ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический план курса «Риторика»
Тема 1. Цели и задачи курса «Риторика».
Тема 2. Исторические этапы развития ораторского искусства.
Тема 4. Выбор темы, определение целей, сбор материала,
Тема 5. Подготовка вступления и заключения речи.
Тема 6. Характерные черты устной речи. Основные правила выразительного слова.
Тема 7. Доказательство в устном выступлении.
Тема 8. Работа над главной частью. Методы изложения материала.
Тема 9. Риторические выразительные средства.
Тема 10. Смысловые модели в речи (топы) и риторические фигуры.
Тема 11. Социально-психологические признаки аудитории.
Для дополнительных и углубленных занятий
Ораторское искусство в древнем мире
Буржуазное ораторское искусство хvi-хх вв.
Российское ораторское искусство
Революционное красноречие в россии
Развитие советского ораторского искусства
Академическое красноречие в россии
Роды и виды ораторского искусства
1 Род: социально-политическое красноречие.
Сбор материалов и работа с ними
Смысловая модель "целое - части".
Смысловая модель "сопоставление"
Смысловая модель "причина и следствие"
Смысловая модель "обстоятельства"
Смысловые модели "пример" и "свидетельства"
Основные правила искусства выразительного слова
Практические рекомендации для проведения деловых бесед
Социально-психологические признаки аудитории
Личность оратора и стиль его выступления
Слушание как важнейшее средство общения
Стилистические особенности речи
Функционально-смысловые типы речи
Образность и выразительность языка
СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов (или явлений) с целью охарактеризовать один из них, неизвестный, через свойства другого, известного: быстр, как мысль; покраснел, как рак.
СТИЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА - разновидность языка, характеризующая отбором таких средств из многообразных языковых запасов, которые наилучшим образом отвечают задачам общения между людьми в данных условиях. В соответствии с наиболее типичными ситуациями (условиями) общения в литературном языке различают пять основных функциональных стилей: разговорно-обиходный, научный, официально-деловой, ораторско-публицистический и литературно-художественный.
СТИЛЬ - способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов; совокупность отличительных черт (манер, привычек, характера работы, особенностей речи и т.д.), позволяющая противопоставлять поведение и деятельность одного человека другому и который используется для подтверждения или опровержения теоретических положений.
ТАВТОЛОГИЯ - функционально неоправданное, ведущее к многословию повторение близких по значению слов и оборотов: мемориальный памятник, моя автобиография, семь человек студентов и т.д.
ТАКТ ЛЕКТОРА - одно из этических качеств оратора, выражающийся в уважительном и внимательном отношении к слушателям, в учете их возможностей восприятия материала разной сложности, их опыта, знаний, интересов в умении и желании давать обстоятельные ответы на их вопросы.
ТЕМА - основная предметная область рассуждений оратора, в рамках которой он производит отбор жизненных явлений, подлежащих рассмотрению в лекции. Тема -исходный материал, этап разработки плана и композиции публичного выступления, определения его цели.
ТЕМБР ГОЛОСА - звуковая окраска, характерная как для голоса (баса, баритона, тенора, сопрано и т. д.), так голоса отдельного человека. Тембровая окраска создает те или иные эмоциально - экспрессивные оттенки звучащей речи («веселый», «грустный», «обиженный», «решительный»).
ТЕМП РЕЧИ - скорость произнесения слогов, слов и предложений в процессе публичной речи.
ТОЧНОСТЬ РЕЧИ - дельность, ясность, меткость, логическая убедительность, лаконизм, языковое совершенство публичного выступления.
УМОЛЧАНИЕ или АПОСИОПЕЗА - 1) речевой оборот, состоящий в не договаривании, вызванном взволнованностью оратора или его желанием придать сказанному особый смысл; 2) включение в речь оборотов типа: Я не буду говорить вам о том, что... Нет нужды напоминать, что... - с целью избежать неприятного впечатления, которое может сложиться у слушателей из-за того, что лектор повторяет (хотя и по необходимости) хорошо известные мысли, «прописные» истины и т. п.
ФАКТЫ В ЛЕКЦИИ - конкретный материал события, явления, даты, цифры, исторические, научные, бытовые и другие данные), на котором строятся анализы в лекции.
ФИГУРЫ - особые синтаксические конструкции, приемы синтаксического построения фразы в ораторской речи (инверсия, анафора, эллипсис, антитеза, параллелизм и др.)
ХАРАКТЕРИСТИКА - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящей в раскрытии отличительных свойств, положительных и отрицательных качеств человека или явления.
