ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 482
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Сценарий соединяет в себе как художественную организацию сценарного материала, так и организацию действий реальных участников праздничного действа. Эту концепцию выдвигали ещё Д.М. Генкин и А.А. Конович, убеждая в том, что сценарий театрализованных форм имеет два аспекта - художественный и психолого-педагогический. В процессе работы над сценарием автор должен не только выстроить сценарный материал по законам драматургии, но и запрограммировать в нём приёмы активизации участников будущего праздничного действа и их предполагаемую реакцию и поведение, грамотно организовать зрительское восприятие разрабатываемого действа. Поэтому сценарист-режиссёр уже на этапе работы над сценарием управляет реакцией будущей аудиторией, программируя её эмоциональное состояние и поведение. Разрабатывая сценарий, он последовательно выстраивает сменяемость чувств и эмоций, настроений и действий предполагаемой аудитории по ходу развития всего праздничного действа. При этом сценарист не должен забывать о законах драматургического построения действия, о необходимости воздействия на аудиторию по эмоциональному нарастанию: от эмоционально менее слабого воздействия до более сильного. Согласно С.М. Эйзенштейну, художественное произведение не застывший итог, не результат творческого труда, а «живой процесс», в котором пересекаются концепции автора и восприятие зрителя. При этом восприятие зрителя в окончательном осуществлении произведения имеет активно-эстетическое значение. «Произведение искусства, понимаемое динамически, и есть процесс становления образов в чувствах и разуме зрителя. В этом особенность подлинно живого произведения, в отличие от мертвенного, где зрителю сообщают изображённые результаты некоторого протекающего процесса творчества, вместо того чтобы вовлекать его в протекающий процесс» (77, 331).
Здесь невольно хочется вспомнить слова великого режиссёра Г. Товстоногова, который говорил: «...если подходить к нашей профессии с самых высоких позиций, то, вероятно, это самая трудная профессия в мире. Всем известен диалог Гамлета с Гильденстерном о флейте. Так вот режиссёр должен уметь играть на человеческой душе, должен знать колебания, которые позволят ему руководить душой артиста и с ним вместе, «через него» находить отклик в душах зрителей...» (66, 48). Эти слова талантливого режиссёра можно смело отнести и к творчеству сценариста. Он, как и режиссёр или будучи сценаристом-режиссёром в одном лице, должен быть хорошим психологом, уметь управлять человеческими чувствами, уметь «играть на человеческой душе» и в творческом процессе работы над сценарием должен уметь выявить силу воздействия каждой единички сценической информации на конкретную аудиторию, почувствовать уровень эмоционального воздействия каждого отобранного им средства выразительности и суметь поставить его в такой контекст с другим сценарным материалом, чтобы вызвать у присутствующей аудитории необходимую реакцию, так как, создавая сценарий, автор, по словам О.И. Маркова, «создаёт действенную модель человеческих отношений». И только программируя и выстраивая чувственно-эмоциональную реакцию и приёмы активизации в сценарий театрализованного действа, можно надеяться на эмоциональный отклик предполагаемой аудитории на поднимаемые проблемы и достижение поставленной цели педагогического воздействия.
Итак, сценарии театрализованных представлений и праздников представляют собой единство художественной, психолого-педагогической и режиссёрской деятельности. В связи с этим в процессе работы над созданием сценария автор выступает не только в качестве сценариста и режиссёра, но и в качестве социолога, педагога, психолога, художника. И при этом он должен быть Гражданином в высоком значении этого слова, быть социально активной Личностью и уметь образно выражать своё отношение к поднимаемым проблемам.
Таким образом, создание сценария театрализованного действа - процесс сложный и требует многостороннего, комплексного подхода.
Вопросы для самопроверки:
Что такое сценарий?
Какое место занимает сценарий в профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников?
Что включают в себя сценарии театрализованных представлений и праздников?
