рода развлечений, игровых форм и художественного материала - во втором случае, в одинаковой степени, в равных пропорциях. Здесь аудитория является не только прямым участником предложенных программой форм действия, но и активным зрителем, сопереживающим происходящему, что способствует удовлетворению и формированию более широкого спектра её потребностей.
Информационно-развлекательные программы выстраиваются на основе документального материала, развлечений и игровых форм. Художественный материал может использоваться как равный среди вышеназванного основного сценарного материала, так и выполняющий вспомогательную функцию для эмоционального воздействия на аудиторию или создания условий для активного отдыха. Информационный материал такого рода программ не должен быть тяжёлым для восприятия и преобладать над развлекательно-игровыми формами. Идеальным является тот вариант, когда в программе игровые и развлекательные формы помогают донесению информации до аудитории и способствуют его осмыслению.
Структуру конкурсных программ составляют самые разнообразные конкурсы, которые отбираются исходя из целесообразности конкурсной программы. Наряду с конкурсами, сценарным материалом, могут быть различные игровые формы, а также художественный материал. Степень использования художественного материала и разнообразия игровых форм определяется принципами организации сценарного материала и разновидностью конкурсной программы. Степень активности аудитории здесь неодинакова. Одни являются прямыми участниками действия, другие -зрителями, активно им сопереживающими.
В основе сценариев зрелищных программ может лежать только художественный материал во всём его многообразии. Сценарии зрелищных программ также могут выстраиваться на основе синтеза художественного и документального материала. И тот, и другой материал может быть использован в равной степени, а может преобладать один из названных видов сценарного материала. Зрелищные программы требуют разделения на зрителей и исполнителей, хотя каждый сценарий данной разновидности программирует в определённой степени активизацию аудитории. Зрелищные программы отличаются разнообразием средств сценарной и режиссёрской выразительности, многожанровостью, неординарностью подачи и лёгкостью восприятия сценарного материала.
Художественные и литературно-художественные программы выстраиваются на основе художественного материала и предполагают деление на зрителей и исполнителей. Вместе с тем, исходя из принципов организации сценариев таких программ степень активизации аудитории может быть разной. Одновременно в одной программе, сценарным материалом художественных программ могут быть все разновидности искусства, и все они могут выступать здесь на равных, или один вид искусства может преобладать над другим. Сценарным материалом художественной программы может выступать и какой-то один вид искусства и ценность её от этого не снизится. Литературно-художественная программа требует в равном соотношении литературного и художественного материала, возможно и преобладание литературного материала. Если мы наблюдаем обратное, то тогда программа будет художественной. Названные программы могут раскрывать различные темы, поднимать проблемы, волнующие современного человека, восприятие таких программ требует подготовленного зрителя, способного воспринимать произведения искусства, умеющего думать, анализировать.
Документально-художественные программы в своей основе содержат документальный материал. Художественный материал является вторичным в процессе работы над созданием данной программы, хотя он может быть в сценарии такой программы в преимуществе, так как документальный, местный материал требует образного решения. Местный материал в отдельных программах такого вида может являться основным, а в других программах не использоваться вообще. Также в документально-художественных программах обстоит дело и с активизацией аудитории. В одних программах она максимальна, в других лишь на уровне сопереживания.
Документально-публицистические программы требуют максимальной активизации аудитории. Сценарным материалом здесь является документальный и местный материал. В центре внимания сценариста в процессе работы над сценарием должен быть реальный герой, какой-то конкретный человек, коллектив, группа или же какой то жизненный факт, общественно значимое событие, которое волнует конкретную аудиторию. Художественный материал здесь несёт вспомогательную функцию, несмотря на то, что иногда преобладает над документальным и местным материалом в структуре сценария исходя из принципов организации сценарного материала.
412-30
Сценарии церемониально-обрядовых программ в одном случае в основе своей содержат документальный местный материал. Как и в документально-публицистических программах здесь сценарий выстраивается вокруг конкретных людей, в центре развивающегося действия находятся реальные герои. В другом случае в основе сценариев лежат традиционные церемониально-обрядовые действа конкретной местности, коллектива, семьи. Однако и те и другие программы предусматривают максимальную активность аудитории и проведение различных церемониально-обрядовых действ. Здесь обязательно использование художественного материала, в одном случае как вспомогательного материала, в другом случае художественный материал может лечь в основу сценарного замысла, когда речь идёт о народных праздниках и обрядах.
Комплексные программы могут вбирать в себя весь вышеназванный сценарный материал: документальный, публицистический, 207 группа местный, художественный, фольклорный. В комплексных формах широко используются церемониально-обрядовые действа, различные игровые формы, конкурсы, развлечения. Комплексные программы представляют собой сложную систему, состоящую из многообразия перечисленных выше программ, которые и являются их составляющими. Так, одна комплексная программа может вбирать в себя документально-художественную программу, зрелищную, конкурсную, церемониально-обрядовую, игровую, развлекательную и др. Выстраивание сценариев комплексных программ основывается на широкой организации деятельности участников праздничного действа и использовании всего многообразия средств идейно-эмоциональной и иносказательной выразительности.
