Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 282

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вообразите себе: мы заходим в мастерскую, где по нашему заказу могут изготовить... настроение. Обслу­живают тут бойко.

«Вы заказывали настроение жизнерадостное, бодрое, типа мажор? Пожалуйста, вот в этой коробочке, желто-красной. Для праздничных вечеров, субботников, турпо­ходов».

«Вам что-нибудь минорное для поэтического салона? Да-да, мы приготовили вам, как просили. Возьмите вот эту розово-голубую коробку. А в этой фиолетовой при­готовлено настроение тревожно-напряженное».

«Вы хотели сильное средство для мобилизации вни­мания ребят в самом начале дела? Пожалуйста. Что? Почему в коробке слон на мотоцикле? Такого не бывает? Вот видите, как вы разволновались, находитесь в полном недоумении. А мы как раз на это и рассчитывали. Кажу­щаяся абсурдность привлекает внимание. В свое время Маяковский со своими друзьями-поэтами пользовались подобным приемом для «разжаривания» публики. Пред­ставьте, открывается сцена, а на ней сидят поэты, пьют спокойно чай («почему пьют чай?»), а над ними висит привязанный за одну ножку рояль («почему висит ро­яль? что это еще такое?»). Нет-нет. Вам рояль вешать не нужно. Дирекция школы не разрешит».

«Вы что заказывали?..»

Мистика, думаете, выдумка. По форме да. А вот по существу о та­кой «мастерской» можно говорить серьезно. А «мастеровые» в ней сами организаторы. В принципе у каждого организатора возможна такая миниатюрная, переносная «мастерская» настроений. Нахо­дится она в воображаемом чемо­данчике с отделениями: «Значи­мость дела», «Эмоциональная при­влекательность», «Новизна», «Не­ожиданность», «Чувство меры».

Ну а зачем это все нужно?

Сколько раз приходилось видеть, как тщательно под­готовленное, разложенное по полочкам дело, которое, по мысли организатора, должно увлечь ребят, вдруг встре­чает их полнейшее равнодушие. Выкладывается пол­ностью вожак, в изнеможении его помощники, а вокруг скучающие, тоскливые лица ребят. Дело рассыпается на глазах, как песчаный замок. Почему? Да потому, что не подумали об эмоциональном обеспечении дела. Что это такое?

Утверждают, что раны у победителей заживают быст­рее, чем у побежденных. Иначе говоря, минуты радости ускоряют ритм жизни человека, минуты печали, наоборот, замедляют, ослабляют этот ритм. «Мажор», то есть бод­рое, радостное настроение, обладает свойством увеличи­вать силы человека, делать его активнее, а его самочув­ствие значительно лучше. Недаром выдающийся англий­ский врач XVII века Сиденхем однажды заметил, что прибытие паяца в город значит для здоровья его жителей гораздо больше, чем десятки мулов, нагруженных лекар­ствами.


Очень важно сделать предстоящую работу интересной, увлечь ею ребят, тогда и делать ее будут с удовольстви­ем, а значит, и результат будет лучше.

Слово «настроение» — от слов «строй», «настраивать». Похоже, из музыкальной терминологии. Звуки наших внутренних струн — эмоции. Они как сигнал, отражение происходящих вокруг нас и с нами изменений. Встретил­ся прохожий, посмотрел, улыбнулся. Хорошо. Выпал первый снег. Все запорошило, все по-новому. Приятно. Поскользнулся на первом льду. Шлепнулся. Боль­но. Плохо. Поднялся, увидел, что ко мне спешит на помощь незнако­мый человек. Спасибо, обошелся. Хорошо. Чего было сегодня боль­ше — хорошего или плохого, при­ятного или неприятного? Мы, как правило, над этим не задумываем­ся. Но, помимо нашего сознания, эмоции делают пометки в нашем настроении. Другими словами, наш организм все время в состоянии настройки, а результат — наше настроение.

Обширна гамма душевных состояний человека. Ино­гда не хватает слов, чтобы выразить свою взволнован­ность. И прав М. Ю. Лермонтов, утверждавший, что

Холодной буквой трудно объяснить

Боренье дум. Нет звуков у людей

Довольно сильных, чтоб изобразить

Желание блаженства. Пыл страстей

Возвышенных я чувствую: но слов

Не нахожу...

У меня дома стоит пианино. Время от времени, когда мое ухо улавливает фальшь в его звучании, я приглашаю настройщика, который, вооружившись камертоном и спе­циальным ключом, приводит этот музыкальный агрегат в порядок.

