ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К социальным концепциям управления необходимо прежде все­го отнести теорию «организационной, деятельности» П.М.Кержен­цева-Лебедева (1881 — 1940), который выделял в научной организации труда три объекта: труд, производство и управление, счи­тая последний компонент самым главным.

Другим представителем теории социального управления являлся Н.А.Витке (даты жизни неизвестны), четко разграничивавший в своей «социально-трудовой концепции управления производством» управление вещами и людьми, концентрируясь на послед­нем. Н.А.Витке считал, что управление представляет собой про­цесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Еще одним представителем концепции социальных отноше­ний являлся Ф.Р.Дунаевский (1887—1960) с теорией «админист­ративной емкости»: под этим понятием исследователь определял способность управляющих руководить определенным количеством лиц, причем это количество лишь незначительно зависит от лич­ных качеств управляющих.

Во второй период развития управленческой мысли в Рос­сии каждая организация оказалась послушным «винтиком» в слож­ном механизме планового управления народным хозяйством и его отраслями, поэтому большинство идей управленцев 1920-х гг. ока­зались забыты на долгие годы, кроме незначительной части, ко­торая связана с организацией производственных процессов.

В это время в управлении утвердился отраслевой и народно­хозяйственный подход.

Третий период был связан с новым этапом развития научно-технического прогресса, когда получило распространение технико-кибернетическое направление в управленческой теории и практике. В этот период стали формироваться АСУП (автоматизи­рованные системы управления предприятием и производством) и шире применяются экономические методы управления. На этом этапе сформировалась концепция хозяйственного механизма как единства социальной, экономической и организационной систем.

Четвертый период начался с 1980-х гг., продолжается в настоящее время. Он заключается в разработке концепций систе­мы управления экономикой в условиях перехода к рыночным от­ношениям.

Рассмотренные научные школы и методологические подходы к управлению не отрицают, а взаимно дополняют друг друга, поэто­му их научные разработки и рекомендации должны применяться в комплексе с учетом конкретного характера решаемых задач.



Тема 3: Уровни управления.

Уровни управления фирмой составляют организационную структуру фирмы, которая направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями (уровнями) фирмы, распределение между ними прав и ответственности. Организационная структура управления промышленной фирмой определяется многими факторами и условиями:

  • размеры производственной деятельности фирмы (крупная, средняя, мелкая);

  • производственный профиль фирмы (выпуск 1 вида продукции или широкой номенклатуры изделий);

  • сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешние рынки);

  • характер выпускаемой продукции (массовое, серийное или индивидуальное производство);

  • масштабы заграничной деятельности фирмы (наличие дочерних предприятий за границей: производственных, сбытовых и др.).

Организационная структура фирмы и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями.

Организационная структура фирмы определяет состав и систему подчинения в общей иерархии управления фирмой.

Аппарат управления в крупных компаниях можно разбить на 3 основных уровня управления:

  • высший уровень (Топ-менеджер, Совет директоров, Комитеты, Правление);

  • средний уровень (центральные службы);

  • низовой уровень (оперативно-хозяйственные подразделения, производственные отделы).

Наметилось четкое разграничение функций между тремя уровнями управления:

Высший уровень управления ориентирован в первую очередь, на разработку стратегических направлений и целей развития, координацию деятельности в глобальном масштабе, принятие важнейших производственно-хозяйственных и технических решений.

Совет директоров выступает как звено, организующее и направляющее операции всей фирмы, а принимаемые им решения служат основой для оперативной деятельности Правления.

Совет директоров избирается на Общем собрании акционеров. Во главе его стоит Председатель. Правление назначается Советом директоров и действует под его непосредственным контролем.

Обычно Совет директоров сам решения не разрабатывает. Он лишь обсуждает и принимает решения, касающиеся стратегических направлений развития фирмы, на основе рекомендаций, подготавливаемых в специализированных Комитетах, создаваемых при Совете директоров.


Главная задача Комитетов - осуществление внутрифирменной функциональной координации при разработке программ долгосрочного развития, увязка деятельности различных звеньев в процессе достижения главных целей в разных сферах управления.

В функции Совета директоров входит:

  • выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов развития фирмы;

  • распределение ресурсов;

  • внутрифирменная координация деятельности всех подразделений;

  • контроль за выполнением решений исполнительным звеном.

Правление предоставляет Общему собранию акционеров годовой отчет, баланс и проект распределения прибыли. Эти документы проверяются ревизорами, Советом директоров и утверждаются Общим собранием акционеров, которое собирается 1 раз в год.

Средний уровень призван обеспечить эффективность функционирования и развития фирмы путем координации деятельности всех подразделений.

К центральным службам или производственным отделам относятся: плановый отдел, отдел маркетинга, бухгалтерия, службы НИОКР, сбытовой отдел, отдел кадров.

Их роль сводится к подготовке информации и рекомендации по всем вопросам, входящим в их компетенцию, для принятия решений высшим звеном руководства.

Низовой уровень сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности в рамках отдельных структурных подразделений, главной задачей которых является выполнение установленных заданий по выпуску продукции и получению прибыли.

Современная крупная компания (предприятие) состоит из значительного числа производственных отделений, цехов, секторов, подразделений. Управление ими осуществляет линейная администрация (начальники цехов, секторов, заведующие подразделениями). Они обладают полной самостоятельностью в решении текущих оперативных вопросов в рамках вверенных им подразделений. Они также несут всю ответственность за результаты своей оперативной деятельности: рентабельность производства, а в конечном итоге – получение прибыли.

Низовой уровень не принимает участия в процессе разработки долгосрочных планов, предоставляя для этого лишь необходимую информацию.

Таблица 1.

Практикум умений и навыков руководителей.

Высший уровень

Средний уровень

Низовой уровень

  1. умение сплачивать коллектив;

  2. планировать

  3. технологические навыки;

  4. идти на компромисс;

  5. предвидеть;

  6. творчески мыслить;

  1. технологические навыки;

  2. сплачивать подчиненных;

  3. проявлять инициативу;

  4. идти на компромисс;

  5. планировать (тактик);

  6. воспитывать подчиненных

  1. предвидеть;

  2. привлекать к себе людей;

  3. быстро принимать решения;

  4. планировать

  5. идти на компромисс;


Таким образом, уровни управления характеризуют местонахождения должностного лица в общей иерархии подчинения.