ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 477
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Однако, говоря о драматургии театрализованных представлений и праздников, мы должны понимать, что, несмотря на её родство с театральной драматургией, имеем дело с особой, специфичной драматургией.
Каковы же особенности драматургии сценариев театрализованных представлений и праздников?
Один из крупнейших мастеров этого вида искусства народный артист СССР Туманов И.М. утверждал; «Здесь мы имеем дело с особым родом драматургии и особым родом сценического действия» (62, 8).
В драматургии театрализованных представлений и праздников своя система драматического действа, свои, присущие только ей выразительные средства. По характеру они более обобщённые, более условные, нежели в искусстве театра.
«И компоненты спектакля, и его мизансцены, и психологическая мотивация поступков героев, и многие другие элементы здесь должны быть более крупными, широкими, лаконичными, выразительными, то есть должны создаваться как драматургом, так и режиссёром иными методами и приёмами» (41, 6), предупреждает нас И.М. Туманов.
Форма и характер выразительных средств определяются здесь задачами, стоящими перед жанром театрализованного действа.
Раскрывая духовную сущность режиссуры массовых театрализованных представлений и праздников, И. Шароев указывает на то, что в процессе работы по созданию масштабного сценического произведения режиссёр «создаёт особого рода действие из сложнейшего сочетания движений, музыки, слова, света, цвета, особой звуковой структуры, специфически освоенного сценического пространства, на котором действуют громадные массы — тысячи, десятки тысяч исполнителей» (73, 19).
Представление, по мнению А.Д. Силина, «ближе к искусству плаката и карикатуры, чем к бытовой зарисовке, здесь больше уместен широкий и грубый мазок настенной росписи, нежели филигрань восточной миниатюры» (57,37). И объясняется это тем, что на массовых представлениях и празднествах присутствует большое количество людей, представляющих самые широкие слои населения, поэтому они призваны быть демократичными, понятными и общедоступными. В них должны сочетаться «лаконизм и образность, величественность и зрелищность, символика и ясность» (57, 37).
А.Д. Жарков даёт следующее определение драматургии театрализованных программ: «Это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создаётся через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы» (34, 257).
Таким образом, драматургия театрализованных представлений и праздников - сложное специфическое явление, которое в корне отличается от драматургии театральной, так как предполагает особую структуру развития действия, только ей присущие средства выразительности и приёмы общения с аудиторией.
Среди характерных особенностей драматургии театрализованных представлений и праздников, прежде всего, необходимо выделить его событийность, на что, в первую очередь, обращают наше внимание Д.М. Генкин, А.А. Конович, О.Л. Орлов и другие видные теоретики и практики режиссуры театрализованных представлений и праздников. Необходимо помнить о том, что в основе драматургии театрализованных действ лежит событие, требующее художественной организации, а значит, глубокого художественного осмысления. Это событие может быть связано с жизнью конкретного человека, коллектива, города, области, страны, а возможно это событие имеет международный характер, но каким бы по значимости и по масштабности оно ни было, празднуемое событие должно волновать аудиторию театрализованного действа. Событие должно вызывать потребность в празднике со стороны аудитории, а также потребность и необходимость в его художественном осмыслении со стороны его организаторов.
Зачастую потребность людей в коллективной эмоциональной жизни стимулирует спонтанную, неорганизованную художественную самодеятельность по поводу данного события, рождает особое художественное действо, не созданное и отрепетированное специально, а являющееся сиюминутной реакцией аудитории на происходящее. Творческая активность аудитории в ходе праздника может вылиться в церемониально-обрядовое действо, карнавальное шествие, митинг, коллективный танец, пантомимическое действие, исполнение песен, частушек и другие формы. Это необходимо предусмотреть организатору будущего праздничного действа ещё на этапе работы над сценарием и, выявив возможную реакцию аудитории на конкретное событие, запрограммировать предполагаемые формы выражения активности аудитории в сценарии, при этом сделать так, чтобы они органично вплетались в общую канву разрабатываемого праздничного действа.