На какие аспекты сценария необходимо обратить внимание режиссёру театрализованных представлений и праздников в процессе его творческой деятельности? Что предполагает художественный аспект сценария? Что предполагает режиссёрский аспект сценария? Что предполагает психолого-педагогический аспект сценария? Какие виды деятельности вбирает в себя работа по созданию сценариев театрализованных представлений и праздников?
Литература:
Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство. -М.: Сов. Россия, 1985.
Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие для редакторов и методистов. НМЦ. - М.: МК РСФСР ВНМЦНТ и КПР, 1989.
Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. — М.: Просвещение, 1988.
Силин А.Д. Театр выходит на площадь: Специфика работы режиссёра при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. - 178 с.
Чечетин А. Основы драматургии театрализованных представлений. -М.: Просвещение, 1981.
Шароев И.Г. Режиссура эстрадных и массовых представлений. -М.: Просвещение, 1986.
2. Основные характеристики сущности драматургии
Фундаментальной основой искусства театрализованных представлений и праздников, как и других зрелищных искусств пространственно-временного характера, является драматургия. И несмотря на то, что характер драматургии театрализованных действ имеет свои специфические особенности, она базируется на общих законах драматургии. В связи с этим, чтобы постичь искусство театрализованных представлений и праздников, прежде всего необходимо познать основы драматургии, выявить те общие закономерности, которые объединяют его с другими видами зрелищных искусств. Теория драмы даёт нам подробную характеристику театральной драматургии. В данном разделе мы попытаемся остановиться лишь на некоторых важных, на наш взгляд, элементах драматургического произведения, которые должен знать автор театрализованных представлений и праздников.
Известно, что драма (от греческого — «действие») – это род литературного произведения, написанного в диалогической форме и предназначенного для сценического воплощения. Однако «драматизм, - как писал Белинский, - состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого. Если, например, двое спорят о каком-нибудь предмете, тут нет не только драмы, но и драматического элемента; но когда спорящие, желая приобрести друг над другом поверхность, стараются затронуть друг в друге какие-нибудь стороны характера или задеть за слабые струны души и когда через это в споре выказываются их характеры, а конец спора ставит их в новые отношения друг к другу, -это уже своего рода драма» (1, 242).
Сравнивая драму с эпическим произведением, Лев Толстой утверждал, что вместо того, чтобы последовательно рассказывать о тех или иных перипетиях в жизни человека, драма должна поставить его в такое положение, завязать такой узел, при распутывали которого он выявил бы самые сокровенные стороны своего характера. Следовательно, условия всякой драмы должны заключаться Б том, «чтобы действующие лица были, вследствие свойственных им характеров, поступков и естественного хода событий, поставлены в такое положение, в которых, находясь в противоречии с окружающим миром, лица эти боролись бы с ним и в этой борьбе выражали бы присущие им свойства» (45, 68).
Н. Островский писал: «Драматургическое искусство, принадлежа литературной своей стороной к искусству словесному, другой стороной - сценической - подходит под определение искусство вообще. Всё, что называется в пьесе сценичностью, зависит от особых художественных соображений, не имеющих ничего общего с литературными. Художественные соображения основываются на так называемом знании сцены и внешних эффектов, то есть на условиях чисто пластических» (79, 68).
A.M. Горький, размышляя о драматическом искусстве, в первую очередь обращал внимание на то, что драма должна быть строго и насквозь действенна, так как «только при этом условии она может служить возбудителем актуальных эмоций» (24, 603).
Эти высказывания известных людей дополняют друг друга в более полном определении драмы и не требуют комментария. Обратимся к сути драматургии. От других родов литературы драму отличают три основные особенности: драматический характер развивающегося действия; единство действия; воспроизведение в ней событий как совершающихся в настоящее время.
