Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 480

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы разработать сценарий театрализованного действа, не­обходимо пройти все стадии творческого процесса создания лю­бого художественного произведения, в основе которого лежит глубокое познание жизни. Без изучения и творческой перера­ботки впечатлений и знаний действительности невозможен про­цесс создания художественного замысла, а значит - и процесс его реализации и воплощения в конкретном произведении ис­кусства.

В практике работы над сценариями различных форм и разно­видностей театрализованных представлений и праздников выделяют три ключевых этапа работы сценариста:

I этап - создание идейно-художественного замысла сценария;

II этап - отбор сценарного материала;

III этап - монтаж сценарного материала в сценарий театрализованного действа;

Эти этапы творческого процесса работы по созданию сцена­риев театрализованных представлений и праздников наиболее выявляют специфику сценарной работы. Однако при этом необхо­димо заметить, что такой подход нисколько ни противоречит ос­новным законам творчества, так как названные этапы работы над сценариями театрализованных действ вбирают в себя все стадии творческого процесса создания художественных произведений. В свою очередь, акцент на данных этапах помогает сценаристу со­средоточиться на ключевых моментах творческого процесса рабо­ты над сценарием. Интересен подход к этому вопросу О.И. Мар­кова, который в своём пособии выделяет шесть основных этапов работы над сценариями театрализованных представлений:

  • создание смыслового каркаса (выбор и анализ темы, анализ проблемы, разработка сценических заданий блокам, эпизодам и единицам сценической информации);

  • разработка замысла (всего сценария, блоков, эпизодов и еди­ниц сценической информации);

  • разработка сюжета (всего сценария, блоков, эпизодов и еди­ниц сценической информации);

  • отбор художественных средств;

  • монтаж (единиц сценической информации, эпизодов, блоков);

  • литературная запись сценария (литературная обработка сце­нария).

Такой подход к творческому процессу работы над сценарием вполне оправдан и помогает, особенно начинающему сценаристу, ничего не пропустить в ходе его творческой деятельности, следо­вать от одного этапа к другому, последовательно выполняя твор­ческие задачи, стоящие перед ним на каждом этапе работы. Вмес­те с тем, сколько бы этапов работы мы ни выделяли, чтобы со­здать полноценный сценарий театрализованного действа, сцена­ристу необходимо овладеть множеством творческих операций, которые потребуется выполнить на каждом этапе его творческой деятельности.


Так, на первом этапе работы над сценарием театрализован­ного действа происходит:

  • выбор и анализ темы;

  • поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы;

  • постановка педагогической цели будущего театрализованного

действа;

  • определение идеи;

Для того, чтобы произвести эти операции, сценаристу необхо­димо пройти трудный путь по накоплению знаний и эмоциональ­ных впечатлений в процессе изучения и анализа документального и художественного материала вокруг празднуемого события. В связи с этим творческий процесс работы над сценарием начинается с решения сценаристом следующих задач:

- выявление и изучение события, которому будет посвящен сценарий;

  • тщательное и глубокое изучение жизненного и художественного материала;

  • изучение психолого-педагогической характеристики аудито­рии будущего театрализованного действа, её интересов и потреб­ностей;

  • выбор и изучение возможностей места проведения театра­лизованного действа;

  • выявление творческих и финансовых возможностей вопло­щения сценария будущего театрализованного действа.

Только решив поставленные задачи, сценарист сумеет опреде­лить идейно-тематическую основу будущего сценария, выявить его педагогическую цель и найти художественно-образное решение предстоящего театрализованного действа.

В свою очередь, процесс поиска художественно-образного ре­шения содержания театрализованного действа требует от сцена­риста:

  • определения формы будущей программы;

  • выявления жанрового решения театрализованного действа.

