Файл: Maymin_E_A_-_Iskusstvo_myslit_obrazami.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подобные примеры можно умножать до бесконечности, потому что они соответствуют общему направлению, об­щим закономерностям искусства. Все сколько-нибудь значительное в искусстве, все подлинные в нем открытия являются результатом порыва к художественной свободе и новаторству. Но значит ли это, что всякая свобода от традиций, всякое «новаторство» идет на пользу искусству, делает его более глубоким?

В конце 1960-х годов в Лондоне выступал модный джаз-оркестр под названием «Пинк-Флойд». Под сводами огромного зала звучали орган, гитары, гонги, барабаны, различные электронные инструменты. Все это сопровожда­лось стереофоническими эффектами — магнитофонным вос­произведением шума проходящего поезда, взрывов, шагов пешехода, визга пилы и т. д. Слуховые эффекты дополня­лись зрительными: по ходу концерта демонстрировалась живая горилла и стреляли из пушки розовой дымовой бом­бой. Один из критиков писал об этих концертах: «Оркестр бросает вызов разуму...»

Именно этим был недоволен, даже возмущен критик — не самим шумом, не обилием и резкостью впечатлений, а тем, что эти впечатления не воспринимались как нечто единое чувствами и не осмыслялись разумом. Была только сложная на вид и на слух форма — и за ней «не читалось» никакого содержания, никакой цели.

Об этом рассказал известный английский писатель Джеймс Олдридж. Его статья «Мнимый авангард — кому он служит?» была опубликована в 1969 году в журнале «Коммунист».

Разумеется, не всякий художник, который в теории и на практике исповедует заповеди модернистского искус­ства, непременно плохой художник или шарлатан. Бывают случаи, когда модернистское искусство служит для худож­ника одним из этапов на пути его сложных творческих исканий. Так это было, например, с художником Пикассо. Однако такие случаи отнюдь не отменяют нашего принци­пиально отрицательного отношения к модернистскому ис­кусству в его крайних проявлениях. Для такого отношения у нас есть серьезные основания.

Художественная условность — основа искусства. Она может быть сравнительно ограниченной (в реалистическом искусстве), может быть в достаточной степени широкой (в искусстве романтическом, например) — но она не мо­жет быть безграничной. Всякая условность и всякая свобо­да в искусстве должны быть внутренне оправданными. «Есть хорошие и дурные условности»,— говорил Стани­славский. Условность тогда хороша, когда она служит средством художественного дознания, путем в глубину. И условность вредит искусству, когда она уводит его от жизни, служит самоцелью, оправданием лишь самой себя.


Для художника чрезвычайно важна творческая свобо­да. Но свобода в искусстве не есть своеволие. Свобода пред­полагает свои внутренние ограничения, подчиненность глубинным законам искусства. Это хорошо понимали и по­нимают все великие художники, т. е. те, кому ведома истин­ная свобода. А. С. Пушкин писал о свободе мысли и свобо­де творчества: «Мысль, великое слово! Да будет же она свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обще­ством». Писатель, по Пушкину, должен владеть своим искусством в такой же мере свободно, как он владеет язы­ком: основываясь па законах языка, подчиняясь им и — «несмотря на грамматические оковы».

Хотя прямое правдоподобие не нужно искусству, это не значит, что возможно искусство, пренебрегающее зако­нами правды — правды жизни, правды человеческой. Правдивость искусства — это соответствие его серьезным человеческим потребностям и высоким чувствам, это спо­собность дать человеку то, в чем он нуждается. Быть прав­дивым в искусстве — значит в конечном счете служить человеку, а для этого — напомню еще раз слова Станиславского — надо уметь «передавать подлинную жизнь чело­веческого духа».

В этом свете приведенный выше пример с лондонским джазом (а он во многом типичен для модернистского искусства) нельзя рассматривать иначе, как негативный. Это не искусство не потому, что оно для нас непривычно, что оно пользуется приемами и средствами, которые преж­де в музыкальном искусстве не встречались, а потому, что оно не «передает подлинной жизни человеческого духа».

В западной модернистской музыке есть течение, кото­рое носит название «конкретная музыка». Эта музыка ос­нована на технических возможностях, открывшихся с появ­лением магнитофона. Музыкальная композиция создается с помощью записи па магнитофонную ленту различных внешних «конкретных» звучаний: звона разбитой тарелки, звонка трамвая, автомобильного гудка, человеческого голо­са. Техника магнитофонной записи позволяет видоизме­нять, преобразовывать эти «конкретные» звуки, то ускоряя движение ленты, то замедляя его, то поворачивая вспять и пр. Таким образом создаются звуки особого рода, неиз­вестные прежде, неожиданные и порой весьма эффектные. Их можно использовать в служебных целях, например для шумового оформления театральной постановки или отдель­ных эпизодов кинокартины. Но можно ли отнести создание подобных звуков к искусству музыки? Могут ли они пере­дать «жизнь человеческого духа»? Нет, ибо в этих звуча­ниях всё от техники, в них нет души — того волнения души, которое делает настоящую музыку близкой и нуж­ной человеку. Швейцарский композитор Франк Мартен сказал о «конкретной» и подобной ей модернистской музы­ке: «Бойтесь искусства, которое хочет освободить себя от человечества».


