ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 435
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 4. Философия Нового времени.
Тема 5. Немецкая классическая философия.
Тема 6. Западная философия двадцатого века
Тема 8. Бытие. Материя. Сознание.
Тема 9. Понятие диалектики и метафизики. Универсальные связи бытия.
Тема 10. Общество. Философия истории. 72
Тема 13. Познание. Наука. Техника.
Тема 14. Нормы. Ценности. Идеалы. Этическое, эстетическое и религиозное в сознании человека.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА
ФИЛОСОФИЯ
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
МОСКВА 2009
К 87я73
УДК 1(075.8)
Ф
Рецензенты:
Философия. Краткий курс лекций. Учебное пособие / Составление и общая редакция к. филос.н., Байдаевой Ф.Б. – М.: МГУП, 2009. 96с.
В учебном пособии содержится необходимый минимум профессиональных сведений по философии, изложен весь диапазон философского знания, что позволяет обучающимся составить компетентное и полное представление о философах и разнообразных философских проблемах, изучение которых предполагается по курсу «Философия» в вузах. Структура пособия, снабжѐнного именным указателем, списком литературы (в который включѐн материал из периодической литературы по актуальным философским проблемам), вопросами и заданиями для самоконтроля, словарѐм терминов способствует удобству его использования и даѐт возможность успешно подготовиться к экзамену.
Учебное пособие предназначено для студентов нефилософских специальностей и всех интересующихся проблемами философии. 2
ВЕДЕНИЕ
В истории философии присутствуют разные ракурсы рассмотрения проблем и разные концептуальные подходы к ним. Известно, что в отличие от других наук, предоставляющих человеку информацию об определѐнной части мира, философия, как общее и целостное категориальное знание о мире и человеке, помогает выявить важные отношения или акценты в том, что предстаѐт перед человеком в качестве знания, своего и чужого опыта, информации; помогает увидеть внутренние связи и закономерности во всѐм происходящем в мире; построить адекватную современному состоянию науки картину мира. Поэтому, с одной стороны, вследствие многообразия возможных ответов на возможные вопросы и, с другой – необходимости для глубокого понимания философских знаний, кроме большого объѐма фактических и исторических сведений, также и определѐнного уровня культуры мышления, философские проблемы не имеет смысла, по моему мнению, раскрывать с одной точки зрения. Разнообразные сведения, содержащиеся в данном пособии, предполагают самостоятельную работу обучающегося, направленную вовне – на поиск информации, и внутрь себя – рефлексию, размышление и т.п. «Обретение» философского знания требует, помимо запоминания и воспроизведения усвоенного, что знакомо каждому обучающемуся, погружения в специфическое размышление и предполагает «активное мышление в диалоге». При этом вопрос выбора методологии в преподнесении материала становится подчинѐнным задаче пробуждения мыслительной деятельности обучающегося.
На мой взгляд, принцип «методологического единства» ограничивает восприятие философских проблем, поэтому более целесообразно, как в изложении истории философских учений, так и по ключевым вопросам философии, передавать наиболее популярные или интересные подходы в их внутренней логике, что позволяет обучающимся знакомиться с разными концептуальными подходами и учит видеть проблему с разных сторон. Нередко в современных учебниках соединены разные методики, например А.Г.Спиркин, соединяет казалось бы ещѐ недавно несоединимое: марксизм (или материализм) и постмодерн (виртуальное в качестве реального). Экзистенциальный подход, который я чаще всего применяю, на мой взгляд, лучше реализует идею «превращения» философии в «философствование как внутреннее усилие в рефлексии».
Данный курс лекций не претендует на полноту изложения всех сторон рассматриваемых вопросов с учѐтом всех разных решений, найденных и сформулированных в истории философии, что понятно, с учѐтом объѐма настоящего пособия, поэтому я назвала его «Кратким конспектом»; к тому же в нѐм, может быть недостаточно хорошо представлены оригинальные тексты по истории философии. Тем не менее, содержание данного пособия соответствует Программе курса «Философия» для нефилософских специальностей. В нѐм содержится анализ и определение философских категорий, соблюдается взаимосвязь наблюдаемых процессов и представлены ведущие философы и главные философские школы. Значительное место, с учѐтом современной ситуации, отводится: общим вопросам экологии и экологии человека: проблемам сознания; проблемам философии науки, выраженным полнее в аналитической философии, или позитивизме (включая его временные трансформации). В основу изложения материала положены крупнейшие этапы истории философии; каждый раздел содержит имена наиболее крупных мыслителей эпохи, годы жизни и названия их основных работ. После каждого раздела предлагаются задания для самоконтроля за усвоением прочитанного. В пособии имеется словарь основных философских понятий и категорий, а также указатель имѐн, что позволяет лучше усвоить материал, быстро найти нужную тему и подготовиться к экзамену, или зачѐту. Приведѐнный в конце пособия список использованной литературы, предоставляет обучающимся не только возможность углублѐнного изучения ключевых философских идей, но и познакомиться с уровнем современных исследований в значимых для каждого человека областях гуманитарного знания. 3
Часть I
История философии
Тема 1. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.
