Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 477

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, говоря о драматургии театрализованных представле­ний и праздников, мы должны понимать, что, несмотря на её род­ство с театральной драматургией, имеем дело с особой, специфич­ной драматургией.

Каковы же особенности драматургии сценариев театрали­зованных представлений и праздников?

Один из крупнейших мастеров этого вида искусства народный артист СССР Туманов И.М. утверждал; «Здесь мы имеем дело с особым родом драматургии и особым родом сценического дей­ствия» (62, 8).

В драматургии театрализованных представлений и праздни­ков своя система драматического действа, свои, присущие только ей выразительные средства. По характеру они более обобщённые, более условные, нежели в искусстве театра.

«И компоненты спектакля, и его мизансцены, и психологичес­кая мотивация поступков героев, и многие другие элементы здесь должны быть более крупными, широкими, лаконичными, вырази­тельными, то есть должны создаваться как драматургом, так и ре­жиссёром иными методами и приёмами» (41, 6), предупреждает нас И.М. Туманов.

Форма и характер выразительных средств определяются здесь задачами, стоящими перед жанром театрализованного действа.

Раскрывая духовную сущность режиссуры массовых театра­лизованных представлений и праздников, И. Шароев указывает на то, что в процессе работы по созданию масштабного сценичес­кого произведения режиссёр «создаёт особого рода действие из сложнейшего сочетания движений, музыки, слова, света, цвета, особой звуковой структуры, специфически освоенного сценичес­кого пространства, на котором действуют громадные массы — ты­сячи, десятки тысяч исполнителей» (73, 19).

Представление, по мнению А.Д. Силина, «ближе к искусству плаката и карикатуры, чем к бытовой зарисовке, здесь больше уместен широкий и грубый мазок настенной росписи, нежели филигрань восточной миниатюры» (57,37). И объясняется это тем, что на массовых представлениях и празднествах присутствует боль­шое количество людей, представляющих самые широкие слои на­селения, поэтому они призваны быть демократичными, понятны­ми и общедоступными. В них должны сочетаться «лаконизм и образность, величественность и зрелищность, символика и яс­ность» (57, 37).

А.Д. Жарков даёт следующее определение драматургии теат­рализованных программ: «Это сюжетно-образная концепция мас­сового действа, где само драматургическое действие создаётся через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы» (34, 257).


Таким образом, драматургия театрализованных представлений и праздников - сложное специфическое явление, которое в корне отличается от драматургии театральной, так как предполагает осо­бую структуру развития действия, только ей присущие средства выразительности и приёмы общения с аудиторией.

Среди характерных особенностей драматургии театрализован­ных представлений и праздников, прежде всего, необходимо вы­делить его событийность, на что, в первую очередь, обращают наше внимание Д.М. Генкин, А.А. Конович, О.Л. Орлов и другие видные теоретики и практики режиссуры театрализованных пред­ставлений и праздников. Необходимо помнить о том, что в основе драматургии театрализованных действ лежит событие, требующее художественной организации, а значит, глубокого художественного осмысления. Это событие может быть связано с жизнью конкретного человека, коллектива, города, области, страны, а возможно это событие имеет международный характер, но каким бы по значимости и по масштабности оно ни было, празднуемое событие должно волновать аудиторию театрализованного действа. Событие должно вызывать потребность в празднике со стороны аудитории, а также потребность и необходимость в его художествен­ном осмыслении со стороны его организаторов.

Зачастую потребность людей в коллективной эмоциональной жизни стимулирует спонтанную, неорганизованную художествен­ную самодеятельность по поводу данного события, рождает особое художественное действо, не созданное и отрепетированное специально, а являющееся сиюминутной реакцией аудитории на происходящее. Творческая активность аудитории в ходе праздни­ка может вылиться в церемониально-обрядовое действо, карна­вальное шествие, митинг, коллективный танец, пантомимическое действие, исполнение песен, частушек и другие формы. Это необ­ходимо предусмотреть организатору будущего праздничного дей­ства ещё на этапе работы над сценарием и, выявив возможную реакцию аудитории на конкретное событие, запрограммировать предполагаемые формы выражения активности аудитории в сце­нарии, при этом сделать так, чтобы они органично вплетались в общую канву разрабатываемого праздничного действа.