Человек, как ым уже говорили, тоже наделен этим «музыкальным» свойством расстраиваться, настраивать­ся и перестраиваться.

Музыкант-настройщик подходит к инструменту с ка­мертоном — эталоном звучания. Когда организатор возь­мется настраивать эмоциональные состояния перед общим делом или в процессе самой работы, то эталоном должно явиться содержание дела.

Всмотритесь, какими прекрасными «настройщиками» являются талантливые актеры. Они в какие-то считанные минуты могут вызвать в нас сострадание и жестокость, гнев и восхищение, радость и смятение. По миру давно уже гуляет легенда о ковбое, который, явившись на спек­такль «Отелло», не выдержал гнусных происков Яго и тут же всадил в актера обойму из своего кольта. Говорят, по решению судьи он был казнен в тот же вечер. Их по­хоронили в одной могиле, выбив на памятнике слова: «Лучшему актеру и лучшему зрителю».

У настроений есть свои «визитные карточки», по ко­торым люди узнают состояния друг друга. Это вырази­тельные движения тела, рук, лица, глаз, интонация го­лоса, изменения цвета лица, походка, форма обращения к товарищам. Следует быть гораздо внимательнее к про­явлению чувств, и вы научитесь «прочитывать» настрое­ния, посмотрев на человека.


Умение зажечь каждого предстоящим делом — это то­же искусство организатора. Давайте разберем некоторые приемы создания в группах и коллективах необходимых настроений, вызывающих интерес к делу, помогающих его успешному проведению.

Дело увлекает человека, если оно оказывается для него значимым, то есть важным, нужным, необходимым. Главное, чтобы человек не только поверил нам, что это дело важное и нужное, надо, чтобы он прочувствовал, как говорят, сердцем эту важность, значимость.

Нередко бывает, что подростки и юноши из-за недо­статка осведомленности, опыта не всегда могут самостоя­тельно оценить значение предстоящего дела, в котором им следует принять участие. Здесь должен поработать организатор. Это достигается различными способами.

Бывает важно подчеркнуть, что работа, которую мы выполняем, является частицей общего труда, и из этих частиц как раз и создается общее дело. Значение дела может быть подчеркнуто в его названии, девизе, броском лозунге, написанном по этому случаю. Например, тема комсомольского собрания «Готов ли ты к труду и оборо­не?» звучит не только выразительно, но и более значимо, чем «Об участии комсомольцев в сдаче норм на значок ГТО». Одно дело, когда старшеклассники трудятся ле­том, ремонтируя школу и «отрабатывая» установленный срок, и другую окраску приобретает их труд, когда они участвуют в трудовой четверти всех школьников страны, проходящей под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики!». И дело не только в «красивости» на­звания, что тоже имеет немаловажное значение, а в воз­можности увидеть каждому свое место в строю многомил­лионного отряда юношества и пережить состояние сопри­частности к важной общественной акции молодежи.

Не все можно взять «кавалерийской атакой», нале­том. Часто требуется кропотливая, внимательная работа по разъяснению важности того или иного дела.

Каждый человек имеет право на то, чтобы на него обра­тили внимание, и каждому старшекласснику хочется, что­бы дело, которое он выполняет, имело значение не только для него лично, но и для остальных.

Как-то к Наташе С., ученице одной из костромских школ, подошел секретарь комсомольской организации и сообщил, что комитет комсомола решил дать ей поруче­ние — заходить ежедневно в школьную библиотеку, брать там номер «Комсомольской правды» и подшивать его в комплект, находящийся в комитете ВЛКСМ. На всякий случай, чтобы Наташа не подумала отказаться, добавил доверительно: «Не волнуйся, дело пустяковое. Много вре­мени не займет, а будешь считаться теперь с поручени­ем». Последняя фраза больно кольнула девушку, но от поручения она отказываться не стала.


Наташа не блистала усердием. От случая к случаю за­ходила в комитет, оставляла газеты, чтобы появиться че­рез неделю. Ворчали политинформаторы, забегавшие в комитет, чтобы заглянуть в газету, сердился секретарь ко­митета комсомола. Тем не менее Наташа на замечания не реагировала. Поручение для нее, действительно, было «пустяковым».

Однажды на доске объявлений в коридоре школы она прочитала: при комитете комсомола школы организуется информационный центр, и при нем создаются посты. Вдруг в списке членов постов Наташа увидела свою фамилию, под которой значилось, что она «командир поста полити­ческой информации». Именно командир, а не «подшиваль­щик», как себя называла Наташа.

