Файл: Maymin_E_A_-_Iskusstvo_myslit_obrazami.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

балет по мотивам даже не романа Толстого, а толстовского сюжета. То же самое можно сказать и о «Дон Кихоте» Минкуса, и о «Медном всаднике» Глиэра и т. д. Сам отбор сюжетного материала в этих балетах хорошо показывает, что балетное искусство может и чего оно не может. Оно не может быть ни слишком бытовым и заземленным, ни излишне назидательным, ни сиюминутно-злободневным.

Важная проблема современности не может решаться в балете прямолинейно. Сама художественная природа ба­лета не допускает этого. К. С. Станиславский как явный курьез приводил пример постановки балета на злободнев­ную тему борьбы с малярией: «В городе свирепствовала ма­лярия, и надо было популяризировать средства для борьбы с нею. Для этого был поставлен балет, в котором фигури­ровал путешественник, неосторожно уснувший в болотном тростнике, изображенном качающимися красивыми полуоб­наженными женщинами. Укушенный юрким комаром, пу­тешественник танцует па лихорадки. Но приходит доктор, дает хину или другое средство, и на глазах у всех танец больного становится спокойным».

Эта постановка относится к первым годам революции, когда искусство особенно интенсивно стремилось «вмеши­ваться в жизнь», быть активным, преодолевать обветшав­шие традиции. Молодому искусству казалось все «под си­лу». Но в опыте исканий постепенно проявлялась и незыб­лемость некоторых традиций.

К сожалению, похожие примеры (хотя и не столь анек­дотические) встречались в истории балета и в более позд­ние годы. Известный балетный критик В. Красовская с горькой иронией рассказывала о балете Н. Червинского — А. Андреева «Родные поля» (1953). Героиня этого балета танцем выражает свой призыв к жениху приехать в родной колхоз для строительства электростанции, а же­них выражает волнение перед защитой диплома, удоволь­ствие по поводу успеха защиты и сомнения, выбрать ли ему аспирантуру или колхоз.

Балет этот, с его прямолинейно понятой «жизнен­ностью», далек от специфики танцевального образа, и ошиб­ка его создателей носит принципиальный характер. Как отмечала В. Красовская, «музыкальный театр все-таки прежде всего театр обобщений, и к балету это относится еще больше, чем к опере»; «Балет, как и музыка, способен передать тончайшие оттенки чувства и высочайшие, грандиознейшие, героические его взлеты. Но балет не в силах передать обыденных и прозаических действий, он не мо­жет изъясняться прозой, даже если за нею скрыты вдох­новенные идеи, великие помыслы».


Говоря об опере и балете, мы тем самым коснулись театрального, сценического искусства. Это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных ис­кусств. Это искусство неоднородное, синтетическое. В ка­честве его составляющих в театральное искусство входит и архитектура, живопись, скульптура (декорации), и му­зыка (она звучит не только в музыкальном, но и в драма­тическом спектакле), и хореография (не только в балете, но и в драме), и литература (текст драматического произ­ведения), и искусство актерской игры и т.д. Среди всего перечисленного искусство актерской игры — главное, опре­деляющее для театра. Известный советский режиссер А. Таиров писал: «...в истории театра были длительные периоды, когда он существовал без пьес, когда он обходил­ся без всяких декораций, но не было ни одного момента, когда бы театр был без актера». («Без пьес», конечно, не буквально, — это означает импровизационность спектакля, свободное отношение актера к тексту или создание собст­венного текста по сюжетной канве.)

Актер в театре — творец, непосредственно создающий то, что носит название «сценического образа». Точнее, од­новременно и художник-творец, и материал творчества, и его результат — образ. «Чтобы создать произведение искус­ства,— писал великий французский актер Б.К. Коклен,— живописец имеет краски, холст и кисти; у скульптора есть глина и резец, у поэта слова и лира... орудие же актера — он сам».

Актерское мастерство позволяет нам увидеть не только образ в его конечном выражении, но и самый процесс его создания — становление образа. Актер создает образ «из самого себя» и делает это в присутствии зрителей, на их глазах. В этом главная специфика сценического образа — и в этом источник неповторимого художественного наслаж­дения, которое театральный образ дает зрителю. В теат­ральном искусстве зритель наиболее непосредственно при­общается к чуду творения.

Конечно, когда мы думаем и говорим об актере, мы понимаем, как важен для театра не просто актер, а актерский ансамбль — единство, творческое взаимодействие ак­теров. «Настоящий театр,— писал Ф. И. Шаляпин,— не только индивидуальное творчество, а и коллективное дей­ствие, требующее полной гармонии всех частей».