Событийность праздничного действа проявляется в его об­разном решении, когда праздничное событие ложится в основу сценарно-режиссёрского замысла и сценарно-режиссёрский ход представления рождается на основе данного события. В практи­ке организации и проведения театрализованных программ есть достаточно примеров образного решения события. Так, интерес­ный пример того, как сценаристу удалось объединить информа­цию и художественные выразительные средства и создать зримый эквивалент событию, дают нам Д.М. Генкин и А.А. Конович (17, 18), когда в основу эпизода «Дня молодого рабочего» (в г. Ленин­граде) легло событие, связанное с досрочным выполнением годо­вого плана. И несмотря на то, что празднование данного события происходило осенью, сценарно-режиссёрским ходом эпизода че­ствования трудового коллектива явилась встреча Нового года со всеми новогодними атрибутами: ёлкой, игрушками, подарками, Дедом Морозом и Снегурочкой, что позволило интересно выстро­ить действие и придало вечеру особую праздничную атмосферу, торжественность и зрелищность.


Рассмотрим ещё несколько примеров событийной образнос­ти в практике режиссуры театрализованных действ в г. Орле, не­посредственным организатором которого являлся автор данного пособия. Празднование 5-летнего юбилея Орловского отделения Российского творческого Союза работников культуры было заду­мано и организовано как День рождения в буквальном смысле. Здесь были и воздушные шары, и праздничный пирог со свечами, и гости, и поздравления, и подарки. Были и 5-летние воспомина­ния с криком «новорождённого младенца», детскими колясками, игрушками, детскими нагрудниками, пустышками. Затем появи­лись «названные родители», «няни», «воспитатели», «друзья», «спонсоры» и т.д. Перед аудиторией прошла вся пятилетняя твор­ческая жизнь Орловского отделения творческого союза. На глазах собравшихся «новорожденный» сделал свои «первые шаги», ко­торые остались в памяти города, далее в ходе праздника был оце­нен каждый «шаг», значимый для членов творческого Союза и работников культуры города и области. Так праздничное событие - 5-летие организации Орловского отделения Российского творчес­кого Союза работников культуры - легло в основу сценарно-режиссёрского замысла юбилейного вечера, который вылился в яр­кий, весёлый и вместе с тем торжественный и радостный празд­ник - День рождения. Такое сценарно-режиссёрское решение по­зволило всем желающим выразить своё отношение к происхо­дящему.

Ещё один пример: юбилей одного из орловских заводов - 75-летия - нам довелось проводить в преддверии Нового года. Дата создания завода выпадает на последние дни декабря, поэтому праз­днование юбилея совпадало с Новогодними праздниками. Уже за­долго до Юбилейного вечера в городе повсюду праздновали встре­чу Нового года, вокруг была предновогодняя атмосфера: зелёные ели, новогодние игрушки, карнавальные маски, подарки, выстре­лы петард и, конечно же, новогодние персонажи, которых можно было встретить повсюду. Одни величаво расхаживали вокруг ус­тановленных на улицах нарядно украшенных новогодних ёлок. Другие торопились успеть с одного утренника на другой, третьи называли народ в торговые точки, рекламируя новогодние товары.

Вся эта предпраздничная атмосфера, которая никого не могла ос­тавить равнодушным, повлияла и на замысел нашего Юбилейно­го вечера. Не каждое предприятие отмечает Юбилейную дату в предновогоднюю ночь, а значит и праздник должен быть необыч­ным. Этому способствовал и документальный материал, который был изучен в процессе знакомства с деятельностью данного пред­приятия. Многогранность деятельности коллектива завода вызва­ла восторг и удивление. Здесь мы убедились, что деяния разума и рук человеческих не ограничены. Продукция, которую выпускает завод, пользуется спросом во многих странах мира, она была на­столько разнообразна и несовместима, что мы сначала засомнева­лись в возможности найти что-то единое, что бы могло объеди­нить этот разноплановый документальный материал. Однако дол­го думать не пришлось. Рождению замысла помогла вера в Ново­годние чудеса.


