Файл: Maymin_E_A_-_Iskusstvo_myslit_obrazami.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 276

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Актеру кино не нужно преувеличивать в выражении чувств, не нужно «нажимать», «педалировать». Он может быть максимально естественным. Ему позволено говорить как в жизни, не повышая голоса, даже шепотом (дело ки­нотехники, чтобы его шепот услышали зрители), ему ни к чему излишняя аффектация.

И все-таки из сказанного вовсе не следует, что правда изображения актеру кино доступна больше, чем театраль­ному актеру. Потенциальный реализм кино соседствует с такими особенностями этого искусства, которые носят сугубо условный характер и требованиям прямого правдо­подобия не отвечают. Это относится прежде всего к усло­виям творческого процесса. Чарли Чаплин в книге «Моя биография» так описывает свое первое впечатление от ки­нопавильона, в котором происходила съемка фильма: «Три разные декорации были установлены бок о бок, и в них одновременно работали три съемочные группы. Это напо­минало павильоны Всемирной выставки. В одном углу Мейбл Норман колотила кулаками в дверь и кричала: „Впустите меня!" Затем оператор перестал вертеть ручку камеры — эпизод был отснят. Я впервые узнал, что филь­мы делаются вот так, по кускам».

Самое «неестественное» и «нереальное» в процессе создания фильма, пожалуй, именно в том, что он снима­ется по кускам. Киноактер должен создавать образ вне логики его реального бытия. Например, актер нередко вы­нужден играть разочарование раньше, чем «очарование», показывать зрелость человека раньше, чем молодость, и т. д. То есть в условиях кино актер живет в беспорядоч­ном, случайном времени. Из этого для него проистекают важные последствия. Он должен вживаться не столько в своего героя, сколько в ту или иную человеческую ситуа­цию. Он должен уметь психологически тонко и в соответ­ствии с характером своего героя играть ситуацию. Он в большей степени держит характер героя в своем сознании, нежели сам становится таким характером. Сохранять вер­ность характеру ему нужно, чтобы выдержать единство изображаемой личности, единство всех ситуаций. Но «стать характером» ему труднее, чем театральному актеру, уже потому, что он играет свою роль не 2—3 часа, не в едином порыве, а два-три месяца, а то и больше. И играет ее каж­дый раз не целиком, а с перерывами, которые заполнены другими мыслями и делами.

К этому нужно еще добавить, что актер в кино лишен непосредственного общения со зрителями. Между тем воз­можность «живого соприкосновения» зрителей и актеров не просто создает несколько иные условия развивающего­ся драматического действия, но определяет сущность спек­такля.


Общение со зрителями у театрального актера носит глубокий, творческий характер. Во время спектакля меж­ду актером и зрителями протягиваются невидимые крепкие нити, по которым передаются незримые волны симпатии и антипатии, сочувствия, понимания, восторга. Это внутренне управляет игрой актера, помогает ему творить.

«Театр, каким бы ни было его устройство, — это всегда свидание, всегда тепло живого общения,— говорит извест­ный советский артист Алексей Баталов.— Душа театра яв­ляется лишь в процессе самого спектакля... Совсем разные, отчужденные в быту люди тончайшим образом реагируют на едва уловимые движения души актера, точно угадывая самые сложные психологические повороты. Так возникает то, что мы называем единым дыханием зала, то, что объ­единяет незнакомых, случайно собравшихся зрителей. В свою очередь это дыхание, как волна, подхватывает ак­тера, сообщая его собственному внутреннему движению гигантскую дополнительную силу. Актер, по-настоящему связанный с залом, иногда совершает почти невероятное. Точно полинезиец на доске, он движется только благодаря этим живым, идущим из зала волнам».

Всего этого лишен киноактер. Представим себе учителя (мы уже сравнивали актера с учителем), которому пред­ложили провести урок в пустом классе. Это опытный учи­тель, он прекрасно владеет материалом и хорошо умеет его преподнести. Но окажется ли он таким же опытным и умелым в пустой аудитории? Как бы ни предупреждали его, как бы ни был он специально подготовлен к уроку в пустом классе, что-то хорошее и важное па этом уроке неизбежно пропадет.

