ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в дисциплину «Менеджмент».
Тема 2. История развития менеджмента.
Тема 4. Методологические основы менеджмента.
Тема 6: Персонал - технология.
Тема 7. Функции внутрифирменного управления.
Классификация функций менеджмента.
Тема 13: Информация и коммуникации в менеджменте.
К социальным концепциям управления необходимо прежде всего отнести теорию «организационной, деятельности» П.М.Керженцева-Лебедева (1881 — 1940), который выделял в научной организации труда три объекта: труд, производство и управление, считая последний компонент самым главным.
Другим представителем теории социального управления являлся Н.А.Витке (даты жизни неизвестны), четко разграничивавший в своей «социально-трудовой концепции управления производством» управление вещами и людьми, концентрируясь на последнем. Н.А.Витке считал, что управление представляет собой процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Еще одним представителем концепции социальных отношений являлся Ф.Р.Дунаевский (1887—1960) с теорией «административной емкости»: под этим понятием исследователь определял способность управляющих руководить определенным количеством лиц, причем это количество лишь незначительно зависит от личных качеств управляющих.
Во второй период развития управленческой мысли в России каждая организация оказалась послушным «винтиком» в сложном механизме планового управления народным хозяйством и его отраслями, поэтому большинство идей управленцев 1920-х гг. оказались забыты на долгие годы, кроме незначительной части, которая связана с организацией производственных процессов.
В это время в управлении утвердился отраслевой и народнохозяйственный подход.
Третий период был связан с новым этапом развития научно-технического прогресса, когда получило распространение технико-кибернетическое направление в управленческой теории и практике. В этот период стали формироваться АСУП (автоматизированные системы управления предприятием и производством) и шире применяются экономические методы управления. На этом этапе сформировалась концепция хозяйственного механизма как единства социальной, экономической и организационной систем.
Четвертый период начался с 1980-х гг., продолжается в настоящее время. Он заключается в разработке концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям.
Рассмотренные научные школы и методологические подходы к управлению не отрицают, а взаимно дополняют друг друга, поэтому их научные разработки и рекомендации должны применяться в комплексе с учетом конкретного характера решаемых задач.
Тема 3: Уровни управления.
Уровни управления фирмой составляют организационную структуру фирмы, которая направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями (уровнями) фирмы, распределение между ними прав и ответственности. Организационная структура управления промышленной фирмой определяется многими факторами и условиями:
размеры производственной деятельности фирмы (крупная, средняя, мелкая);
производственный профиль фирмы (выпуск 1 вида продукции или широкой номенклатуры изделий);
сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешние рынки);
характер выпускаемой продукции (массовое, серийное или индивидуальное производство);
масштабы заграничной деятельности фирмы (наличие дочерних предприятий за границей: производственных, сбытовых и др.).
Организационная структура фирмы и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями.
Организационная структура фирмы определяет состав и систему подчинения в общей иерархии управления фирмой.
Аппарат управления в крупных компаниях можно разбить на 3 основных уровня управления:
высший уровень (Топ-менеджер, Совет директоров, Комитеты, Правление);
средний уровень (центральные службы);
низовой уровень (оперативно-хозяйственные подразделения, производственные отделы).
Наметилось четкое разграничение функций между тремя уровнями управления:
Высший уровень управления ориентирован в первую очередь, на разработку стратегических направлений и целей развития, координацию деятельности в глобальном масштабе, принятие важнейших производственно-хозяйственных и технических решений.
Совет директоров выступает как звено, организующее и направляющее операции всей фирмы, а принимаемые им решения служат основой для оперативной деятельности Правления.
Совет директоров избирается на Общем собрании акционеров. Во главе его стоит Председатель. Правление назначается Советом директоров и действует под его непосредственным контролем.
Обычно Совет директоров сам решения не разрабатывает. Он лишь обсуждает и принимает решения, касающиеся стратегических направлений развития фирмы, на основе рекомендаций, подготавливаемых в специализированных Комитетах, создаваемых при Совете директоров.
Главная задача Комитетов - осуществление внутрифирменной функциональной координации при разработке программ долгосрочного развития, увязка деятельности различных звеньев в процессе достижения главных целей в разных сферах управления.
В функции Совета директоров входит:
выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов развития фирмы;
распределение ресурсов;
внутрифирменная координация деятельности всех подразделений;
контроль за выполнением решений исполнительным звеном.
Правление предоставляет Общему собранию акционеров годовой отчет, баланс и проект распределения прибыли. Эти документы проверяются ревизорами, Советом директоров и утверждаются Общим собранием акционеров, которое собирается 1 раз в год.
Средний уровень призван обеспечить эффективность функционирования и развития фирмы путем координации деятельности всех подразделений.
К центральным службам или производственным отделам относятся: плановый отдел, отдел маркетинга, бухгалтерия, службы НИОКР, сбытовой отдел, отдел кадров.
Их роль сводится к подготовке информации и рекомендации по всем вопросам, входящим в их компетенцию, для принятия решений высшим звеном руководства.
Низовой уровень сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности в рамках отдельных структурных подразделений, главной задачей которых является выполнение установленных заданий по выпуску продукции и получению прибыли.
Современная крупная компания (предприятие) состоит из значительного числа производственных отделений, цехов, секторов, подразделений. Управление ими осуществляет линейная администрация (начальники цехов, секторов, заведующие подразделениями). Они обладают полной самостоятельностью в решении текущих оперативных вопросов в рамках вверенных им подразделений. Они также несут всю ответственность за результаты своей оперативной деятельности: рентабельность производства, а в конечном итоге – получение прибыли.
Низовой уровень не принимает участия в процессе разработки долгосрочных планов, предоставляя для этого лишь необходимую информацию.
Таблица 1.
Практикум умений и навыков руководителей.
Высший уровень |
Средний уровень |
Низовой уровень |
|
|
|
Таким образом, уровни управления характеризуют местонахождения должностного лица в общей иерархии подчинения.