ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 480
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Чтобы разработать сценарий театрализованного действа, необходимо пройти все стадии творческого процесса создания любого художественного произведения, в основе которого лежит глубокое познание жизни. Без изучения и творческой переработки впечатлений и знаний действительности невозможен процесс создания художественного замысла, а значит - и процесс его реализации и воплощения в конкретном произведении искусства.
В практике работы над сценариями различных форм и разновидностей театрализованных представлений и праздников выделяют три ключевых этапа работы сценариста:
I этап - создание идейно-художественного замысла сценария;
II этап - отбор сценарного материала;
III этап - монтаж сценарного материала в сценарий театрализованного действа;
Эти этапы творческого процесса работы по созданию сценариев театрализованных представлений и праздников наиболее выявляют специфику сценарной работы. Однако при этом необходимо заметить, что такой подход нисколько ни противоречит основным законам творчества, так как названные этапы работы над сценариями театрализованных действ вбирают в себя все стадии творческого процесса создания художественных произведений. В свою очередь, акцент на данных этапах помогает сценаристу сосредоточиться на ключевых моментах творческого процесса работы над сценарием. Интересен подход к этому вопросу О.И. Маркова, который в своём пособии выделяет шесть основных этапов работы над сценариями театрализованных представлений:
создание смыслового каркаса (выбор и анализ темы, анализ проблемы, разработка сценических заданий блокам, эпизодам и единицам сценической информации);
разработка замысла (всего сценария, блоков, эпизодов и единиц сценической информации);
разработка сюжета (всего сценария, блоков, эпизодов и единиц сценической информации);
отбор художественных средств;
монтаж (единиц сценической информации, эпизодов, блоков);
литературная запись сценария (литературная обработка сценария).
Такой подход к творческому процессу работы над сценарием вполне оправдан и помогает, особенно начинающему сценаристу, ничего не пропустить в ходе его творческой деятельности, следовать от одного этапа к другому, последовательно выполняя творческие задачи, стоящие перед ним на каждом этапе работы. Вместе с тем, сколько бы этапов работы мы ни выделяли, чтобы создать полноценный сценарий театрализованного действа, сценаристу необходимо овладеть множеством творческих операций, которые потребуется выполнить на каждом этапе его творческой деятельности.
Так, на первом этапе работы над сценарием театрализованного действа происходит:
выбор и анализ темы;
поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы;
постановка педагогической цели будущего театрализованного
действа;
определение идеи;
Для того, чтобы произвести эти операции, сценаристу необходимо пройти трудный путь по накоплению знаний и эмоциональных впечатлений в процессе изучения и анализа документального и художественного материала вокруг празднуемого события. В связи с этим творческий процесс работы над сценарием начинается с решения сценаристом следующих задач:
- выявление и изучение события, которому будет посвящен сценарий;
тщательное и глубокое изучение жизненного и художественного материала;
изучение психолого-педагогической характеристики аудитории будущего театрализованного действа, её интересов и потребностей;
выбор и изучение возможностей места проведения театрализованного действа;
выявление творческих и финансовых возможностей воплощения сценария будущего театрализованного действа.
Только решив поставленные задачи, сценарист сумеет определить идейно-тематическую основу будущего сценария, выявить его педагогическую цель и найти художественно-образное решение предстоящего театрализованного действа.
В свою очередь, процесс поиска художественно-образного решения содержания театрализованного действа требует от сценариста:
определения формы будущей программы;
выявления жанрового решения театрализованного действа.
определения сценарно-режиссерского хода и приёма театрализованной программы;
Второй этап работы над сценарием театрализованного действа предполагает отбор сценарного материала. На данном этапе работы сценарист должен отобрать из множества различных жизненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, разнообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения и накопления сценарного материала, только тот материал, который и составит основу будущего сценария. На данном этапе происходит и отбор необходимого художественного материала, подобранного сценаристом на первом этапе творческого процесса. Верно и точно отобрать нужный сценарный материал сценарист сумеет лишь придерживаясь определённых принципов отбора документального и художественного материала, выявленных и зарекомендовавших себя в сценарной практике. Знание этих принципов - основа успешной работы сценариста. Главенствующую роль в отборе сценарного материала играет сценарно-режиссёрский замысел.
Третий этап работы над сценарием - монтаж сценарного материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих операций:
разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому;
выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода;
монтаж сценарного материала;
литературную работу над сценарием.
В результате выполнения этих задач на 3-ем этапе творческого процесса сценарист завершает работу над сценарием.
Так, последовательно пройдя все этапы творческого процесса, сценарист сумеет получить результат своей работы —сценарий театрализованного действа.
Таким образом, творческий процесс работы над сценарием потребует от сценариста-режиссёра не только большого усердия, энтузиазма, концентрации своих интеллектуальных и творческих возможностей, но и знаний технологии работы над сценарием. «Процесс сочинительства сценического произведения - главнейший этап на пути создания массового действа. Он длителен, порой мучителен, тяжёл, но необходим для художника и приносит больше удовлетворения, чем успех конечного результата поисков - сценического произведения», — пишет известный режиссёр театрализованных представлений И. Шароев (73, 19).
Чтобы глубже постичь суть этого сложного творческого процесса, понять специфику работы по созданию сценария театрализованного действа, попытаемся проследить каждый его этап более обстоятельно.