Театр — искусство социальное и коллективное. Сцени­ческое действие зрители воспринимают не в одиночку, а коллективно, «чувствуя локоть соседа», что в немалой сте­пени усиливает впечатление, художественную заразитель­ность театральной постановки. При этом и само впечатле­ние исходит не от одного человека — актера, а от коллек­тива актеров. И на сцене, и в зрительном зале, по обе стороны рампы, живут — чувствуют и действуют — не от­дельные индивидуумы, а общество людей, связанных между собою на это время внутренней связью.


В значительной степени именно этим определяется ог­ромная социально-воспитательная роль театра. Искусство, которое создается и воспринимается сообща, становится в подлинном смысле слова школой. «Театр,— писал прослав­ленный испанский поэт Гарсиа Лорка,— это школа слез и смеха, свободная трибуна, с которой люди могут обли­чать устаревшую или ложную мораль и объяснять на жи­вых примерах вечные законы человеческого сердца и че­ловеческого чувства».

Мы уже говорили о двойственной природе актерской игры. Актер — творец, и он же — результат своего творе­ния. Как результат творения, как образ, он ощущает те самые чувства, которые ощущает его персонаж. Как тво­рец, он смотрит на себя со стороны, оценивает свое умение чувствовать и держит свои чувства под контролем. Таким образом, актер находится одновременно и в художествен­ной «неволе» — как образ, и вместе с тем он свободен — как творец. Ф. И. Шаляпин писал: «Воплощаемый образ предо мною всегда на смотру. Он перед моими глазами каждый миг... На сцене два Шаляпина. Один играет, дру­гой контролирует. „Слишком много слез, брат,— говорит корректор актеру. — Помни, что плачешь не ты, а плачет персонаж. Убавь слезу". Или же: „Мало, суховато. При­бавь..."».

Мы уже говорили об этом качестве актера. Оно нисколь­ко не мешает правдивости сценического образа. Более то­го, сценический образ воспринимается нами как самый под­линный из всех, существующих в разных видах искусства (в этом с театром может сравниться только кино).

Самый подлинный — несмотря на свою очевидную ус­ловность. Чем это можно объяснить? Почему образ, создан­ный актером, так достоверен для нас, так живо на нас воз­действует? Прежде всего потому, что он максимально аде­кватен своему «материалу». В театре (как и в кино) об­раз человека создается человеком же. Нам не требуется особых усилий, не требуется работы воображения, чтобы представить себе в человеке-актере человека-персонажа. Разумеется, в актере мы видим не его самого, а другого человека, может быть даже другой эпохи,— но все-таки че­ловека. То, что предполагается в образе, заложено в самом человеке, в самом актере.

Я видел Москвина в роли царя Федора Иоанновича в спектакле Московского Художественного театра, постав­ленного по пьесе А. К. Толстого. Великий актер так играл эту роль, что для зрителей он был уже не Иван Михайло­вич Москвин, а неподдельный, живой Федор Иоаннович. Когда Москвин — Федор говорил, бросаясь на шею Ири­не: «Аринушка! Родимая моя! Ты, может быть, винишь меня за то, Что я теперь его не удержал?.. Что ж делать, Что не рожден я государем быть!» — зрители слышали по­длинные слезы в голосе Федора, чувствовали их — слезы «тишайшего царя», для которого оказалась слишком тяжелой шапка Мономаха. Не таким, как его создал Моск­вин, Федора Иоанновича представить себе было почти не­возможно. Это удивительное ощущение правдивости худо­жественного образа объясняется не только актерским мас­терством Москвина, а еще и самой природой театрального искусства — тем, что образ человека создается человеком.


Максимальная достоверность сценического образа свя­зана и с особенным для него ощущением времени. Каждый вид искусства имеет специфическое художественное вре­мя. В скульптуре это время «нулевое» — отсутствие вре­менных границ, установка на вечность. В эпосе или в ли­рике это, как правило, время прошедшее. В драматическом искусстве — настоящее время.

Когда мы читаем «Илиаду» Гомера или даже самую современную повесть — скажем, повесть Ф. Абрамова или В. Белова,— мы воспринимаем все события как уже про­шедшие. Когда мы смотрим театральное представление — трагедию ли, драму или комедию,— все, что происходит на сцене, происходит для нас в настоящем. События соверша­ются одновременно с их восприятием. Психологически это приводит к тому, что в театре мы ощущаем себя не только зрителями, но и соучастниками действия. Это делает теат­ральное действие особенно убедительным и заразительным.