Мировоззрение – это система взглядов человека, определяющая его отношение к миру и к себе. Одна из основных функций мировоззрения – регулирующая; система взглядов включает ценности, оценки и убеждения. В структуре мировоззрения различают теоретические и практические составляющие. Первую ступень построения философского мировоззрения составляет условный разрыв мыслимого универсума, или всеобщего, на внутреннее и внешнее для человека (сознание и бытие, на «Я» и «не-Я») и последующее определение всеобщих свойств каждого из них. Второй ступенью является – конструирование единства разорванного. Здесь возможны три варианта: рассмотрение диалога между «Я» и «не-Я», сознанием и бытием в рамках основного вопроса философии; анализ системы общих ценностей, регулирующих отношения между «Я» и «не-Я»; конструирование и презентация онтологических систем (таких как: культура, жизнь, общество, человек, поведение, техника и т.д.), в качестве конкретного единства бытия и сознания (что выражается в создании теоретических моделей).
Философия уже, чем мировоззрение, она входит в него как часть в целое. Мировоззрение каждого человека соединяет в себе представления, относящиеся к разным планам сознания (основных категорий, или планов экзистенциального сознания четыре: онтологический, гносеологический, аксиологический и праксеологический). При этом, как правило, в сознании не возникает вследствие такого соединения противоречий: в той или иной ситуации человек осмысленно принимает решения, совершает выбор, осуществляет оценки и т.п., исходя из знаний, необходимых именно ему, в соответствии с особенностями своего миропонимания. Что-то может натолкнуть самого человека на его логические ошибки, или кто-то может обратить его внимание на то, что он «соединяет несоединимое». Подобные ситуации могут приводить к выработке более целостного мировоззрения. Но целостность в данном случае может быть двоякого рода: основанной на принципах преимущественно одного типа объяснения мира; или же – на соединѐнности принципов разных типов миропонимания, не воспринимаемых как противоречивые. Второй вариант характеризует философское мировоззрение, в нѐм всегда есть более широкий контекст понимания, который включает любые частности. Философ, «собирая знания», всегда оставляет «свободное пространство» для движения собственной мысли. Философия, объясняя сущее, опирается на интеллект и возможности разума, в том числе на основе иррациональных форм, выходя, если сравнивать широту обобщений, за рамки науки. Таким образом, типы мировоззрения выделяются весьма условно, в том смысле, что найти людей, у которых в понимании мира представлены, например, исключительно научные знания, или какие-либо другие, представляется, на мой взгляд, сложным.
В то же время, в качестве идеальных сущностей типы мировоззрений представляют реальность. При этом мифологическое мировоззрение характеризуется фантастичностью, целостностью, функциями объяснения и регулирования. Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного начала и характеризуется догматичностью и обрядовостью, еѐ функция – удовлетворение потребности в вере, надежде, любви. Философское мировоззрение характеризуется философским характером сознания, его функции состоят в том, что оно даѐт возможность постижения мира не только в его частях, но и как целостный объект, задавая возможность построения теоретических оснований понимания и познания мира в целом. Научное мировоззрение, как принято считать в классической философии и науке, основано на доказанных знаниях, полученных посредством достоверных методов той или иной науки и поддающихся эмпирической проверке.