3. Создание идейно-художественного замысла сценария
Известно, что возникновению художественного замысла любого произведения искусства предшествует огромный труд и богатый жизненный и практический опыт творческой личности. Началом, отправной точкой в процессе создания театрализованного действа, как и любого произведения искусства, является сама реальная, действительная жизнь. А это значит, что возникновению замысла предшествует процесс познания и творческой переработки впечатлений и знаний действительности. Автору театрализованных представлений и праздников «приходится «пропускать через себя» огромное количество материала, найденного при изучении литературных источников, музейных экспозиций и архивных документов, извлечённого из рассказов очевидцев, просмотров кинофильмов и видеозаписей, анализа опыта прежних постановок по соответствующим темам» (57), поясняет известный режиссёр театрализованных представлений и праздников А.Д. Силин.
«Самое главное и в драматургии и в режиссуре, — обращает наше внимание В.А. Саруханов, - процесс срабатывания триединого механизма «факт - замысел - решение». Принцип его действия таков: накопление фактов (напитка) — взрыв творческой интуиции (замысел) - реализация замысла. Различны только исходные данные, характеристики замысла и выразительные средства» (55, 126). Таким образом, работу по созданию театрализованного действа, как разновидности сценических искусств, следует начинать с изучения и анализа окружающей действительности, с поиска и изучения того фактического материала, который поможет нам прийти не только к созданию сценарно-режиссерского замысла предстоящего театрализованного действа, но и к его образному решению. Интересное сравнение приводит К.Г. Паустовский в рассказе «Золотая роза», где он показывает, как, подобно его герою, который, убирая ювелирную мастерскую, собирает пылинки золота, чтобы выплавить из них розу, и писатель собирает пылинки, крупицы правды, рассеянные по жизни, чтобы выплавить из них в художественном произведении правду жизни. Так и сценарист, подобно этому герою, по крупицам собирает жизненные факты, чтобы познать и понять окружающую действительность, выявить и прочувствовать жизненные проблемы и в результате создать театрализованное действо, которое в яркой образной форме поможет ему создать правду жизни, выразить своё отношение к поднимаемым жизненным проблемам и будет интересно аудитории. Н.С.Лесков называл художественную правду жизни сшивной, так как она собирается и сшивается из множества жизненных фактов, событий, из различных человеческих характеров, которые, будучи соединёнными, раскрывают суть отображаемого куда полнее, чем каждый из них отдельно.
Здесь нам хочется вспомнить напутствие известных классиков. «Учиться понимать жизнь.... Это, пожалуй, никогда не устареет», - писал Георгий Товстоногов, напоминая нам при этом прекрасные слова М. Горького о А.П. Чехове: «Россия ... долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его описаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца...» (66,16). В этих мудрых мыслях хранится ключ к рождению художественного замысла. Без понимания предмета своего исследования, без понимания проблем, волнующих сегодня людей, для которых мы создаём наш сценарий, без личностного отношения к изучаемому материалу действительности вряд ли может родиться что-то значительное, неординарное, вызывающее интерес аудитории, интерес современников. В связи с этим, приступив к изучению жизненного материала, необходимо как можно глубже вникать в суть явлений действительности, а не ограничиваться поверхностной информацией, стараться не упустить ни малейшей детали, стремиться понять и почувствовать каждый факт, каждую жизненную историю, каждый человеческий характер. Только при таких условиях работы с жизненным материалом может родиться оригинальный, точный замысел. «Зарождение замысла в одних случаях происходит очень быстро и безболезненно: он как бы сам собой вытекает из изученного материала.
В других случаях, что бывает гораздо чаще, - мучительно долго. Автор перерабатывает десятки различных вариантов решений, которые каждый раз чем-то его не устраивают. И вдруг происходит чудо (чудо, потому что оно необъяснимо): автору сразу, в один Момент, становится ясным и понятным, что нужно делать. Иногда появлению этого чуда способствует, казалось бы, мелочь: кем-то высказанная мысль, прочитанная фраза, даже сказанное отдельное слово, а может быть, увиденный предмет или его необычная форма и т.п. Очевидно, это происходит потому, что автор долгое время существует в материале постановки, буквально живёт ею. Мозг всё время перерабатывает материал в поисках решения. И, наконец, наступает такой момент, когда необходим лишь малый, но очень точный толчок мысли, чтобы всё выстроилось так, как долгое время, оказывается, хотел и искал автор» (48, 17), - делится своим богатым творческим опытом народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета культуры, заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений и празднеств, выдающийся режиссёр спортивно-художественных праздников Борис Николаевич Петров.
«Иногда, - замечает другой лауреат Государственной премии СССР, доцент Всесоюзного института повышения квалификации работников культуры, режиссёр, сценарист, критик Анатолий Дмитриевич Силин, - раньше всего режиссёр внутренним взором видит образную мизансцену, она ему подсказывает ход всего представления, а лишь затем из этого зерна вырастает сценарий» (58, 16). 207
Важно не забывать, что мы создаём сценарий театрализованного действа для определённого круга людей, для конкретной аудитории. Ею могут быть взрослые или дети, студенты или рабочие, ветераны или подростки, руководители учреждений или сельские труженики, жители микрорайона или большого города. В каждом отдельном случае это будет конкретный адресат, на которого мы должны ориентироваться при работе над созданием сценария праздничного действа. В связи с этим необходимо определить значимость предстоящего события для предполагаемой аудитории, выявить круг волнующих её проблем, которые могут быть подняты в рамках празднуемого события, а значит, в сценарии разрабатываемого нами предстоящего театрализованного действа.
Важно также знать масштаб праздничного мероприятия, которое нам предстоит художественно организовать. Будет это какое-то камерное действо или зрелищная программа для двух-трёх десятков зрителей, или аудитория будет насчитывать несколько сотен, а то и тысячи собравшихся людей? Какова сценическая площадка предстоящего праздничного мероприятия?