Киноактер находится как раз в положении этого учи­теля. Сознание, что его выступление фиксируется на пленке, что, когда фильм начнет демонстрироваться, аудитория заполнится — и будет заполняться много раз, не может возместить отсутствия зрителей в момент исполнения. Ки­ноактер должен владеть какими-то особыми качествами, особым умением, чтобы компенсировать недостающее ему общение с аудиторией.

Сценический образ в кино, с одной стороны, обладает высочайшей степенью подлинности, даже натуральности, но, с другой стороны, по сравнению с театральным образом он носит Солее готовый, более неподвижный характер. Сце­нический образ в театре внешне более условен, но вместе с тем, благодаря непосредственной связи с аудиторией он оказывается более живым, трепетным. Актер кино, в труде и поисках, однажды и навсегда создает свой образ. Актер театра создаст его многократно, и каждый раз хоть немно­го по-новому.


Таким образом, кино имеет свои преимущества перед театром, но и театр имеет свои преимущества перед кино. Соответственно это относится и к актерам, занятым в театре и в кино. Ни одному из них не легче и не труд­нее создавать образ, чем другому. У них разные условия, разные возможности, отчасти разные задачи.

Есть и еще одна существенная разница между положением актера в театре и в кино. Мы знаем: главное в театре — образ человека — создается актером. Театр без актера существовать не может. О кино этого не скажешь столь категорически. В кино человеческий образ создает­ся не только мастерством актера. Разумеется, актер и в кино имеет первостепенное значение — однако не столь исключительное, как в театре.

Одним из важных средств создания кинообраза является монтаж.

В самом элементарном виде монтаж можно объяснить как подбор, расположение отдельных частей фильма, за­снятых на кинопленку, в такой последовательности, чтобы получилось единое художественное произведение.

Монтаж — это язык кино, только ему присущее средство создания образа (хотя и не единственное средство).

В театре зритель воспринимает происходящее па сцепе непосредственно. Фильм же вначале снимается по частям на кинопленку, а затем уже обработанная кинопленка де­монстрируется зрителям. Кинопленка — своеобразный по­средник между актером и зрителем, как книга — посредник между писателем и его читателем. Сходство это, одна­ко, не безусловное. Набранные в типографии страницы книги — посредник пассивный. Кинопленка же активна, она сама способна стать источником художественного, она заключает в себе для творцов киноискусства богатые воз­можности.

Эти возможности были открыты не сразу. Началось с того, что очень скоро после изобретения кино стало оче­видным, что пленку можно резать и клеить, компонуя кад­ры в соответствии с желаниями авторов фильма. Первона­чально это было осознано как чисто техническая возмож­ность: если пленку можно резать и разрезанные куски склеивать в любом порядке, то, значит, фильм можно сни­мать не целиком, а кусками, не по ходу сценария, а так, как это удобно съемочному коллективу. Разрезание и скле­ивание отдельных кусков отснятой пленки — это и есть собственно монтаж, монтаж как технический прием. Но постепенно стало ясным, что с помощью этого приема мож­но решать задачи идейные и художественные. И тогда тех­нический монтаж превратился в искусство монтажа — в особое средство выразительности, в особенный язык кино.


В самом деле, если режиссер имеет возможность по-своему компоновать снятые кадры, вырезать оказавшееся ненужным, недостаточно выразительным, подчеркивать пу­тем сопоставления кадров то, что он считает главным, — значит, он обладает таким потенциальным источником вы­разительности, подобного которому не знает никакое дру­гое искусство. Осознав это, режиссеры стали стремиться в максимальной степени использовать этот источник.

В России одним из первых понял художественные воз­можности монтажа кинорежиссер Лев Кулешов. Позднее он так писал о своем открытии, относящемся к 20-м годам: «В те годы, кроме работы в хронике, мною был сделан монтажный эксперимент, известный в истории кино как «Эффект Кулешова". Я чередовал один и тот же кадр Мозжухина с различными другими кадрами — тарелкой супа, девушкой, детским гробиком. В зависимости от монтажной взаимосвязи эти планы приобретали разный смысл. Открытие ошеломило меня — так я убедился в величайшей силе монтажа».

