Файл: Востриков. Основы теории непрерывных и дискретных систем регулирования.pdf

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 18613

Скачиваний: 127

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 2. ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ

 

26 

Перейдем  к  удобному  с  точки  зрения  теории  управления  описанию 

объекта. При этом выходной величиной будем считать напряжение на вы-
ходе  цепи,  т.  е. 

2

y

,  управляющим  воздействием  –  напряжение  на  ее 

входе 

1

u

U

,  а  переменной  состояния  –  ток,  протекающий  по  цепи 

x

I

.  С  учетом  введенных  обозначений  запишем  исходные  уравнения 

объекта в следующем виде: 

,

,

Lx

Rx

u

y

Rx

 

а затем перейдем к принятому описанию в переменных состояния 

,

,

x

Ax

Bu

y

Cx

  

где 

,

1

,

.

A

R L

B

L

C

 

ПРИМЕР  2.4 

Рассмотрим  в  качестве  еще  одного 

примера  составление  математической 
модели  двигателя  постоянного  тока  с 
независимым  возбуждением  (рис.  2.2), 
который  часто  используется  в  системах 
автоматического  управления.  Здесь 

я

  – 

напряжение,  подаваемое  на  якорь  двига-
теля,  которое  будем  считать  входным 
воздействием;    –  ток  в  цепи  якоря, 
представляющий  собой  внутреннюю  пе-

ременную  объекта; ,  

R L   –  сопротивление  и  индуктивность  цепи  якоря;  

E

  –  противоЭДС,  т.  е.  напряжение,  возникающее  в  обмотке  якоря  в  ре-

зультате его вращения в магнитном поле;   – скорость вращения двигате-
ля, которую будем считать выходной переменной; ОВД – обмотка возбуж-
дения двигателя. 

Запишем основные уравнения, характеризующие процессы в двигателе. 

Уравнение электрического равновесия якорной цепи имеет вид 

я

.

dI

L

RI

E

U

dt

 

 

R,L

I

U

я

ОВД

E

Рис. 2.2. Схема двигателя  

постоянного тока

 

 

Рис. 2.2. Схема двигателя посто-

янного тока

 


background image

2.2. Составление математической модели 

 

27 

Уравнение равновесия моментов на валу двигателя  

д

c

,

d

J

M

M

dt

 

где 

J

 – приведенный момент инерции; 

д

M

 – вращающий момент; 

с

 – 

момент  сопротивления  на  валу  двигателя,  который  является  возмущаю-

щим воздействием. 

С  достаточной  степенью  точности  во  многих  случаях  можно  считать, 

что 

1

,

E

c

 

д

2

,

M

c I

 

c

c

( ),

M

M

  где 

const,

1, 2.

i

c

i

  В  результате 

уравнения двигателя принимают вид 

1

я

2

c

,

.

dI

L

RI

c

U

dt

d

J

c I

M

dt

 

Введем  следующие  обозначения: 

я

u

U

  –  управление; 

1

x

  и 

2

x

  –  переменные  состояния; 

с

  –  возмущение.  Запишем  уравнения 

двигателя в переменных состояния: 

1

12 2

c

2

21 1

22 2

1

,

,

,

x

a x

hM

x

a x

a

x

bu

y

x


 

где 

2

12

,

c

a

J

 

1

,

h

J

 

1

21

,

c

a

L

 

22

,

R

a

L

 

1

.

b

L

 

Часто  модель  двигателя  представляют  в  виде  одного  дифференциаль-

ного уравнения 

я м

м

м

я

c

(

1)

.

T T y T y

y

ku

k

T p

M



 

Здесь 

м

1 2

T

JR c c   –  электромеханическая  постоянная  времени  двигате-

ля; 

я

T

L R   –  электромагнитная  постоянная  времени  якорной  цепи; 

1

1

k

 – коэффициент усиления; 

м

1 2

k

R c c 

ПРИМЕР  2.5 

Рассмотрим  перевернутый  маятник,  ось  которого  монтируется  на  те-

лежке  (каретке),  перемещающейся  в  горизонтальном  направлении  [21].  


background image

Глава 2. ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ

 

28 

В совокупности такое  устройство представляет собой  объект  управления, 

называемый  «каретка–маятник».  Его  схематичная  модель  показана  на  

рис. 2.3, где использованы следующие определения:  

  –  угол  отклонения  маятника  (выходная  переменная); 

U

  –  прикла-

дываемая управляющим двигателем сила (входная переменная);  

s

 – перемещение каретки;  

1

 – масса каретки;  

L – расстояние между осью и центром тяжести маятника;  

2

 – масса маятника;  

J – момент инерции относительно центра тяжести;  
g – ускорение силы тяжести;  

  и 

V

  –  горизонтальная  и  вертикальная  силы  реакции  у  оси  маят-

ника. 