Слова Ф. Мартена могут быть отнесены и к тому тече­нию в новейшей западной музыке, которое носит название «алеаторика». Это течение провозгласило основой музы­кального творчества принцип случайности. В соответствии с этим принципом музыкальная композиция может стро­иться, например, с помощью «жребия»: на основе числовых или шахматных комбинаций, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игральных костей (от последнего «принципа» происходит и название течения: а1еа — в ла­тинском языке означает игральную кость). Подчиненная стихии случая, музыкальная форма у композиторов-алеаториков становится хаотичной, становится не формой — распадается. Не удивительно, что один из великих музы­кантов современности, Игорь Стравинский, сам новатор в музыке, к исканиям алеаториков относился резко отрица­тельно. Он называл алеаториков «ходячими врагами искус­ства».

Модернистские течения существуют, разумеется, не только в музыке. Приведу один пример из другого вида искусства. Каждый из нас слышал о так называемой «аб­страктной» живописи. Что это такое? Это живопись не­ предметная, бессюжетная, отказавшаяся от изображения человека и реального мира, который его окружает. Карти­ны абстракционистов — это беспорядочное сочетание цве­товых пятен и линий. Такие картины ничего не изображают и ничего не выражают, они могут в лучшем случае служить красочным декоративным пятном на стене.

Абстрактной живописью увлекались некоторые талант­ливые художники, например русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич. Они стремились найти в живописи новые пути и возможности, но в своих поисках ушли от главного в любом подлинном искусстве — от со­держания. Поиски новой формы стали для них самоцелью и потому потеряли серьезный смысл, большую цель, общественные задачи. Произведения абстракционистов плохи не своим «новаторством», а тем, что оказываются оторванными от жизни, от человека.

Как сказал Томас Манн, в искусстве нас в конечном счете радует, поражает «разительное узнавание подлинной жизни». Не обязательно внешнее правдоподобие в произведении искусства — но обязательно узнавание жизни в образе и благодаря образу, узнавание для более глубокого понимания. Можно, как замечает Томас Манн, «стилизо­вать и символизировать сколько угодно», но при этом целью должно оставаться узнавание жизни — как в сфере психологической, так и в сфере предметной.

Мы уже убедились, что условность, когда она внутренне оправданна, когда помогает раскрыть содержание, глуб­же понять жизнь, — не помеха, а помощь искусству. Фор­малистическое же искусство бессодержательно и потому внечеловечно. Оно уходит от насущных общественных нужд и запросов, уходит от человека, а значит, вольно или невольно уходит и от искусства.


Наше отрицательное отношение к модернистскому искусству носит принципиальный характер. В основе на­шего понимания искусства, понимания его целей и обще­ственного назначения лежит прежде всего тезис народно­сти. В статье «Партийная организация и партийная лите­ратура» (1905), говоря о литературе социалистического бу­дущего, Владимир Ильич Ленин писал: «Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и стра­дающим от ожирения „верхним десяти тысячам", а мил­лионам и десяткам миллионов трудящихся, которые соста­вляют цвет страны, ее силу, ее будущность».

Сказанное В. И. Лениным о литературе справедливо и в отношении других видов искусства. Искусство должно быть доступным и понятным народу и должно служить ему — служить миллионам трудящихся, а не пресыщен­ным гурманам, как это чаще всего бывает с произведения­ми модернизма.

Высшее выражение принципа народности — партий­ность искусства, его служение великим идеалам коммуниз­ма. Оба эти принципа находятся в непримиримом противо­речии с теми идеологическими основами, на которых стро­ятся произведения модернизма. Модернистское искусство потому и неприемлемо для нас, что оно антинародно. Оно перестает быть средством массового общения — тем обще­народным языком, каким искусство должно быть по своей природе и по своему общественному назначению. А тем самым перестает быть и искусством.

Можно провести такое сравнение. Наш обычный язык потерял бы право называться языком, если бы слова, кото­рые мы говорим, оказались понятными только для немно­гих «избранных», если бы они не могли выражать ясно для всех то, что мы думаем и чувствуем. В равной мере и мо­дернистское искусство теряет право называться искус­ством, поскольку его образный язык не содержит доступ­ного для массового читателя и зрителя знания о жизни.

Образ во многих модернистских произведениях не яв­ляется формою жизни и не наполнен ее содержанием. Но из этого следует, что он не является и образом в точ­ном значении этого слова. Между тем искусство есть имен­но мышление образами. Это отличает его от других форм общественного сознания, и это же делает его необычайно действенным, заставляет человека откликаться на него как разумом, так и сердцем — и даже прежде всего сердцем. Эмоциональное, демократичное, понятное не только его творцу, но и широким массам народа, гуманистическое искусство ничем не заменимо и всегда будет дорого людям.


Глава вторая