В связи с драматургическими принципами организации сценарного материала каждый вид программы имеет свои внутренние разновидности. Так, программы могут быть: дивертисментными, тематическими, сюжетно-тематическими и театрализованными.
Дивертисментные программы иначе называют сборными. Такие программы включают в себя, согласно своей разновидности, определённый набор сценарного материала: игровых форм, развлечений, конкурсов, концертных номеров на различные темы. Они не требуют от сценарного материала тематического единства. Отбор сценарного материала для дивертисментных программ происходит исходя из воспитательных задач, стоящих перед их организаторами, и существующих принципов отбора сценарного материала, среди которых на первое место здесь выходят: принцип соответствия материала психолого-педагогическим и возрастным особенностям аудитории, принцип соответствия его художественно-эстетическим качествам, соблюдения принципов новизны и достоверности сценарного материала. Организация сценарного материала должна соответствовать особенностям места проведения программы и подчиняться принципам зрительского восприятия.
Тематические программы, помимо соблюдения вышеназванных принципов отбора и организации сценарного материала, требуют строгого подчинения отбираемого сценарного материала заданной или выбранной теме будущего сценария. Организацию сценарного материала в сценарий программы необходимо осуществлять в соответствии с принципами зрительского восприятия.
Сюжетно-тематические программы отличаются наличием в них сюжетного хода, который организует отобранный в соответствии с разновидностью конкретной программы сценарный материал. Отбор материала здесь происходит в соответствии с идейно-тематической направленностью программы, психолого-педагогическими и возрастными особенностями аудитории и особенностями сценической площадки или места проведения программы, в соответствии с художественно-эстетическим качеством материала, его достоверностью и новизной. Выстраивание программы требует соблюдения логики развития сюжета, темы сценария и законов зрительского восприятия.
Театрализованные программы требуют, помимо всех вышеперечисленных принципов отбора сценарного материала, соответствующего определённой разновидности программы соблюдения принципа соответствия отбираемого материала сценарно-режиссёрскому замыслу будущего театрализованного действа. Художественная организация отобранного сценарного материала осуществляется методом театрализации. В свою очередь, метод театрализации требует организации сценарного материала по законам драматургии - создания художественного образа программы и организации деятельности аудитории. 207 группа
Вместе с тем ещё до сегодняшнего дня происходит путаница, даже, к сожалению, среди профессионалов в разграничении метода театрализации и метода иллюстрации в массовых действах. Уместно, на наш взгляд, заметить, что метод иллюстрации, который широко применяется в массовых формах, не менее интересен и значителен, чем метод театрализации. Главное - уметь им грамотно пользоваться. Метод иллюстрации представляет собой внесение элемента художественности (музыки, песни, танца, кинофрагмента, отрывка из спектакля, концертного номера) в праздничную программу (дивертисментную, тематическую) без видоизменения её формы. Использование метода иллюстрации способствует расширению границ информации, сообщаемой аудитории в ходе программы, доступности её восприятия и более прочному её усвоению, делая этот процесс более живым и интересным, так как средства искусства повышают эмоциональное воздействие на аудиторию.
Театрализация, в свою очередь, требует, прежде всего, органичного вплетения используемых средств выразительности в развивающееся действие, их целостного единства с происходящим, а не сводится к костюмированию персонажей или иллюстрированному использованию в праздничном действе отрывка драматургии или любого другого вида искусств. Театрализация представляет собой сложный творческий метод, который может быть использован лишь в особых социально- психологических условиях и представляет собой синтез художественного вымысла и реальной действительности, который рождает новое неповторимое документально-художественное действие. Более того, театрализация требует не только наличия и завершённости развивающегося по законам драматургии действия, но и активизации аудитории, что в корне отличает её от иллюстрации.
Вместе с тем, в процессе создания сценария и при использовании метода иллюстрации, как и метода театрализации, сценаристу необходимо знать, о чём он хочет поведать аудитории, какую мысль и ради чего он будет ее утверждать, где будет проходить предстоящее действо.
Обычно для игровых, развлекательно-игровых, зрелищно-игровых, информационно-развлекательных, конкурсных, зрелищных (концертных) программ больше характерны три первых принципа организации сценарного материала.
Театрализованные программы данных разновидностей в практике встречаются реже. Что касается зрелищных, литературно-художественных, документально-художественных, художественно-публицистических, церемониально-обрядовых и комплексных программ, то они чаще бывают тематическими, сюжетно-тематическими и театрализованными. Комплексная программа может вбирать в себя все разновидности программ: дивертисментные, тематические, сюжетно-тематические и театрализованные.