 

H 

U 

1

 

m

 

s 

m

1

 

Центр тяжести 

Ось 

φ 

m

2

g 

 

 

Рис. 2.3. Объект управления «каретка–маятник» 

 

Упрощенная модель объекта «каретка–маятник» может быть представ-

лена системой дифференциальных уравнений [9] 

4

2

2

0,

,

a c

cs

s

a s b U







 

где 

2

1

1

2

2

4

2

2

1

1

,

,

,

J

m L

F

a

b

a

g

c

m

m

m L

 – эффективная длина ма-

ятника.

При  переходе  к  описанию  модели  объекта  в  переменных  состояния  в 

качестве  компонент  вектора  состояния  можно  выбрать  следующие  вели-

чины: 


background image

2.3. Переходная характеристика 

 

29 

1

1

2

3

1

4

,

,

,

( )

( )

( ),

x

s

x

s

x

s

c

x t

s t

c

t

 

а  выходной  переменной  объекта  является  угол  отклонения  маятника 

.

y

 В результате уравнения состояния принимают вид 

1

2

2

2 2

2

3

4

4

4

3

1

3

1

,

,

,

(

),

(

).

x

x

x

a x

b U

x

x

x

a c x

x

y

c x

x




 

Определив матрицы  

2

2

4

4

0

1

0

0

0

0

0

0

,

,

0

0

0

1

0

0

0

0

a

b

A

B

a c

a c

 

0

0 ,

C

c

c

 

модель  объекта  «каретка–маятник»  можно  представить  в  векторно-

матричной форме (2.1)–(2.2).

 

 
 

2.3. ПЕРЕХОДНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА 

 

Эта динамическая характеристика используется для описания одно-

канальных объектов  

( )

(

1)

(

2)

( )

1

1

0

n

n

n

m

n

n

m

y

a y

a

y

a y

b u

b u

 

с нулевыми начальными условиями 

(

1)

(0)

0,

(0)

0,

,

(0)

0.

n

y

y

y

 


background image

Глава 2. ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ

 

30 

Переходной  характеристикой  (переходной  функцией)  h(t)  назы-

вается  реакция  системы  на  единичное  ступенчатое  входное  воздейст-

вие  (

) 1(

)

u t

t

 при нулевых начальных условиях (см. рис. 2.4). 

Отметим, что единичная ступенчатая функция – это функция, кото-

рая обладает свойством 

 

0,

0,

1(

)

1,

0.

t

t

t

 

Здесь   – момент возникновения входного воздействия. 

 

       

(

)

h t

1(

)

t

y

u

t

t

(

)

h t

1(

)

t

 

 

 

1(

)

t

 

(

)

h t

 

 

Рис. 2.4. Пример переходной характеристики  

системы 

 

Для  аналитического  определения  переходной  функции  следует  ре-

шить дифференциальное уравнение при нулевых начальных условиях 

и единичном входном воздействии. 

При  исследовании  реального  объекта  переходную  характеристику 

можно  получить  экспериментальным  путем,  подавая  на  его  вход  сту-

пенчатое  воздействие  и  фиксируя  реакцию  на  выходе.  Если  входное 

воздействие  представляет  собой  неединичную  ступенчатую  функцию 

( )

1( )

u t

k t ,  то  выходная  величина  будет  равна  ( )

( )

y t

kh t ,  т.  е.  пере-

ходной характеристике с коэффициентом пропорциональности k

Зная  переходную  характеристику,  можно  вычислить  реакцию  сис-

темы  на  произвольное  входное  воздействие  с  помощью  интеграла 

свертки 

t

0

( )

( ) (0)

(

) ( )

,

y t

h t u

h t

u

d

 

 (2.6) 

где  – переменная интегрирования.