Философия, еѐ предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук. Существует множество определений философии, например, это: «квинтэссенция духовной жизни человека»; «сущее в полноте содержания и смысла»; «самосознание человека в форме рефлексии над жизнью»; 4
«определѐнного рода двойственное отношение личности к миру, которое – со стороны человека – характеризуется его возрастанием к высшему бытию и, следовательно, возрастанием осмысленности его существования. И если человек укоренѐн в бытии всей полнотой своих телесно-душевно-духовных структур и функций, то работа рациональной мысли целиком и полностью определена жизнью конкретной личности». (При этом, по А.В.Соболеву, главный предмет и цель философии – человек, осуществляющий познавательную деятельность во всех известных формах: форме науки, религиозной веры, практического опыта, коммуникации и т.д. в диапазоне оценочно-ценностных восприятий.) Философское знание выражает свой особый круг проблем при помощи категорий (особых понятий: «бытие», «мера», «явление», «количество», «качество», «сущность», «субстанция» и др.) и, по своему содержанию, не является однородным. Так, история философии, существующая одновременно в форме интеллектуальной и духовной культуры, стремится к истинному выражению мира и бытия человека в диалоге идеалов, идей, переживаний людей разного времени. Современный человек обращается к этой «всемирной истории мысли», чтобы понять своѐ время и себя.
Предметом философии являются универсальные, наиболее общие законы и принципы. Объектом – объективный мир как целостность. С развитием научного знания обнаруживаются «онтологические разрывы», создаѐтся ситуация, когда человек начинает понимать, что не может «приписывать реальность» всему, с чем он сталкивается в мире. Например, постулаты квантовой физики, одной из целей которой является описание фундаментальных законов природы в микромасштабе, демонстрируют следствия, противоречащие здравому смыслу. В связи с тем, что они подтверждены экспериментальными исследованиями, возникает проблема отношения к таким знаниям. Философское знание, как было сказано, позволяет любое частное знание расположить «в пространстве» более широкого контекста и рассмотреть его наряду с другими, относящимися к данному объекту.
Так как частные науки традиционно ставят и решают проблемы отдельных сфер жизни человека и существования природы и мира, знания, получаемые этими науками, носят частный характер. Предмет и объект частной науки – определѐнная часть мира. В отличие от этого, философия изучает окружающую действительность в целом, она изучает «всѐ, что есть». Поэтому знания, получаемые философией, носят общий, универсальный характер. Из этого обстоятельства вытекает и та особенность философии как науки, о которой много говорилось в недавнем прошлом: она может выступать в форме методологии для частных наук. Некоторые мыслители считают, что частные науки получают информацию о окружающем мире, а философия – формулирует именно знание.
Возможно, смысл философии и еѐ значение лучше выражается в выполнении ею многочисленных функций: аналитической, рефлективной, онтологической, гносеологической, методологической, критической, интегративной, социальной, аксиологической, гуманистической и др.
Материализм и идеализм как способы миропонимания. Принципы и особенности материализма и идеализма. В истории человеческой мысли сфера «не-Я» осознается как нечто чуждое («иное»), или бытие. Если сознание является ступенью теоретической конкретизации «Я», то бытие является аналогичной ступенью теоретической конкретизации «не-Я». Там, где кончается сознание, начинается бытие и наоборот. В истории философии прослеживается два противоположных подхода, или принципа, к объяснению мира: материализм и идеализм. Эти принципы касаются сопряжѐнности бытия и идеальных сущностей в сознании человека и часто обозначаются как основной вопрос философии. Обозначенная проблема, в классическом понимании, включает два подвопроса: а) с чего всѐ началось, что есть причина всего (онтологическая сторона нашей проблемы); б) познаваем ли мир (еѐ гносеологическая сторона). Очевидно, что создание целостного учения о бытии невозможно без рефлексии собственного познания человека (его сознания).
Соответственно тому, как философы отвечают на первый подвопрос, в классических учениях, они делятся на материалистов и идеалистов, могут быть сторонниками деизма, дуализма, или не занимать чѐтких позиций относительно того, что есть основа мира. Под «материей» принято понимать вещи и предметы, их части или частицы – атомы, микрочастицы и т.п., то, что человек может осязать, воспринимать своими органами чувств сам, или при помощи приборов. Под «идеей» – то, что само по себе не имеет материальной составляющей в таких понятиях, как «сознание», «дух», «Бог». Материалисты (Гельвеций, Маркс, Энгельс и др., сформулировавшие теорию возникновения сознания в результате эволюции природы, как свойство высокоорганизованной материи – мозга) полагают, что во времени первична материя, а сознание вторично и возникло на определѐнной стадии развития материи, как видно из определения. Идеалисты считают, что первично сознание, а материя вторична. 5