  • определения сценарно-режиссерского хода и приёма театра­лизованной программы;

Второй этап работы над сценарием театрализованного дей­ства предполагает отбор сценарного материала. На данном этапе работы сценарист должен отобрать из множества различных жиз­ненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, раз­нообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения и накопления сценарного материала, только тот материал, который и составит основу будущего сценария. На данном этапе происходит и отбор необходимого художественного материала, подобранного сценаристом на первом этапе творческого процесса. Верно и точно отобрать нужный сценарный материал сценарист сумеет лишь при­держиваясь определённых принципов отбора документального и художественного материала, выявленных и зарекомендовавших себя в сценарной практике. Знание этих принципов - основа успешной работы сценариста. Главенствующую роль в отборе сценарного ма­териала играет сценарно-режиссёрский замысел.


Третий этап работы над сценарием - монтаж сценарного материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих операций:

  • разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, вза­имосвязи и соподчиненности частей целому;

  • выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода;

  • монтаж сценарного материала;

  • литературную работу над сценарием.

В результате выполнения этих задач на 3-ем этапе творческого процесса сценарист завершает работу над сценарием.

Так, последовательно пройдя все этапы творческого процес­са, сценарист сумеет получить результат своей работы —сцена­рий театрализованного действа.

Таким образом, творческий процесс работы над сценарием потребует от сценариста-режиссёра не только большого усердия, энтузиазма, концентрации своих интеллектуальных и творческих возможностей, но и знаний технологии работы над сценарием. «Процесс сочинительства сценического произведения - главней­ший этап на пути создания массового действа. Он длителен, по­рой мучителен, тяжёл, но необходим для художника и приносит больше удовлетворения, чем успех конечного результата поисков - сценического произведения», — пишет известный режиссёр те­атрализованных представлений И. Шароев (73, 19).

Чтобы глубже постичь суть этого сложного творческого про­цесса, понять специфику работы по созданию сценария театрали­зованного действа, попытаемся проследить каждый его этап бо­лее обстоятельно.

3. Создание идейно-художественного замысла сценария

Известно, что возникновению художественного замысла любого произведения искусства предшествует огромный труд и богатый жизненный и практический опыт творческой личности. На­чалом, отправной точкой в процессе создания театрализованного действа, как и любого произведения искусства, является сама реальная, действительная жизнь. А это значит, что возникновению замысла предшествует процесс познания и творческой перера­ботки впечатлений и знаний действительности. Автору театра­лизованных представлений и праздников «приходится «пропус­кать через себя» огромное количество материала, найденного при изучении литературных источников, музейных экспозиций и ар­хивных документов, извлечённого из рассказов очевидцев, про­смотров кинофильмов и видеозаписей, анализа опыта прежних постановок по соответствующим темам» (57), поясняет известный режиссёр театрализованных представлений и праздников А.Д. Силин.


«Самое главное и в драматургии и в режиссуре, — обращает наше внимание В.А. Саруханов, - процесс срабатывания триеди­ного механизма «факт - замысел - решение». Принцип его дей­ствия таков: накопление фактов (напитка) — взрыв творческой ин­туиции (замысел) - реализация замысла. Различны только исход­ные данные, характеристики замысла и выразительные средства» (55, 126). Таким образом, работу по созданию театрализованного действа, как разновидности сценических искусств, следует начи­нать с изучения и анализа окружающей действительности, с поис­ка и изучения того фактического материала, который поможет нам прийти не только к созданию сценарно-режиссерского замысла предстоящего театрализованного действа, но и к его образному решению. Интересное сравнение приводит К.Г. Паустовский в рас­сказе «Золотая роза», где он показывает, как, подобно его герою, который, убирая ювелирную мастерскую, собирает пылинки зо­лота, чтобы выплавить из них розу, и писатель собирает пылинки, крупицы правды, рассеянные по жизни, чтобы выплавить из них в художественном произведении правду жизни. Так и сценарист, подобно этому герою, по крупицам собирает жизненные факты, чтобы познать и понять окружающую действительность, выявить и прочувствовать жизненные проблемы и в результате создать те­атрализованное действо, которое в яркой образной форме помо­жет ему создать правду жизни, выразить своё отношение к подни­маемым жизненным проблемам и будет интересно аудитории. Н.С.Лесков называл художественную правду жизни сшивной, так как она собирается и сшивается из множества жизненных фактов, со­бытий, из различных человеческих характеров, которые, будучи соединёнными, раскрывают суть отображаемого куда полнее, чем каждый из них отдельно.