Когда Л. Кулешов и ассистировавший ему режиссер В. Пудовкин показывали описанный монтажный эффект, неподготовленные зрители были потрясены не открывши­мися возможностями искусства кино, а актерской игрой Мозжухина. Они были уверены, что видели перед собой ве­ликого актера Мозжухина в трех разных ролях. «Зрите­ли,— вспоминал Пудовкин, — восхищались тонкой игрой артиста. Они отмечали его тяжелую задумчивость над за­бытым супом. Трогались глубокой печалью глаз, смотря­щих па покойницу, и восторгались легкой улыбкой, с ко­торой он любовался играющей девочкой. Мы же знали, что во всех трех случаях лицо было одно и то же. Такова сила воздействия монтажа».

Многие крупные художники кино создавали фильмы, построенные в основном на выразительном монтаже кадров. Искусство монтажа развивали советские режиссеры Ку­лешов, Пудовкин, Эйзенштейн. По тому же пути шел аме­риканский режиссер Гриффит.

В фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» есть необычайно выразительная трагическая сцена расстрела демонстрации. Вся она построена на принципе мон­тажа. Кадры в ней не просто следуют один за другим — они сталкиваются, создают контрасты, каждый из них подчеркивает смысл другого. И в результате создается революционно-обличительный пафос картины. Перед зрите­лем, сменяя друг друга, проходят такие кадры: идут пред­ставители революционного народа, шагают плотно со­мкнутым строем солдаты, широкая лестница занята гуля­ющей одесской толпой, снова солдаты, угрожающий блеск их штыков, ружейный залп, смерть пожилой женщи­ны с добрым лицом, в пенсне, и как художественное за­вершение всего монтажного куска — опустевшая одесская лестница и детская коляска с младенцем, прыгающая по ее ступеням среди трупов.


Впечатление от всей сцены определяется прежде всего монтажным соотношением кадров. Это соотношение, со­зданное режиссером, становится в точном смысле слова языком искусства. Монтаж не просто фиксирует случивше­еся, а объясняет его и, объясняя, обвиняет; не только пе­редает действительность, но и заставляет мыслить.

В книге «Кинорежиссер и киноматериал» В. Пудовкин приводит интересный пример монтажа из фильма Гриффи­та «Нетерпимость»: «Там есть сцена, где женщина выслушивает смертный приговор ее мужу, неповинному в преступлении. Режиссер показал лицо женщины - боязливую, дрожащую улыбку сквозь слёзы, и вдруг, на момент, зритель видит руки, только руки, судорожно щиплющие кожу. Это один из самых сильных моментов картины. Ни на минуту мы не видели всей женщины. Были только ее лицо и руки, и, может быть благодаря тому, что режиссер сумел из всей массы реального материала взять и показать только две наиболее острые детали, он и достиг той изумительной впе­чатляющей силы, которая свойственна этому куску».

Зависит ли эта «изумительная впечатляющая сила» от игры актера? В данном случае не обязательно. Ведь здесь не столько сами кадры, сколько их соотношение (боязли­вая улыбка — и по контрасту руки, судорожно щиплющие кожу) создает художественный эффект.

Монтаж в кино оказывается тем художественным сред­ством, который и помогает актеру, ему служит, и дейст­вует иногда независимо от него, помимо него. Вот почему возможны кинофильмы — и прекрасные! — которые сняты без участия профессиональных актеров. Таковы, напри­мер, и «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна, и «Похити­тели велосипедов» итальянского режиссера Витторио де Сика.

Но отсутствие профессиональных актеров в кино все-таки не правило, а исключение. Монтаж вовсе не освобож­дает киноискусство от актера, а самого киноактера — от необходимости выразительно, талантливо играть. Но мон­таж способен придать и кинофильму в целом, и игре акте­ров новое своеобразие, усилить впечатление от актерского искусства.

С ростом зрелости и популярности киноискусства ино­гда возникала проблема: что интереснее, важнее для че­ловека— кино или театр? В ряде стран (например, в по­слевоенной Италии) театр стал переживать кризис, и в этом кризисе обвиняли кино. Но обвинение было справед­ливым лишь отчасти. Истинный любитель театра, который получает наслаждение от искусства сцены, в кино вместо театра не пойдет. Если театр переживает кризис, то при­чины этого нужно искать прежде всего в самом театре. То же относится и к кино. (Впрочем, проблема эта шире: при­чину надо искать и в социальных условиях, в уровне духовных запросов общества, воспитываемого на многочис­ленных произведениях так называемой «массовой», т. е. духовно обедненной культуры. Но это серьезный разговор, который увел бы нас от лаконичного сравнения двух искусств — кино и театра.)