ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 1
Живопись не лучше и не хуже скульптуры, она — другая, другими возможностями обладает ее образный язык. Что-то она может изобразить полнее и шире, а чего-то не может. Не может именно того, что способна передать только скульптура пли только архитектура. Все виды искусства существуют параллельно, активно сосуществуют, не заменяя, а дополняя друг друга.
До сих пор мы говорили в основном о видах изобразительного искусства — архитектуре, скульптуре, живописи. А вот совсем иной род искусства, способный непосредственно выразить чувство, волнение души, — искусство музыки.
На чем основан язык музыки? На сочетании звуков. Звуки располагаются во времени в математически правильной последовательности, придающей им внутреннее согласие, гармонию. В музыкальном произведении возможны и диссонансы, дисгармония. Но дисгармония в музыке потому и ощущается как дисгармония, что она выступает на фоне гармонии.
Еще древние греки уловили связь музыкального искусства с математикой. Пифагорейцы (последователи древнегреческого философа Пифагора) отмечали, что в основе музыки лежит число. Но, по их понятиям, число — это и основа всего мира. Они видели в музыке внутренний, сокровенный образ Вселенной, выражение мировой гармонии. Образцом для музыки считалась та гармония, которая существует среди небесных тел. Движение небесных тел, считали пифагорейцы, наилучшим образом воплощает собой математические и одновременно музыкальные законы. С их точки зрения, музыка является не только первым из искусств, доставляющих радость людям, но и полезнейшим из искусств в этическом и общественном смысле. Пифагорейцы призывали очищать тело посредством врачевания, а душу — посредством музыки.
Не только пифагорейцы, но и многие философы, ученые, деятели искусства новейшего времени считают музыку одним из самых высоких видов искусства. Музыка есть «истинное выражение внутреннего чувства нашего»,— говорил русский писатель и философ Владимир Одоевский. «Музыка — это голос души мира, ее безглагольная песнь»,— писал Федор Шаляпин. Замечательно, что в утопическом государстве, созданном фантазией писателя и ученого XVII века Сирано де Бержерака (роман «Государства Луны»), правители страны выражают свои мысли по самым важным общественным вопросам не словесно, а посредством музыки.
Музыку часто называют самым романтическим видом искусства. Это связано с характером музыкального образа. Жизненное содержание отвлечено в нем от всего предметно-вещественного. Развитие музыкальных образов представляет собой «чистое движение». Слушая музыку, мы не имеем перед глазами созерцаемого предмета, а как бы следим за движением самой души.
Музыкальный образ нельзя себе представить зримо, он не способен вылиться в устойчиво ощутимую форму — он не столько сам по себе существует, сколько действует. Музыкальный образ может быть очень глубок, и вместе с тем он лишен какой-либо предметной определенности. Именно по этой причине так трудно передавать содержание музыкального произведения. Вот как, например, излагается содержание «Неоконченной симфонии» Шуберта в одной из программ филармонического концерта: «Мы начинаем с глубокой серьезности, из которой рождается беспокойство, после чего появляется почти болезненная взволнованность, пока завершенность не совлечет покрывало с нежданного утешения, которое вскоре проникается жизнерадостностью и затем вдруг обрывается...»
Это изложение похоже на пародию, но при этом достаточно характерно для передачи содержания музыкальных произведений. Словесный анализ музыкального произведения, сделанный и на более высоком уровне, может оказаться похожим на этот и внешне уязвимым. Уязвимым прежде всего из-за специфики музыкального образа, из-за его принципиальной непереводимости на язык понятий.
Язык музыки можно назвать «беспредметным», но нельзя назвать бессодержательным. «Музыка,— писал советский ученый-филолог М. Бахтин, — лишена предметной определенности и познавательной дифференцированное, но она глубоко содержательна... содержание здесь в основе своей этично».
Образный язык музыки строится из звуков на основе ритма, модуляции (т. е. перехода из одной тональности в другую), мелодии.