Здесь нам хочется вспомнить напутствие известных класси­ков. «Учиться понимать жизнь.... Это, пожалуй, никогда не уста­реет», - писал Георгий Товстоногов, напоминая нам при этом пре­красные слова М. Горького о А.П. Чехове: «Россия ... долго не за­будет его, долго будет учиться понимать жизнь по его описаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца...» (66,16). В этих мудрых мыслях хранится ключ к рождению художественного за­мысла. Без понимания предмета своего исследования, без понима­ния проблем, волнующих сегодня людей, для которых мы создаём наш сценарий, без личностного отношения к изучаемому матери­алу действительности вряд ли может родиться что-то значи­тельное, неординарное, вызывающее интерес аудитории, инте­рес современников. В связи с этим, приступив к изучению жизнен­ного материала, необходимо как можно глубже вникать в суть яв­лений действительности, а не ограничиваться поверхностной ин­формацией, стараться не упустить ни малейшей детали, стремиться понять и почувствовать каждый факт, каждую жизненную исто­рию, каждый человеческий характер. Только при таких условиях работы с жизненным материалом может родиться оригинальный, точный замысел. «Зарождение замысла в одних случаях происхо­дит очень быстро и безболезненно: он как бы сам собой вытекает из изученного материала.


В других случаях, что бывает гораздо чаще, - мучительно дол­го. Автор перерабатывает десятки различных вариантов решений, которые каждый раз чем-то его не устраивают. И вдруг происхо­дит чудо (чудо, потому что оно необъяснимо): автору сразу, в один Момент, становится ясным и понятным, что нужно делать. Иногда появлению этого чуда способствует, казалось бы, мелочь: кем-то высказанная мысль, прочитанная фраза, даже сказанное отдель­ное слово, а может быть, увиденный предмет или его необычная форма и т.п. Очевидно, это происходит потому, что автор долгое время существует в материале постановки, буквально живёт ею. Мозг всё время перерабатывает материал в поисках решения. И, наконец, наступает такой момент, когда необходим лишь малый, но очень точный толчок мысли, чтобы всё выстроилось так, как долгое время, оказывается, хотел и искал автор» (48, 17), - делит­ся своим богатым творческим опытом народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Санкт-Петер­бургского Государственного университета культуры, заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений и празд­неств, выдающийся режиссёр спортивно-художественных празд­ников Борис Николаевич Петров.

«Иногда, - замечает другой лауреат Государственной премии СССР, доцент Всесоюзного института повышения квалификации работников культуры, режиссёр, сценарист, критик Анатолий Дмитриевич Силин, - раньше всего режиссёр внутренним взором видит образную мизансцену, она ему подсказывает ход всего представления, а лишь затем из этого зерна вырастает сценарий» (58, 16). 207

Важно не забывать, что мы создаём сценарий театрализован­ного действа для определённого круга людей, для конкретной ауди­тории. Ею могут быть взрослые или дети, студенты или рабочие, ветераны или подростки, руководители учреждений или сельские труженики, жители микрорайона или большого города. В каждом отдельном случае это будет конкретный адресат, на которого мы должны ориентироваться при работе над созданием сценария праз­дничного действа. В связи с этим необходимо определить значи­мость предстоящего события для предполагаемой аудитории, вы­явить круг волнующих её проблем, которые могут быть подняты в рамках празднуемого события, а значит, в сценарии разрабатывае­мого нами предстоящего театрализованного действа.

Важно также знать масштаб праздничного мероприятия, кото­рое нам предстоит художественно организовать. Будет это какое-то камерное действо или зрелищная программа для двух-трёх де­сятков зрителей, или аудитория будет насчитывать несколько со­тен, а то и тысячи собравшихся людей? Какова сценическая пло­щадка предстоящего праздничного мероприятия?