За этой, казалось, небольшой деталью для девушки вдруг раскрылась нужность, полезность ее поручения. Обратите внимание, там поручение ей давалось с глазу на глаз, здесь о нем говорится публично, там под­черкивалась его незначительность, здесь — место задания в ряду других важных поручений комсомольцев. Да и на­звание должности «командир» ставило девушку в пози­цию вожака, человека ответственного, призванного про­являть инициативу. Это сыграло свою роль в отношении Наташи к поручению. Она приходила в комитет комсо­мола теперь регулярно, по своей инициативе создала в комитете уголок политинформатора. Вскоре командиру поста комитет комсомола объявил благодарность.

Значимость предстоящего дела может подчеркивать­ся на первый взгляд незначительными деталями. Можно еще подумать, стоит ли идти на читательскую конферен­цию, если туда приглашает обрывок бумаги, висящий на одной кнопке с «абы как» написанным текстом. Через это можно угадать отношение к делу самого организатора. Немаловажное значение имеет и серьезность тона, с каким организатор будет давать поручение, и то внимание, с которым он будет относиться к человеку в ходе выполне­ния им задания.

Для того чтобы ваши товарищи участвовали в рабо­те с удовольствием, с хорошим настроением, дело должно быть эмоционально привлекательным, то есть притягива­ющим к себе, вызывающим яркие переживания.

Эмоционально привлекательным дело может стать, если организатор будет использовать в работе элементы романтической условности, игры, призывать на помощь юмор, остроумие.

В IX А и в IX Б зашел после уроков прораб с соседней стройки. «Ребята, очень нужна ваша помощь. Надо про­рыть срочно траншею, а канавокопатель встал, поломка. Тянем теплоцентраль к школе».


Ребята восприняли предложение без особого энтузи­азма. Но раз надо, значит, надо. На следующий день оба класса дружно трудились на отведенных участках. Сер­гей В., комсорг IX А, водрузил шест с табличкой «Лири­ки» у своего участка, а затем великодушно изготовил еще один для соседей, решив, что «Физики» это как раз для них. Когда через час сделали перерыв и «лирики» на­несли визит «физикам», обнаружилось, что «лирики» вы­полнили работу объемом чуть ли не вдвое больше, чем их соседи. Те искренне удивились, побежали на участок к «лирикам», проверили, не мягче ли тут грунт, не занижен ли объем. Нет, все оказалось правильным. Так в чем же дело?

Сомнения разрешил подошедший прораб. «Это пото­му.— сказал он,— что ваши «лирики» работают с улыб­кой». И действительно, за работу ребята IX А принялись с песней. Затем, когда с песнями «выдохлись», на арене появился Сергей Д., парень, обладающий великолепным чувством юмора. Он не оставил без внимания ни себя, ни товарищей, ни соседей. Смех стоял неудержимый. Так с шуткой да с песнями и не заметили, как дело сделали... А рядом молча, сосредоточенно трудился IX Б. Если, гля­дя на «лириков», создавалось впечатление, что они стре­мятся найти золотоносную жилу, то их соседи просто от­рабатывали задание.

Хороший эмоциональный настрой работы создают традиции, ритуалы, символы. Есть в разных школах свои традиции — встречи новичков в классах («посвящение в одноклассники»), праздники рождения комсомольской ор­ганизации (создание комсомольской группы в VII— VIII классах), ритуалы на комсомольских собраниях (вы­нос Красного знамени комсомольской организации, рапор­ты-отчеты классных комсомольских организаций о выпол­нении заданий комитета комсомола школы) и при организации классных и общешкольных дел (линейки-ми­тинги «Имена на поверке» памяти павших в Великой Отечественной войне, традиционная форма «десантов» трудовых отрядов старшеклассников) и др. Следует ак­тивнее использовать символы и ритуалы при вручении комсомольских билетов, проведении Ленинских уроков, уроков мужества, трудовых дел.

Будничная, порой не очень приятная работа может оказаться вдруг интересной, притягивающей к себе, если ее умело «подать» (применяется термин «инструменто­вать»), заставить сверстников посмотреть на нее другими глазами. Музыка, песня в этом смысле прекрасный союз­ник организаторов. Если организатор побеспокоится, что­бы перед началом комсомольского собрания прозвучали песни (надо найти и запевал — «ответственных за пес­ню», и музыкантов, и пластинки или магнитофонные запи­си), то этим самым он обеспечи-вает бодрую, мажорную обстанов­ку, так необходимую на комсо­мольских собраниях. Да и не только на собраниях.