Событийность праздничного действа проявляется в его образном решении, когда праздничное событие ложится в основу сценарно-режиссёрского замысла и сценарно-режиссёрский ход представления рождается на основе данного события. В практике организации и проведения театрализованных программ есть достаточно примеров образного решения события. Так, интересный пример того, как сценаристу удалось объединить информацию и художественные выразительные средства и создать зримый эквивалент событию, дают нам Д.М. Генкин и А.А. Конович (17, 18), когда в основу эпизода «Дня молодого рабочего» (в г. Ленинграде) легло событие, связанное с досрочным выполнением годового плана. И несмотря на то, что празднование данного события происходило осенью, сценарно-режиссёрским ходом эпизода чествования трудового коллектива явилась встреча Нового года со всеми новогодними атрибутами: ёлкой, игрушками, подарками, Дедом Морозом и Снегурочкой, что позволило интересно выстроить действие и придало вечеру особую праздничную атмосферу, торжественность и зрелищность.
Рассмотрим ещё несколько примеров событийной образности в практике режиссуры театрализованных действ в г. Орле, непосредственным организатором которого являлся автор данного пособия. Празднование 5-летнего юбилея Орловского отделения Российского творческого Союза работников культуры было задумано и организовано как День рождения в буквальном смысле. Здесь были и воздушные шары, и праздничный пирог со свечами, и гости, и поздравления, и подарки. Были и 5-летние воспоминания с криком «новорождённого младенца», детскими колясками, игрушками, детскими нагрудниками, пустышками. Затем появились «названные родители», «няни», «воспитатели», «друзья», «спонсоры» и т.д. Перед аудиторией прошла вся пятилетняя творческая жизнь Орловского отделения творческого союза. На глазах собравшихся «новорожденный» сделал свои «первые шаги», которые остались в памяти города, далее в ходе праздника был оценен каждый «шаг», значимый для членов творческого Союза и работников культуры города и области. Так праздничное событие - 5-летие организации Орловского отделения Российского творческого Союза работников культуры - легло в основу сценарно-режиссёрского замысла юбилейного вечера, который вылился в яркий, весёлый и вместе с тем торжественный и радостный праздник - День рождения. Такое сценарно-режиссёрское решение позволило всем желающим выразить своё отношение к происходящему.
Ещё один пример: юбилей одного из орловских заводов - 75-летия - нам довелось проводить в преддверии Нового года. Дата создания завода выпадает на последние дни декабря, поэтому празднование юбилея совпадало с Новогодними праздниками. Уже задолго до Юбилейного вечера в городе повсюду праздновали встречу Нового года, вокруг была предновогодняя атмосфера: зелёные ели, новогодние игрушки, карнавальные маски, подарки, выстрелы петард и, конечно же, новогодние персонажи, которых можно было встретить повсюду. Одни величаво расхаживали вокруг установленных на улицах нарядно украшенных новогодних ёлок. Другие торопились успеть с одного утренника на другой, третьи называли народ в торговые точки, рекламируя новогодние товары.
Вся эта предпраздничная атмосфера, которая никого не могла оставить равнодушным, повлияла и на замысел нашего Юбилейного вечера. Не каждое предприятие отмечает Юбилейную дату в предновогоднюю ночь, а значит и праздник должен быть необычным. Этому способствовал и документальный материал, который был изучен в процессе знакомства с деятельностью данного предприятия. Многогранность деятельности коллектива завода вызвала восторг и удивление. Здесь мы убедились, что деяния разума и рук человеческих не ограничены. Продукция, которую выпускает завод, пользуется спросом во многих странах мира, она была настолько разнообразна и несовместима, что мы сначала засомневались в возможности найти что-то единое, что бы могло объединить этот разноплановый документальный материал. Однако долго думать не пришлось. Рождению замысла помогла вера в Новогодние чудеса.