Праздничное представление так и называлось «Волшебство предновогодней ночи». Задник сцены был оформлен под панно с огромной ёлкой, выложенной из зелёных гирлянд, на верхушке которой разместилась эмблема завода со светящейся цифрой 75. На сценической площадке, слева и справа, расположились малень­кие зелёные красавицы-ёлочки, которые при помощи света и му­зыки помогали нам переносить зрителя с одного места действия на другое. Куца только не попадают зрители вместе с различными персонажами в ходе развития действия! То они «блуждают» по лесной чаще, вместе с заблудившимися Дедом Морозом и Снегу­рочкой, то вдруг перед ними открывается лесная поляна, где со­брались Красные шапочки, чтобы подготовить поздравление для заводчан в благодарность за их заботу о бабушках. Далее действие разворачивается на проходной завода, где несёт свою вахту завод­ской Домовой, затем переходит на праздничную сценическую пло­щадку, где в торжественной атмосфере проходило чествование ветеранов предприятия и тех, кто сегодня своим трудом прослав­ляет коллектив. В ходе театрализованного представления Деду Морозу со Снегурочкой, которые в предновогодней суете взяли не тот мешок с подарками и поздравлениями, поздравить и повесе­лить коллектив помогали неожиданные «гости». Они, как по взмаху волшебной палочки, один за другим появлялись перед зрителя­ми чтобы выразить свою благодарность коллективу и восхище­ние им. Гостив в непринуждённой, шутливой форме подавали информационный материал о делах юбиляра. Здесь были и делега­ция иностранцев, и цыганский табор, и Бабки-ёжки, и Домовой, и Красные шапочки, и клоуны-уборщицы. Все персонажи органич­но вписались в канву сценария и помогли в эмоционально-образ­ном решении разнопланового документального материала. Алле­горические и персонифицированные образы театрализованного представления, использованные в сценарии, дали возможность создать должное впечатление о коллективе предприятия, раскрыть масштабность его дел и направлений, почествовать лучших из лучших работников предприятия. Таким образом, праздничное событие - предновогодний юбилей одного из ведущих предприя­тий города Орла - легло в основу сценарно-режиссёрского замыс­ла театрализованного праздничного действа - театрализованного вечера-чествования «Волшебство предновогодней ночи».

Характерной особенностью драматургии театрализованных представлений и праздников является её документальность, пуб­лицистичность. Действие здесь выстраивается на основе жиз­ненных фактов, историческом, местном материале. В связи с этим Д.М. Генкин обращает наше внимание на различие в понятиях «фант» и «документ», так как это чрезвычайно важно в работе сценариста. Слово «факт» (лат. faktum - сделанное, совершив­шееся) имеет несколько значений. Так, в обычном понимании «факт» - это синоним слов «истина», «событие», «результат», знание и достоверность которого доказана. В логике и методологии науки «факт» - предположение, фиксирующее эмпирические знания.


Документ (лат. documentum - доказательство, свидетельство) - это материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями могут выступать бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п., вторые могут содержать тексты, изображения, звуки и т.д. Документ в обычном понимании - это деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Таким об­разом, документ - это свидетельство о факте, которое «суще­ствует реально и может быть использовано». Причём такое свиде­тельство, как подчёркивает Д.Н. Аль, фиксирует и отражает лишь какую-то одну сторону конкретного факта. «Такой фиксацией мо­гут быть письменные свидетельства о сути происходящего - про­токол, стенограмма, купчая крепость, декреты, постановления, свидетельство о рождении и т.п. Фиксащ1ей факта являются сред­ства запечатления внешнего «зримого» ряда происходящего - за­рисовка, фотография, кинокадр» (4,43). Как видим, документаль­ное - это значит не содержащее вымысла.

Таким образом, документальным материалом сценариев теат­рализованных представлений и праздников могут быть:

  • документально-исторические источники - постановления, указы, решения, договоры, декларации, биографии конкретных людей и т.п.;

  • литературно-документальные источники - мемуары, очер­ки, публицистические статьи;

  • эпистолярные материалы: дневники, письма, непосредствен­ные и зафиксированные на плёнку выступления известных лю­дей; фоно-, фото- и кино-документы;

  • подлинные вещи: личные документы, оружие, каска, гильза, знамя, сумка, косынка, зонтик, книга, газета, награда, орудие тру­да, цветок и т п.

Использование историко-документального и местного матери­ала в сценарии придаёт ему достоверность, эмоциональность, со­держательность, вызывает интерес аудитории, превращает её в участника праздничного действа. Вместе с тем, режиссёр театра­лизованных представлений и праздников А.Д.Силин обращает наше внимание на то, что в массовом представлении используют­ся не только документальные кино- и видеоматериалы, реальные цифры и документы, подлинные вещи и фонограммы, но также в действие включаются подлинные герои, непосредствен­ные участники тех событий, которым посвящено представление. Так, например, «реальная вещь, о которой рассказывается залу, при этом, предъявляя её, демонстрируя её подлинность, реальный участник событий во много раз усиливает эмоциональное воздействие эпизода».