Музыка древних в основе своей была ритмической. В основе новейшей европейской музыки, в том числе народной, лежит мелодия. Мелодия — это не просто последовательность звуков музыкального ряда, но и наделенное внутренним смыслом единство звуков, выразительная цельность. Мелодия является высшей поэтической стороной музыки. Очень часто именно в области мелодии совершаются в музыке художественные открытия. Главным образом через мелодию выражается и идея музыкального произведения. Музыкальное искусство, отказывающееся от своего естественного языка — упорядоченного ритма и мелодии,— это бессодержательное, безыдейное искусство. О таком искусстве — не-искусстве — с тревогой писал Петр Ильич Чайковский: «Музыкальная идея ушла на задний план; она сделалась не целью, а средством, поводом к изобретению того или другого сочетания звуков. Прежде сочиняли, творили — теперь подбирают, изобретают».
Музыкальное искусство может существовать и самостоятельно (например, симфоническая музыка), и в неразрывной связи с другими видами искусства, как «сопровождение». Термин этот не следует понимать слишком прямолинейно. Музыка «сопровождения» является не подсобным, а равноправным (иногда и ведущим) началом в искусствах синтетического рода.
Одним из наиболее распространенных видов синтетического («смешанного») искусства, в который музыка входит как составная часть, является песня. В песне создается синтетический образ, основанный на сочетании образа словесного и мелодически-музыкального. При этом оба начала — словесное и музыкальное — взаимно обогащают друг друга. Слово придает песенному образу конкретность и понятийную определенность. Музыка углубляет содержание словесного образа, делает его более выразительным, переводит его в возвышенно-обобщенный план.
Слово, сопровождаемое музыкой, песенное слово — это нечто качественно иное по сравнению с самостоятельным поэтическим словом. Качественно иное потому, что воздействие музыки глубоко изменяет сам художественный смысл слова, влияет на характер и силу его воздействия. Иногда бывает даже так, что текст, средний по своим достоинствам, в музыкальном оформлении воспринимается как глубоко поэтический. Примеров такого рода можно привести немало.
У Алексея Константиновича Толстого, хорошего поэта, как и у всякого поэта, есть стихи менее и более удачные. К числу менее удачных, на мой взгляд, относится стихотворение «Средь шумного бала...». Оно кончается словами: «Люблю ли тебя, я не знаю, Но кажется мне, что люблю». Как бы мы ни относились к стихотворению в целом, нельзя не признать, что эти финальные слова довольно прозаичны. Но такими они кажутся в стихотворении, а не в романсе. Романс «Средь шумного бала...» создан на слова Толстого П. И. Чайковским. В музыкальном оформлении слова стихотворения, в том числе и финальные, углубились, приобрели новые краски, отрешились от возможных бытовых значений — т. е. стали поэтическими в точном значении этого слова.
Другой пример, несколько иного рода,— сочиненная А. С. Пушкиным предсмертная элегия Ленского. У Пушкина она звучит не всерьез, представляет собой пародию, насмешку, хотя и не злую, а добрую. Но вспомним, как звучат слова этой элегии в опере Чайковского «Евгений Онегин». Здесь доля насмешливости, заключенная в них, пропадает, они всерьез трогают, волнуют слушателя. И объясняется это тем, что музыка углубила и возвысила слово и тем самым содействовала снятию иронии.
Музыка выступает совместно с другими видами искусства не только в песенном жанре. Она оформляет текст и ведет действие в опере, в балете, в кино и т. д. Широкое использование музыки в различных видах искусства обусловлено самой природой музыки, теми изначальными свойствами музыкального образа, о которых мы уже говорили. Образ в музыке — это воплощение чистой духовности; он выражает чувство, не используя для этого вещественные формы. Это позволяет ему легко входить в сочетание и взаимодействие с другими образами, более вещественными. Музыкальный образ оказывается по отношению к ним не чужеродным, он придает им новое качество, усиливает их и возвышает.
Несколько лет назад на экранах наших кинотеатров шел французский фильм «Шербурские зонтики». Его авторы — режиссер Жак Деми и композитор Мишель Легран. Фильм строится на довольно банальном сюжете: любовь — расставание — новая любовь — грустные воспоминания о былом. История обыкновенная — и необыкновенная. Необыкновенной она становится именно благодаря музыке.