Праздничное представление так и называлось «Волшебство предновогодней ночи». Задник сцены был оформлен под панно с огромной ёлкой, выложенной из зелёных гирлянд, на верхушке которой разместилась эмблема завода со светящейся цифрой 75. На сценической площадке, слева и справа, расположились маленькие зелёные красавицы-ёлочки, которые при помощи света и музыки помогали нам переносить зрителя с одного места действия на другое. Куца только не попадают зрители вместе с различными персонажами в ходе развития действия! То они «блуждают» по лесной чаще, вместе с заблудившимися Дедом Морозом и Снегурочкой, то вдруг перед ними открывается лесная поляна, где собрались Красные шапочки, чтобы подготовить поздравление для заводчан в благодарность за их заботу о бабушках. Далее действие разворачивается на проходной завода, где несёт свою вахту заводской Домовой, затем переходит на праздничную сценическую площадку, где в торжественной атмосфере проходило чествование ветеранов предприятия и тех, кто сегодня своим трудом прославляет коллектив. В ходе театрализованного представления Деду Морозу со Снегурочкой, которые в предновогодней суете взяли не тот мешок с подарками и поздравлениями, поздравить и повеселить коллектив помогали неожиданные «гости». Они, как по взмаху волшебной палочки, один за другим появлялись перед зрителями чтобы выразить свою благодарность коллективу и восхищение им. Гостив в непринуждённой, шутливой форме подавали информационный материал о делах юбиляра. Здесь были и делегация иностранцев, и цыганский табор, и Бабки-ёжки, и Домовой, и Красные шапочки, и клоуны-уборщицы. Все персонажи органично вписались в канву сценария и помогли в эмоционально-образном решении разнопланового документального материала. Аллегорические и персонифицированные образы театрализованного представления, использованные в сценарии, дали возможность создать должное впечатление о коллективе предприятия, раскрыть масштабность его дел и направлений, почествовать лучших из лучших работников предприятия. Таким образом, праздничное событие - предновогодний юбилей одного из ведущих предприятий города Орла - легло в основу сценарно-режиссёрского замысла театрализованного праздничного действа - театрализованного вечера-чествования «Волшебство предновогодней ночи».
Характерной особенностью драматургии театрализованных представлений и праздников является её документальность, публицистичность. Действие здесь выстраивается на основе жизненных фактов, историческом, местном материале. В связи с этим Д.М. Генкин обращает наше внимание на различие в понятиях «фант» и «документ», так как это чрезвычайно важно в работе сценариста. Слово «факт» (лат. faktum - сделанное, совершившееся) имеет несколько значений. Так, в обычном понимании «факт» - это синоним слов «истина», «событие», «результат», знание и достоверность которого доказана. В логике и методологии науки «факт» - предположение, фиксирующее эмпирические знания.
Документ (лат. documentum - доказательство, свидетельство) - это материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями могут выступать бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п., вторые могут содержать тексты, изображения, звуки и т.д. Документ в обычном понимании - это деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Таким образом, документ - это свидетельство о факте, которое «существует реально и может быть использовано». Причём такое свидетельство, как подчёркивает Д.Н. Аль, фиксирует и отражает лишь какую-то одну сторону конкретного факта. «Такой фиксацией могут быть письменные свидетельства о сути происходящего - протокол, стенограмма, купчая крепость, декреты, постановления, свидетельство о рождении и т.п. Фиксащ1ей факта являются средства запечатления внешнего «зримого» ряда происходящего - зарисовка, фотография, кинокадр» (4,43). Как видим, документальное - это значит не содержащее вымысла.
Таким образом, документальным материалом сценариев театрализованных представлений и праздников могут быть:
документально-исторические источники - постановления, указы, решения, договоры, декларации, биографии конкретных людей и т.п.;
литературно-документальные источники - мемуары, очерки, публицистические статьи;
эпистолярные материалы: дневники, письма, непосредственные и зафиксированные на плёнку выступления известных людей; фоно-, фото- и кино-документы;
подлинные вещи: личные документы, оружие, каска, гильза, знамя, сумка, косынка, зонтик, книга, газета, награда, орудие труда, цветок и т п.
Использование историко-документального и местного материала в сценарии придаёт ему достоверность, эмоциональность, содержательность, вызывает интерес аудитории, превращает её в участника праздничного действа. Вместе с тем, режиссёр театрализованных представлений и праздников А.Д.Силин обращает наше внимание на то, что в массовом представлении используются не только документальные кино- и видеоматериалы, реальные цифры и документы, подлинные вещи и фонограммы, но также в действие включаются подлинные герои, непосредственные участники тех событий, которым посвящено представление. Так, например, «реальная вещь, о которой рассказывается залу, при этом, предъявляя её, демонстрируя её подлинность, реальный участник событий во много раз усиливает эмоциональное воздействие эпизода».