Какими бы неудобными, «незрелыми» зрителями ни были дети, мы не можем все-таки не отметить для себя естественность их активности, их стремления деятельно вмешиваться именно в театральное искусство, а не в ка­кое-нибудь другое. История безумца, который изрезал ре­пинское полотно «Иван Грозный убивает своего сына», достаточно уникальна. Стремление сделаться активным участником событий в атмосфере театра не так уж уни­кально и отличает не только детей. Несомненно, что иллю­зия подлинности в живописи, скульптуре или поэзии мень­шая, нежели в театральном искусстве. Меньшая, в част­ности, и потому, что только театр живет в настоящем времени.

Не случайно попятил «правда» и «неправда» как оце­ночные применяются к театру гораздо чаще, чем, напри­мер, к живописи или к скульптуре, не говоря уже об ар­хитектуре и музыке. Призывать к прямой правдивости ис­кусства естественнее, когда такая почти непосредственная правдивость заключена уже в самой природе этого искус­ства, природе создаваемого им художественного образа.

Но театральное искусство, как мы уже знаем, не толь­ко правдиво, а и условно. В этом оно похоже па любое дру­гое искусство. Виды искусства, как и различные направ­ления и методы в искусстве (классицизм, романтизм, реализм и т. д.), отличаются друг от друга степенью правдивости и условности, однако без самого сочетания правдивости и условности в том или ином их соотношении никакое искусство существовать не может.

По степени непосредственного воздействия на зрителей к искусству театра ближе других сравнительно молодое искусство — кино. Эффект жизненности, прямого правдо­подобия в кинофильме может быть даже сильнее, чем в театре.


Искусство кино и близко театральному, и заметно от него отличается. Попробуем сопоставить работу актера в театре и в кино. Такое сопоставление поможет нам луч­ше попять специфику этих «смежных» искусств.

Я знал одного театрального режиссера, умную и талант­ливую женщину. Она не разрешала своим актерам сниматься в кино: «Кино испортит вас. Если вы хотите стать киноактером, ваша воля. Но у меня вам тогда делать не­чего». Наверное, она была неправа. Но я вспомнил сейчас об этом не для осуждения или оправдания, а потому, что в поведении этого режиссера явственно проявилась убеж­денность в существовании важных отличий кино от театра, работы актера при создании фильма и при создании те­атрального спектакля.

Чтобы выяснить, каковы отличительные особенности работы театрального актера и киноактера, поставим вопрос так: где актер может быть естественнее в своей игре, прав­дивее — в театре или в кино?

Многое в игре актера в театре не только приближает его к жизненной правде, но и уводит от нее. Например, театр любит выражение чувств «громкое» и «говорливое». «Театр не гостиная,— писал великий актер-реалист Б.К. Коклен, на высказывания которого я уже не раз ссылался.— К полутора тысячам зрителей, собравшимся в зрительном зале, нельзя обращаться как к двум-трем то­варищам, с которыми сидишь у камина. Если не возвысить голос, никто не расслышит слов; если не произносить их членораздельно, не будешь понят».

Между тем в действительности человеческие эмоции могут быть глубоко запрятанными. Горе может выражать­ся в едва уловимом дрожании губ, движении мускулов лица и т. п. Актер прекрасно это знает, но в своей сцени­ческой жизни он должен считаться не только с психологи­ческой и бытовой правдой, а и с условиями рампы, с воз­можностями восприятия зрителей. Именно ради того, что­бы слова и чувства персонажа дошли до зрителей, актер должен несколько преувеличивать степень и форму их вы­ражения. Так требует специфика театрального искусства.

Иное дело — кино. То самое дрожание губ, которое в условиях театра актер не может донести до зрителей, в условиях кино доносится легко. В кино расстояние от мес­та действия до глаз зрителя — величина переменная. Глаз зрителя то приближается к предмету изображения, то уда­ляется от него. Мы сами чаще всего этого не замечаем. Ведь нашим «глазом» оказывается и кинообъектив. При­ближаются и удаляются в кино не сами предметы и не глаза зрителей, а кинокамера — она-то и устанавливает нужное расстояние между зрителем и снимаемыми пред­метами, людьми. Если необходимо в художественных целях, это расстояние становится очень маленьким: изобра­жение дается крупным планом. Тогда мельчайшая деталь человеческого лица становится заметной и выразительно-действенной: и дрожание губ или век, и движение лице­вого мускула...