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ РЕЧИ - наличие в публичном выступлении живых картин позволяющих не только осмыслить услышанное, но и как бы воспринимать его всеми чувствами и - видеть, слышать, осязать и т. п. Художественность как свойство его выразительных средств, как качество содержания выступления и как свойство его формы есть результат совершенного владения языком, всеми его изобразительно-выразительными средствами.
ЦЕЛЬ РЕЧИ - практическая направленность выступления оратора, зависящая от темы лекции, характера проблемы, с которой соотносится тема, и особенностей аудитории.
ЦИТАТЫ - дословно воспроизведенные оратором фрагменты чужой речи или статьи для подтверждения собственной точки зрения, для полемики с цитируемым автором и для других целей.
ЦИТИРОВАНИЕ - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий в дословной передаче чужого высказывания или мнения как подлежащего рассмотрению факта или как аргумента.
ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА - методические закономерности, зависящие от особенностей темы и конкретной аудитории.
ЧАСТНЫЕ ВЫВОДЫ - выводы, которыми лектор заключает отдельные части своего выступления. Частные выводы - один из приемов, которые облегчают слушателям усвоение и запоминание материала.
ЧИСТОТА РЕЧИ - соответствие звучащего слова нормам литературного языка, ясность и доступность языковой формы публичного выступления.
ШТАМП В РЕЧИ - избитые, затасканные выражения, в которых в качестве основных компонентов выступают слова, имеющие самое общее и неопределенное значение.
ЭВФЕМИЗМ - замена прямого названия, дающего отрицательную характеристику, иносказательными оборотами, как бы смягчающим резкость оценок.
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ РЕЧИ - выразительность языка оратора, то, что делает речь впечатляющей, яркой, воздействующей, благодаря пафосу лектора, эмоциональности выступления, образной манере изложения.
ЭКСПРОМП - выступление без подготовки, то же, что и импровизация.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ РЕЧИ - выявление в речи чувств, настроения, темперамента оратора, его отношения к предмету речи и к слушателям.
ЭПИГРАФ - крылатое выражение, цитата, яркое изречение, помещаемое автором перед текстом как указание на основную идею, тему или общую направленность работы.
ЭПИТЕТ - образное, выразительное определение, раскрывающее существенные признаки явления.
ЮМОР - незлобивая, добродушная насмешка как выражение способности человека замечать и раскрывать перед другими людьми смешные стороны жизненных явлений. Юмор свидетельству о диалектичности мышления, трезвости взглядов человека, о его гуманизме, самокритичности и жизнестойкости. В публичной речи юмор служит действенным средством установления контакта с аудиторией.
ЯЗЫК - (в отличие от речи) - объективно существующая, исторически сложившаяся система средств словесного выражения мыслей в целях общения между людьми; язык является системой знаков, характеризующейся определенным звуковым, грамматическим и семантическим строем.
ЯСНОСТЬ РЕЧИ - смысловая прозрачность выступления, обеспечивающая его понятность и усвояемость слушателями.
Оглавление
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Экзаменационные вопросы по риторике . . . . . . . . . . . . . . Тестовые задание по риторике Опорные понятия по риторике Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ораторское искусство в Древнем мире . . . . . . . . . . . . . . . Буржуазное ораторское искусство XVIII - XX веков . . . . . . . . Российское ораторское искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . Революционное красноречие в России . . . . . . . . . . . . . . . . Развитие советского ораторского искусства . . . . . . . . . . . . . Академическое красноречие в России . . . . . . . . . . . . . . . . Роды и виды ораторского искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема, цель и жанр выступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сбор материалов и работа с ними. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Работа над главной частью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Смысловые модели в речи (топы).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Подготовка вступления речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Подготовка заключения речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Основные правила искусства выразительного слова . . . . . . . . Доказательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Техника аргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Особенности деловой беседы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Практические рекомендации для проведения деловых бесед. . . . Опровержение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Дискуссия и полемика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Социально-психологические признаки аудитории . . . . . . . . . . Личность оратора и стиль его выступления . . . . . . . . . . . . . Слушание как важнейшее средство общения. . . . . . . . . . . . . Стилистические особенности речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . Функционально-смысловые типы речи. . . . . . . . . . . . . . . . Образность и выразительность языка. . . . . . . . . . . . . . . . . Наглядные и технические средства и их использование в речи . . Жесты в устном выступлении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Постановка вопросов и техника ответов на них. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Краткий словарь терминов красноречия . . . . . . . . . . . . . . . Оглавление |
3 4 5 10 11 13 14 15 20 22 25 26 28 29 35 36 39 41 48 49 49 51 53 55 56 58 59 60 62 62 63 64 65 72 72 73 79 90 |