Файл: Maymin_E_A_-_Iskusstvo_myslit_obrazami.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это письмо носит анекдотический характер. Но исход­ный пункт рассуждений его автора, к сожалению, прини­мается людьми как истина довольно часто. В этом исход­ном пункте автор письма мало отличается от одного моего доброго знакомого, студента-литератора, который с недо­умением спрашивал меня о стихах Н. Заболоцкого «Сумасшедшая стонет сирень...»: «Чем вам так нравятся эти сти­хи? Сирень — сумасшедшая. Она — стонет. Разве такое бывает в действительности?»

Разумеется, не бывает — если образ понимать бук­вально и прямолинейно. Но в искусстве слова — как и в других видах искусства — образ совсем не обязательно является прямым выражением действительного. Он мо­жет быть, и даже чаще всего бывает, иносказанием реального. И это делает его еще более правдивым — в глубоком смысле этого понятия.

Хорошо вам известный артист Эраст Гарин рассказы­вает в своих воспоминаниях, как некий деятель из мира кино отверг созданный Гариным образ короля в «Золушке» Е. Шварца. Этот деятель, занимавший, как легко по­нять, не свое место, сказал Гарину: «Я познакомился с ма­териалом. Очень тревожно, Эраст Павлович! Вы играете не настоящего короля. В жизни таких не бывает. Надо за­ново продумать всю роль».

Король, сыгранный Гариным в «Золушке», и в самом деле не был «настоящим» королем. Но «настоящим» он и не должен был быть. Гарин создавал образ короля — фан­тастический, иносказательный и тем не менее правдивый, не в бытовом, а в художественном смысле. А быть правди­вым в художественном смысле — это значит в конкретном образе дать обобщение, показать в нем характерные черты действительности, типичные для того или иного времени, среды, общественного слоя. Выведенное в «Золушке» ко­ролевство с реальными королевствами соотносится не пря­мо, а опосредованно, имеет с ними глубокие и сложные связи. Это королевство, как хорошо сказал Э. Гарин,— «опоэтизированная нелепость, наводящая на размышления о наших земных, жизненных делишках».

Язык образный, подобно и нашему обыкновенному язы­ку, не может точно соответствовать выражаемому явле­нию. Слова «стол» или «потолок» ничего не выражают собой непосредственно, не передают реально никаких признаков стола или потолка, но они вызывают в нашем представлении именно эти предметы. Нечто подобное про­исходит и с художественным образом. Образ в словесном искусстве даже более близок к изображаемому, нежели словесный знак в общеупотребительном языке. Но общее у них в том, что и слово в обычном языке, и образ в искусстве не нуждаются в прямом соответствии своему жизненному «прототипу».


Художественный образ отражает не только объектив­ную реальность, но и субъективный мир своего творца. Он, этот образ, отражает действительность внешнюю и дейст­вительность внутреннюю — тот внутренний мир художни­ка, который тоже является реальностью. В образе сочета­ются правда жизни и правда человеческой мысли о жизни, правда мечты. Искусство, пользуясь языком образов, выражает действительность не пассивно, а активно, осмыс­ленно. В. Маяковский говорил, что для изображения глу­бокой правды жизни художник имеет «право и необходи­мость» «организовывать и переделывать видимый мате­риал».

Это важно знать и понимать, дабы непродуманными претензиями к искусству не мешать себе и другим испы­тывать наслаждение и радость от великого чуда художест­венного творчества.

Мы с детства любим сказку. Мы по-иному, но не мень­ше любим сказку, становясь взрослыми. А что такое сказ­ка — ложь или правда?

Вспомним известное присловье: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» В этих словах явное лукавство. Тот, кто сказал так, видимо, не считал все-та­ки сказку ложью. Недаром он видел в ней важный урок людям.

Всякая добрая сказка есть род иносказания о жизни, и в ее вымысле содержится высокая правда человеческого сознания и человеческой мечты. За наивным рассказом, за небывалыми приключениями и подвигами сказочных геро­ев мы всегда ощущаем реальный, знакомый нам и по себе порыв к добру, к счастью, желание радости, стремление преодолеть все, что мешает нам радоваться и стоит на пу­ти к добру. Сказка имеет фантастический сюжет, однако мысль ее, ее глубинное содержание всегда реальны в точном смысле этого слова.

Это наше наблюдение можно отнести и к другим видам словесного искусства. Прямое правдоподобие в искусстве слова встречается реже, чем даже мы предполагаем. Ис­кусство столь способно создавать иллюзию жизни, что эта иллюзия легко принимается за реальность.

Мы, например, охотно соглашаемся с утверждением, что таких людей, как Собакевич или Ноздрёв, было много в России. А в самом ли деле много? И главное, точно ли таких, какими их изобразил Гоголь?