Таким образом, основой драматургического произведения является действие. Невольно возникает вопрос, что же такое действие? Согласно утверждению Константина Сергеевича Станиславского, «сценическое действие - это стремление к сверхзадаче по линии сквозного действия» (60,114). В учебном пособии «Драматургия и театр в системе искусств» СМ. Осовцев даёт общепризнанное определение этого понятия Г.Э. Лессингом: «Ряд движений, направленных к единой конечной цели, называется действием» (35, 110). Однако современным представлениям о сценическо-драматургическом действии наиболее отвечает формулировка, применявшаяся в режиссёрской практике Г. Товстоноговым; «Действие — единый целенаправленный психофизический процесс, где действующее лицо, стремясь к достижению поставленной цели, сознательно вступает в борьбу с противодействием других лиц, противостоящих ему, и с возникающими таким образом объективными обстоятельствами» (45, 105).
Из данной формулировки видим, что источником и стимулятором драматического действия является конфликт. В «Энциклопедическом словаре юного литературоведа», конфликт (от лат. cohjlictus - «столкновение») представлен как острое противоречие, находящее свой выход и разрешение в действии, в борьбе. Он определяет все основные компоненты драмы: развитие фабулы, движение сюжета, развитие и раскрытие характеров действующих лиц пьесы. Драматургическое произведение на всех его уровнях пронизано конфликтностью. Конфликт заложен в характере диалогов и поступков персонажей, в соотношении их характеров, в представленном художественном времени и пространстве. Сюжетно-композиционное построение развивающегося действия содержит в себе конфликтные пары образов, связанные друг с другом и составляющие собой своеобразную «сетку» притяжений и отталкиваний - структурный костяк произведения» (79, 125).
Отсюда можно сделать вывод о том, что конфликт — основа драмы, определяющая и её сюжетное построение, и композицию. Именно конфликт способствует воплощению нужного действия, созданию ярких образов героев драматургического произведения, раскрытию их характеров и взаимоотношений. Подспудное воздействие конфликта можно обнаружить в каждом повороте и сдвиге сюжета драматургического произведения, в каждом поступке его героев. Изображаемые конфликты автор черпает из жизни, которая полна противоречий. Л.А. Дмитриев приводит примеры конфликтов в главных сферах человеческой деятельности: «драка и борьба (физическая деятельность); конфликты на почве голода, жажды, болезней (физиология); конфликты на почве любви, секса, родительских чувств (биология); столкновение истины и заблуждения, правды и лжи (познание); разница оценок и критериев (аксиология); противоположность убеждений и взглядов (мировоззрение); религиозные распри (вера); противоположность эрудиции и невежества (образование); конфликты несовместимости (общение); интеллигентности и невоспитанности (воспитание); противоречия таланта и бездарности (творчество); противоречия богатства и бедности (быт); борьба добра и зла (мораль); конфликты начальников и подчиненных (управление); социальные схватки и войны (политика); столкновение вкуса и безвкусицы, красоты и безобразного (эстетика); внутренние конфликты, фрустрации («Я») (25, 9).
Данная классификация позволяет нам увидеть широту возможностей в поиске и раскрытии тем и выявлении конфликтов и противоречий действительности.
Современная теория драмы накопила уже немало знаний о природе драматического конфликта. Так, известный теоретик В. Сахновский-Панкеев определяет конфликт как результат волевых усилий индивидов, которые, стремясь к намеченным целям, вступают в противоборство с другими индивидами и объективными обстоятельствами.
В эту формулировку конфликта С.М. Осовцев вносит некоторые уточняющие детали, подсказанные серьезным теоретическим трактатом Чернышевского «Антропологический принцип в философии»: «При внимательном исследовании побуждений, руководящих людьми, оказывается, что все дела, хорошие и дурные, благородные и низкие, геройские и малодушные, происходят во всех людях из одного источника: человек поступает так, как приятнее ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия». В результате осмысления данной мысли определение конфликта, по С.М. Осовцеву, звучит так: «Драматургический конфликт — такой процесс становления и развития взаимоотношений между персонажами, в ходе которого каждая из сторон, стремясь к достижению поставленных целей, стремится заставить другую действовать в свою пользу и таким образом вступает с ней в противоборство ради своей выгоды или удовольствия» (45, 68).