Герои этого фильма не разговаривают, а поют или говорят под музыку (речитатив). Зрителям вначале нелегко освоиться с этой «неестественной» манерой разговора. Но потом незаметно к этому привыкаешь. Музыкальная стихия фильма захватывает, условное перестает восприниматься как искусственное, зритель входит в особенный мир фильма, одновременно и бытовой, обычный и все-таки — благодаря музыке — совсем не обычный, не бытовой, а высокий и обобщающий.
Этот фильм носит музыкальный характер не в формальном, а в глубоком смысле слова. И именно поэтому мелодраматическая история, в нем рассказанная, воспринимается как возвышенная, как один из «вечных», нестареющих сюжетов. Фильм показывает, как много может значить музыка для других искусств, как способна она обогащать их.
Выступая в сочетании с другими искусствами, музыка создает особый художественный мир — мир высоких чувствований, высокого эмоционального напряжения. Это особенно ярко проявляется в оперном искусстве. Собственно, фильм, о котором мы говорили, есть тоже своего рода опера (фильм-опера).
В самом общем виде оперу можно определить как театральное представление, в котором не говорят, а поют. Пение и песня составляют непременную составную часть этого вида искусства. При этом песня выступает в разных формах: это ария — песня-монолог, песня-признание; дуэт — песня-диалог; речитатив — имитация разговорных форм в музыке и т. д. Особое место в опере занимает хоровое пение, в котором раскрывается не индивидуальный, а массовый образ — образ народа или какой-то большой группы людей. В некоторых операх хоровые формы играют ведущую роль. Это характерно для музыкальных народных драм. В качестве примера можно привести гениальные оперы-драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».
Разумеется, опера — это не только песня. Это и та музыка, которая существует в опере помимо непосредственно связанной с песней. Это и игра актера-певца. И элементы изобразительного искусства — в декорациях, в бутафории.
Опера — искусство синтетическое. Но при этом, как и во всяком виде и жанре искусства, в ней есть свое ведущее начало. Это ведущее начало в оперном искусстве — именно музыка-песня. В первую очередь она и делает оперу неповторимым искусством, искусством духовно-возвышенной правды.
В силу особой природы своей образности опера передает внебытовую, поэтическую сторону жизни. Гончаровская «Обыкновенная история» или чеховская «Скучная история», при всей глубине их содержания, едва ли могли бы послужить хорошей сюжетной основой для оперного спектакля. Оперное либретто может представлять собой грустную историю, трагическую или героическую историю, но только не «обыкновенную» и не «скучную». Опера всегда ближе к поэзии жизни, а не к ее прозе. «Девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах» — слова эти могут служить удачной характеристикой оперного искусства. Петь можно отнюдь не на любую тему, и это обусловлено внутренними законами самого искусства.
Ближе других к опере по характеру внутренних законов искусства находится балет. Балет — это сочетание музыки и хореографии (танца, пантомимы). Как и опера, балет — искусство прежде всего музыкальное. Можно сказать, что балет «вдвойне музыкален». В нем господствует стихия музыки звучащей и не менее того — музыки зримой. Танец в балете есть такая «зримая музыка». Только внешне он может представляться немым. По существу, в основе танца заключена музыка, наполняющая его изнутри.
Эта музыкальная наполненность хореографического образа, как и образа чисто музыкального, не может быть достаточно полно и точно выражена путем словесных разъяснений. Балетный образ носит многозначный, обобщенно-символический характер. Сведение сущности балетного образа к бытовому смыслу не только не объясняет его, но и во многом разрушает. В этом случае происходит то же самое, что со всякого рода изложениями содержания симфонических произведений.
Балетное искусство, как и оперное, не допускает слишком бытового, заземленного сюжета. Разумеется, в искусстве не может быть категорических запретов. Но невозможна и абсолютная свобода. Можно, например, перевести на язык балета даже «Анну Каренину» Л. Толстого. Родион Щедрин и Майя Плисецкая доказали, что можно. Однако этот «перевод» отнюдь не адекватный — он намеренно выборочный. Понять проблематику толстовского социального романа по балету Щедрина не просто трудно, а невозможно. Балет на это и не претендует. «Анна Каренина» Щедрина — это песнь прекрасной и трагической любви. Это