Можно сказать определенно, что похожих на этих героев по существу своему, по отношению к жизни и к людям было среди правящего класса крепостнической России много. Но если бы мы их встретили, то совсем не тотчас бы признали. Реальный Собакевич, как пишет сам Гоголь, мог быть воспитан по моде, жить в Петербурге, есть не по пол бараньего бока с кашею, а какие-нибудь котлетки с трюфелями и вместе с тем быть человеком-кулаком, а значит, истинным Собакевичем.


Мир, созданный Гоголем в «Мертвых душах», — это не сама действительность и даже не копия действительности, а предельная ее концентрация. Это действительность «сгу­щенная», показанная как бы через увеличительное стекло. Гоголевский образ не столько передает реальное, сколько позволяет узнать реальное. Он в необыкновенном, преуве­личенном показывает повседневное, обыденное, он заставляет увидеть то, «что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи».

Сколько Собакевичей, Ноздревых, Плюшкиных, Коро­бочек видели современники Гоголя рядом с собой! Но эти Ноздревы и Плюшкины были ординарными, с заурядными привычками и даже с заурядными добродетелями. На вид они были совсем как нормальные люди, и присущая им не­нормальность — ненормальность по существу — легко мог­ла быть не замеченной окружающими. Но вот Гоголь по­казал их через увеличительное стекло, вывел их «выпукло и ярко на всенародные очи» — и отныне поняли их суть, отныне им уже не скрыться: они разоблачены высоким судом художника, судом искусства. И даже мы, люди иной эпохи, благодаря гоголевским персонажам лучше узнаём не только окружающих людей, но порою и самих себя.

Вот перед нами очаровательный человек — веселый, жизнерадостный, активный, человек широкой натуры. Но вы всё больше замечаете, что его бурная деятельность не приносит никаких плодов, что его жизнерадостность и энергичность нередко переходят в бесцеремонность и на­хальство. Вы внимательно приглядываетесь к нему и вдруг мысленно восклицаете: «Ба, да это же Ноздрев! Чем же я восхищался? Как я этого раньше не замечал?» Созданный художником образ помог вам открыть то, что без его по­мощи еще долго оставалось бы для вас загадкой. Помог не только благодаря тому, что образ оказался удивительно похожим на жизненный оригинал, но не менее того и благо­даря заметному отличию образа от оригинала.

Может быть, особенно сильный эффект открытия содер­жит в себе именно сатирический образ. Но сатирический образ как раз и менее всего «правдоподобен». Даже часто, чем менее правдоподобен, тем более правдив. Мы это ви­дели на примере гоголевских героев. Еще ярче это видно па примере героев Салтыкова-Щедрина.

Вспомним градоправителя с органчиком в голове вме­сто мозга из «Истории одного города». В чистом виде, ре­ально он абсолютно невозможен. Людей с механическим устройством в голове на самом деле в жизни не бывает. «Органчик» у Щедрина — это больше чем преувеличение, это совершенная фантастика. И все-таки этот образ глу­боко связан с реальностью, с правдой жизни. Представляя «Историю одного города» английскому читателю, И. С. Тур­генев писал о «серьезном и жестоком юморе» Щедрина, о его «самом трезвом реализме» «при самой необузданной игре воображения». Пусть в щедринских героях, подобных «Органчику», вовсе отсутствует правдоподобие, но они вызваны к художественной жизни потребностью по­знать правду, и они помогают ее познать. Человек, читавший Щедрина и встретившийся в жизни с чинов­ным начальником, которого отличает скудость мысли и отважное умение руководить с помощью раз и навсегда сформулированных начальственных окриков, легко дога­дается, что перед ним — щедринский «Органчик». И эта догадка станет более глубоким постижением правды реального. С помощью правды искусства — правды реального.


Именно это свойство сатиры выделял Владимир Ильич Ленин — свойство как бы через увеличительное стекло показывать социальные пороки общества. Недаром Ленин высоко ценил искусство Гоголя и Щедрина.

И у Гоголя, и у Щедрина фантастическое в образе не служит самоцелью, развлечением на досуге, а помогает лучше понять то, что в жизни примелькалось и порой уже представляется нормальным, не будучи таковым по суще­ству. Сатирический образ служит средством постижения за привычной личиною — подлинного лица жизни. И в этом глубокая связь его с жизнью, в этом его реальность и правда.

Искусство есть особый путь человеческого познания, познания не поверхностного, а глубинного. Именно для того, чтобы проникнуть в глубины жизни, художник может нарушать в образе реальные пропорции, придавать ему необыкновенные, фантастические формы. И так вд только в сказке или сатире. Отклонения от правдоподобия, кото­рые бывают так заметны в сказках или в сатирических произведениях, пусть в меньшей степени, но существуют и в других видах словесного искусства.

Друг Пушкина поэт и переводчик Павел Катенин, про­читав «Евгения Онегина», заметил, что «переход от Татьяны уездной барышни к Татьяне — знатной даме» в ро­мане оказался «слишком неожиданным и необъяснимым». Пушкин как будто согласился с этим замечанием Катени­на, даже сказал, что оно обличает «опытного художника». Но при этом ничего не стал менять. И был прав.

Полнота реальных мотивировок не всегда обязательна для искусства. Во имя высших художественных целей ис­кусство допускает и отступления от жизненной логики, и прямые противоречия ей, которые заметны для аналитиче­ского рассудка, но совсем не мешают читательскому или зрительскому восприятию.

Герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий ведет себя крайне нелогично. Он приезжает к любимой, «не заехав домой, чтобы обриться, переодеться,— и заезжает когда же? в шесть утра!» Войдя в дом Фамусова, он тут же требует свидания с Софьей. Увидев ее, тотчас начинает рассыпаться в нежных признаниях и обличительных мо­нологах. В последнем действии Чацкому изменяет не толь­ко ум, но и элементарное приличие: он становится тайным свидетелем любовного свидания и ничем не выдает себя, пока не узнаёт истины. Все это заметил в поведении Чац­кого Белинский и не удержался от восклицания: «Воля ваша, не по-светски, не умно и не эстетически!»

Еще раньше сомнения в мотивированности поступков Чацкого высказывал Пушкин. Но Пушкин же сделал замечательное признание, под которым, наверное, подпи­сался бы и Белинский. Осудив Чацкого, высказав недо­умение по поводу увлечения Софьи Молчалиным, Пушкин пишет далее: «Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после...»


Читатель или зритель, воспринимающий произведение искусства,— это человек не столько сомневающийся, сколь­ко доверчивый. Зритель, читатель — это тот, кто заранее «присягнул на веру» в не совсем настоящий, иллюзорный, но по-особому правдивый художественный мир. Такая ве­ра — закон искусства, закон его восприятия. Размышляя о закономерностях искусства, В. И. Ленин с одобрением цитировал слова Фейербаха: «Искусство не требует при­знания его произведений за действительность».

Мы достаточно подробно рассмотрели понятие «худо­жественный образ» с точки зрения его соотношения с жизнью. Многочисленные примеры, приведенные мною, должны были убедить вас в том, что прямое отождествле­ние искусства и действительности, образа и его возможно­го жизненного прототипа неправомерно, ошибочно. Но здесь возникает другой вопрос: не означает ли признание условности искусства, признание нетождественности обра­за в искусстве и в обыденной жизни — согласия с правом художника на произвол?

В самом деле, где границы фантазии, свободы худож­ника? И есть ли такие границы? Где кончается глубокое, содержательное творчество и начинается штукарство, вся­кого рода эрзац-творчество? Это очень существенный воп­рос. Он имеет не только теоретическое, но и весьма акту­альное практическое значение.

В современном искусстве Запада существует много ви­дов так называемого «модернистского» искусства (от фран­цузского слова moderne — «новейший», «современный»). В своих крайних видах это искусство формалистическое, т. е. ставящее на первое место не смысл, а форму. Такое искусство является следствием общего кризиса буржуазной культуры. Но оно ищет для себя объяснения в самих закономерностях искусства. Право художника не копировать действительность, а воссоздавать ее творчески, право на условность служит модернистам теоретическим оправданием их изысков, уводящих и самого художника, и чита­теля, зрителя от реального мира и реальных его слож­ностей в мир надуманный, искусственный. Эти изыски при­водят к подмене сложных мыслей и чувств, сложностью, запутанностью формы, нарочитой зашифрованностью со­держания. А само содержание, когда к нему удается про­биться сквозь сложности формы, нередко оказывается весьма ординарным.

Законы искусства действительно предполагают творче­скую свободу. Такую свободу мы видим и в «Евгении Оне­гине» Пушкина, и в «Борисе Годунове», и в любом его про­изведении. По законам свободного искусства, не считаясь с традиционно признанными формами, Гоголь писал «Мертвые души» и Достоевский — «Записки из Мертвого дома», Толстой — «Войну и мир» и Чехов — «Три сестры». Смелыми новаторами в области музыкального искусства были Бах и Бетховен, Глинка и Мусоргский, Вагнер и Бизе. Порыв к свободе мы ощущаем в творческих поисках великих живописцев и великих зодчих. Вся история по­этического, стихотворного языка свидетельствует о внут­ренних тенденциях к свободе формы. Точная рифма по­степенно заменяется неточной. Строгая метрическая схема становится все более вольной: на смену выдержанной силлабо-тонической системе стихосложения приходят доль­ники, паузники, акцентный стих и, наконец, так называе­мый «свободный стих»...